Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
1. Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ комментируемая статья изложена в новой редакции, предусматривающей отказ от списочного подхода в предоставлении средств индивидуальной защиты, исходя из наименования профессии (должности) работника, и переход к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты в зависимости от наличия на рабочем месте вредных производственных факторов.
Под средствами индивидуальной защиты (СИЗ) понимаются средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ).
К средствам индивидуальной защиты, бесплатно выдаваемым работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и другими неблагоприятными условиями, относятся специальная одежда, специальная обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, прошедшие подтверждение соответствия и отвечающие требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия представляет собой документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный (в форме добровольной сертификации) или обязательный (в формах декларирования соответствия, обязательной сертификации) характер (ст. 20). Порядок подтверждения соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации, условиям договоров закреплен в гл. 4 указанного Федерального закона.
С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.03.2020 N 30 утверждены: перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011); перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, в который решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.01.2021 N 5 внесены дополнения.
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к средствам индивидуальной защиты определены в разделе 14 "Требования к средствам индивидуальной защиты" Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе". В связи со вступлением в силу технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" раздел 14 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) применяется в отношении продукции, произведенной и выпущенной в обращение на основании документов о соответствии продукции указанным требованиям, выданных или принятых до 01.06.2012, в соответствии с п. 3.2-3.4 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 (п. 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 89).
Приобретение и эксплуатация (в том числе по договору аренды или аутсорсинга) средств индивидуальной защиты, не имеющих документа о подтверждении соответствия, а также имеющих документы о подтверждении соответствия, срок действия которых истек, не допускается, за исключением производимых серийно средств индивидуальной защиты, выпущенных в обращение в период действия документа о подтверждении соответствия (сертификата или декларации) до истечения срока годности или нормативного срока эксплуатации средств индивидуальной защиты.
Приобретение и эксплуатация дерматологических СИЗ от воздействия биологических факторов (микроорганизмов, насекомых, паукообразных) допускается только в случае наличия подтверждения соответствия требованиям технического регламента и документам национальной системы стандартизации (при наличии).
2. Обязательные требования к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, включая определение потребности, организацию приобретения, выдачи, эксплуатации (использования), хранения, ухода (обслуживания) и вывода их из эксплуатации, установлены Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденными приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н, вступающими в силу с 01.09.2023 и действующими до 01.09.2029. Установленные Правилами обязательные требования распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также на работников.
Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 767н утверждены: Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты по профессиям (должностям); Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты в зависимости от идентифицированных опасностей; Единые типовые нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств.
Обеспечение СИЗ и смывающими средствами осуществляется работодателем в соответствии с указанными Правилами, на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств (Единые типовые нормы), с учетом результатов специальной оценки условий труда (СОУТ), результатов оценки профессиональных рисков (ОПР), мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии) (п. 4 Правил).
Работодатель обязан обеспечить бесплатную выдачу СИЗ, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке, работникам для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях (ч. 3 ст. 214 ТК РФ, п. 4 Правил). Допускается обеспечение работников СИЗ по договору со специализированной организацией (п. 6 Правил).
Для исполнения обязанности по обеспечению работников СИЗ и смывающими средствами работодателю необходимо: разработать и утвердить локальным нормативным актом Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации; обеспечить разработку локального нормативного акта, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил; обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ и смывающих средствах согласно Нормам и способах выдачи, условиях хранения, а также об ответственности за целостность и комплектность СИЗ в случае хранения СИЗ у работников в нерабочее время; обеспечить проведение обучения, инструктажа или иного способа информирования работников о правилах эксплуатации СИЗ, использование которых требует от них практических навыков, знаний о простейших способах проверки их работоспособности и исправности; организовать учет и контроль за выдачей работникам СИЗ и смывающих средств, а также за своевременным возвратом СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ либо в случае досрочного выхода СИЗ из строя; не допускать работников к выполнению работ без обеспечения СИЗ, а также в неисправных СИЗ или в СИЗ с загрязнениями, способными снизить заявленный изготовителем уровень защитных свойств; обеспечить в случае применения вендингового оборудовании и дозаторов постоянное наличие в них СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств; обеспечить контроль за правильностью применения СИЗ работниками, а также хранение СИЗ в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителя, сушку, выявление повреждений в процессе эксплуатации и ремонт СИЗ в период эксплуатации; обеспечить уход (стирку, химчистку, обеспыливание, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию), обслуживание СИЗ в соответствии с рекомендациями изготовителей СИЗ; обеспечить своевременный прием от работников и вывод из эксплуатации, а также утилизацию СИЗ (п. 10 Правил).
Таким образом, работодателю (кроме организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства) следует разработать локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ, включающий в себя порядок выявления потребности работников в СИЗ, предупредительно-плановый характер закупки (аренды, аутсорсинга) СИЗ, порядок выдачи, эксплуатации (использования), входного контроля, хранения, ухода (обслуживания), вывода из эксплуатации и утилизации СИЗ, распределение обязанностей и ответственности руководителей структурных подразделений по организации и обеспечению функционирования процесса обеспечения работников СИЗ, а также порядок информирования работников по вопросам обеспечения СИЗ. Разработанный работодателем порядок обеспечения работников СИЗ также должен содержать требования по организации отдельных этапов процесса обеспечения работников СИЗ: планирование потребности в СИЗ, включая подбор СИЗ; обеспечение работников СИЗ (выдача, эксплуатация, хранение, уход (обслуживание), вывод из эксплуатации); контроль за обеспеченностью работников СИЗ и их применением, а также анализ результатов контроля (п. 77-80 Правил).
В свою очередь, в целях соблюдения требований охраны труда и защиты от воздействия вредных факторов работники обязаны: эксплуатировать (использовать) по назначению выданные им СИЗ; соблюдать правила эксплуатации (использования) СИЗ; проводить перед началом работы осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ, информировать работодателя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже; информировать работодателя об изменившихся антропометрических данных; вернуть работодателю утратившие до окончания нормативного срока эксплуатации или срока годности целостность или испорченные СИЗ; вернуть работодателю СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности, а также в случае увольнения работника (п. 12 Правил).
Потребность в СИЗ определяется работодателем в зависимости от профессий (должностей) работников организации с учетом перечня и уровня воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, установленных на рабочих местах по результатам СОУТ и ОПР, количества работников на этих рабочих местах, с учетом организации мероприятий по уходу и иных факторов, определяемых работодателем, влияющих на уровень потребности в СИЗ (п. 13 Правил).
3. Предоставление работникам средств индивидуальной защиты и смывающих средств осуществляется в соответствии с установленными работодателем нормами бесплатной выдачи таких средств. Указанные нормы определяются работодателем и утверждаются локальным нормативным актом на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), требований правил по охране труда, паспортов безопасности при работе с конкретными химическими веществами и иных документов, содержащих информацию о необходимости применения СИЗ (п. 14 Правил).
Единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливают минимальные требования к перечню СИЗ, поэтому выдавать их работникам не в полном объеме не допускается. Работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при его наличии) и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи СИЗ, которые по сравнению с едиными Типовыми нормами обеспечивают лучшую защиту от имеющихся опасностей, вредных и (или) опасных факторов, особых температурных условий либо загрязнения (п. 54, 55 Правил).
Утвержденные приказом Минтруда России единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств вступают в силу с 01.09.2023. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в целях обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона, но не позднее 31.12.2024.
Таким образом, в период с 01.09.2023 до 31.12.2024 работодатель вправе осуществлять обеспечение СИЗ и смывающими средствами в соответствии с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденными приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н, на основании изданных в установленном порядке до 01.03.2022 типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (типовые нормы), но с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии) (ст. 2 Федерального закона N 311-ФЗ, п. 4 Правил).
Разработанные работодателем Нормы выдачи СИЗ должны обеспечивать равноценную (в том числе в случае замены СИЗ) или превосходящую (за счет расширения номенклатуры или увеличения количества выдаваемых СИЗ либо за счет выдачи СИЗ, обеспечивающих более широкий спектр защитных свойств) по сравнению с Едиными типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, выявленных при проведении СОУТ и ОПР (п. 16 Правил). Рекомендуемый работодателям образец оформления Норм приводится в приложении N 1 к Правилам.
При определении работодателем объема выдачи СИЗ, выдаваемых работникам на основании проведенных СОУТ и ОПР, работодатель использует Единые типовые нормы выдачи СИЗ в зависимости от идентифицированных опасностей, Единые типовые нормы выдачи дерматологических СИЗ и смывающих средств, утвержденные приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 767н. При этом работодатель вправе не учитывать СИЗ от опасностей, уровень риска по которым не приведет к нанесению вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности вследствие реализации работодателем иных мероприятий по управлению рисками, снижению их уровней, подтвержденных результатами СОУТ и (или) ОПР (п. 18 Правил).
В случае если наименование профессии (должности) отсутствует в Единых типовых нормах выдачи СИЗ в соответствии с профессией (должностью) работника, работодатель при разработке Норм выдачи СИЗ может руководствоваться наименованиями профессий (должностей) и соответствующими им характеристиками, указанными в соответствующих положениях профессиональных стандартов, а в случае их отсутствия в квалификационных справочниках.
4. Руководителям, специалистам, инженерно-техническим работникам, бригадирам, мастерам выдаются СИЗ с теми же защитными свойствами, что и для работников, работу которых они контролируют или участвуют в ее выполнении. В случае когда указанные работники в соответствии с должностными обязанностями периодически посещают производственные помещения (площадки), им должны выдаваться соответствующие СИЗ в качестве дежурных (на время посещения данных объектов). Срок эксплуатации и выдачи указанным работникам СИЗ устанавливается работодателем, но не более нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ, установленного изготовителем (п. 18 Правил).
В рамках проведения оценки профессиональных рисков работодатель должен организовать мониторинг и актуализацию Норм выдачи СИЗ. В случае выявления не зафиксированных ранее опасностей, требующих применения СИЗ для защиты работника, работодатель обязан актуализировать Нормы и обеспечить выдачу вновь включенных СИЗ.
Выбор СИЗ и дерматологических СИЗ, необходимых для защиты работников, и включение их в Нормы выдачи СИЗ осуществляется работодателем в соответствии с положениями раздела V Правил. Все СИЗ, включенные в Нормы выдачи СИЗ, являются обязательными к выдаче работникам. Выдаваемые работникам СИЗ должны соответствовать их полу, антропометрическим параметрам, а также Нормам выдачи.
При выдаче работникам СИЗ, подлежащих индивидуальному учету, и возврат ими таких СИЗ, выдача дерматологических СИЗ, смывающих средств должны фиксироваться записью в личной карточке учета выдачи СИЗ (в электронном или бумажном виде), рекомендуемый образец которой предусмотрен приложением N 2 к Правилам (п. 25 Правил).
Работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе в составе комплексных бригад, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии дополнительно должны выдаваться другие виды СИЗ, в зависимости от выполняемых работ, предусмотренные Нормами для совмещаемой профессии (совмещаемому виду работ), с внесением отметки о выданных СИЗ в личную карточку учета выдачи СИЗ (п. 31 Правил).
5. Работникам, временно переведенным на другую работу, работникам и лицам, проходящим профессиональное обучение (переобучение) в соответствии с ученическим договором, учащимся и студентам образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также другим лицам, участвующим в производственной деятельности организации либо осуществляющим в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации мероприятия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, СИЗ должны выдаваться в соответствии с Нормами и Правилами на время выполнения этой работы (прохождения профессионального обучения, переобучения, производственной практики, производственного обучения) или осуществления мероприятий по контролю (надзору). Для этих целей работодателем могут использоваться дежурные СИЗ общего пользования, закрепляемые за определенным рабочим местом (объектом) и выдаваемые поочередно нескольким работникам только на время выполнения тех работ, для которых эти СИЗ предназначены (п. 30, 31 Правил).
Для использования в качестве дежурных СИЗ за рабочим местом могут быть закреплены такие виды СИЗ, как жилет сигнальный, СИЗ от падения с высоты, диэлектрические перчатки и галоши/боты, системы спасения и эвакуации, компоненты системы обеспечения безопасности работ на высоте с индикаторами срабатывания, защитные очки и щитки, фильтрующие СИЗ органов дыхания с лицевой частью из изолирующих материалов, в том числе с принудительной подачей воздуха и самоспасатели с противоаэрозольными, противогазовыми и комбинированными фильтрами, изолирующие СИЗ органов дыхания, накомарник, защитная каска, наплечники, налокотники, одежда специальная (костюмы, куртки, плащи, тулупы), наушники.
Дежурные СИЗ передаются от одной смены к другой под ответственность уполномоченных работодателем лиц. Выдача и сдача дежурных СИЗ по окончании срока эксплуатации должны фиксироваться в карточке выдачи дежурных СИЗ (в электронном или бумажном виде), рекомендуемый образец которой предусмотрен приложением N 3 к Правилам.
6. В целях защиты от загрязнений, воздействия агрессивных рабочих материалов, веществ и сред работникам должны выдаваться в соответствии с Нормами выдачи, разработанными работодателем на основании положений Единых типовых норм, регулирующих выдачу дерматологических СИЗ и смывающих средств, дерматологические СИЗ с подтвержденной эффективностью различных форм (кремы, эмульсии, гели, спреи) и видов действия. На работах, связанных с устойчивыми и (или) особо устойчивыми загрязнениями, в дополнение к смывающим средствам работникам должны выдаваться дерматологические СИЗ очищающего типа в виде средств для очищения от устойчивых (или) особо устойчивых загрязнений.
При этом не допускается: использование дерматологических СИЗ для защиты от воздействия радиоактивных веществ и ионизирующих излучений; замена смывающих средств агрессивными для кожи средствами (органическими растворителями, абразивными веществами (песок, чистящие порошки), каустической содой и другими; замена дерматологических СИЗ очищающего типа в виде средств для очищения от устойчивых (или) особо устойчивых загрязнений на смывающие средства (п. 35, 39, 40 Правил).
В период распространения инфекций вирусной этиологии дерматологические СИЗ защитного типа - средства для защиты от биологических факторов (микроорганизмов), вирусов (средства с противовирусным (вирулицидным) действием) - выдаются всем работникам (п. 44 Правил).
Выдача работникам дерматологических СИЗ должна осуществляться ежемесячно, кроме времени отсутствия их на рабочем месте по причине нахождения в отпуске. Дерматологические СИЗ, оставшиеся неиспользованными по истечении отчетного периода (один месяц), могут быть использованы в следующем месяце при соблюдении срока годности. Выдачу дерматологических СИЗ необходимо отразить в личной карточке учета выдачи СИЗ работнику с указанием информации о способе выдачи данного вида СИЗ - лично (индивидуально) или с использованием дозирующих систем (п. 47 Правил).
7. Для использования на открытом воздухе и в иных условиях окружающей среды, вызывающих общее и (или) локальное переохлаждение, работникам должны выдаваться специальная одежда, специальная обувь, головные уборы, дерматологические СИЗ и СИЗ рук, иные СИЗ, необходимые для защиты от пониженных температур, с классом защиты (при наличии), соответствующим климатическому поясу либо превосходящим в соответствии со сроками нормативной эксплуатации, установленными приложением N 4 к Правилам.
Для защиты от пониженных или повышенных температур, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, работникам должны выдаваться СИЗ, предназначенные для использования на открытом воздухе, с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаваться работодателю для хранения до следующего сезона (п. 50 Правил).
8. Работники сторонних организаций, выполняющие работы по договору подряда в производственных цехах и участках принимающей стороны (заказчика), где имеются вредные и (или) опасные производственные факторы, а также при выполнении работ в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, также должны быть обеспечены СИЗ за счет средств работодателя сторонней организации в соответствии с Нормами работодателя сторонней организации. Порядок выдачи СИЗ работникам сторонних организаций содержится в разделе Х Правил.
9. Работодателю с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при его наличии) предоставлено право осуществлять замену одного СИЗ, указанного в Единых типовых нормах, на другое, обеспечивающее равноценную или превосходящую по своим свойствам защиту от вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, установленных по результатам СОУТ и ОПР с отражением результатов замены в Нормах выдачи СИЗ. Работодатель вправе заменить несколько видов СИЗ на один, обеспечивающий совмещенную защиту, которая по своим свойствам равноценна или превосходит защиту от вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, установленных по результатам СОУТ и ОПР, в случае если это подтверждается эксплуатационной документацией изготовителя на соответствующие СИЗ с совмещенной защитой (п. 54, 55 Правил).
10. Все СИЗ должны эксплуатироваться строго в соответствии с указаниями в эксплуатационной документации, а также требованиями Правил по охране труда при проведении соответствующих видов работ.
Нормативные сроки эксплуатации СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам, указанного в личной карточке учета выдачи СИЗ или в карточке выдачи дежурных СИЗ, и не могут превышать сроков, указанных в Нормах выдачи СИЗ. Исчисление нормативных сроков эксплуатации и нормативной выдачи СИЗ, выдаваемых один раз в месяц и чаще, должно осуществляться с учетом времени, фактически проведенного работником на рабочем месте, без учета отпусков (в том числе учебных) (п. 56-58 Правил).
По истечении нормативных сроков эксплуатации или сроков годности СИЗ работник обязан вернуть СИЗ, за исключением СИЗ однократного применения и дерматологических СИЗ, работодателю (п. 71 Правил), который должен обеспечить их своевременную замену (п. 72, 73, 76 Правил).
Работникам, эксплуатирующим СИЗ, запрещается выносить их по окончании рабочего дня за пределы территории работодателя или территории выполнения работ. В отдельных случаях, в соответствии с условиями работы, СИЗ могут оставаться в нерабочее время у работников. При этом локальным нормативным актом работодателя должен быть утвержден перечень СИЗ, которые остаются у работников в нерабочее время, с указанием профессий (должностей) работников. Ответственность за сохранность СИЗ возлагается на работника, за которым закреплены данные СИЗ (п. 60, 61 Правил).
11. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечить своевременную выдачу СИЗ, включая дежурные СИЗ, их хранение в соответствии с условиями хранения, установленными в эксплуатационной документации на СИЗ, а также уход (обслуживание) за СИЗ, в том числе своевременную химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, дезинсекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку, ремонт и замену СИЗ, утративших необходимые защитные свойства.
Для хранения и ухода за СИЗ работодатель должен создавать необходимые условия. Так, в зависимости от условий эксплуатации СИЗ работодателем в гардеробных или иных специально оборудованных помещениях, используемых для хранения СИЗ, может устанавливаться оборудование для сушки, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезвреживания и обеспыливания СИЗ с целью обеспечения соответствующих условий хранения и возможности последующей эксплуатации СИЗ работниками (п. 66 Правил). Работы по уходу за СИЗ (химчистка, стирка, ремонт, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание и обеспыливание) могут выполняться исполнителем, привлекаемым работодателем по договору (п. 68 Правил).
В целях недопущения ситуации необеспечения работников СИЗ в период ухода за СИЗ работодатель может выдавать работникам два и более комплекта СИЗ, указанных в Нормах выдачи СИЗ (п. 70 Правил).
Порядок вывода СИЗ из эксплуатации и их замены определен положениями раздела XV Правил.
12. Контроль за соблюдением работодателями Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами осуществляется в соответствии со ст. 353 и 370 ТК РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.
В случае необеспечения работника в соответствии с ТК РФ средствами индивидуальной защиты, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в размере среднего заработка работника (ч. 6 ст. 216.1 ТК РФ). Об оплате простоя см. комментарий к ст. 157 ТК РФ.
За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты установлена административная ответственность (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.