ООО выступило спонсором проведения в школе ремонта в двух классах. ООО заключило договор подряда с индивидуальным предпринимателем (строители).
Как включить школу в договор подряда, чтобы школа только принимала результаты выполненных работ (при этом договор должен быть заключен не по Закону N 44-ФЗ)? Есть ли типовой договор подряда по вышеуказанным основаниям?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что в рассматриваемом случае сторонам следует заключить трехсторонний договор подряда между школой (заказчиком), обществом (плательщиком) и индивидуальным предпринимателем (подрядчиком).
Поскольку оплата работ по договору подряда не предусмотрена за счет бюджетных средств, денежные средства от плательщика будут направляться непосредственно подрядчику в качестве оплаты выполненных работ, основания для заключения договора подряда с применением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отсутствуют.
Обоснование позиции:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных данным законом контрактов, к числу которых относятся гражданско-правовые договоры (контракты), заключаемые бюджетными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8.1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Бюджетные учреждения, являясь заказчиками (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), по общему правилу осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15 Закона N 44-ФЗ, которой предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий закупать товары, работы и услуги с применением положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Напомним, что под закупкой товара, работы, услуги в Законе N 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 этого закона). Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, определение контрагента - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных этим законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершая заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем целью правового регулирования осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств (определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11.03.2020 N 303-ЭС19-21127; п. 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)).
Для применения положений Закона N 44-ФЗ в любом случае необходима совокупность трех условий: контракт заключается в интересах специального субъекта (муниципального образования, бюджетного учреждения); целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей; финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 05-04/953 (опубликовано 06.02.2015); постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 N 11АП-2440/16).
Поскольку оплата работ по договору подряда не предусмотрена за счет бюджетных средств, между заказчиком и плательщиком договор пожертвования не заключался*(1), денежные средства от плательщика не будут поступать на счета заказчика в качестве пожертвования, а направляться подрядчику в качестве оплаты выполненных работ, оснований для заключения договора подряда с применением Закона N 44-ФЗ не имеется.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой.
Так, в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 N 18АП-4028/22 суд прямо указал на то, что поскольку оплата работ по договору подряда не предусмотрена за счет бюджетных средств, между заказчиком и плательщиком договор пожертвования не заключался, денежные средства от плательщика не поступали на счета заказчика в качестве пожертвования, а направлялись подрядчику в качестве оплаты выполненных работ, у заказчика отсутствовали основания для заключения договора подряда на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с применением оснований для заключения в порядке Закона N 44-ФЗ.
В рамках данного дела ООО "ММСК" являлось стороной договора подряда; данным договором урегулированы отношения истца (подрядчика) и ООО "ММСК" (плательщика) по оплате выполненных работ; представители ООО "ММСК" принимали участие в совещаниях по вопросам строительства, на которых принимались обязательные для истца решения; ответчиком 2 (Администрацией, заказчиком) осуществлялся контроль за качеством и объемом выполненных истцом работ; ООО "ММСК" принимало участие в приемке объекта.
Суд пришел к выводу о том, что данные обстоятельства позволяют рассматривать ООО "ММСК" в качестве лица, обязавшегося осуществлять финансирование строительство объекта в пределах стоимости работ, указанных в договоре подряда. Далее суд отметил следующее: Из части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ следует, что им регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Целью правового регулирования осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств. Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ муниципальный заказчик - это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.2012 N 11237/12, для применения положений Закона N 44-ФЗ в любом случае необходима совокупность трех условий: контракт заключается в интересах специального субъекта (государственного или муниципального образования); целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей; финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что оплата работ по договору подряда не предусмотрена за счет бюджетных средств, администрацией и ООО "ММСК" договор пожертвования не заключался, денежные средства от ООО "ММСК" не поступали на счета администрации в качестве пожертвования, а направлялись истцу в качестве оплаты выполненных работ. В этой связи у Администрации отсутствовали основания для заключения договора подряда на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с применением оснований для заключения в порядке Закона N 44-ФЗ (постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19.08.2022 N Ф09-4515/22 настоящее постановление оставлено без изменения).
Таким образом, в рассматриваемом случае сторонам следует заключить трехсторонний договор подряда между школой (заказчиком), обществом (плательщиком) и индивидуальным предпринимателем (подрядчиком)*(2). При этом основания для заключения договора подряда с применением Закона N 44-ФЗ отсутствуют.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Гентовт Ольга
Ответ прошел контроль качества
24 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что при заключении договора пожертвования договор подряда должен быть заключен в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, однако обязанность оплатить товары по нему может быть исполнена за заказчика третьим лицом. Подробнее об этом смотрите в ответе на Вопрос: Планируется заключение договора купли-продажи между бюджетным учреждением и покупателем с условием, что плательщиком является благотворительный фонд, и параллельно заключение договора пожертвования между учреждением и благотворительным фондом, по условиям которого фонд обязан оплатить за учреждение товары в ассортименте и количестве, предусмотренном договором купли-продажи. Необходимо ли проводить закупку по Закону 44-ФЗ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)
*(2) К сожалению, форма трехстороннего договора подряда отсутствует. Вместе с тем для составления договора можно воспользоваться Примерной формой договора строительного подряда (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ); Примерной формой договора подряда на производство ремонтно-строительных работ для организации (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"