Физические лица (не ИП), например блогеры, собирают донаты (разновидность пожертвований) на конкретную цель (например, приобретение микрофона) от других физических лиц.
Российская IT-компания (далее - организация) предоставляет блогерам услуги по созданию платежной страницы и подключению ее к платежному провайдеру (Астровайбер). Организация не является платежным агентом.
Денежные средства от физических лиц - донатеров с помощью платежного провайдера поступают в банк, который перечисляет их организации. Организация распределяет поступившие средства блогерам.
Может ли организация через свой сервис по предоставлению услуг для приема платежей подключать физических лиц для получения донатов? Нужно ли пробивать кассовые чеки на получение донатов?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация имеет право через сервис по предоставлению услуг для приема платежей подключать физических лиц для получения донатов.
Организация в анализируемой ситуации не является налоговым агентом по НДФЛ.
Прием и перечисление пожертвований физическим лицам в рассматриваемом случае не требуют применения ККТ.
Обоснование позиции:
Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Пожертвования могут делаться, в частности, гражданам (ст. 124 ГК РФ).
Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
Полагаем, что в анализируемой ситуации собираемые физическими лицами на определенную цель донаты соответствуют определению пожертвования.
Мы не обнаружили законодательных запретов или ограничений на возможность для юридических лиц оказывать физическим лицам услуги по организации получения пожертвований (донатов).
При этом у физлиц - получателей донатов возникает объект налогообложения НДФЛ.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Физическое лицо, получившее доход в натуральной форме по договору пожертвования от физического лица, не являющегося ИП, самостоятельно декларирует, исчисляет и уплачивает НДФЛ в установленном порядке. Если же физическое лицо получило пожертвование от организации или ИП, то последние являются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика, а также уплатить в бюджет сумму НДФЛ.
В анализируемой ситуации источником донатов являются физические лица. Организация выполняет только техническую функцию по обеспечению перевода денежных средств. В связи с этим полагаем, что Организация не должна выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ.
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Расчеты - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги; прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов (абзац 21 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Из смысла п. 1 ст. 582 ГК РФ следует, что пожертвование вносится безвозмездно, оно не связано с оплатой товаров, работ, услуг, а также с иными случаями, которые в Законе N 54-ФЗ классифицируются как расчеты.
Следовательно, поступление денежных средств от физического лица другому физическому лицу в качестве пожертвования не является расчетом в понимании Закона N 54-ФЗ и не требует обязательной фискализации.
Аналогичное мнение высказывали контролирующие органы (письма Минфина России от 25.10.2019 N 03-01-15/82292, от 17.05.2019 N 03-01-15/35746, письма ФНС России от 10.07.2019 N ЕД-4-20/13478@ и от 26.10.2018 N ЕД-4-20/21001@).
Таким образом, прием и перечисление донатов физическим лицам не требуют применения ККТ.
Прием платежным агентом от плательщика - физлица наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физлица перед третьим лицом - поставщиком (за товары, работы и услуги; за жилое помещение и коммунальные услуги; и т. д.) регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (ч. 1 ст. 1 Закона N 103-ФЗ).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ).
Мы видим, что деятельность Организации в рассматриваемой ситуации не соответствует формулировкам Закона N 103-ФЗ. В связи с этим полагаем, что Организация действительно не является платежным агентом.
В связи с этим предусмотренная ст. 5 Закона N 103-ФЗ обязанность платежного агента подтвердить прием от плательщика наличных денежных средств выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа, в анализируемой ситуации на Организацию не распространяется.
Отметим, что нам не удалось обнаружить официальных разъяснений и материалов судебной практики по ситуациям, полностью аналогичным рассматриваемой. В связи с этим рекомендуем обратиться в свой налоговый орган или Минфин России за получением официальных разъяснений по сложившейся ситуации.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение и бухгалтерский учет по договору пожертвования;
- Энциклопедия решений. ККТ при расчетах через платежных агентов;
- Вопрос: Применение контрольно-кассовой техники при получении пожертвования (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2023 г.);
- Вопрос: Обязательно ли муниципальному казенному образовательному учреждению применять ККТ при приеме платежей от физических лиц, которые производят безналично через систему "Сбербанк Онлайн", банкомат или в банке по квитанции оплату оказываемых платных образовательных услуг, а также при внесении добровольных пожертвований аналогичным способом физическими лицами для оплаты штрафов, пеней и на приобретение оборудования и материальных запасов? В случае, когда в образовательных учреждениях применяется ККТ, необходимо ли наличие ККТ для каждой подведомственной организации в отдельности, если ведение бухгалтерского учета осуществляется централизованной бухгалтерией? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.);
- Вопрос: Некоммерческая организация (благотворительный фонд) планирует получить наличные денежные средства в дар от учредителя и пожертвовать эти денежные средства нуждающимся физическим лицам. Учредитель является физическим лицом, денежные средства будут получены от него в качестве пожертвования. Фонд применяет УСН (6%). У благотворительного фонда нет расчетного счета. Возможна ли такая операция? Каким образом и какими документами оформляется эта операция? Необходимо ли применение контрольно-кассовой техники? Каков порядок отражения операций в бухгалтерском учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2018 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
21 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"