Государственное бюджетное учреждение получило субсидию на иные цели для проведения кадастровых работ. Выделенных целевых средств оказалось недостаточно.
Вправе ли учреждение в этом случае дополнительно использовать для осуществления целевых расходов субсидию, предоставленную на финансовое обеспечение выполнения государственного задания?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания текущего года не может направляться на осуществление расходов, для покрытия которых учреждению предоставлялась иная целевая субсидия. При этом недостаточный объем иной целевой субсидии правового значения не имеет.
Обоснование позиции:
Государственным бюджетным учреждениям в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание имущества (абзац первый п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
В настоящее время практика исходит из того, что рассматриваемые субсидии предоставляются государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения конкретного государственного задания, а потому учреждению надлежит обеспечивать целевое использование предоставленных ему средств.
Как правило, для определения целевого характера расходов, осуществляемых за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, применяются два основных критерия:
- направленность расходов на выполнение государственного задания;
- соблюдение иных условий по целевому использованию субсидии, предусмотренных порядком предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании, а также соглашением о предоставлении субсидии, заключенным с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
В то же время для осуществления государственным бюджетным учреждением расходов, не связанных напрямую с выполнением государственного задания, а также расходов, имеющих непостоянный характер, включение которых в нормативные затраты исказит стоимость государственной услуги (работы), предусмотрены субсидии на иные цели, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (смотрите письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. N 02-03-11/3784).
Таким образом, направления расходования иных целевых субсидий не могут пересекаться с направлениями расходования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
По этой причине субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания текущего года не может направляться на осуществление расходов, для покрытия которых учреждению предоставлялась иная целевая субсидия. При этом недостаточный объем иной целевой субсидии правового значения не имеет.
Аналогичную позицию занимают и суды, квалифицируя подобные расходы, осуществленные за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в дополнение к иной целевой субсидии, в качестве нецелевых: смотрите, например, решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 ноября 2022 г. по делу N А05-6942/2022.
Нецелевое использование средств, предоставленных государственному бюджетному учреждению в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а именно их направление на осуществление расходов, покрываемых иными целевыми субсидиями, может повлечь привлечение виновных лиц к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ: смотрите, в частности, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2020 г. N 07АП-2038/20 по делу N А45-33957/2019.
С учетом изложенного, по нашему мнению, осуществление за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания текущего года расходов, на покрытие которых предоставлялась иная целевая субсидия, сопряжено с высоким риском квалификации таких расходов в качестве нецелевых.
Между тем отметим, что исходя из положений ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки субсидии, предоставленной государственному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, используются им в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при достижении им показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной услуги (работы).
Это означает, что если в отчетном финансовом году государственное задание учреждением выполнено, то остатки соответствующей (прошлогодней) субсидии могут направляться в текущем финансовом году на осуществление учреждением любых расходов, соответствующих его уставным целям (в том числе тех, которые финансируются за счет целевых субсидий) при условии надлежащего отражения таких расходов в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Наконец, при недостаточности иной целевой субсидии бюджетное учреждение, безусловно, вправе дополнительно использовать собственные средства от приносящей доходы деятельности, которые в силу абзаца второго п. 3 ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Такие расходы, разумеется, также должны быть надлежащим образом отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Субсидия на иные цели (для бюджетной сферы) (июнь 2023);
- Энциклопедия решений. Расходы, осуществляемые за счет субсидий на иные цели (для бюджетной сферы) (июнь 2023);
- Энциклопедия решений. Нецелевое использование средств субсидий в бюджетных и автономных учреждениях (июнь 2023).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел
Ответ прошел контроль качества
13 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"