Согласно требованиям ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ заказчик не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем соответствующего исполнения контракта (отдельного этапа контракта), направляет информацию для публикации на портале ЕИС об исполнении контракта: акт оказанной услуги, товарная накладная, платежное поручение. Есть контракты, исполнение по которым осуществляется непрерывно (например, так называемые "коммунальные услуги" (пп. 8, 29 ч. 1 ст. 93)), исполнение периодическое (в том числе и ежедневное) по заявкам заказчика. В таких контрактах ежемесячно оформляются акты исполнения, оплата осуществляется после подписания каждого документа о приемке, при этом данные действия не закреплены в контракте как отдельные этапы исполнения. Должен ли заказчик в таких случаях отправлять в регламентированный ст. 103 Закона N 44-ФЗ срок в систему ЕИС на публикацию информацию о каждой такой поставке и каждого отдельного факта оплаты, или же в таких случаях исполнение контракта (поставка/оплата) могут публиковаться по фактическому полному исполнению контракта? Какова административная ответственность за нарушение срока направления указанных документов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если контракт предусматривает исполнение части обязательств контрагента, которые заказчик обязан, отдельно приняв, оплатить (в том числе периодически, ежемесячно, поставку по заявкам), такая часть обязательств должна квалифицироваться для целей направления информации и документов для включения в реестр контрактов, в качестве этапа, даже в отсутствие соответствующего указания на это в контракте.
Обоснование вывода:
Информация и документы, относящиеся к заключенным заказчиками контрактам, которые включаются в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр), перечислены в ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), пп. 10-14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, на основании ч. 6 ст. 103 Закона N 44-ФЗ. В частности, указанными нормами предусмотрена обязанность направления для включения в реестр контрактов:
- информации об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информации о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключения по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) - в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций (п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ);
- информации о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Сроки направления указанной информации/документов установлены ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, подп. "а" п. 15 Правил*(1).
Таким образом, в случае если условиями контракта предусмотрены этапы исполнения, документы о приемке исполнения обязательств следует составлять, направлять для включения в реестр контрактов в отношении каждого этапа исполнения контракта*(2). Несоблюдение этого требования может повлечь административную ответственность заказчика по ч. 1 ст. 19.7.2, или ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
В соответствии с п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ отдельный этап исполнения контракта представляет собой часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с данным Законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Следует отметить, что в норме п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ использован подход к вопросу об определении этапности, существовавший на практике до появления данной нормы в законе*(3). Из ее формулировки буквально следует, что непосредственное определение этапов исполнения контрактов в качестве именно "этапов", наименование их соответствующим образом в тексте контракта не имеет существенного значения: выделение этапов как таковых определяется существом порождаемых контрактом обязательств, а не употреблением той или иной терминологии*(4). Соответственно, в любом контракте, который предполагает приемку заказчиком частичного исполнения с оплатой этого исполнения после приемки, можно выделить этапы. В то же время возможность приемки части исполнения по контракту, названной "этапом", не может расцениваться в качестве такового, если контрактом не предполагается оплата этой части исполнения. При этом Законом N 44-ФЗ не установлена обязанность заказчика выделять в тексте контракта этапы исполнения, именовать их таким образом даже в тех случаях, когда они фактически будут иметь место при исполнении контракта.
Эта точка зрения согласуется с разъяснениями, данными в письме Минфина России от 25.10.2021 N 24-06-06/86152, письме Минфина России от 12.05.2022 N 24-06-06/43240, согласно которым при заключении контракта без определения точного объема его исполнения (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) поставка товара партиями по заявкам заказчика также может рассматриваться как этап. Обращаем внимание, что под этапом понимается именно часть обязательств, которые принимаются и оплачиваются отдельно в силу условий контракта.
Очевидно, что в приведенных в вопросе примерах контрактов нельзя определить заранее объем ежемесячного (или иного периодического) исполнения и, соответственно, цену каждого этапа. Так, ситуация с определением этапов в контрактах на "оказание коммунальных услуг" (фактически - договоры энергоснабжения, то есть поставки), когда объем частичного (ежемесячного) исполнения может определять только по факту, - рассматривалась в письме Минфина России от 21.10.2021 N 24-06-08/85106 и письме Минфина России от 14.02.2022 N 24-03-06/9966. В данных письмах фактически указывается, что поскольку контракт предусматривает приемку части исполнения и отдельную оплату этой части, то такую часть следует рассматривать как этап исполнения контракта. Из упоминания в этих письмах в данном контексте определения этапов исполнения по контрактам, предусматривающих определение объема исполнения контракта заявками заказчика, можно сделать вывод, что специалистами данного ведомства предлагается приравнять ежемесячную приемку исполнения по факту к той же ситуации. Однако как "технически" определить такое условие в извещении об осуществлении закупке, контракте и реестре контрактов, из данных разъяснений определить невозможно. Прямой ответ на вопрос о возможности определения цены этапа в соответствующих контрактах в приведенных письмах отсутствует.
Таким образом, если контракт предусматривает исполнение части обязательств контрагента, которые заказчик обязан, отдельно приняв, оплатить (в том числе периодически, ежемесячно, поставку по заявкам), такая часть обязательств должна квалифицироваться для целей направления информации и документов для включения в реестр контрактов, в качестве этапа, даже в отсутствие соответствующего указания на это в контракте.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
29 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите об этом подробнее в материале: Энциклопедия решений. Порядок внесения сведений в предусмотренный Законом N 44-ФЗ реестр контрактов - Сроки направления сведений в реестр контрактов.
*(2) Следует также отметить, что Закону N 44-ФЗ не противоречит и оформление нескольких документов о приемке в рамках одного этапа исполнения контракта при условии осуществления оплаты по результатам исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, по отдельному этапу исполнения контракта, в рамках которого были оформлены такие документы о приемке (смотрите письмо Минфина РФ от 12.05.2022 N 24-06-06/43240).
*(3) До 1 января 2022 года ни Закон N 44-ФЗ, ни прочие нормативные акты не содержали определения понятия "этап исполнения контракта" (смотрите также письмо Минфина России от 22.07.2020 N 24-03-07/63767). И поскольку Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает лишь выделение этапов работ в договорах подряда, строительного подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ), на практике для определения "этапа исполнения контракта" использовали разъяснения, данные в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51, именно по этапам работ по договору строительного подряда. Из данных разъяснений следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, дающая подрядчику право требовать оплаты принятых работ, только если такие этапы предусмотрены договором (смотрите также ответы на вопросы 24-25 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
*(4) Этот вывод согласуется с правилом абзаца первого ст. 431 ГК РФ: при толковании условий договора имеет значение буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"