Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 12 июля 2024 г. по заявке N 2023782889/33
Заявка: |
2023782889/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
18.04.2024 |
Дата коллегии: |
30.05.2024 |
Дата утверждения: |
12.07.2024 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Обед.ру" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2021 N 644/261 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 18.04.2024 возражение, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Обед.ру", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) по заявке N 2023782889, при этом установлено следующее.
Регистрация словесного обозначения "" по заявке N 2023782889, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 04.09.2023, в качестве товарного знака (знака обслуживания) испрашивается на имя заявителя в отношении услуг 35, 42, 43 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 03.04.2024 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) по заявке N 2023782889 в отношении всех заявленных услуг по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
В результате экспертизы заявленного обозначения установлено, что входящие в состав заявленного обозначения общепринятый символ точка и буквы ".РУ" (".РУ" - домен верхнего уровня, используемый для регистрации доменных имен в Российской Федерации. См. https://sokr.ru/рф/; https://mchost.ru/articles/chto-takoe-domen-rf/; https://2domains.ru/domains/рф; https://timeweb.com/ru/services/domains/rf/ и др.), являются неохраняемыми элементами обозначения на основании положения, предусмотренного пункта 1 статьи 1483 Кодекса в отношении всех заявленных услуг 35, 42, 43 классов МКТУ, поскольку не обладают различительной способностью, указывают на местонахождение лица, оказывающего услуги.
Вместе с тем входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "ОБЕД" ("ОБЕД" - прием пищи, обычно в середине дня; пища, приготовленная для еды.; см. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, Москва, Издательство "АЗЪ", 1996, стр. 417 и др.), в отношении части заявленных услуг 43 класса МКТУ (аренда диспенсеров для питьевой воды; аренда кухонных раковин; аренда мебели; аренда офисной мебели; закусочные; информация и консультации по вопросам приготовления пищи; кафе; кафетерии; прокат кухонного оборудования; прокат мебели, столового белья и посуды; прокат осветительной аппаратуры; рестораны; рестораны самообслуживания; создание кулинарных скульптур; украшение еды; украшение тортов; услуги баров; услуги кальянных; услуги личного повара; услуги по обзору продуктов питания [предоставление информации о пищевых продуктах и напитках]; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом; услуги ресторанов вашоку; услуги ресторанов лапши "удон" и "соба"; услуги ресторанов с едой на вынос; услуги столовых) является неохраняемым, поскольку указывает на вид и/или назначение услуг, на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Поскольку доминирующее положение в заявленном обозначении занимают неохраняемые словесные элементы "ОБЕД.РУ", оно не может быть зарегистрировано в отношении части заявленных услуг 43 класса МКТУ, на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Одновременно, в отношении остальной части заявленных услуг 43 класса МКТУ (агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда жилья для отдыха; аренда жилья на время отпуска; аренда переносных кабинок для переодевания; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; дома для престарелых; мотели; пансионы; пансионы для животных; предоставление временного жилья в придорожных гостиницах; прокат палаток; прокат передвижных строений; службы приема по временному размещению [управление прибытием и отъездом]; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги детских садов [яслей]; услуги кемпингов; услуги по приему на временное проживание [передача ключей]; услуги по размещению в гостинице; услуги приютов для животных) и всех заявленных услуг 35, 42 классов МКТУ указанный словесный элемент "ОБЕД", и, соответственно, обозначение в целом способно ввести в заблуждение относительно вида и/или назначения услуг, следовательно, оно не может быть зарегистрировано, на основании пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Таким образом, заявленное обозначение "ОБЕД.РУ" не может быть зарегистрировано в отношении части заявленных услуг 43 класса МКТУ и всех заявленных услуг 35, 42 классов МКТУ, на основании пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Обобщая вышеизложенное, заявленное обозначение "ОБЕД.РУ" не может быть зарегистрировано в отношении всех заявленных услуг 35, 42, 43 классов МКТУ, на основании пункта 1 и пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Экспертиза учла регистрацию на имя заявителя товарные знаки под N 495768 и N 558830. Кроме того, экспертиза учла ранее зарегистрированные товарные знаки под N 293954 (дата истечения срока действия регистрации: 26.07.2014) и под N 313086 (дата истечения срока действия регистрации: 14.07.2015) на имя заявителя.
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 18.04.2024, заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента от 03.04.2024. Возражение содержит следующие доводы:
- Президиум Суда по интеллектуальным правам неоднократно обращал внимание на необходимость учета ассоциативных связей современного российского среднего потребителя при анализе вероятного восприятия потребителями конкретного обозначения при применении статьи 1483 Кодекса: постановления от 23.03.2015 по делу N СИП-546/2014, от 03.04.2015 по делу N СИП-47/2014, от 03.04.2015 по делу N СИП-548/2014, от 01.02.2016 по делу N СИП-383/2015 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2016 N 300-КГ16-4512 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано), от 24.03.2016 по делу N СИП-311/2015 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 300-ЭС16-8048 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано), от 16.02.2017 по делу N СИП-415/2016 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2017 N 300-ЭС17-6394 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано), от 19.03.2018 по делу N СИП-384/2017 и др.;
- для признания заявленного обозначения описательным, характеризующим услуги, это обозначение должно, в частности, являться наименованием услуги, указанной в перечне соответствующей заявки;
- если обозначение не воспроизводит само по себе наименование услуги из заявленного перечня, а лишь имеет семантическую связь с заявленными услугами, в силу чего способно вызывать некоторые ассоциации с деятельностью заявителя (оказываемыми им услугами), то такое обозначение не является указывающим на ее вид;
- в уведомлении безосновательно утверждено, что применительно к части заявленных услуг 43 класса МКТУ словесный элемент "Обед", входящий в заявленное обозначение, указывает на вид услуги;
- в уведомлении не проведен анализ соотношения понятия "Обед" с конкретными услугами, заявитель произвел такой анализ самостоятельно;
- слово "Обед" означает 1) приём пищи, обычно в середине дня; 2) пища, приготовленная для этой еды; 3) время такой еды, обычно в середине дня; 4) перерыв в работе в середине дня;
- слово "Обед" указывает на время приема еды, однако применительно к услугам 43 класса МКТУ (например, услуги баров, кофеен, закусочных) подобное указание не является обязательным, безальтернативным и повсеместным;
- для услуг баров, кофеен, закусочных используют обороты "Бар", "Кофейня", "Закусочная", "Столовая" и т.п., как следствие, слово "Обед" для услуг 43 класса МКТУ (бары, кофейни, закусочные) является охраняемым, поскольку в отношении услуг, например, кофеен невозможно использовать характеристику "Обед", также как и в отношении любой другой услуги из приведенного в уведомлении перечня: аренда диспенсеров для питьевой воды, аренда кухонных раковин, аренда мебели, аренда офисной мебели, закусочные, информация и консультации по вопросам приготовления пищи, кафе, кафетерии, прокат кухонного оборудования, прокат мебели, столового белья и посуды, прокат осветительной аппаратуры, рестораны, рестораны самообслуживания, создание кулинарных скульптур, украшение еды, украшение тортов, услуги баров, услуги кальянных, услуги личного повара, услуги по обзору продуктов питания [предоставление информации о пищевых продуктах и напитках], услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом, услуги ресторанов вашоку, услуги ресторанов лапши "удон" и "соба", услуги ресторанов с едой на вынос, услуги столовых;
- словесный элемент "Обед" является оригинальным, не может характеризовать услуги;
- никто из предпринимателей для характеристики оказываемых услуг 43 класса МКТУ не использует обозначение "Обед", кроме того, и никто из потребителей не скажет, что обозначение "Обед" указывает на характеристику кофейни, или столовой, или закусочной;
- обозначение "Обед" не является характеристикой услуг 43 класса МКТУ;
- заявляемое обозначение не противоречит положениям пункта 1 статьи 1483 Кодекса, и может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для всех заявляемых услуг 43 класса МКТУ;
- в "Рекомендациях Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам о применении принципа законных ожиданий в делах об оспаривании решений Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента), вынесенных при применении положений пункта 1 и подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации" (утверждены постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам от 28.12.2023 N СП-22/28) указано, что осуществляя проверку решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, суды должны исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) и обязаны поддерживать доверие граждан и их объединений к закону и действиям государства;
- в постановлении от 28.12.2022 N 59-П Конституционный Суд Российской Федерации указал: "принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и к действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 1-П);
- по смыслу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 22.06.2017 N 16-П, в правовом демократическом государстве, каковым является Российская Федерация, пренебрежение требованиями разумности и осмотрительности со стороны публично-правового образования в лице компетентных органов не должно влиять на имущественные и неимущественные права граждан";
- органы, наделенные публичными полномочиями, обязаны осуществлять возложенные на них функции с учетом принципа законных ожиданий;
- решения органа, наделенного публичными полномочиями, должны быть предсказуемыми, иначе они не обеспечивают государственную защиту прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, гарантированную частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации;
- предсказуемость поведения органа, осуществляющего публичные полномочия, и мотивированность его актов является одним из факторов, сдерживающих произвол власти, создающих условия для реализации принципа законных ожиданий и способствующих формированию у невластных субъектов доверия к закону и действиям государства (постановления президиума Суда по интеллектуальным правам от 27.07.2023 по делу N СИП-6/2023, от 21.07.2023 по делу N СИП-939/2022, от 01.03.2021 по делу N СИП-551/2020);
- с учетом части 1 статьи 16 АПК РФ, правовых позиций высших судебных инстанций, а также принципа законных ожиданий, если в двух самостоятельных делах дается оценка одним обстоятельствам, то оценка обстоятельств, которые установлены в рассмотренном ранее деле, принимается во внимание судом, рассматривающим второе дело;
- в случае если суд, рассматривающий второе дело, придет к иным выводам, он должен мотивировать такой вывод, иная оценка может следовать, например, из иного состава доказательств по второму делу, нежели те, на которых основано решение по первому делу (постановления президиума Суда по интеллектуальным правам от 12.10.2018 по делу N СИП-57/2018, от 19.10.2018 по делу N СИП-137/2018, от 01.11.2019 по делу N СИП-580/2017);
- с учетом принципа законных ожиданий суд при проверке решения Роспатента на предмет его соответствия требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса исходит из того, что элементы, которые единожды Роспатент признал обладающими различительной способностью применительно к конкретным товарам, при отсутствии возражений иных лиц обязаны и далее признаваться в качестве обладающих такой способностью (постановления президиума Суда по интеллектуальным правам от 10.10.2022 по делу N СИП-201/2022, от 02.09.2021 по делу N СИП-931/2020, от 04.10.2021 по делу N СИП-1047/2020 и другие);
- единожды признав обозначения "Обед.ру", "OBED.RU" (NN 495768, 558830, 293954, 313086) обладающими различительной способностью в отношении аналогичных услуг, экспертиза не вправе менять данный подход, поскольку, тем самым, нарушает принципы законных ожиданий.
Учитывая вышеизложенное, заявитель просит отменить решение и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2023782889 для всех заявленных услуг.
Изучив материалы дела и заслушав представителей заявителя, коллегия установила следующее.
C учетом даты (04.09.2023) поступления заявки N 2023782889 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы:
- общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака;
- условными обозначениями, применяемыми в науке и технике;
- общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
При установлении способности обозначения ввести потребителя в заблуждение учитываются в том числе сведения о товарных знаках или иных средствах индивидуализации, предоставление правовой охраны которым признано недействительным на том основании, что действия правообладателя, связанные с их регистрацией и использованием, были признаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом на основании решения федерального антимонопольного органа и его территориальных органов или решения суда.
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2023782889 заявлено словесное обозначение "", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Правовая охрана испрашивается в отношении услуг 35, 42, 43 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Входящие в состав заявленного обозначения общепринятый символ точка и буквы ".РУ" (".РУ" - домен верхнего уровня, используемый для регистрации доменных имен в Российской Федерации - см. https://sokr.ru/рф/; https://mchost.ru/articles/chto-takoe-domen-rf/; https://2domains.ru/domains/рф; https://timeweb.com/ru/services/domains/rf/ и др.), являются неохраняемыми элементами обозначения на основании положения, предусмотренного пункта 1 статьи 1483 Кодекса в отношении всех заявленных услуг 35, 42, 43 классов МКТУ, поскольку не обладают различительной способностью, указывают на местонахождение лица, оказывающего услуги.
Возражение не содержит доводов в опровержение соответствующего вывода. Заявитель обращает внимание на отсутствие описательности и ложности / способности вводить в заблуждение, установленные оспариваемым решением по отношению к слову "ОБЕД".
Согласно словарно-справочным источникам информации, словесный элемент "ОБЕД" не является фантазийным и имеет следующее значение:
"ОБЕД" - прием пищи, обычно в середине дня; пища, приготовленная для еды; см. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, Москва, Издательство "АЗЪ", 1996, стр. 417 и др.
Таким образом, с учетом семантики, словесный элемент "ОБЕД" применительно к товарам и услугам, связанных с приемом пищи, не обладает различительной способностью, так как указывает на их вид и/или назначение и, следовательно, является неохраняемым элементом на основании пункта 1 (3) статьи 1483 Кодекса.
Так, услуги 43 класса МКТУ "аренда диспенсеров для питьевой воды; аренда кухонных раковин; аренда мебели; аренда офисной мебели; закусочные; информация и консультации по вопросам приготовления пищи; кафе; кафетерии; прокат кухонного оборудования; прокат мебели, столового белья и посуды; прокат осветительной аппаратуры; рестораны; рестораны самообслуживания; создание кулинарных скульптур; украшение еды; украшение тортов; услуги баров; услуги кальянных; услуги личного повара; услуги по обзору продуктов питания [предоставление информации о пищевых продуктах и напитках]; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом; услуги ресторанов вашоку; услуги ресторанов лапши "удон" и "соба"; услуги ресторанов с едой на вынос; услуги столовых" представляют собой услуги по предоставлению пищи, следовательно, данные услуги характеризуются словом "обед", указывающим на назначение услуг.
Довод заявителя о том, что слово "ОБЕД" указывает на время приема еды, не убедителен, поскольку данное значение является наиболее узким из представленных заявителем, в то время как указанный в оспариваемом решении источник содержит и более широкое, известное среднему российскому потребителю значение "пища, приготовленная для еды". Тот факт, что слово "ОБЕД" может быть заменено на какой-либо синоним, не означает отсутствия характеризующей способности этого элемента.
Таким образом, для вышеперечисленных товаров и услуг вывод оспариваемого решения о несоответствии слова "ОБЕД" пункту 1 (3) статьи 1483 Кодекса в отношении части заявленных услуг 43 класса МКТУ следует признать правомерным, что в силу положений абзаца шестого пункта 1 статьи 1483 Кодекса приводит к несоответствию обозначения в целом пункту 1 статьи 1483 Кодекса.
При проверке обозначений с точки зрения их характеризующей способности устанавливается, является ли обозначение описательным, ложным или вводящим в заблуждение, либо фантазийным.
Оценив вывод оспариваемого решения о способности слова "ОБЕД" вводить потребителя в заблуждение относительно заявленных услуг 35 класса МКТУ - "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям [информация потребительская товарная]; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; макетирование рекламы; маркетинг; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; обзоры печати; обновление рекламных материалов; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обработка текста; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое [обслуживание]; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление деловой информации через веб-сайты; презентация товаров во всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; продажа розничная или оптовая лекарственных средств, ветеринарных и гигиенических препаратов и материалов медицинского назначения; продвижение товаров для третьих лиц; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стоек, прокат торговых стендов; прокат фотокопировального оборудования; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш, реклама наружная; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама почтой; реклама телевизионная; репродуцирование документов; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультационные по управлению бизнесом; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление процессами обработки заказов товаров; услуги в области общественных отношений; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги машинописные; услуги по переезду предприятий; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик", услуги РРС; услуги секретарей; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги фотокопирования; экспертиза деловая", услуг 42 класса МКТУ - "анализ воды; анализ компьютерных систем; анализ почерка [графология]; анализ химический; аренда помещений для центра обработки данных; аренда счетчиков для учета потребления энергии; аудит в области энергетики; бурение геологоразведочное; восстановление компьютерных данных; вычисления квантовые; дизайн визитных карточек; дизайн графический рекламных материалов; дизайн интерьерный; дизайн промышленный; дизайн художественный; защита информационных систем от вирусов; изыскания в области нефтяных месторождений; изыскания геологические; изыскания инженерно-геологические; инжиниринг; инсталляция программного обеспечения; информация метеорологическая; испытания клинические; испытания материалов; испытания текстильных изделий; исследования в области бактериологии; исследования в области биологии; исследования в области геологии; исследования в области защиты окружающей среды; исследования в области косметологии; исследования в области механики; исследования в области сварки; исследования в области строительства зданий; исследования в области телекоммуникационных технологий; исследования в области технологий по искусственному интеллекту; исследования в области физики; исследования в области химии; исследования и разработка новых товаров для третьих лиц; исследования медицинские; исследования научно-технические в области патентного картирования; исследования научно-технические в области стихийных бедствий; исследования научные; исследования нефтяных месторождений с целью эксплуатации; исследования подводные; исследования при проведении раскопок; исследования технологические; калибровка [измерения]; консультации в области дизайна веб-сайтов; консультации в области информационной безопасности; консультации в области информационных технологий; консультации в области искусственного интеллекта; консультации в области компьютерных технологий; консультации в области разработки и развития компьютерной техники; консультации по вопросам архитектуры; консультации по вопросам Интернет-безопасности; консультации по вопросам программного обеспечения; консультации по защите телекоммуникационных сетей; консультации по защите цифровых данных; консультации по технологическим вопросам; контроль за нефтяными скважинами; контроль качества; контроль технический автомобильного транспорта; культивирование клеток для научных исследований; майнинг криптовалюты; межевание; моделирование одежды; модернизация программного обеспечения; мониторинг компьютерных систем для выявления неисправностей; мониторинг компьютерных систем для обнаружения несанкционированного доступа или взлома данных; мониторинг компьютерных систем с удаленным доступом; мониторинг операций с кредитными картами для обнаружения мошенничества через Интернет; мониторинг учетных записей для обнаружения кражи персональных данных через Интернет; написание компьютерных кодов; обеспечение программное как услуга [SaaS]; обслуживание программного обеспечения; определение подлинности произведений искусств; оформление декораций для шоу; оформление интерьера; оценка качества леса на корню; оценка качества шерсти; оцифровка документов [сканирование]; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; планирование городское; платформа как услуга [PaaS]; предоставление виртуальных компьютерных систем через "облачные" вычисления; предоставление географических карт онлайн, незагружаемых; предоставление географической информации; предоставление информации в области компьютерных технологий и программирования через веб-сайты; предоставление научной информации и консультаций, связанных с сокращением выбросов парниковых газов; предоставление поисковых средств для Интернета; преобразование данных и информационных программ, за исключением физического преобразования; проведение исследований по техническим проектам; проектирование компьютерных систем; проектирование полей для гольфа; прокат веб-серверов; прокат компьютеров; прокат программного обеспечения; прототипирование; разблокировка мобильных телефонов; разведка геологическая; разведка нефтяных месторождений; размещение компьютерных веб-сайтов; размещение серверов; разработка видео- и компьютерных игр; разработка компьютерных платформ; разработка планов в области строительства; разработка программного обеспечения; разработка программного обеспечения для издательского дела; рассеивание облаков; расследования криминалистические цифровые в области киберпреступности; сервер хостинг; сервисы аутентификации пользователей с использованием технологии блокчейн; советы по вопросам экономии энергии; создание и разработка информационных каталогов на базе веб-сайтов для третьих лиц [услуги в области информационных технологий]; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; создание компьютерной графики для видеопроекций; создание компьютерных моделей; создание костюмов для выступлений; составление программ для компьютеров; составление технической документации; тиражирование компьютерных программ; услуги архитектурные; услуги аутсорсинга в области информационных технологий; услуги в области химии; услуги дизайнеров в области упаковки; услуги дистанционного резервного копирования данных; услуги компьютерного программирования для обработки данных; услуги консультационные в области телекоммуникационных технологий; услуги научных лабораторий; услуги по аутентификации пользователей по технологии единого входа для программных онлайн-приложений; услуги по аутентификации пользователей при сделках в области электронной коммерции; услуги по картографическим или термографическим измерениям с помощью дрона; услуги по прогнозированию погоды; услуги по созданию дизайна логотипа; услуги по созданию образа [промышленная эстетика]; услуги по составлению географических карт; услуги программной инженерии для обработки данных; услуги разведочные в области нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности; услуги технологического консалтинга по цифровой трансформации; услуги шифрования цифровых данных; хранение данных в электронном виде; экспертиза инженерно-техническая", а также услуг 43 класса МКТУ - "агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда жилья для отдыха; аренда жилья на время отпуска; аренда переносных кабинок для переодевания; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; дома для престарелых; мотели; пансионы; пансионы для животных; предоставление временного жилья в придорожных гостиницах; прокат палаток; прокат передвижных строений; службы приема по временному размещению [управление прибытием и отъездом]; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги детских садов [яслей]; услуги кемпингов; услуги по приему на временное проживание [передача ключей]; услуги по размещению в гостинице; услуги приютов для животных", затронутых отказом, коллегия установила следующее.
Словесный элемент "ОБЕД" относится к еде, приготовленной для приема пищи, вследствие чего способен вызывать неверные представления в случае, если еда приготовлена для иной цели, например, приготовление еды для нетрадиционных способов ее применения таких как приготовление лимонада для применения в качестве антинакипина, приготовление соусов для чистки предметов из металлов, либо поверхности, очистки пятен от пятен и так далее.
Вместе с тем таких услуг заявленный перечень не содержит.
Если спорный элемент не способен вызвать в сознании потребителя правдоподобные ассоциации в отношении рассматриваемых услуг, то он не может быть воспринят потребителем в неверном качестве, как следствие, потребитель не будет обманут, а воспримет данный элемент в качестве фантазийного.
С учетом сказанного коллегией не усматривается оснований для применения пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса по отношению к вышеперечисленным услугам. Следовательно, заявленное обозначение может быть зарегистрировано для таких услуг с указанием элемента ".РУ" в качестве неохраняемого.
Относительно доводов заявителя, касающихся его законных ожиданий в связи с рассмотрением настоящей заявки, коллегия отмечает, что:
- товарный знак по свидетельству N 558830, зарегистрированный на имя заявителя (ОГРН 1067760181389) с приоритетом от 08.08.2014, представляет собой комбинированное обозначение "", правовая охрана которому предоставлена в качестве знака обслуживания для услуг 35 класса МКТУ;
- товарный знак "" по свидетельству N 495768, зарегистрированный на имя заявителя, охраняется в отношении услуг 38 класса МКТУ с указанием элемента "ru"в качестве неохраняемого;
- товарный знак "" по свидетельству N 293954 зарегистрирован на имя заявителя (ОГРН 1067760181389) для услуг 43 класса МКТУ, связанных с приемом пищи, с указанием элемента "ОБЕД.РУ" в качестве неохраняемого, при этом срок действия регистрации истек 26.07.2014.
Что касается предоставления в 2009 году правовой охраны товарному знаку "" по свидетельству N 313086 с дикаламацией только элемента ".ru", в том числе в отношении услуг 43 класса МКТУ, связанных с приемом пищи, то срок действия данной регистрации истек 14.07.2015, при этом выполнение спорного слова в латинице обуславливает необходимость проведения дополнительного анализа, связанного с восприятием потребителями слова, выполненного на иностранном языке. Такой анализ не может быть проведен в рамках настоящего возражения.
Таким образом, у заявителя отсутствует исключительное право на товарный знак с самостоятельным элементом "ОБЕД" в составе, которому была бы предоставлена правовая охрана в отношении услуг 43 класса МКТУ, связанных с приемом пищи, следовательно, нарушения принципа законных ожиданий в данном случае не усматривается.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 18.04.2024, отменить решение Роспатента от 03.04.2024 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2023782889.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 12 июля 2024 г. по заявке N 2023782889/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru