Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 января 2024 г. по заявке N 2022732366/33
Заявка: |
2022732366/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
06.10.2023 |
Дата коллегии: |
06.12.2023 |
Дата утверждения: |
29.01.2024 |
Заявитель: |
ИП Михалев Андрей Константинович |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 06.10.2023 возражение, поданное ИП Михалевым Андреем Константиновичем, Новосибирская обл. (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022732366, при этом установила следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2022732366 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака 20.05.2022 на имя заявителя для индивидуализации товаров и услуг 32, 35 классов Международной классификации товаров и услуг МКТУ (далее - МКТУ), указанных в перечне регистрации.
Роспатентом 28.08.2023 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров по причине его несоответствия требованиям пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
Согласно заключению по результатам экспертизы, являющемуся неотъемлемой частью оспариваемого решения Роспатента, входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "ПИВО" (пиво - слабый алкогольный напиток, получаемый брожением сусла из ячменного солода с прибавлением хмеля 1) является неохраноспособным согласно пункту 1 статьи 1483 Кодекса в отношении части заявленных товаров 32 класса МКТУ (а именно, "вино ячменное [пиво]; коктейли на основе пива; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; сусла; сусло пивное; сусло солодовое; шенди; экстракты хмелевые для изготовления пива"), поскольку в целом не обладает различительной способностью, указывает на вид и состав товаров.
------------------------------
1 Интернет-словари: https://big_medicine.academic.ru/6675/ПИВО;
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6317/ПИВО;
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/936222.
------------------------------
Вместе с тем, для другой части заявленных товаров и услуг 32, 35 классов МКТУ (товаров 32 класса МКТУ "аперитивы безалкогольные; вода газированная; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые; квас; коктейли безалкогольные; лимонады; напитки безалкогольные; напитки безалкогольные из сухофруктов; напитки изотонические; напитки на базе меда безалкогольные; напитки на базе риса, кроме заменителей молока; напитки на базе сои, кроме заменителей молока; напитки на основе алоэ вера безалкогольные; напитки на основе молочной сыворотки; напитки обогащенные протеином спортивные; напитки прохладительные безалкогольные; напитки со вкусом кофе безалкогольные; напитки со вкусом чая безалкогольные; напитки фруктовые безалкогольные; напитки энергетические; нектары фруктовые с мякотью безалкогольные; оршад порошки для изготовления газированных напитков; сассапариль [безалкогольный напиток]; сиропы для лимонадов; сиропы для напитков; смеси сухие на основе крахмала для приготовления напитков; смузи [напитки на базе фруктовых или овощных смесей]; сок томатный [напиток]; сок яблочный безалкогольный; соки овощные [напитки]; соки фруктовые; составы для приготовления безалкогольных напитков; составы для производства газированной воды; сусло виноградное неферментированное; таблетки для изготовления газированных напитков; шербет [напиток]; экстракты фруктовые безалкогольные; эссенции безалкогольные для приготовления напитков", услуг 35 класса "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; анализ себестоимости; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по управлению персоналом; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; обработка текста; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация подписки на услуги электронного сбора платы за проезд для третьих лиц;; подготовка платежных документов; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; посредничество коммерческое; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; проведение аукционов; прогнозирование экономическое; службы административные по медицинским направлениям; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; тестирование психологическое при подборе персонала; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление компьютеризированное медицинскими картами и файлами; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги административные по переезду предприятий; услуги в области общественных отношений; услуги конкурентной разведки; услуги машинописные; услуги онлайн-заказа еды из ресторанов на вынос и доставку; услуги по исследованию рынка; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по обработке данных [офисные функции]; услуги по оптовой торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по планированию встреч [офисные функции]; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по розничной торговле произведениями искусства, предоставляемые художественными галереями; услуги по розничной торговле фармацевтическими, ветеринарными, гигиеническими препаратами и медицинскими принадлежностями; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги по сравнению цен; услуги посреднического бизнеса, связанные с подбором различных специалистов для работы с клиентами; услуги приема посетителей [офисные функции]; услуги рекламные по созданию фирменного стиля для третьих лиц; услуги секретарские; услуги стенографистов; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги телефонных станций; услуги фотокопирования; услуги экспертные по повышению эффективности бизнеса") словесный элемент "ПИВО" будет вводить потребителей в заблуждение относительно вида и назначения товаров и услуг на основании положений пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "ВЫЛКОВСКОЕ" (прилагательное, образованное от "Вылково" - село в России, административный центр сельского поселения Вылковский сельсовет Тюменцевского района Алтайского края 2 является неохраноспособным в отношении всех заявленных товаров и услуг 32, 35 классов МКТУ на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку указывает на место производства товаров и местонахождение заявителя.
------------------------------
2 https://xn--b1aaxdqb0g.xn--p1ai;
https://drevo-info.ru/articles/13671460.html;
https://www.komandirovka.ru/cities/vylkovo_alt._kr./;
https://вылково.рф.
------------------------------
Поскольку заявитель находится в селе Верх-Тула (Новосибирская область, Новосибирский р-н, с. Верх-Тула, ул. Речная, 15), регистрация заявленного обозначения, содержащего в своем составе словесный элемент "ВЫЛКОВСКОЕ", будет вводить потребителя в заблуждение относительно места производства товаров и местонахождения заявителя в соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
Помимо прочего установлено, что в состав заявленного обозначения включен словесный элемент "ВЫЛКОВСКОЕ", который воспринимается как указание на географический объект, в котором осуществляется добыча/производство природной минеральной/питьевой воды, а также на природное происхождение части заявленных товаров, в связи с чем заявленное обозначение будет вводить потребителя в заблуждение относительно природного происхождения части заявленных товаров 32 класса МКТУ (а именно "аперитивы безалкогольные, вода газированная; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые") на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Поскольку в заявленном обозначении доминирующее положение занимают неохраноспособные элементы, оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака (знака обслуживания) в отношении всех заявленных товаров и услуг.
Какие-либо документы и дополнительные материалы, подтверждающие использование заявленного обозначения в отношении всех товаров 32 класса МКТУ, указанных в ответе на уведомление, а также тот факт, что заявленное обозначение ассоциируется у потребителей только с товарами заявителя, не представлены.
Экспертиза снимает основание для отказа по пункту 3 статьи 1483 Кодекса о введении потребителя в заблуждение относительно производителя товаров (лица, оказывающего услуги) с учетом представленного заявителем соглашения между заявителем (Михалев Андрей Константинович) и ООО "ВЫЛКОВО" и иных дополнительных материалов о совместных мероприятиях.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента в целом, при этом его основные доводы сводятся к следующему:
- не оспаривая неохраноспособность словесного элемента "ПИВО", заявитель считает возможным ограничить заявленный перечень товаров 32 класса МКТУ такими товарами как "вино ячменное [пиво]; коктейли безалкогольные; коктейли на основе пива; напитки безалкогольные; напитки прохладительные безалкогольные; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; порошки для изготовления газированных напитков; смеси сухие на основе крахмала для приготовления напитков; составы для приготовления безалкогольных напитков; сусла; сусло пивное; сусло солодовое; таблетки для изготовления газированных напитков; шенди; экстракты хмелевые для изготовления пива; эссенции безалкогольные для приготовления напитков", полагая, что современное производство безалкогольных напитков может быть представлено продукцией на базе пива и хмеля, т.е. копиями алкогольных напитков, в силу чего приведенная в оспариваемом решении Роспатента выборка товаров расширена коктейлями, напитками безалкогольными и составами для их производства, вместе с тем в части 35 класса МКТУ с мнением экспертизы заявитель согласен;
- заявитель полагает, что оспариваемое решение Роспатента было вынесено без учета сложившейся судебной правоприменительной практики в части подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса, согласно которой если заявленное обозначение представляет собой или содержит в своем составе название определенного географического объекта, которое не воспринимается как указание на место производства товара, то есть является фантазийным в отношении заявленных товаров, регистрация товарного знака осуществляется без дискламации;
- согласно общедоступным данным в 2021 году в селе Вылково численность населения составляла 1739 человек, при этом стабильно падает, само же село находится в болотистой местности, представлено несколькими одноэтажными домами, не имеет производственных предприятий, в том числе пивных, в силу чего ни о какой известности географического наименования Вылково говорить не приходится;
- экспертизой был проигнорирован факт того, что Вылково является историческим названием деревни в Искимском районе Новосибирской области, где располагается производственные площади партнера заявителя - ООО ПК "ВЫЛКОВО", в связи с чем довод о способности введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя отсутствует;
- при этом отсутствие в настоящее время в Искитимском районе Новосибирской области спорного географического наименования позволяет говорить о фантазийном характере словесного элемента "Вылковское", а, следовательно, он не подлежит дискламации;
- заявленное обозначение является средством индивидуализации заявителя, позиционируется в сети Интернет как обозначение, сопровождающее пивоваренную продукцию, которая реализуется через крупные торговые сети, в том числе "ЛЕНТА", "SPAR", "АШАН" и др., а также была представлена на выставке "Сибирская продовольственная неделя 2022".
В силу изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение по заявке N 2022732366 в качестве товарного знака с дискламацией словесного элемента "ПИВО" для следующих товаров и услуг 32, 35 классов МКТУ:
32 класс МКТУ - "вино ячменное [пиво]; коктейли безалкогольные; коктейли на основе пива; напитки безалкогольные; напитки прохладительные безалкогольные; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; порошки для изготовления газированных напитков; смеси сухие на основе крахмала для приготовления напитков; составы для приготовления безалкогольных напитков; сусла; сусло пивное; сусло солодовое; таблетки для изготовления газированных напитков; шенди; экстракты хмелевые для изготовления пива; эссенции безалкогольные для приготовления напитков";
35 класс МКТУ - "оптовая и розничная торговля; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; аренда кассовых аппаратов; аренда офисного оборудования в коворкинге; аренда площадей для размещения рекламы; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг влияния; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; написание рекламных текстов; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка исследований рентабельности бизнеса; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление информации телефонных справочников; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; пресс-службы; проведение коммерческих мероприятий; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; продвижение товаров через лидеров мнений; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; прямая почтовая регистрация данных и письменных сообщений; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; телемаркетинг; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; услуги PPC; услуги коммерческого лоббирования; услуги консалтинговые для бизнеса по цифровой трансформации; услуги консультационные по управлению бизнесом; услуги лидогенерации; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по составлению перечня подарков; услуги рекламные оплата за клик; услуги снабженческие для третьих лиц; закупка и обеспечение предпринимателей товарами; услуги субподрядные; коммерческая помощь".
Необходимо указать, что на заседании коллегии, состоявшемся 13.11.2023, с учетом положений пункта 45 Правил ППС были выявлены дополнительные обстоятельства в рамках требований пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса, препятствующие регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, но не указанные в оспариваемом решении Роспатента, а именно заявителю было указано, что обозначение "ВЫЛКОВСКОЕ" способно ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров и услуг в связи с наличием ООО ПК "ВЫЛКОВО", а обозначение "ПИВО" ложно в отношении вида товара 32 класса МКТУ "шенди".
В соответствии с ходатайством представителя заявителя заседание коллегии было перенесено для наиболее полного и объективного рассмотрения с целью представления заявителем соответствующих аргументов относительно указанных дополнительных оснований для отказа в регистрации товарного знака по заявке N 2022732366.
Ознакомившись с доводами коллегии, заявитель в своей корреспонденции от 22.11.2023 представил документы, свидетельствующие о партнерских взаимоотношениях между ним и ООО ПК "ВЫЛКОВО", а именно договор, в котором, в частности, прописаны условия о совместном использовании заявленного обозначения и о получении исключительных прав на него непосредственно Михалевым А.К., при этом ООО ПК "ВЫЛКОВО" дополнительно предоставило Михалеву А.К. письмо-согласие на регистрацию товарного знака. Относительно вида товара "шенди" заявитель указывает на различные общедоступные сведения, согласно которым пиво является основой данного напитка, что исключает ложность восприятия заявленного обозначения в этой части.
Таким образом, заявитель полагает, что заявленное обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для товаров и услуг 32, 35 классов МКТУ, приведенных в тексте изначально поданного возражения, с исключением из правовой охраны словесного элемента "ПИВО".
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия пришла к следующим выводам.
С учетом даты (20.05.2022) поступления заявки N 2022732366 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
Как следует из положений пункта 35 Правил, для доказательства приобретения обозначением различительной способности, предусмотренной пунктом 1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
Как следует из требований подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Исходя из пункта 37 Правил, при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
Обозначение "" по заявке N 2022732366 с приоритетом от 20.05.2022 является комбинированным, включает в свой состав изобразительный элемент в виде стилизованной под кружку пива букву "В", справа и слева от которой находятся по три звездочки. Под изобразительным элементом расположены словесные элементы, выполненные буквами кириллического алфавита: словесный элемент "ВЫЛКОВСКОЕ" в крупном шрифтовом исполнении, подчеркнутый горизонтальной полосой, ниже находится словесный элемент "ПИВО", выполненный мелким шрифтом.
Согласно доводам возражения решение о регистрации товарного знака по заявке N 2022732366 испрашивается в отношении скорректированного перечня товаров и услуг 32, 35 классов МКТУ.
Анализ заявленного обозначения показал, что входящий в его состав словесный элемент "ПИВО" является лексической единицей русского языка со значением "слабый алкогольный напиток, получаемый брожением сусла из ячменного солода с прибавлением хмеля", как обоснованно было указано в заключении по результатам экспертизы.
Представляя собой наименование слабоалкогольной продукции, поименованной в заявленном перечне 32 класса МКТУ, словесный элемент "ПИВО" однозначно воспринимается в качестве указания на вид товара, т.е. носит описательный характер, а значит, относится к неохраноспособным элементам, не способным выполнять индивидуализирующую функцию.
Учитывая семантику словесного элемента "ПИВА", усматривается вывод о том, что в отношении товаров и услуг 32, 35 классов МКТУ, являющихся продукцией пивного производства, связанных с ее изготовлением и продвижением, спорный словесный элемент подлежит дискламации. При этом во внимание приняты доводы заявителя относительно коктейльного напитка "шенди" (коктейль из пива с каким-либо газированным напитком 3), неотъемлемым ингредиентом которого является "пиво".
------------------------------
3 https://cyclowiki.org/wiki/Пиво_с_газировкой_(коктейль).
------------------------------
К упомянутым товарам и услугам скорректированного заявленного перечня, в отношении которых словесный элемент "ПИВО" воспринимается в качестве описательного, относятся следующие позиции:
32 класс МКТУ - "вино ячменное [пиво]; коктейли на основе пива; пиво; пиво имбирное; пиво солодовое; сусла; сусло пивное; сусло солодовое; шенди; экстракты хмелевые для изготовления пива";
35 класс МКТУ - "оптовая и розничная торговля; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; аренда кассовых аппаратов; аренда офисного оборудования в коворкинге; аренда площадей для размещения рекламы; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации касающиеся коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг влияния; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; написание рекламных текстов; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка исследований рентабельности бизнеса; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление информации телефонных справочников; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; пресс-службы; проведение коммерческих мероприятий; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; продвижение товаров через лидеров мнений; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; прямая почтовая регистрация данных и письменных сообщений; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; телемаркетинг; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; услуги PPC; услуги коммерческого лоббирования; услуги консалтинговые для бизнеса по цифровой трансформации; услуги консультационные по управлению бизнесом; услуги лидогенерации; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по составлению перечня подарков; услуги рекламные оплата за клик; услуги снабженческие для третьих лиц; закупка и обеспечение предпринимателей товарами; услуги субподрядные; коммерческая помощь".
Между тем, в отношении таких заявленных товаров 32 класса МКТУ как "коктейли безалкогольные; напитки безалкогольные; напитки прохладительные безалкогольные; порошки для изготовления газированных напитков; смеси сухие на основе крахмала для приготовления напитков; составы для приготовления безалкогольных напитков; таблетки для изготовления газированных напитков; эссенции безалкогольные для приготовления напитков", которые относятся к рынку безалкогольных напитков и отличаются пива по своему виду и свойствам, словесный элемент "ПИВО" будет являться ложным указанием на вид товара.
Наличие спорного словесного элемента "ПИВО" в составе заявленного обозначения является препятствием для регистрации товарного знака в отношении упомянутой части товаров в соответствии с требованиями пункта 3 (1) статьи 1383 Кодекса.
Что касается входящего в состав заявленного обозначения спорного словесного элемента "ВЫЛКОВСКОЕ", то необходимо отметить следующее.
Названный словесный элемент представляет собой прилагательное, которое было отнесено экспертизой к производному от топонима "Вылково" - село в Российской Федерации, административный центр сельского поселения Вылковский сельсовет Тюменцевского района Алтайского края.
Коллегия приняла во внимание приведенные в возражении данные о том, что название Вылково ранее также фигурировало в качестве наименования деревни на территории иного региона, а именно в Новосибирской области 4. Так, деревня Вылково Новосибирской области была включена в черту вновь созданного рабочего поселка Искитим и в 1933 году была исключена из учетных данных.
------------------------------
4 https://ru.wikipedia.org/wiki/Вылково_(Новосибирская_область).
------------------------------
Все вышеизложенные обстоятельства позволяют соотнести словесное обозначение "ВЫЛКОВСКОЕ" с наименованиями географических объектов, как ныне существующих, так и исторических, что приводит к выводу о неохраноспособности этого словесного элемента.
Поскольку словесный элемент "ВЫЛКОВСКОЕ" композиционно связан с иными элементами заявленного обозначения и не занимает в его составе доминирующего положения, усматривается возможность для его указания в качестве неохраняемого согласно пункту 1 (3) статьи 1483 Кодекса.
Следует упомянуть, что в связи с корректировкой заявленного перечня товаров 32 класса МКТУ и исключения из него таких позиций как "аперитивы безалкогольные, вода газированная; вода литиевая; вода сельтерская; вода содовая; воды [напитки]; воды минеральные [напитки]; воды столовые") основанный на положениях пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса довод экспертизы о способности заявленного обозначения, в состав которого входит спорный словесный элемент "ВЫЛКОВСКОЕ", ввести потребителя в заблуждение относительно природного происхождения названных товаров, подлежит отклонению.
В сети Интернет также содержатся сведения о предприятии, связанном с производством пивоваренной продукции, а именно об Обществе с ограниченной ответственностью "Пивоваренная компания "ВЫЛКОВО" (ООО "ПК "ВЫЛКОВО"), которое как раз находится в городе Искитим Новосибирской области на месте вышеупомянутой исторической деревни Вылково.
На сайте https://vylkovo.ru/ предприятия ООО "ПК "ВЫЛКОВО" фигурирует обозначение "", сходное с заявленным обозначением.
Не отрицая наличия указанного пивоваренного предприятия, заявитель представил документы, свидетельствующие о наличии у него партнерских отношений с ООО "ПК "ВЫЛКОВО".
Так, между ИП Михалевым А.К. И ООО "ПК "ВЫЛКОВО" до даты подачи заявки на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака был заключен договор, согласно которому указанные лица пришли к соглашению о совместной деятельности в сфере производства пива, сидра и прочих плодовых вин, безалкогольных напитков, упакованных питьевых вод (включая минеральные воды) с использованием, в частности, заявленного обозначения.
Согласно условиям упомянутого договора ИП Михалеву А.К. была поручена задача по подаче на свое имя соответственной заявки на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении товаров и услуг 32, 35 классов МКТУ. Также из соответствующих положений договора следует, что ИП Михалев А.К., будучи правообладателем соответствующего товарного знака, обязуется использовать его совместно с ООО "ПК "ВЫЛКОВО" для достижения общей цели.
Следует упомянуть, что ООО "ПК "ВЫЛКОВО" также выдало ИП Михалеву А.К. письменное согласие на регистрацию заявленного обозначения по заявке N 2022732366 в качестве товарного знака для всех заявленных товаров и услуг 32, 35 классов МКТУ.
Таким образом, все вышеизложенные обстоятельства дела в совокупности позволяют прийти к выводу об отсутствии причин для вывода о несоответствии заявленного обозначения со словесным элементом "ВЫЛКОВСКОЕ" требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса как способного ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара.
Также необходимо отметить, что приведенные в возражении доводы об исторической связи заявителя с географическим объектом - деревней Вылково, снимает основание для вывода о способности заявленного обозначения вводить потребителя в заблуждение относительно места производства товаров и местонахождения заявителя в соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств дела в совокупности усматриваются основания для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака для ограниченного перечня товаров и услуг 32, 35 классов МКТУ, упомянутого выше, с указанием не занимающих доминирующего положения словесных элементов "ВЫЛКОВСКОЕ" и "ПИВО" в качестве неохраняемых.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 06.10.2023, отменить решение Роспатента от 28.08.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022732366.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 января 2024 г. по заявке N 2022732366/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 14 августа 2024 г. по делу N СИП-157/2024, оставленным без изменения постановлением Суда по интеллектуальным правам от 5 декабря 2024 г. N С01-2282/2024, настоящее решение признано недействительным