КВР и КОСГУ - 2024. Важные изменения
декабрь 2023 г.
Подходит к концу 2023 год... Скажем ему "спасибо" - он не принес для нас резонансных новшеств. Вместе с тем подготовил почву для очередного 2024 года.
В Порядок формирования и применения КБК, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н (далее - Порядок N 82н), в 2023 году изменения вносились 3 раза: приказом Минфина России от 24.03.2023 N 31н (зарег. в Минюсте 02.05.2023), приказом Минфина России от 01.06.2023 N 82н (зарег. в Минюсте 10.07.2023) и приказом Минфина России от 13.11.2023 N 183н (зарег. в Минюсте 14.12.2023). Причем часть изменений, внесенных Приказом N 82н, применяется начиная с 2024 года.
В Порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н), изменения вносились в течение 2023 года всего лишь один раз - приказом Минфина России от 21.08.2023 N 136н (зарег. в Минюсте 22.09.2023). Причем все они применяются в отношении 2024 года.
Как видно, многие поправки в Порядки N 82н, 209н согласно приказам, зарегистрированным в 2023 году, ориентированы на 2024 год, и учреждения уже учитывали их при планировании деятельности на очередной год и на плановый период.
Наглядно увидеть, что изменилось в части элементов вида расходов можно в подготовленной финансовым ведомством Сопоставительной таблице изменений КВР-2023 и КВР-2024 (информация Минфина России от 06.06.2023).
Рассмотрим самые важные нововведения - 2024 в части КВР и КОСГУ.
1. Изменения в применении кодов вида расходов (КВР)
1.1. КВР 524 "Единые субсидии": больше без исключений
По КВР 524 "Единые субсидии" с 2024 года отражаются также расходы в части федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программы), и Комплексного плана. В 2023 году такие расходы - исключение из КВР 524.
1.2. Минфин России вводит новые КВР для федеральных субсидий
С 2024 года появятся новые КВР для отражения расходов федерального бюджета в части предоставления объединенных субсидий:
КВР |
Получатель объединенной субсидии |
На что предоставляется |
636 "Объединенная субсидия (грант в форме субсидии) некоммерческой организации (за исключением государственного (муниципального) учреждения, государственной корпорации (компании), публично-правовой компании)" |
Некоммерческие организации (за исключением государственного/муниципального учреждения, государственной корпорации (компании), публично-правовой компании) |
Субсидия (грант в форме субсидии), включающая в себя субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) расходов на достижение результатов предоставления субсидии, соответствующих мероприятиям (результатам) структурных элементов государственных программ РФ |
817 "Объединенная субсидия (грант в форме субсидии) юридическому лицу (кроме некоммерческой организации)" |
Юридические лица (кроме некоммерческой организации) |
Субсидия, включающая в себя субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) расходов на достижение результатов предоставления субсидии, соответствующих мероприятиям (результатам) структурных элементов государственных программ РФ |
1.3. Скорректировано наименование и применение КВР 828
Еще одно изменение 2024 года - корректировка наименования КВР 828 "Субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем".
Расширено и его применение. Обновленный КВР 828 предназначен для отражения расходов федерального бюджета на предоставление государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям субсидий на осуществление капитальных вложений в создание и развитие ГИС, а также расходов на эксплуатацию таких систем, в случае определения федеральными законами государственной корпорации (компании), публично-правовой компании оператором ГИС, а также субсидии на указанные цели в случае ее предоставления на достижение двух и более результатов предоставления субсидии, соответствующих мероприятиям (результатам) структурных элементов государственных программ РФ.
2. Изменения в применении кодов КОСГУ
2.1. Текущие и капитальные биологические активы
Минфин России уточнил характеристику поступлений/перечислений капитального характера. Напомним, к таковым, в частности, относятся те, что направлены на приобретение/создание основных фондов. К основным фондам в целях применения КОСГУ относят основные средства, НМА и НПА. С 2024 года к ним добавили также биологические активы, достигшие своей биологической зрелости, - связанные с ними поступления и перечисления также считаются капитальными.
Биологические активы, достигшие своей биологический зрелости - это живые организмы, которые достигли параметров, позволяющих приступить к сбору/получению биопродукции, или могут обеспечить сбор/получение биопродукции или иных биологических активов на регулярной основе (п. 6 Стандарта "Биологические активы").
Об особенностях учета биологических активов читайте подробнее здесь.
2.2. Долгожданное изменение по КОСГУ 224: условные арендные платежи - на одной полке
С 2024 года описание подстатьи 224 "Арендная плата за пользование имуществом..." КОСГУ будет сформулировано так, что снимет все вопросы, возникавшие по ее применению в течение 2023 года.
Дело в том, что описание кода 224 КОСГУ дополнено нормой, позволяющей отражать по нему возмещение не только арендодателю, но и ссудодателю расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией объекта. При этом речь идет о расходах, предусмотренных как непосредственно договором аренды или безвозмездного пользования, так и отдельным договором с арендодателем/ссудодателем на возмещение эксплуатационных расходов.
Обновление подстатьи 224 КОСГУ согласуется с позицией Минфина России по данному вопросу, изложенной в системных разъяснениях и озвученной на полях Круглого стола в г. Ульяновске (материалы мероприятия размещены на Порядке N 209н.
Появление данной поправки закономерно, так как в последние годы финансовое ведомство последовательно старалось объединить все расходы, которые, с точки зрения Стандарта "Аренда", относятся к условным арендным платежам. Этот подход давно реализован в отношении КВР 244, а вот код 224 КОСГУ немного отставал.
Таким образом, с учетом обновленной нормы Порядка N 209н и системных разъяснений Минфина России при возмещении эксплуатационных и иных расходов КВР и подстатьи КОСГУ могут выбираться следующим образом:
Что оплачиваем? |
КВР |
КОСГУ |
Возмещение арендодателю, ссудодателю: - коммунальных услуг, |
|
|
Возмещение стоимости арендодателю / ссудодателю расходов по содержанию и эксплуатации имущества, предусмотренных договором аренды, договором безвозмездного пользования, либо по отдельным договорам на возмещение затрат: |
|
|
Возмещение стоимости коммунальных услуг организации, не являющейся арендодателем / ссудодателем |
||
Оплата заключенных напрямую с исполнителями / подрядчиками договоров на оказание услуг / выполнение работ в арендованных или находящихся в безвозмездном пользовании помещениях |
|
|
Возмещение расходов (коммунальных, эксплуатационных и пр.) при отсутствии правоотношений, связанных с арендой или безвозмездным пользованием, и без арендных платежей |
2.3. КОСГУ 261: медпомощь по ОМС в рамках социальной помощи
Назначение подстатьи 261 "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения" КОСГУ дополнено. Теперь по этой подстатье внебюджетные фонды могут отражать в числе прочего расходы по оплате социальным категориям граждан медицинской помощи по ОМС.
2.4. Ранее запланированные, но НЕ ПРИНЯТЫЕ изменения
Изменения в применении кодов КОСГУ на 2024 год были внесены приказом Минфина России от 21.08.2023 N 136н (зарег. в Минюсте 22.09.2023). Примечательно, что изначально планировался больший объем нововведений, однако в итоге в приказ вошли только 3 перечисленных выше важные позиции.
Так, одно из планированных, но не принятых изменений - очень заметных и масштабных - дополнительная детализация ряда подстатей КОСГУ. Такая детализация предусматривалась только для федеральных бюджетных и автономных учреждений, поскольку эта категория учреждений представляет отчет о результатах деятельности и об использовании имущества в ГИС "Электронный бюджет". Для его формирования и планировалось ввести детализированные коды. С этой целью законодатель намеревался дополнить общие правила формирования элементов КОСГУ таким образом, чтобы коды содержали не только цифры или буквы латинского алфавита, но и литеры русского алфавита.
Таким образом, "федеральная" аналитика предусматривалась в рамках статьи 130 КОСГУ:
Основная действующая подстатья |
Планируемая дополнительная детализация для федеральных АУ и БУ |
|
131 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" |
13Б |
доходы от оказания платных услуг / работ в рамках госзадания |
13Г |
доходы от оказания платных услуг / работ сверх госзадания |
|
13Д |
субсидии на госзадание (кроме соцзаказа и субсидий ФФОМС) |
|
13Е |
субсидии на госзадание - соцзаказ |
|
13Ж |
субсидии на госзадание на оказание высокотехнологичной медпомощи вне ОМС |
|
13И |
поступление платы за пользование служебными жилыми помещениями и общежитиями |
|
13П |
доходы от реализации готовой продукции |
|
132 "Доходы от оказания услуг по программе ОМС" |
13М |
доходы от оказания услуг по ОМС (кроме доходов от оказания услуг беременным женщинам и новорожденным) |
13Н |
доходы от оказания услуг беременным женщинам и новорожденным |
|
134 "Доходы от компенсации затрат" |
13П |
13П - компенсация / возмещение затрат (кроме возмещения эксплуатационных расходов и возмещений от СФР) |
13Р |
возмещение расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества учреждения без заключения договора аренды / безвозмездного пользования |
Отдельные КОСГУ планировалось ввести для "федералов" и в части отражения текущих и капитальных поступлений и перечислений в рамках подстатей 152 / 162, 154 / 164, 155 / 165, 156 / 166, 157 / 167, 158 / 168 КОСГУ.
"Федеральная" аналитика должна была появиться также у некоторых расходных подстатей КОСГУ:
Основная действующая подстатья |
Планируемая дополнительная детализация для федеральных АУ и БУ |
|
226 "Прочие работы, услуги" |
22Б |
прочие работы, услуги (за исключением полученных по договорам ГПХ) |
22Г |
прочие работы, услуги в рамках договоров ГПХ |
|
291 "Налоги, пошлины и сборы" |
29Б |
налог на имущество организаций |
29Г |
земельный налог |
|
29Д |
транспортный налог |
|
29Е |
водный налог |
|
29Ж |
госпошлины |
|
29И |
прочие налоги, сборы, платежи в бюджет |
Не детализированные в настоящее время КОСГУ 510 и 610 "Поступление/выбытие денежных средств и их эквивалентов" также должны были получить дополнительные подстатьи для применения федеральными АУ и БУ:
- 51Б/61Б - поступление/выбытие денежных средств и их эквивалентов (за исключением возврата сумм ранее перечисленных денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта, а также операций по поступлению денежных средств, размещенных на банковских депозитах);
- 51Г/61Г - поступление/выбытие денежных средств от возврата сумм ранее перечисленных денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта;
- 51Д/61Д - поступление/выбытие денежных средств, размещенных на банковских депозитах.
3. Таблицы соответствия КВР, КОСГУ и иных составных частей КБК
Правильно выбрать КВР и КОСГУ недостаточно. Необходимо проверить их взаимоувязку. Для этого Минфин России доводит письмо Минфина России от 05.09.2023 N 02-05-11/84640).
3.1. Сопоставительная таблица КВР и КОСГУ
Сопоставительную таблицу КВР и КОСГУ на 2024 год финансовое ведомство подготовило еще в июне 2023 года. В целом она повторяет сочетания кодов, которые применяются в 2023 году. Но вот что интересно: в Таблице - 2024 были предусмотрены комбинации кодов КОСГУ с КВР 828 "Субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на осуществление капитальных вложений в создание и развитие государственных информационных систем", которого на тот момент не было в Порядке N 82н. КВР 828 появился в Порядке N 82н только в июле - после внесения в него изменений приказом Минфина России от 01.06.2023 N 82н (зарег. в Минюсте России 10.07.2023).
Появление КВР 828 связано с внесенными в конце 2022 года поправками в БК РФ, предусматривающими, в том числе возможность предоставления государственным компаниям и корпорациям "капитальных" субсидий на создание и развитие ГИС.
Пример. Что делать, если код КОСГУ есть, а строки для него в Плане ФХД нет?
Ситуации, когда изменения в порядок применения КБК внесены, а в отчетной форме либо в Плане ФХД нет строки для отражения доходов/расходов по уточненному коду, нередки. Например, при отражении поступления средств по договорам комиссии и агентским договорам, операций эквайринга и др.
Минфин России не устанавливает требований о детализации показателей Плана ФХД в разрезе кодов КОСГУ. Однако такая необходимость вызвана порядком учета показателей на 500-х счетах и зачастую учреждения или органы-учредители принимают решения о детализации Плана ФХД в разрезе кодов КОСГУ.
Согласно Порядку N 209н расходы на поступление/приобретение объектов, относящихся к биологическим активам, отражаются по подстатье 360 "Увеличение стоимости биологических активов" КОСГУ. При этом подстатья 360 КОСГУ вполне обоснованно увязывается с КВР 244, однако Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2024 год в настоящий момент такой увязки не содержит.
Соответственно, если орган-учредитель требует дополнительно детализировать План ФХД по кодам КОСГУ, то у учреждения нет "полочки", куда можно было бы отнести закупку биоактивов. Дело в том, что программные продукты, например, ГИС "Электронный бюджет", где учреждение формирует План ФХД, позволяют отразить плановые назначения лишь по тем сочетаниям кодов, которые включены в специальные сопоставительные таблицы.
В такой ситуации прежде всего нужно понимать, что Таблица соответствия КВР и КОСГУ не является нормативным актом, и перечень установленных ею увязок - не исчерпывающий. Это позволяет применять и иные комбинации исходя из экономического содержания кодов. Поэтому Таблица соответствия КВР и КОСГУ регулярно уточняется. Для внесения в нее дополнительной увязки кодов можно обратиться в Минфин России, направив соответствующее предложение на адрес электронной почты, приведенный в Таблицу в течение финансового года, особенно активно - к составлению годовой отчетности. И вполне вероятно, что упомянутое сочетания КВР 244 с КОСГУ 360 совсем скоро появится в Таблице.
Но решать вопрос с включением в План ФХД указанных расходов учреждению нужно сейчас. Вариантов выхода из ситуации не так много:
1) вовсе не отражать расходы в плановых документах до введения нужной строки;
2) отразить по иной, наиболее подходящей по экономическому смыслу строке (например, по 340 КОСГУ), а при появлении технической возможности внести изменения в План ФХД.
С точки зрения возможных рисков при контрольных мероприятиях второй вариант безопаснее: общий объем плановых назначений в Отчете (ф. 0503737) и Отчете (ф. 0503738) будет соответствовать данным Плана ФХД. Тот факт, что в Плане ФХД расходы будут отражены по КОСГУ, отличному от статьи 360, никак не скажется на порядке формирования бухгалтерской отчетности. Кроме того, контрольными соотношениями к показателям бухгалтерской отчетности не предусмотрено сопоставление показателей Плана ФХД и показателей утвержденных плановых назначений в Отчете (ф. 0503737) и Отчете (ф. 0503738) в разрезе КОСГУ (если соответствующей детализации не предусмотрел орган, консолидирующий отчетность).
3.2. Сопоставительная таблица КВР и КОСГУ при отражении безвозмездных неденежных передач
В конце ноября 2023 года Минфин России обновил Таблицу соответствия КВР и КОСГУ при отражении безвозмездных неденежных передач. Она будет действовать до тех пор, пока не будет вновь обновлена. То есть распространяет свое действие и на 2024 год.
В частности, уточнен порядок применения КВР 802 "Безвозмездные внутриведомственные неденежные передачи" с элементами группы 200 "Расходы" КОСГУ. Предшествующая версия документа от 17.11.2022 допускала применение такого сочетания кодов только при передаче денежных документов. Напомним, в этом случае в 24 - 26 разрядах номера счета 0 304 04 2ХХ должна быть указана соответствующая подстатья КОСГУ 200 исходя из цели, для достижения которой будут использоваться денежные документы - эквивалентом какой работы/услуги они являются.
В действующей Таблице появилось примечание, что при передаче неисключительных прав со сроком использования менее 12 месяцев (в т.ч. при централизованном снабжении) КВР 802 может применяться в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.
3.3. Сопоставительная таблица АнКВД и КОСГУ при отражении безвозмездных неденежных поступлений
При безвозмездных неденежных поступлениях выбранные подстатьи АнКВД и подстатьи КОСГУ следует проверить на взаимоувязку согласно информации Минфина России от 10.04.2023. На момент написания статьи эта таблица соответствия АнКВД и КОСГУ является актуальной и распространяет свое действие на 2024 год.
Такая редакция Таблицы соответствия АнКВД и КОСГУ при безвозмездных неденежных поступлениях содержит увязку АнКВД 192 - 197 и подстатьи 189 КОСГУ при передаче денежных документов от бюджетных и автономных учреждений, а также получателей бюджетных средств и соответствует последним изменениям, внесенным в 2023 году в Инструкцию N 162н. Начиная с 2023 года все организации бюджетной сферы отражают безвозмездное поступление денежных документов с применением счета 0 401 10 189.
О передаче активов и обязательств в секторе госуправления читайте подробнее здесь.
3.4. Сопоставительные таблицы для увязки КВР с иными составными частями КБК
Для увязки разделов/подразделов и КВР, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов РФ в 2024 году и плановом периоде, следует пользоваться Информацией Минфина России от 09.11.2023. Последнее дополнение - новая комбинация кодов: по подразделу 0402 "Топливно-энергетический комплекс" можно выделять средства в увязке с КВР 613 "Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям".
Это изменение 2024 года в части увязок разделов/подразделов и КВР согласуется с положениями приказа Минфина России от 13.11.2023 N 183н, вносящего изменения в Порядок N 82н. В числе поправок - уточнение назначения подраздела 0402. Так, помимо обозначенных в описании данного подраздела, по этому коду будут отражаться:
- господдержка организаций теплоснабжения, включая расходы на возмещение организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, недополученных доходов от регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, и / или необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций;
- компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию / мощность, теплоноситель лицам, имеющим право на льготы.
Аналогичная информация содержится и в разъяснениях Минфина России об обеспечении единообразного применения бюджетной классификации РФ при формировании проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2024 год и на плановый период.
Увязка разделов/подразделов и КВР, применяемых при составлении и исполнении федерального бюджета в 2024 году и плановом периоде, осуществляется согласно Информации Минфина России от 06.06.2023.
Также специалисты финансового ведомства подготовили на 2024 год:
- Таблицу соответствия форм обоснований бюджетных ассигнований кодам видов расходов (КВР) и направлений расходов, содержащихся в целевых статьях, классификации расходов бюджетов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;
- Таблицу соответствия форм обоснований бюджетных ассигнований кодам видов расходов (КВР), направлений расходов классификации расходов бюджетов по государственным внебюджетным фондам РФ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Киреева Анна
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.