Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
1. Комментируемая статья Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ изложена в новой редакции, положения которой позволяют раскрыть содержание понятия требований охраны труда, уточнить систему правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, определить место национальных стандартов безопасности труда в системе законодательства об охране труда.
Требования охраны труда включают государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.
Действующая в Российской Федерации система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, основана на нормах Конституции РФ. Эти требования содержатся в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах, утверждаемых Минтрудом России, законах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда закреплен в ТК РФ (разд. Х "Охрана труда", разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" и др.). В федеральных законах содержатся государственные нормативные требования охраны труда, чаще всего направленные на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведение работ на опасных производственных объектах, в цехах, на участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др. (см., например, Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"). Разнообразие федеральных законов позволяет учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и наилучшим образом обеспечить охрану их труда.
2. Государственным нормативным требованиям к охране труда придан обязательный характер. Данные требования распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
3. Довольно большая часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.
В ч. 4 комментируемой статьи перечислены нормативные правовые акты, утверждаемые Минтрудом России и содержащие государственные нормативные требования охраны труда. К их числу отнесены правила по охране труда, единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные Кодексом.
Правилами по охране труда устанавливаются государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ.
Так, например, приказами Минтруда России утверждены:
- от 18.11.2020 N 814н - Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта;
- от 28.10.2020 N 753н - Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов;
- от 27.11.2020 N 835н - Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями;
- от 09.12.2020 N 871н - Правила по охране труда на автомобильном транспорте.
Срок действия указанных актов ограничен.
Государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению основных производственных процессов и работ в условиях низких и высоких показателей температуры окружающей среды, влажности, скорости движения воздуха и опасных гидрометеорологических явлений, будут установлены Правилами по охране труда при работах в особых температурных условиях воздействия микроклимата и климатических опасностей*(9).
К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, отнесены единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты выдаются работникам при осуществлении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств утверждены приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 767н, вступающим в силу с 01.09.2023 и действующим до 01.09.2029 (см. комментарий к ст. 221 ТК РФ).
К числу иных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, можно отнести, например, приказы Минтруда России:
- от 14.09.2021 N 629н "Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную";
- от 29.10.2021 N 774н "Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места";
- от 29.10.2021 N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем";
- от 17.03.2022 N 140н "О неприменении приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем", согласно которому приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н не применяется до 01.01.2023.
При установлении государственных нормативных требований охраны труда применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", согласно которому нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащими обязательные требования, должен предусматриваться срок их действия, который не может превышать шесть лет со дня вступления их в силу, за исключением случаев, установленных федеральными законами или принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. По результатам оценки применения обязательных требований в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет (ст. 3).
4. Комментируемой статьей к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, не отнесены государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Федеральные санитарные правила действуют на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 39). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39).
Санитарными правилами могут устанавливаться требования к обеспечению безопасных для человека условий труда (ст. 25). Так, например, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40 утверждены санитарные правила СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"; постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 - санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пунктом 2.10.4 которых не допускается привлекать детей к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке туалетов, душевых, умывальных, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш, выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ, подъему и переносу тяжестей.
В утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" определены предельно допустимые величины показателей тяжести трудового процесса для работников, не достигших 18-летнего возраста (таблица 6.16).
В целях упорядочения системы нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими контрольной (надзорной) деятельности (ст. 353, 365, 368 ТК РФ), указанные нормативные акты отнесены к нормативным требованиям в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в частности, к санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, установленным санитарным законодательством.
5. В целях согласования социально-экономических интересов сторон трудовых отношений при утверждении государственных нормативных требований охраны труда в ч. 5 комментируемой статьи закреплено правило о необходимости учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Правовая основа формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определена Федеральным законом от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
6. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи, ч. 1 ст. 211.1 ТК РФ порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 255 утверждены Правила разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Указанные Правила действуют с 01.09.2022 по 01.09.2028.
Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами и направляются в бумажной и электронной формах в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а при отсутствии такого органа - в Минтруд России; федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей, и направляются в Минтруд России с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей (п. 3, 4 Правил).
Акты, содержащие требования охраны труда, утверждаются Минтрудом России после рассмотрения проектов актов, содержащих требования охраны труда, на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (п. 5 Правил).
Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Минтрудом России в порядке, предусмотренном Правилами для их разработки и утверждения, т.е. после рассмотрения проектов таких актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7. В целях содействия соблюдению правил по охране труда уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрабатываются и утверждаются национальные стандарты безопасности труда.
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, определены Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации. Порядок разработки основополагающих национальных стандартов Российской Федерации, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменений, порядок их редактирования и подготовки к утверждению, порядок их утверждения и отмены утверждены приказом Минпромторга России от 06.07.2017 N 2170.
Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации").
Исходя из того, что национальные стандарты применяются на добровольной основе, стандарты безопасности труда комментируемой статьей исключены из числа нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и применяются в целях содействия соблюдению правил по охране труда. Так, например, для добровольного применения приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст "Об утверждении национального стандарта" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию". Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст введен в действие "ГОСТ 12.0.230-2007 Межгосударственный стандарт "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования". Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст введен в действие ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007". Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 603-ст введен в действие ГОСТ 12.0.230.2-2015. Межгосударственный стандарт "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования". Для обеспечения заинтересованных лиц информацией о технических регламентах, документах национальной системы стандартизации, международных стандартах, правилах стандартизации, нормах стандартизации и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения создан Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Правила пользования указанным Федеральным информационным фондом определены Положением о Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.08.2003 N 500.
8. Наряду с государственными нормативными требованиями охраны труда требования охраны труда могут содержаться в принимаемых работодателем локальных нормативных актах, в том числе в правилах, стандартах и инструкциях по охране труда. Указанные акты не должны противоречить государственным нормативным требованиям охраны труда.
Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 772н утверждены Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.
Работодатель самостоятельно определяет перечень правил, стандартов и инструкций по охране труда исходя из специфики своей деятельности. Правила по охране труда могут быть разработаны работодателем как стандарт организации либо иной локальный нормативный акт, применяемый в системе нормативного регулирования работодателя. Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем. Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.
9. Деятельность работодателей по соблюдению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе государственных нормативных требований охраны труда, является объектом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения ст. 353-365 ТК РФ, Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230, и др.
По общему правилу в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 01.01.2020 (ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"). Правительством РФ определен перечень нормативных правовых актов, их групп, отдельных положений, на которые не распространяется действующий с 01.01.2021 механизм "регуляторной гильотины", предусматривающий сокращение количества нормативных актов, содержащих обязательные требования; в отношении некоторых актов установлен ограничительный срок нахождения в перечне (см. постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467). В связи с этим необходимо в каждом конкретном случае обращать внимание на срок действия нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и возможность их применения.
В случае выявленных государственной инспекцией труда нарушений государственных нормативных требований охраны труда инспекторы труда вправе: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. комментарий к ст. 357 ТК РФ).
За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, установлена административная ответственность (ст. 5.27.1 КоАП РФ). За нарушение требований охраны труда, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 143 УК РФ).