Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 22 января 2024 г. по заявке N 2020748267
Заявка: |
2020748267 |
Название: |
АЛТАЙЛЕТО |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
08.09.2023 |
Дата коллегии: |
05.12.2023 |
Дата утверждения: |
22.01.2024 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Мусихин. Мир мёда" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 24.08.2022, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Мусихин. Мир мёда", Оренбургская область, г. Оренбург (далее - заявитель), на решение Роспатента о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020748267, при этом установлено следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2020748267, поданной 03.09.2020, было заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров и услуг 05, 30, 35 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ).
Роспатентом 14.02.2022 было принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020748267 в отношении части заявленных товаров 05, 30 классов МКТУ и всех заявленных услуг 35 класса МКТУ.
В отношении иной части товаров 05 и 30 классов МКТУ (05 - добавки пищевые из прополиса; добавки пищевые из пчелиного маточного молочка; добавки пищевые из пыльцы растений; молочко маточное пчелиное для фармацевтических целей; прополис для фармацевтических целей; 30 - мед; молочко маточное пчелиное; прополис) в регистрации товарного знака отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 7 статьи 1483 Кодекса, так как заявленное обозначение сходно до степени смешения:
- с наименованием места происхождения товара "Алтайский мёд", зарегистрированным 24.06.2015 за N 142 на основании заявки, поданной 19.04.2013, с указанием товара "пчелиный мёд", исключительное право в отношении которого предоставлено Сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу второго уровня "Алтай - медовый край", Алтайский край, г. Барнаул (свидетельство N 142/1), Обществу с ограниченной ответственностью "Алтайский Пчелоцентр", Алтайский край, г. Барнаул (свидетельство N 142/2), Обществу с ограниченной ответственностью "Меда Алтая", Алтайский край, г. Бийск (свидетельство N 142/3), Ревякину Алексею Викторовичу, Новосибирская область, г. Новосибирск (свидетельство N 142/4), Ширяеву Алексею Васильевичу, Алтайский край, г. Барнаул (свидетельство N 142/5);
- с наименованием места происхождения товара "Мёд горного Алтая", зарегистрированным 20.02.2019 за N 193 на основании заявки, поданной 24.12.2018, с указанием товара "мёд", исключительное право в отношении которого предоставлено Обществу с ограниченной ответственностью "Республиканский пчелоцентр", Республика Алтай, г. Горно-Алтайск (свидетельство N 193/1), Власенко Маргарите Николаевне, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск (свидетельство N 193/2).
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 24.08.2022 поступило возражение, в котором выражено несогласие заявителя с принятым Роспатентом решением. Доводы возражения сводятся к следующему:
- процесс производства медовой продукции по заказу заявителя осуществляется на территории Алтайского края, что явилось основанием для снятия ранее установленных оснований для отказа в регистрации заявленного обозначения, предусмотренных пунктом 3 статьи 1483 Кодекса;
- заявленное обозначение "АЛТАЙЛЕТО" и противопоставленные наименования мест происхождения товаров "Алтайский мёд" и "Мёд горного Алтая" не являются сходными фонетически, семантически и графически;
- существует судебная практика по однородным делам, которая подлежит учету (дела NN СИП-144/2021, СИП-645/2019, СИП-971/2019);
- подлежит учету также практика регистрации товарных знаков (знаков обслуживания), включающих в себя словесный элемент "Алтай", в отношении товаров 05, 30 классов МКТУ: свидетельства NN 683713, 735726, 533493, 732264, 768368, 667252, 681589, 631939, 716652, 719032, 789787, 650516, 472825, 269751, 453970, 509588, 354788, 383473, 480998, 309442, 494161, 458795).
На основании изложенного заявитель просит изменить решение Роспатента от 14.02.2022 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2020748267 отношении всего заявленного перечня товаров 05, 30 и услуг 35 классов МКТУ.
В результате рассмотрения возражения, поступившего 24.08.2022, Роспатентом было принято решение от 23.11.2022 об отказе в удовлетворении возражения и оставлении в силе решение Роспатента от 14.02.2022.
Заявителем 13.02.2023 в Суд по интеллектуальным правам было подано заявление о признании решения Роспатента от 23.11.2022 недействительным, в удовлетворении которого было отказано решением Суда по интеллектуальным правам от 15.05.2023 по делу N СИП-111/2023.
В отношении указанного решения суда заявителем 11.07.2023 подана кассационная жалоба, рассмотрев которую Президиумом Суда по интеллектуальным правам принято постановление от 08.09.2023, которым отменено решение Суда по интеллектуальным правам от 15.05.2023 по делу N СИП-111/2023, решение Роспатента от 23.11.2022 признано недействительным как не соответствующее положениям пункта 7 статьи 1483 Кодекса.
Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 08.09.2023 на Роспатент возложена обязанность повторного рассмотрения возражения, поступившего 24.08.2022, на решение Роспатента от 14.02.2022 с учетом постановления.
В постановлении отмечается, что "вся позиция административного органа и суда первой инстанции построена на сходстве элементов "Алтай"/"Алтайский"/"Алтая", что является недопустимым, поскольку в противопоставленных наименованиях мест происхождения товаров они являются зависимыми и не могут быть доминирующими" (абзац девятый на странице 9 постановления от 08.09.2023).
Кроме того, Президиумом Суда по интеллектуальным правам отмечено, что "как методология установления сходства спорного обозначения с противопоставленными наименованиями мест происхождения товаров, так и в целом методология установления вероятности смешения нарушены" (абзац пятый на странице 10 постановления от 08.09.2023).
В постановлении конкретизировано, что "для оценки сходства заявленного на регистрацию обозначения "" с наименованиями мест происхождения товаров "Алтайский мёд" и "Мёд горного Алтая" подлежало установлению, воспринимает ли обычный потребитель заявленное на регистрацию обозначение как с очевидностью указывающее на противопоставленные наименования мест происхождения товаров" (абзац первый на странице 11 постановления от 08.09.2023).
Во исполнение постановления Президиума Суда по интеллектуальным правам от 08.09.2023 по делу N СИП-111/2023 возражение Общества с ограниченной ответственностью "Мусихин. Мир мёда", поступившее 24.08.2022, рассмотрено повторно.
При повторном рассмотрении возражения на заседании коллегии, состоявшемся 12.10.2023, на основании пункта 45 Правил ППС заявителю было сообщено о новых мотивах, которые могут быть положены в основу вывода о несоответствии заявленного обозначения требованиям законодательства.
Согласно протоколу заседания от 12.10.2023, с которым заявитель ознакомлен путем предоставления доступа на официальном сайте, заявленное обозначение не соответствует подпункту 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, так как часть "Алтай-" является неверным указанием относительно фактического места нахождения заявителя (г. Оренбург), следовательно, заявленное обозначение в целом вводит потребителя в заблуждение относительно места происхождения товаров и места нахождения их производителя.
Кроме того, заявленное обозначение не соответствует подпункту 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса, так как является сходным до степени смешения:
- с товарным знаком "" по свидетельству N 128285, зарегистрированным на имя ОАО "Рот Фронт" в отношении товаров 30 класса МКТУ, однородных заявленным товарам 05 и 30 классов МКТУ,
- товарными знаками "", "
", "
" по свидетельствам NN 873943, 647388, 438513, зарегистрированными на имя ООО "Новые Технологии", в отношении однородных товаров 05 класса МКТУ,
- с товарным знаком "" по свидетельству N 716756, зарегистрированным на имя ООО "Оригами", в отношении услуг 42 класса МКТУ, являющихся однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ,
- с товарным знаком "" по свидетельству N 185189, зарегистрированным на имя ООО "Кондитерская фирма "Алтай", в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ;
- с товарным знаком "" по свидетельству N 632425, зарегистрированным на имя Степанова Валерия Анатольевича, в отношении товаров 29, 30 классов МКТУ, однородных заявленным товарам 05 и 30 классов МКТУ;
- с товарными знаками "" по свидетельству N 653164, "
" по свидетельству N 653165, "
" по свидетельству N 619470, "
" по свидетельству N 570467, зарегистрированными на имя ЗАО "Фармацевтическое предприятие "Мелиген", в отношении товаров 05 класса МКТУ, однородных заявленным товарам 05 и 30 классов МКТУ;
- со знаком "" по международной регистрации N 614388А, зарегистрированным на имя ООО "Алтай Холдинг", в отношении товаров 32 класса МКТУ, однородных заявленным товарам 05 класса МКТУ (минеральные воды).
Ознакомившись с приведенными мотивами, заявитель 07.11.2023 представил дополнение к возражению, в котором отметил следующее:
- заявителем принято решение о сокращении перечня товаров 05, 30, услуг 35 классов МКТУ, для которых испрашивается регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака;
- процесс производства медовой продукции по заказу заявителя осуществляется на территории Алтайского края, вследствие чего потребитель не будет введен в заблуждение;
- заявленное обозначение не является сходным до степени смешения с противопоставленными товарными знаками в связи с разным общим впечатлением, которое они производят;
- заявленное обозначение представлено одним словесным элементом, отсутствующим в словарях, являющимся фантазийным, требующим домысливания при оценке смыслового содержания;
- заявленное обозначение отличается от противопоставленных товарных знаков фонетически, семантически и визуально;
- сокращение заявителем перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака, обуславливает отсутствие однородности таких товаров и услуг товарам и услугам противопоставленных регистраций;
- в соответствии с устоявшейся практикой допускается регистрация обозначений, включающих зарегистрированные товарные знаки иных лиц, что может быть проиллюстрировано на примере регистрации товарных знаков, включающих слова/словосочетания "Алтайфлора", "Алтайские традиции", "Алтайская здравница", "Алтайхит", "Алтай сила", "Алтай хруст", "Встречай Алтай", "Цветущий Алтай", "Хан Алтай", "Ларец Алтая", "Altaria энергия Алтая", "Altaivita", "Ферма Алтая", "Престиж Алтая", "Алтай Старовер", "Алтай-батюшка", "Алтаймикс (Altaymix)", "Алтайцвет", "Алтаймилк", "Алтайский нектар", "Алтайский урожай", "Алтайский сувенир", "Алтайский букет", "Алтайский фермер", "Алтайский источник", "Килолето армия похудения", "Фитолето чистый вкус", "Letobaby", "Индилето", "Фруктолето", "Фрутолето", "Майолето", "Летофарм", "Цветолето", "Летодача", "Proлето", "Летолайк" и другие;
- регистрация заявленного обозначения на имя заявителя будет являться реализацией принципа единообразия правоприменительной практики, отклонение от которой является недопустимым.
С учетом вышеприведенных дополнительных доводов заявитель просил отменить решение Роспатента от 14.02.2022 и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении следующего перечня товаров и услуг:
05 класс МКТУ - "добавки пищевые; добавки пищевые из прополиса; добавки пищевые из пчелиного маточного молочка; добавки пищевые из пыльцы растений; добавки пищевые с косметическим эффектом; молочко маточное пчелиное для фармацевтических целей; прополис для фармацевтических целей";
30 класс МКТУ - "ароматизаторы для кондитерских изделий, за исключением эфирных масел; ароматизаторы пищевые, кроме эфирных масел; батончики злаковые; батончики злаковые с высоким содержанием белка; блины; бриоши; булки; булочки с шоколадом; бумага съедобная; вафли; вещества подслащивающие натуральные; галеты солодовые; глазури зеркальные; глазурь для изделий из сладкого сдобного теста; глюкоза для кулинарных целей; гренки; закуски легкие на основе хлебных злаков; заправки для салатов; изделия желейные фруктовые [кондитерские]; изделия из сладостей для украшения тортов; изделия кондитерские для украшения новогодних елок; изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой; изделия кондитерские мучные; изделия кондитерские на основе арахиса; изделия кондитерские на основе миндаля; изделия кондитерские фруктовые; карамели [конфеты]; конфеты; крекеры; крем заварной; крем-брюле; круассаны; макарон [печенье]; маринады; марципан; мед; молочко маточное пчелиное; мороженое; муссы десертные [кондитерские изделия]; муссы шоколадные; мюсли; нуга; орехи в шоколаде; пастилки [кондитерские изделия]; патока; печенье; печенье сухое; помадки [кондитерские изделия]; порошки пекарские; пралине; препараты ароматические пищевые; приправы; продукты на основе овса; профитроли; пряники; птифуры; пудинги [запеканки]; пудра для кондитерских изделий; пюре фруктовые [соусы]; сахар леденцовый; сироп золотой; сладости; смеси для пикантных блинов; сорбет [мороженое]; соусы [приправы]; спреды на основе шоколада; спреды шоколадные с орехами; сухари; тарты; тесто готовое; тесто для кондитерских изделий; тесто миндальное; тесто сдобное сладкое для кондитерских изделий; халва; хлеб; хлеб безглютеновый; хлеб из пресного теста; хлопья [продукты зерновые]; хот-доги; цветы или листья, используемые в качестве заменителей чая; шоколад; шоколатины; эссенции пищевые, за исключением эфирных эссенций и эфирных масел; все указанные выше товары содержат в своем составе мёд";
35 класс МКТУ - "агентства по импорту-экспорту; демонстрация товаров; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг".
С дополнением заявитель представил копии следующих материалов:
(1) ветеринарные свидетельства, выданные заявителю в отношении продукции "мёд", выработанной Чупиным Е.Н. в июле 2020 г., выработанной Плюта Ю.М. в августе 2019 г. и в июле 2020 г., выработанной Бацановым С.В. 16 сентября 2020 г., выработанной ООО "Пасеки Соловьёвых" в июле 2020 г., 20 октября 2020 г., 5 августа 2021 г., 2 2 июня 2021 г.;
(2) договоры от 24.07.2020 между заявителем и Чупиным Е.Н., от 27.08.2020, 09.04.2020 между заявителем и Плюта Ю.М., от 30.09.2020 между заявителем и Бацановым С.В.;
(3) выдержки из договоров от 17.07.2020 с Плюта Ю.М., от 15.10.2020 с Бацановым С.В.;
(4) закупочные акты от 24.07.2020, 17.07.2020, 30.09.2020, 15.10.2020;
(5) ветеринарные паспорта, выданные Чупину Е.Н., Бацанову С.В.;
(6) выдержка из ветеринарного паспорта.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты (03.09.2020) поступления заявки N 2020748267 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с географическим указанием или наименованием места происхождения товара, охраняемыми в соответствии с настоящим Кодексом, а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака, за исключением случая, если такое географическое указание или такое наименование либо сходное с ними до степени смешения обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования такого географического указания или такого наименования, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано такое географическое указание или такое наименование места происхождения товара.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
В соответствии с пунктом 47 Правил при проверке сходства словесных обозначений и словесных элементов комбинированных обозначений с зарегистрированным географическим указанием или наименованием места происхождения товара либо с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового, используются признаки, указанные в пункте 42 Правил. При этом вопрос однородности товаров не исследуется.
Заявленное обозначение "" является словесным, выполнено стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров 05, 30 и услуг 35 классов МКТУ, указанных в дополнении от 07.11.2023.
Оспариваемым решением было установлено несоответствие заявленного обозначения пункту 7 статьи 1483 Кодекса в отношении части товаров в связи с его сходством до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров "Алтайский мёд" и "Мёд горного Алтая", исключительное право в отношении которых предоставлено иным лицам.
Противопоставленное наименование места происхождения товара "Алтайский мёд", зарегистрированное за N 142, выполнено стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товара "пчелиный мёд" с указанием места происхождения товара Алтайский край.
Противопоставленное наименование места происхождения товара "Мёд горного Алтая", зарегистрированное за N 193, выполнено стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товара "мёд" с указанием места происхождения товара Республика Алтай.
Сопоставительный анализ заявленного обозначения "Алтайлето" и противопоставленных наименований мест происхождения товаров "Алтайский мёд" и "Мёд горного Алтая" на предмет их сходства показал следующее.
Сравниваемые обозначения включают словесные элементы "Алтай"/"Алтайский"/"Алтая", что определяет наличие таких признаков фонетического сходства, как наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений. В то же время иные слова, составляющие сравниваемые обозначения, различаются.
Выполнение сопоставляемых обозначений буквами русского алфавита обуславливает наличие также признаков визуального сходства, однако роль графического критерия является низкой по причине отсутствия каких-либо особенностей исполнения.
В судебных актах по делу N СИП-111/2023 обращено внимание на то, что с целью сравнения обозначений подлежат выявлению их сильные и слабые элементы.
Сила элемента устанавливается:
1) в конкретном обозначении и по отношению к конкретным иным элементам этого знака;
2) применительно к конкретным товарам (например, с точки зрения описательности или с точки зрения того, является ли использование элемента обычным в отношении конкретных товаров);
3) исходя из восприятия конкретного обозначения в целом адресной группой потребителей.
Названный подход отражен, в частности, в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 24.06.2022 по делу N СИП-661/2021, от 28.06.2023 по делу N СИП-985/2022.
Заявленное обозначение "Алтайлето" отсутствует в словарных источниках, вместе с тем оно является слитным написанием слов "Алтай" и "лето", не имеющих грамматической связи в качестве словосочетания.
"Лето" - "самое тёплое время года, следующее за весной и предшествующее осени", см. Толковый словарь Ожегова, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/98026).
"Алтай" - "горная страна в Азии, на территории России (Алтайский край, Республика Алтай), Монголии и Китая", см. Словарь русских синонимов; Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 - https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/445/Алтай. Следовательно, слово "Алтай", являющееся частью заявленного обозначения, указывает на определенную территорию, является наименованием географического объекта.
"Президиум Суда по интеллектуальным правам обращает внимание на то, что позиция Роспатента о силе элемента, указывающего лишь на географический объект, и обоснование сходства сравниваемых обозначений лишь использованием в них этого элемента, по сути, приводят к "монополизации" названия географического объекта и произведенных от него слов за лицами, которые первыми получили исключительное право на содержащее этот элемент средство индивидуализации" (абзац десятый страницы 9 постановления от 08.09.2023 по делу N СИП-111/2023).
Таким образом, именно слово "лето" заявленного обозначения определяет индивидуализирующую способность заявленного обозначения. Следовательно, смысловое содержание заявленного обозначения сводится к времени года на территории Алтая.
В свою очередь, противопоставленное наименование места происхождения товара "Алтайский мёд" представляет собой словосочетание, которое содержит указание на вид товара - "мёд" (сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое медоносной пчелой из нектара растений, см. Большой Энциклопедический словарь, http://dic/academic.ru) и место его происхождения - Алтайский край (субъект Российской Федерации).
Аналогично, противопоставленное наименование места происхождения товара "Мёд горного Алтая" представляет собой словосочетание, содержащее указание на товар "мёд" и место его происхождения - Республику Алтай (субъект Российской Федерации).
Как известно, смысловой критерий, в отличие от остальных может выступать в качестве самостоятельного признака, обеспечивающего вывод о сходстве обозначений в целом. Следовательно, в данном случае превалирует именно смысловой критерий.
В противопоставленных наименованиях мест происхождения товаров слова, производные от названия "Алтай", представляют собой указание на определенную территорию, регион происхождения товаров, особые свойства которых явились основанием для регистрации соответствующих средств индивидуализации.
При этом в заявленном обозначении именно слово "лето" определяет индивидуализирующую способность заявленного обозначения, является сильным элементом.
Таким образом, принимая во внимание выводы Президиума Суда по интеллектуальным правам, коллегия усматривает, что сильные части сравниваемых обозначений не совпадают.
Во исполнение постановления Суда по интеллектуальным правам в части вывода о необходимости установить, воспринимает ли обычный потребитель заявленное на регистрацию обозначение как с очевидностью указывающее на противопоставленные наименования мест происхождения товаров, коллегия отмечает следующее.
Заявитель осуществляет закупку продуктов пчеловодства, которые имеют происхождение с территории Алтайского края, что следует из представленных им материалов (договоры, ветеринарные свидетельства и паспорта, закупочные акты), что отражает намерение последующей реализации соответствующей продукции, закупаемой в значительных объёмах. Как следствие, использование для индивидуализации реализуемой продукции заявленного обозначения "Алтайлето", включающего указание на территорию Алтая, может рассматриваться как направленное, в том числе, на информирование потребителей о месте происхождения продукции пчеловодства, как собираемой бортниками Алтайского края.
Вместе с тем слово лето, присутствующее в составе заявленного обозначения само по себе не предопределяет возникновения ассоциаций именно с мёдом либо продукцией пчеловодства.
В соответствии с пунктом 47 Правил при проверке сходства обозначений с зарегистрированным наименованием места происхождения товара вопрос однородности товаров не исследуется.
Таким образом, заявленное обозначение не может быть признано не соответствующим пункту 7 статьи 1483 Кодекса.
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Противопоставленные товарные знаки "" по свидетельству N 185189, "
" по свидетельству N 632425, "
" по свидетельству N 653164, "
" по свидетельству N 653165, "
" по свидетельству N 619470, "
" по свидетельству N 570467, "
" по свидетельству N 716756, "
" по международной регистрации N 614388А в качестве основных индивидуализирующих элементов содержат слова "Алтай"/"Altai", имеющие идентичное во всех случаях звуковое воспроизведение и смысловое значение (приведено выше).
В заявленном обозначении, как указывалось выше, часть "Алтай" наиболее вероятно воспринимается в качестве характеристики места происхождения товаров, следовательно, является слабым элементом.
При оценке сходства учитывается, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается (см. пункт 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части Четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Поскольку в составе заявленного обозначения присутствует иное слово, которое главным образом определяет индивидуализирующую способность обозначения в целом, совпадение части "Алтай-" не приводит к заключению о смысловом, фонетическом и визуальном ассоциировании сравниваемых обозначений в целом.
Испрашиваемые в соответствии с ходатайством от 07.11.2023 товары 05 класса МКТУ "добавки пищевые; добавки пищевые из прополиса; добавки пищевые из пчелиного маточного молочка; добавки пищевые из пыльцы растений; добавки пищевые с косметическим эффектом; молочко маточное пчелиное для фармацевтических целей; прополис для фармацевтических целей" однородны по виду, назначению, условиям реализации, кругу потребителей товарам и признакам взаимодополняемости, взаимозаменяемости "настойки для медицинских целей; эликсиры [фармацевтические препараты]; бальзамы для медицинских целей; препараты бальзамические для медицинских целей; препараты фармацевтические; средства тонизирующие [лекарственные препараты]; настои лекарственные; сбор чайный противоастматический; травы лекарственные; чаи травяные для медицинских целей" противопоставленных регистраций NN 570467, 619470.
Кроме того, испрашиваемые в соответствии с ходатайством от 07.11.2023 товары 05 класса МКТУ "добавки пищевые; добавки пищевые из прополиса; добавки пищевые из пчелиного маточного молочка; добавки пищевые из пыльцы растений; добавки пищевые с косметическим эффектом; молочко маточное пчелиное для фармацевтических целей; прополис для фармацевтических целей" однородны по роду, виду, назначению, условиям реализации, кругу потребителей товарам, признакам взаимозаменяемости, взаимодополняемости товарам "добавки минеральные пищевые; добавки пищевые; добавки пищевые белковые; добавки пищевые для животных; добавки пищевые дрожжевые; добавки пищевые из альгината; добавки пищевые из глюкозы; добавки пищевые из казеина; добавки пищевые из лецитина; добавки пищевые из масла льняного семени; добавки пищевые из прополиса; добавки пищевые из протеина; добавки пищевые из протеина для животных; добавки пищевые из пчелиного маточного молочка; добавки пищевые из пыльцы растений; добавки пищевые из ростков пшеницы; добавки пищевые из семян льна; добавки пищевые ферментные; жир рыбий; таблетки от кашля; препараты для расширения бронхов; микстуры; микстуры (а именно, от кашля)" противопоставленных регистраций NN 653164, 653165.
Испрашиваемые в соответствии с ходатайством от 07.11.2023 товары 30 класса МКТУ "ароматизаторы для кондитерских изделий, за исключением эфирных масел; ароматизаторы пищевые, кроме эфирных масел; батончики злаковые; батончики злаковые с высоким содержанием белка; блины; бриоши; булки; булочки с шоколадом; бумага съедобная; вафли; вещества подслащивающие натуральные; галеты солодовые; глазури зеркальные; глазурь для изделий из сладкого сдобного теста; глюкоза для кулинарных целей; гренки; закуски легкие на основе хлебных злаков; заправки для салатов; изделия желейные фруктовые [кондитерские]; изделия из сладостей для украшения тортов; изделия кондитерские для украшения новогодних елок; изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой; изделия кондитерские мучные; изделия кондитерские на основе арахиса; изделия кондитерские на основе миндаля; изделия кондитерские фруктовые; карамели [конфеты]; конфеты; крекеры; крем заварной; крем-брюле; круассаны; макарон [печенье]; маринады; марципан; мед; молочко маточное пчелиное; мороженое; муссы десертные [кондитерские изделия]; муссы шоколадные; мюсли; нуга; орехи в шоколаде; пастилки [кондитерские изделия]; патока; печенье; печенье сухое; помадки [кондитерские изделия]; порошки пекарские; пралине; препараты ароматические пищевые; приправы; продукты на основе овса; профитроли; пряники; птифуры; пудинги [запеканки]; пудра для кондитерских изделий; пюре фруктовые [соусы]; сахар леденцовый; сироп золотой; сладости; смеси для пикантных блинов; сорбет [мороженое]; соусы [приправы]; спреды на основе шоколада; спреды шоколадные с орехами; сухари; тарты; тесто готовое; тесто для кондитерских изделий; тесто миндальное; тесто сдобное сладкое для кондитерских изделий; халва; хлеб; хлеб безглютеновый; хлеб из пресного теста; хлопья [продукты зерновые]; хот-доги; цветы или листья, используемые в качестве заменителей чая; шоколад; шоколатины; эссенции пищевые, за исключением эфирных эссенций и эфирных масел; все указанные выше товары содержат в своем составе мёд" по роду, виду, назначению, кругу потребителей, условиям реализации, признакам взаимодополняемости и взаимозаменяемости однородны товарам "кофе, чай, какао, сахар, рис, заменители кофе, мука и зерновые продукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, мороженое, мед, сироп из патоки, дрожжи, пекарные порошки, соль, горчица, уксус (приправы), пряности, пищевой лед, вафли, печенье, карамель, конфеты, торты, мучные изделия" противопоставленной регистрации N 185189.
Кроме того, испрашиваемые в соответствии с ходатайством от 07.11.2023 товары 30 класса МКТУ "изделия желейные фруктовые [кондитерские]; изделия кондитерские фруктовые; крем заварной; пюре фруктовые [соусы]; хот-доги" однородны по роду, назначению, кругу потребителей и условиям реализации товарам "фрукты консервированные, сушеные и подвергнутые тепловой обработке; желе, варенье, компоты; сосиски; сосиски в сухарях", "блюда на основе лапши; вареники [шарики из теста фаршированные]; лапша; макароны; пельмени [шарики из теста, фаршированные мясом]; равиоли; спагетти; сэндвичи; цзяоцзы [пельмени китайские]; чизбургеры [сэндвичи]; все указанные выше товары содержат в своем составе мёд" противопоставленной регистрации N 632425.
Испрашиваемые заявителем в соответствии с ходатайством от 07.11.2023 услуги 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; демонстрация товаров; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг" относятся к услугам по продвижению товаров для третьих лиц, что подразумевает совокупность разных мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличения их сбыта, расширения рыночного поля товаров (см. Информационное письмо Роспатента от 23.12.2011 N 2, приложенное к протоколу от 05.09.2023). В связи с приведенным содержанием испрашиваемых услуг их следует признать однородными услугам "реализация товаров" 42 класса МКТУ, указанным в перечне противопоставленной регистрации N 716756.
Товаров/услуг, которые являются однородными товарам противопоставленной регистрации N 614388А, скорректированный заявителем испрашиваемый перечень более не содержит.
Таким образом, заявленное обозначение может быть признано несходным в целом с противопоставленными товарными знаками "" по свидетельству N 185189, "
" по свидетельству N 632425, "
" по свидетельству N 653164, "
" по свидетельству N 653165, "
" по свидетельству N 619470, "
" по свидетельству N 570467, "
" по свидетельству N 716756, "
" по международной регистрации N 614388А, в связи с чем вывод об однородности испрашиваемых заявителем товаров 05, 30 и услуг 35 классов МКТУ товарам и услугам, в отношении которых охраняются товарные знаки по свидетельствам NN 185189, 632425, 653164, 653165, 619470, 570467, 716756, не приводит к заключению о наличии вероятности смешения.
Единственным индивидуализирующим элементом противопоставленных товарных знаков "" по свидетельству N 128285, "
" по свидетельству N 873943, "
" по свидетельству N 647388, "
" по свидетельству N 438513 является слово "лето", выполненное в кириллице и/или в латинице.
Коллегия констатирует полное вхождение слова "лето", являющегося индивидуализирующим элементом противопоставленных товарных знаков, в состав заявленного обозначения.
При этом не может быть признано полное отсутствие сходства обозначений при наличии одного полностью совпадающего словесного элемента, являющегося единственным словесным элементом противопоставленного товарного знака и одним из словесных элементов спорного товарного знака. Наличие в сравниваемых товарных знаках тождественного словесного элемента свидетельствует о том, что определенная степень сходства сравниваемых обозначений имеется. Соответствующий подход отражен в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 21.05.2018 по делу N СИП-210/2017, от 26.11.2018 по делу N СИП-147/2018, от 25.01.2019 по делу N СИП-261/2018, от 11.07.2019 по делу N СИП-21/2019, от 25.12.2019 по делу N СИП-137/2018, от 31.03.2021 по делу N СИП-569/2020, от 28.06.2023 по делу N СИП-985/2022.
С точки зрения семантики слова "LETO", выполненного в латинице, подлежит учету, что для российских потребителей именно транслитерационное значение слова является превалирующим (см. например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 28.01.2019 по делу N СИП-710/2017). Таким образом, смысловое значение всех противопоставленных товарных знаков сводится к самому тёплому времени года, следующему за весной и предшествующему осени.
Кроме того, выполнение части противопоставленных товарных знаков буквами русского алфавита обуславливает также наличие признаков визуального сходства заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков. Вместе с тем роль визуального критерия не является определяющей, поскольку превалируют смысловой и фонетический признаки.
С учетом установленного ранее смыслового содержания заявленного обозначения (теплое время года на территории Алтая), принимая во внимание основную роль совпадающего элемента (лето) в составе заявленного обозначения, следует заключить, что заявленное обозначение является сходным с противопоставленными товарными знаками "" по свидетельству N 128285, "
" по свидетельству N 873943, "
" по свидетельству N 647388, "
" по свидетельству N 438513, поскольку ассоциируется с ними в целом, несмотря на отдельные отличия, заключающиеся в присутствии слабой части "Алтай-".
Анализ однородности товаров/услуг испрашиваемого заявителем в ходатайстве от 07.11.2023 перечня и товаров/услуг, которые приведены в перечнях регистраций NN 128285, 873943, 647388, 438513, показал следующее.
Испрашиваемые в соответствии с ходатайством от 07.11.2023 товары 30 класса МКТУ "ароматизаторы для кондитерских изделий, за исключением эфирных масел; ароматизаторы пищевые, кроме эфирных масел; батончики злаковые; батончики злаковые с высоким содержанием белка; блины; бриоши; булки; булочки с шоколадом; бумага съедобная; вафли; вещества подслащивающие натуральные; галеты солодовые; глазури зеркальные; глазурь для изделий из сладкого сдобного теста; глюкоза для кулинарных целей; гренки; закуски легкие на основе хлебных злаков; заправки для салатов; изделия желейные фруктовые [кондитерские]; изделия из сладостей для украшения тортов; изделия кондитерские для украшения новогодних елок; изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой; изделия кондитерские мучные; изделия кондитерские на основе арахиса; изделия кондитерские на основе миндаля; изделия кондитерские фруктовые; карамели [конфеты]; конфеты; крекеры; крем заварной; крем-брюле; круассаны; макарон [печенье]; маринады; марципан; мед; молочко маточное пчелиное; мороженое; муссы десертные [кондитерские изделия]; муссы шоколадные; мюсли; нуга; орехи в шоколаде; пастилки [кондитерские изделия]; патока; печенье; печенье сухое; помадки [кондитерские изделия]; порошки пекарские; пралине; препараты ароматические пищевые; приправы; продукты на основе овса; профитроли; пряники; птифуры; пудинги [запеканки]; пудра для кондитерских изделий; пюре фруктовые [соусы]; сахар леденцовый; сироп золотой; сладости; смеси для пикантных блинов; сорбет [мороженое]; соусы [приправы]; спреды на основе шоколада; спреды шоколадные с орехами; сухари; тарты; тесто готовое; тесто для кондитерских изделий; тесто миндальное; тесто сдобное сладкое для кондитерских изделий; халва; хлеб; хлеб безглютеновый; хлеб из пресного теста; хлопья [продукты зерновые]; хот-доги; цветы или листья, используемые в качестве заменителей чая; шоколад; шоколатины; эссенции пищевые, за исключением эфирных эссенций и эфирных масел; все указанные выше товары содержат в своем составе мёд" по роду, виду, назначению, кругу потребителей, условиям реализации, признакам взаимодополняемости и взаимозаменяемости однородны товарам "кофе, чай, какао, сахар, рис, тапиока (маниока), саго, заменители кофе; мука и зерновые продукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, мед, сироп из патоки; дрожжи, пекарные порошки; соль, горчица; уксус, соусы (приправы); пряности" противопоставленной регистрации N 128285.
Испрашиваемые в соответствии с ходатайством от 07.11.2023 товары 05 класса МКТУ "добавки пищевые; добавки пищевые из прополиса; добавки пищевые из пчелиного маточного молочка; добавки пищевые из пыльцы растений; добавки пищевые с косметическим эффектом; молочко маточное пчелиное для фармацевтических целей; прополис для фармацевтических целей" относятся к пищевым добавкам. Как известно, добавки к пище не рассматриваются как товары, являющиеся разновидностью лекарств. Вместе с тем цели, для которых они применяются, могут быть отнесены к медицинским целям, поскольку они обладают профилактическими, диетическими свойствами, используются для целенаправленного воздействия на организм человека - с целью профилактики заболеваний и поддержания в физиологических границах функциональной активности органов и систем.
Поскольку для целей установления однородности принимается во внимание принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности анализируемых товаров одному производителю, то следует констатировать возможность совпадения формы, в которых производятся названные товары и товары "фармацевтические и ветеринарные препараты" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 438513, товарам "препараты фармацевтические; препараты ветеринарные" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 647388 и товарам "корма лечебные для животных; медикаменты для ветеринарных целей" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 873943, а также возможность общих условий реализации и использования сопоставляемых товаров (общее назначение), возможность общего круга потребителей таких товаров. Таким образом, товары 05 класса МКТУ испрашиваемого перечня, представляющие собой пищевые продукты для медицинских целей, пищевые добавки, признаются однородными по признакам назначения, круга потребителей, взаимодополняемости обозначенным товарам противопоставленных регистраций.
Более того, испрашиваемые в соответствии с ходатайством от 07.11.2023 товары 05 класса МКТУ "добавки пищевые; добавки пищевые из прополиса; добавки пищевые из пчелиного маточного молочка; добавки пищевые из пыльцы растений; добавки пищевые с косметическим эффектом; молочко маточное пчелиное для фармацевтических целей; прополис для фармацевтических целей" по всем признакам однородности однородны товарам "диетические вещества для медицинских целей" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 438513, "продукты диетические пищевые для медицинских целей" противопоставленного товарного знака по свидетельству N 647388.
В отношении испрашиваемых услуг 35 класса МКТУ, то коллегия отмечает, что услуги "агентства по импорту-экспорту; демонстрация товаров; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг" представляют собой услуги по продвижению товаров, их назначение включает сбыт товаров.
При этом сбыт - это реализация готовой продукции, а также функция предприятия по продаже его продукции, которая включает логистику, взаимоотношения с внешней сбытовой сетью и налаживание отношений с покупателями (см., например, Большой бухгалтерский словарь. - М.: Институт новой экономики. Под редакцией А.Н. Азрилияна. 1999.https://buhgalterskiy_slovar.academic.ru/7441/СБЫТ). Следовательно, выстраивание логистики, хранение и распределение товаров до момента реализации, поставка товаров покупателю - эти услуги входят в систему сбыта. Таким образом, испрашиваемые заявителем услуги 35 класса МКТУ имеют те же назначение, условия оказания, круг потребителей, что и услуги "упаковка и хранение товаров; упаковка товаров; хранение товаров; хранение товаров на складах", "доставка товаров; доставка товаров, заказанных через интернет-сайты; доставка цветов", "расфасовка товаров", "снабжение питьевой водой" противопоставленных регистраций NN 873943, 647388. Кроме того, сопоставляемые услуги являются взаимодополняемыми, по своей природе оказываются в комплексе.
В связи с вышеизложенным заявленное обозначение является сходным с противопоставленными товарными знаками " " по свидетельству N 128285, "
" по свидетельству N 873943, "
" по свидетельству N 647388, "
" по свидетельству N 438513, причем степень сходства нельзя признать низкой, а товары и услуги испрашиваемого заявителем перечня однородны товарам и услугам, которые приведены в перечнях регистраций NN 128285, 873943, 647388, 438513, при том, что установлены основные признаки, что исключает вывод о низкой степени однородности.
При таких обстоятельствах заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на имя заявителя на основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В отношении довода заявителя о том, что регистрация заявленного обозначения на имя заявителя будет являться реализацией принципа единообразия правоприменительной практики, следует отметить, что ни один из упомянутых заявителем товарных знаков не является тождественным заявленному обозначению, при этом каждое обозначение рассматривается индивидуально.
Кроме того, коллегией исследовано соответствие заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса в связи с присутствием в составе обозначения части "Алтай-", являющейся неверным указанием относительно фактического места нахождения заявителя (г. Оренбург).
Согласно позиции Президиума Суда по интеллектуальным правам, изложенной в постановлении от 08.09.2023 по делу N СИП-111/2023, "словесный элемент "Алтай" в правовом смысле представляет собой либо содержит современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование региона или субъекта Российской Федерации, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами" (см. стр. 10 постановления Президиума Суда по интеллектуальным правам от 09.09.2023 по делу N СИП-111/2023).
Для испрашиваемых товаров "добавки пищевые; добавки пищевые из прополиса; добавки пищевые из пчелиного маточного молочка; добавки пищевые из пыльцы растений; добавки пищевые с косметическим эффектом; молочко маточное пчелиное для фармацевтических целей; прополис для фармацевтических целей", "ароматизаторы для кондитерских изделий, за исключением эфирных масел; ароматизаторы пищевые, кроме эфирных масел; батончики злаковые; батончики злаковые с высоким содержанием белка; блины; бриоши; булки; булочки с шоколадом; бумага съедобная; вафли; вещества подслащивающие натуральные; галеты солодовые; глазури зеркальные; глазурь для изделий из сладкого сдобного теста; глюкоза для кулинарных целей; гренки; закуски легкие на основе хлебных злаков; заправки для салатов; изделия желейные фруктовые [кондитерские]; изделия из сладостей для украшения тортов; изделия кондитерские для украшения новогодних елок; изделия кондитерские из сладкого теста, преимущественно с начинкой; изделия кондитерские мучные; изделия кондитерские на основе арахиса; изделия кондитерские на основе миндаля; изделия кондитерские фруктовые; карамели [конфеты]; конфеты; крекеры; крем заварной; крем-брюле; круассаны; макарон [печенье]; маринады; марципан; мед; молочко маточное пчелиное; мороженое; муссы десертные [кондитерские изделия]; муссы шоколадные; мюсли; нуга; орехи в шоколаде; пастилки [кондитерские изделия]; патока; печенье; печенье сухое; помадки [кондитерские изделия]; порошки пекарские; пралине; препараты ароматические пищевые; приправы; продукты на основе овса; профитроли; пряники; птифуры; пудинги [запеканки]; пудра для кондитерских изделий; пюре фруктовые [соусы]; сахар леденцовый; сироп золотой; сладости; смеси для пикантных блинов; сорбет [мороженое]; соусы [приправы]; спреды на основе шоколада; спреды шоколадные с орехами; сухари; тарты; тесто готовое; тесто для кондитерских изделий; тесто миндальное; тесто сдобное сладкое для кондитерских изделий; халва; хлеб; хлеб безглютеновый; хлеб из пресного теста; хлопья [продукты зерновые]; хот-доги; цветы или листья, используемые в качестве заменителей чая; шоколад; шоколатины; эссенции пищевые, за исключением эфирных эссенций и эфирных масел; все указанные выше товары содержат в своем составе мёд", непосредственно связанных с медом и продукцией пчеловодства, а также в отношении услуг 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; демонстрация товаров; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг", которые связаны с продвижением товаров, восприятие части "Алтай-" заявленного обозначения как характеристики места изготовления товаров и места оказания услуг основано на известности соответствующего географического объекта как источника происхождения для таких товаров и услуг, что выразил в регистрации наименований мест происхождения товаров "Алтайский мёд" и "Мёд горного Алтая" (см. пункт 1 статьи 1516 Кодекса).
Таким образом, заявленное обозначение "Алтайлето" способно вызвать у российского потребителя ассоциации с Алтаем как местом происхождения испрашиваемых в соответствии с ходатайством от 07.11.2023 товаров и услуг или местом нахождения их производителя, и эти ассоциации являются правдоподобными.
Заявителем, находящимся в г. Оренбурге, представлены материалы, которые, по его мнению, иллюстрируют соответствие действительности возникающих ассоциаций, связанных с территорией Алтая, как места происхождения испрашиваемых товаров и услуг.
Вместе с тем коллегия, проанализировав представленные материалы, не усматривает возможности согласиться с заявителя в этой части по следующим причинам.
Заявитель по договорам от 24.07.2020, 27.08.2020, 09.04.2020, 30.09.2020 (2) в соответствии с закупочными актами от 24.07.2020, 17.07.2020, 30.09.2020, 15.10.2020 (4) осуществлял закупку продуктов пчеловодства, которые, согласно ветеринарным свидетельствам (1), имеют происхождение с территории Алтайского края. Данные материалы иллюстрируют намерение последующей реализации соответствующей продукции, закупаемой в значительных объёмах.
В то же время, оснований для вывода о том, что заявленное обозначение предназначено для маркировки именно этой продукции, у коллегии не имеется, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания соответствия действительности возникающих ассоциаций, связанных с территорией Алтая, как места происхождения испрашиваемых товаров и услуг.
Если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один элемент обозначения, то все обозначение в целом признается не соответствующим пункту 3 (1) статьи 1483 Кодекса. В связи с изложенным заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака также и на основании пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 24.08.2022, изменить решение Роспатента от 14.02.2022 и отказать в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020748267 с учетом дополнительных оснований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 22 января 2024 г. по заявке N 2020748267
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 2 декабря 2024 г. по делу СИП-459/2024 настоящее решение признано недействительным в части изменения решения от 14.02.2022 и отказа в государственной регистрации обозначения по заявке N 2020748267