Исполнитель представил заказчику требование о списании неустойки согласно постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом". Контракт по Закону N 44-ФЗ был заключен в декабре 2020 года, в декабре 2021 года было подписано дополнительное соглашение об увеличении цены контракта, при этом увеличение цены не связано с удорожанием каких-либо материалов. Обязательства по контракту исполнены в полном объеме (в наличии имеется документальное подтверждение). Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. Заказчиком осуществлена сверка расчетов с контрагентом. Исполнитель подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней).
В каких именно случаях производится списание неустойки? Что является правовым основанием для списания неустойки? Может ли быть любое письменное требование исполнителя без ссылок на подтверждающие факты и уважительные причины, являющиеся основанием для списания неустойки?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Любое письменное требование исполнителя не может служить бесспорным основанием для списания неустойки заказчиком - без наличия соответствующих документально подтвержденных оснований, уважительных причин и без учета определенных ограничений, предусмотренных для списания неустойки данного вида.
В рассматриваемой ситуации имеются основания для списания неустойки, начисленной исполнителю, в полном объеме, что для заказчика фактически обязательно.
Обоснование позиции:
В целом отметим, что по общему правилу, предусмотренному ст. 309, 310 ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
1. В силу чч. 6-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требование об уплате пеней направляется контрагенту в случае просрочки исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, а в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, ему направляется требование об уплате штрафа. Направление такого требования является обязанностью, а не правом заказчика, независимо от последующей судьбы требования: его исполнения или неисполнения (смотрите письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867).
В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, вступившей в силу 8 марта 2022 года, Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные контрагенту, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.
На основании данных норм постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
Отметим, что указанными Правилами (в редакции постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 340 и постановления Правительства России от 23.03.2022 N 439) не предъявляются требования к годам заключения и срокам исполнения контрактов в целях списания неустойки. То есть заказчик списывает неустойку независимо от года, в котором она образовалась, в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ (п. 11 Правил, постановление АС Московского округа от 11.04.2022 N Ф05-6329/22, постановление Седьмого ААС от 15.04.2022 N 07АП-2894/22).
Согласно п. 1 и абзацу 1 п. 2 Правил заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если обязательства по контракту исполнены в полном объеме.
Как отмечено в вопросе, обязательства по контракту исполнены в полном объеме.
При этом п. 1 и абзацем 1 п. 2 Правил определено, что заказчики осуществляют списание начисленных, но не уплаченных неустоек (если обязательства по контракту исполнены в полном объеме), за исключением контрактов, по которым в том числе:
- в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами (подп. "а" п. 2 Правил).
Как следует из вопроса, контракт между сторонами заключен в декабре 2020 года, но соглашение об увеличении цены контракта было подписано сторонами уже в декабре 2021 года.
В письме Минфина России от 03.09.2020 N 24-03-07/77425 ведомство указало, что в случае, если в 2020 году по соглашению сторон были изменены условия контракта о сроке его исполнения и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работ, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактом, то списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) по такому контракту не осуществляется (смотрите также письмо Минфина России от 28.08.2020 N 24-03-06/75758).
То есть в рассматриваемом случае изменение условий контракта (цены) произведено сторонами уже в 2021 году, что не упоминается в подп. "а" п. 2 Правил как ограничение для списания начисленных и неуплаченных сумм неустойки.
2. В соответствии с п. 3 Правил списание осуществляется заказчиком, в том числе в следующем случае и в размере:
- если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) (подп. "а" п. 3 Правил). Основанием для принятия решения о списании суммы неустоек (штрафов, пеней) в этом случае является исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подп. "а" п. 5 Правил).
Как следует из вопроса, общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта.
Следовательно, поскольку в описанной ситуации обязательства по контракту выполнены подрядчиком в полном объеме, а сумма начисленной неустойки не превышает 5% цены контракта, списание указанной суммы возможно на основании подп. "а" п. 3 Правил, независимо от обстоятельств, сопутствующих допущенному подрядчиком нарушению условий контракта.
3. Согласно п. 4 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение, для чего заказчик должен обеспечить сверку расчетов с контрагентом по начисленным и неуплаченным суммам неустоек. При этом в силу п. 7 Правил в случае, если контрагент не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
Как следует из вопроса, заказчиком осуществлена сверка расчетов с контрагентом по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней) (имеется в наличии документальное тому подтверждение), неустойка отражена в учете заказчика и при этом исполнитель подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней). При этом отметим, что любое письменное требование исполнителя не может служить бесспорным основанием для списания неустойки заказчиком без наличия соответствующих документально подтвержденных оснований, уважительных причин и без учета определенных ограничений, предусмотренных для списания неустойки.
Таким образом, исходя из описанных в ситуации обязательств, списание указанной суммы возможно на основании подп. "а" п. 3 Правил, независимо от обстоятельств, сопутствующих допущенному подрядчиком нарушению условий контракта.
При этом из приведенных норм можно сделать вывод, что списание начисленных сумм неустойки, при наличии всех перечисленных в Правилах обстоятельств, для заказчика фактически обязательно (смотрите также письмо Минфина России от 19.06.2020 N 24-03-08/53032, п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
4. Как следует из пп. 8, 9 Правил, вопрос о списании рассматривается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком в целях подготовки таких решений, которая при наличии вышеуказанных оснований и документов принимает решение о списании в течение десяти дней со дня осуществления сверки расчетов с контрагентом по начисленной и неуплаченной сумме неустоек.
Решение оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию, предусмотренную п. 9 Правил.
Непосредственно списание осуществляется заказчиком на основании указанного решения в течение пяти рабочих дней со дня его принятия (п. 11 Правил).
В течение 20 дней со дня принятия решения о списании заказчик направляет контрагенту письменное уведомление о списании с указанием размера суммы списанных неустоек по форме, являющейся приложением к Правилам (п. 13 Правил).
Если заказчиком необоснованно не вынесено решение о списании начисленных сумм неустойки, это не препятствует судебной защите интересов контрагента. Такая защита в числе прочего может быть предоставлена путем отказа заказчику во взыскании безосновательно не списанной неустойки (смотрите постановление Девятого ААС от 26.07.2019 N 09АП-22176/19).
Также сумма неустойки, удержанная заказчиком из внесенного контрагентом обеспечения исполнения контракта (уплаченная гарантом по банковской гарантии), может быть квалифицирована и взыскана как неосновательное обогащение (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 14.03.2022 N 304-ЭС22-590, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.01.2022 N Ф08-11235/21, постановление АС Северо-Кавказского округа от 13.07.2020 N Ф08-4081/20; постановление Девятого ААС от 29.06.2020 N 09АП-17608/20).
К сведению:
Согласно п. 1 и абзацу 1 п. 2 Правил заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если обязательства по контракту исполнены в полном объеме, за исключением в том числе контрактов, по которым:
- в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением независящих от контрагента обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (подп. "б" п. 2 Правил);
- в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта контрагентом (подп. "в" п. 2 Правил);
- обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера) (подп. "г" п. 2 Правил).
В части порядка списания неустоек в данных случаях, а также при иных размерах сумм начисленных и неуплаченных сумм неустоек (отличных от сумм неустоек, составляющих не более 5% от суммы контракта) подробно можно ознакомиться в материале: Энциклопедия решений. Случаи и порядок списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (май 2023 г.).
Обращаем внимание, что выраженная позиция является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Случаи и порядок списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (май 2023 г.);
- Вопрос: Возможность списания неустоек подрядчика по Закону N 44-ФЗ, начисленных в связи с нарушением срока исполнения обязательств (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2022 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шайхутдинов Газинур
Ответ прошел контроль качества
9 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"