Может ли быть применен коэффициент Кво при расчете платы за сбросы загрязняющих веществ, относящихся к первой категории в отсутствие КЭР или ко второй категории, в водные объекты организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения, при наличии разрешения на сброс?
1. В соответствии с пунктом 6.1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов (далее - объекты ЦСВПиГО), вносится при сбросе:
- веществ, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий (НДТ) в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее - технологически нормируемые вещества), на общих основаниях,
- а по иным веществам (не относящимся к технологически нормируемым) - с дополнительным коэффициентом Кво = 0,5*(1).
Таким образом, коэффициент Кво применяется только при сбросе загрязняющих веществ, не являющихся технологически нормируемыми веществами.
Для ряда загрязняющих веществ, таких как фосфаты, нитрит-анион, нитрат-анион, взвешенные вещества, БПК полн., аммоний-ион, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1430 "Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов" установлены технологические показатели, и к таким веществам стимулирующий коэффициент 0,5 не применяется.
Ряд загрязняющих веществ, таких как цинк, свинец, алюминий, фенол, фторид-анион, сухой остаток, хлорид-анион, сульфат-анион, марганец, ответчик сбрасывает в водный объект в пределах, не превышающих установленные нормативы. Для таких веществ при расчете платы может быть применен стимулирующий коэффициент 0,5. Но применение стимулирующего коэффициента 0,5 к расчету платы по веществам, сбрасываемым с превышением нормативов, является нарушением вышеприведенных норм законодательства (решение Арбитражного суда Орловской области от 17 марта 2023 г. по делу N А48-11274/2022).
Технологические нормативы - нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей. Согласно статье 23 Закона N 7-ФЗ технологические нормативы разрабатываются лицами, осуществляющими деятельность на объектах I категории. Устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 Закона N 7-ФЗ.
Для объектов ЦСВПиГО, отнесенных к объектам:
- I категории - комплексным экологическим разрешением (КЭР) устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВПиГО (постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1430) на основе информационно-технического справочника по НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВПиГО с учетом мощности очистных сооружений ЦСВПиГО, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод (отнесение или изменение категории осуществляется приказом Федерального агентства водных ресурсов, размещаемом на официальном сайте) (пункт 5 ст. 23 Закона N 7-ФЗ);
- II категории - в случае выдачи на них КЭР в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы - в порядке, предусмотренном пунктом 5 ст. 23 Закона N 7-ФЗ (пункт 5.1 ст. 23 Закона N 7-ФЗ). Лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить КЭР (п. 12 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
В то же время в случае подачи ДВОС*(2) для объектов ЦСВПиГО, отнесенных к объектам II категории, в отношении технологически нормируемых веществ рассчитываются нормативы допустимых сбросов согласно ст. 22 Закона N 7-ФЗ. Для объектов ЦСВПиГО в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются КЭР или рассчитываются при подаче ДВОС в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента (п. 10 ст. 22 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, при расчете платы необходимо использовать сведения разрешительной документации хозяйствующего субъекта:
- по объектам I категории - из КЭР;
- по объектам II категории - из декларации о воздействии на окружающую среду либо из КЭР (право на получение которого имеется в силу п. 12 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Плата в отсутствии действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие.
При этом если по объекту I категории не получено КЭР или по объекту II категории не сдана ДВОС, то хозяйствующий субъект вправе руководствоваться действующими нормативами и лимитами из разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, документами об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Старые разрешения и документы, полученные до 01.01.2019, можно применять, пока не истекут сроки их действия, либо до дня получения КЭР или представления ДВОС. Для объектов I категории также возможно получить новые или переоформить старые разрешения и документы. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения. Данные нормы установлены статьей 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ.
Сроки действия разрешений и лимитов на выброс или сброс загрязняющих веществ в отношении объектов I категории, истекающие с 15.03.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021 продлены на 12 месяцев (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440). Разрешения и лимиты на выброс (сброс) загрязняющих веществ, действие которых истекает с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2022 г., продлеваются на 12 месяцев.
Плата в отсутствии действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие.
В целях реализации ст. 11 Закона N 219-ФЗ пунктом 12(1) Правил N 255 установлен специальный порядок исчисления платы для лиц, осуществляющих деятельность на объектах I и II категорий, получивших до 1 января 2019 г. разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - разрешения).
Так, до истечения срока действия таких разрешений либо до представления ДВОС такие лица при исчислении платы за сбросы:
- в пределах нормативов используют формулы, указанные в п. 17 Правил N 255 с применением коэффициентов Кот, Кнд и Кво*(2).
- в пределах лимитов используют формулу, указанную в п. 19 Правил N 255 (с применением коэффициентов Кот и Квр);
- при превышении (в т.ч. аварийном) нормативов или лимитов используют формулу, указанную в 21 Правил N 255 (с применением коэффициентов Кот, Кпр, Кво).
Т.е. предусмотрена возможность использовать Кво при отсутствии КЭР, но при наличии разрешений, выданных до 01.01.2019 (смотрите также п. 19, пункты 27 и 33 новых правил исчисления платы за НВОС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 мая 2023 г. N 881 (вступит в силу с 1 сентября 2023 г)).
В формулах, указанных в пунктах 17, 19 и 21 Правил, при применении их лицами, указанными в п. 12(1) Правил, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, временно разрешенные сбросы признаются соответственно предельно допустимыми выбросами или сбросами загрязняющих веществ и лимитами на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
Таким образом, при осуществлении сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы за НВОС согласно Правилам должны применяться две формулы - за сбросы загрязняющих веществ в пределах (равных или менее) нормативов допустимых сбросов по формуле, указанной в п. 17 Правил, а за сбросы, в пределах лимитов на сбросы, но превышающие нормативы допустимых сбросов, по формуле, указанной в п. 19 Правил.
В формуле, указанной в п. 17 Правил, предусмотрен коэффициент Кво - коэффициент к ставкам платы за НВОС за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими ЦСВПиГО, при сбросах загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВПиГО (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды), равный 0,5.
Данный коэффициент Кво может применяться только организациями, эксплуатирующими ЦСВПиГО, и только при соблюдении остальных вышеуказанных условий.
Таким образом, в Правилах N 255 указаны два условия применения коэффициента Кво 0,5, которые должны выполняться одновременно:
1) юридическое лицо должно относиться к организации, эксплуатирующей централизованные системы водоотведения поселений или городских округов;
2) сбросы загрязняющих веществ должны осуществляться в пределах (равных или менее) нормативов допустимых сбросов.
Аналогичная позиция содержится в судебных актах: постановление Девятнадцатого ААС от 22.07.2022 N 19АП-3620/22 по делу N А48-8804/2021, и постановлении АС Центрального округа от 08.11.2022 по делу N А48-8804/2021.
Примеров судебной практики по спорам о праве на применение Кво 0,5 организациями, имеющими разрешения, выданные до 01.01.2019 (по объектам I или II категории), не обнаружено.
В наиболее близких примерах судебной практики суды одновременно с пунктом 6.1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ учитывают переходные положения ст. 11 Закона N 219-ФЗ и наличие в формулах, приведенных в п. 17 и п. 21 Правил (применяющихся в силу п. 12(1) Правил), Кво 0,5.
При этом споры связаны с получением разрешений после 01.01.2019 и отсутствием КЭР; с применением Кво к сбросам ЗВ сверх нормативов либо при отсутствии плана природоохранных мероприятий:
1. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 4 июля 2023 г. по делу N А60-18226/2023: МУП "Канализационное хозяйство" не относится к объектам I категории, не имеет комплексного экологического разрешения, соответственно, использование коэффициента 0,5 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду неправомерно.
При расчете платы по выпуску N 1 в реку Коелга МУП "Канализационное хозяйство" в качестве документа, на основании которого осуществляются сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, указывает Расчеты НДС (для стоков) N б/н со сроком действия с 27.03.2020 по 31.12.2022 и исчисляет плату в пределах нормативов допустимых сбросов.
Однако, как указано выше, предприятием подобные нормативы в качестве составной части декларация о воздействии на окружающую среду в адрес Управления не представлялись.
Поэтому плата в отсутствии действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие, соответственно, плату за весь объем сбрасываемых веществ необходимо исчислять с применением повышающего коэффициента 100.
2. Постановление АС Уральского округа от 20.02.2023 N Ф09-9020/22 по делу N А60-64234/2021: Обществом "Сигнал" получено разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты от 19.08.2020 N 883(C).
Поскольку доказательств, подтверждающих наличия у общества "Сигнал" комплексного экологического разрешения, в материалы дела указанным обществом представлено не было, ...расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по объекту ...необходимо произвести с учетом 100-кратного повышающего коэффициента в соответствии с пунктом 12(1) Правил N 255.
Кроме того, в соответствии с Приказом N 1043 коэффициент пересчета Кво, равный 0,5, применяется к ставкам платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).
Таким образом, одновременное применение коэффициентов, даже при наличии у предприятия комплексного экологического разрешения, не соответствует законодательству.
3. Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2023 N Ф02-3311/23 по делу N А19-10984/2022: Поскольку предприятие не разрабатывало технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий, коэффициент 0,5 не подлежит применению. Не применим этот коэффициент и на период реализации планов мероприятий по охране окружающей среды.
Организации, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, в результате деятельности которых производится сброс загрязняющих веществ с превышением нормативов, установленных в декларации о воздействии на окружающую среду, однако не разработавшие в нарушение требований статьи 67.1 Закона N 7-ФЗ программу повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды, не могут быть поставлены в привилегированное положение по сравнению с добросовестными организациями, разработавшими и реализующими такие программу и план и, как следствие, лишенными в этот период права применять пониженный коэффициент, установленный пунктом 6.1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
10 августа 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Коэффициент Кво не применяется в периоды реализации программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды (применяется коэффициент 1). В случаях, когда предприятием допускается сброс загрязняющих веществ с превышением установленных в ДВОС, применение понижающего коэффициента Кво неправомерно (постановления Четырнадцатого ААС от 20.09.2022 N 14АП-5721/22 по делу N А05-3193/2022, от 14.02.2023 N 14АП-283/23 по делу N А05-8034/2022, АС Северо-Западного округа от 13.02.2023 N Ф07-19742/22 по делу N А05-3193/2022).
Смотрите, например, решение Арбитражного суда Архангельской области от 9 июня 2022 г. по делу N А05-3193/2022 (для объекта II категории):
предприятием допускался сброс загрязняющих веществ с превышением установленных в декларации о воздействии на окружающую среду нормативов, в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) неправомерно применен понижающий коэффициент Кво.
Как следствие, право на применение при расчетах платы за НВОС Кво 0,5 у заявителя до достижения допустимых нормативов сброса не возникло (о чем прямо указано в скобках в части 6.1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
То, что заявитель не осуществляет мероприятия, предусмотренные статьей 67.1 Закона N 7-ФЗ, не свидетельствует о возможности применения коэффициента Кво.
*(2) При этом лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС) (п. 1 ст. 31.2 Закона N 7-ФЗ). Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых сбросов (п. 4 ст. 31.2 Закона N 7-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"