Можно ли сельскому поселению купить бывший в употреблении трактор без проведения аукциона? Можно ли данный трактор купить у физического лица?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Контракт на поставку указанного в вопросе товара в соответствии с Законом N 44-ФЗ может быть заключен с физическим лицом в том числе без проведения конкурентных процедур на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по цене, не превышающей 600 тыс. руб. В зависимости от условий закупки (размера НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком), характеристик приобретаемой техники, на указанную закупку может распространяться запрет закупок иностранной продукции, установленный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Обоснование вывода:
Правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик, предусмотрены положениями ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ). В частности, в силу п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ по общему правилу предполагается, что поставляемый товар должен быть новым товаром, то есть товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства. В то же время приведенная норма допускает возможность закупки товара, бывшего в употреблении, при этом соответствующее условие должно быть предусмотрено описанием объекта закупки.
Таким образом, заказчик вправе приобрести указанный в вопросе товар, в том числе бывший в употреблении, при условии, что соответствующие указания о товаре содержатся в извещении о закупке, а также в проекте контракта (смотрите также письмо Минфина России от 3 июня 2020 г. N 24-01-08/47511, письмо Минэкономразвития России от 31 июля 2015 г. N Д28и-2235, письмо Минэкономразвития России от 30 декабря 2015 г. N Д28и-3862).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ, закрепляющей принцип обеспечения конкуренции, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Из п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ следует, что участником закупки, проводимой в соответствии с этим законом, может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, признаваемого офшорной компанией, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Таким образом, участниками закупки по Закону N 44-ФЗ на равных правах могут являться физические лица, как являющиеся индивидуальными предпринимателями либо самозанятыми, так и не являющиеся ими*(1). Причем Закон N 44-ФЗ не предусматривает исключений из этого правила в отношении контрактов на поставку товаров*(2). Поэтому контракт на поставку указанного в вопросе товара в соответствии с Законом N 44-ФЗ может быть заключен в том числе с физическим лицом.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент). В силу ч. 2 указанной статьи конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме.
При этом требования к осуществлению указанной в вопросе закупки путем проведения того или иного конкурентного способа Законом N 44-ФЗ отдельно не установлены. Поэтому соответствующий контракт принципиально может быть заключен с единственным контрагентом. Исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик вправе осуществлять закупки у единственного контрагента, приведен в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, однако заключение указанного в вопросе договора не выделено положениями ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в качестве отдельного основания для закупки у единственного контрагента. Следовательно, заключить данный договор без проведения конкурентных процедур заказчик может лишь на основании пунктов 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, если цена, по которой планируется заключить контракт, не превышает 600 тыс. руб. и соблюдаются прочие условия, установленные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупка указанного в вопросе товара возможна у единственного контрагента на основании указанной нормы либо конкурентными способами.
Добавим также, что при осуществлении закупок необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок (далее - запрет на закупки). В частности, постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616) установлен запрет на закупки промышленных товаров, предусмотренных прилагаемым к данному постановлению перечнем (далее - Перечень), происходящих из иностранных государств.
Так, согласно Перечню запрет закупки, установленный Постановлением N 616, распространяется в том числе на случаи закупки машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (код ОКПД 2 - 28.30, п. 61 Перечня), тракторов гусеничных (код ОКПД 2 - 28.92.50.000, п. 82 Перечня). Соответственно, на приобретение указанной техники распространяется запрет, установленный Постановлением N 616 (смотрите, например, решение УФАС по Чувашской Республике - Чувашии от 15 марта 2023 г. N 021/06/48-160/2023, решение УФАС по Оренбургской области от 27 февраля 2023 г. N 056/06/49-147/2023, решение УФАС по Оренбургской области от 13 июля 2021 г. N 056/06/69-777/2021). Отметим, что указанный запрет распространяется в том числе на закупки у единственного поставщика (письмо Минфина России от 15.06.2020 N 24-05-07/51216, письмо Минфина России от 31.08.2020 N 24-03-06/76159).
Случаи-исключения, в которых запрет на закупку товаров, включенных в Перечень N 616, не применяется, перечислены в п. 3 Постановления N 616. В частности, указанный запрет не применяется в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. руб., и совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб., за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 20, 21, 40-43, 70-76, 78-86, 94-117 и 134 Перечня N 616, то есть товаров, закупка которых в рассматриваемой ситуации не предполагается (подп. "б" п. 3 Постановления N 616).
Соответственно, если соблюдаются требования подп. "б" п. 3 Постановления N 616, цена товара (в данном случае - трактора) не превышает 300 тыс. руб., запрет, предусмотренный Постановлением N 616, не применяется (смотрите письмо Минфина России от 15.06.2020 N 24-05-07/51216, письмо Минпромторга России от 24.07.2020 N ПГ-12-9638).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
2 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Возможность заключения контракта с физическим лицом, в том числе не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, прослеживается и в некоторых иных нормах (смотрите, например, ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). В связи с этим напомним, что в силу п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт обязательно включается условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком. Вопрос порядка выполнения заказчиком функций налогового агента по уплате НДФЛ рассмотрен в отдельном материале.
*(2) Отметим, что согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В то же время тот факт, что физическое лицо - участник закупки может быть не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, на наш взгляд, не имеет существенного значения. Так, предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абзац 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Осуществляющими предпринимательскую деятельность лицами, помимо коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, могут при определенных обстоятельствах признаваться граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 23 ГК РФ), и некоммерческие организации (пп. 4, 5 ст. 50 ГК РФ). Поэтому в целях квалификации договора как договора поставки решающее значение имеют не характеристики самого продавца (например, наличие либо отсутствие у него права осуществлять предпринимательскую деятельность, факт регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и т.п.), и тем более не то, как он поименован в договоре (ст. 431 ГК РФ, абзац первый п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18), а признаки осуществляемой продавцом деятельности. Подробнее об этом смотрите в материале: Энциклопедия решений. Стороны договора поставки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"