Гарантии работникам, зарегистрированным в качестве кандидатов на выборах Смотрите в этом материале: - право на освобождение от работы; - запрет на увольнение, перевод и командировки; - сохранение трудового стажа по специальности; - является ли деятельность кандидата исполнением государственных или общественных обязанностей Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) устанавливает ряд гарантий в сфере труда для лиц, являющихся зарегистрированными кандидатами. Под зарегистрированным кандидатом в законе понимается лицо, зарегистрированное в качестве кандидата соответствующей избирательной комиссией (подп. 36 ст. 2 Закона N 67-ФЗ). Порядок такой регистрации установлен ст. 38 Закона N 67-ФЗ.
Право на освобождение от работы
Согласно п. 1 ст. 41 Закона N 67-ФЗ работодатель со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязан по заявлению зарегистрированного кандидата освободить его от работы в любой день и на любое время в течение этого срока. При проведении выборов федерального уровня аналогичная гарантия предусмотрена также: - п. 1 ст. 42 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон N 19-ФЗ); - ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон N 20-ФЗ). Как следует из приведенных норм, освобождение зарегистрированного кандидата от трудовых обязанностей осуществляется на основании его заявления. В отсутствие в законе каких-либо специальных требований данное заявление подается в свободной форме. Как правило, кандидатам при регистрации выдается соответствующее удостоверение (см., например, п. 5 ст. 39 Закона N 19-ФЗ, ч. 8 ст. 50 Закона N 20-ФЗ, ч. 4 ст. 33 Областного закона Ростовской области от 12.05.2016 N 525-ЗС, ч. 14 ст. 28 Закона Чеченской Республики от 29.12.2014 N 59-РЗ). Безусловно, работнику при обращении к работодателю с просьбой об освобождении от работы целесообразно предъявить и такое удостоверение, чтобы подтвердить свой статус зарегистрированного кандидата и право на соответствующую гарантию. Вместе с тем информация о регистрации кандидатов является общедоступной. Она размещается как на официальных сайтах избирательных комиссий, так и в средствах массовой информации (см., например, постановления ЦИК России от 05.01.2024 N 147/1161-8, от 28.06.2023 N 120/955-8, Избирательной комиссии Тульской области от 30.06.2021 N 149-11, Избирательной комиссии Нижегородской области от 29.06.2021 N 203/2463-6). Поэтому, если работник по каким-то причинам не предъявил работодателю удостоверение кандидата, на наш взгляд, работодателю не следует отказывать ему в освобождении от работы по этому формальному основанию. Работодатель может самостоятельно проверить, зарегистрирован ли работник в качестве кандидата на выборах. Каких-либо требований к порядку оформления освобождения работника, являющегося зарегистрированным кандидатом, от работы, помимо подачи им соответствующего заявления, закон не предусматривает. В частности, в общем случае работодатель не обязан в такой ситуации издавать какой-либо приказ (в отдельных случаях, как будет рассказано ниже, такой приказ необходим в связи с тем, что его копию работник обязан предоставить в избирательную комиссию). Тем не менее оформление приказа представляется целесообразным: в случае возникновения спора это позволит работодателю подтвердить исполнение возложенной на него обязанности по освобождению работника от работы. Ни унифицированные формы табеля учета рабочего времени N Т-12 и N Т-13, утв. постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1, ни форма 0504421, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, не предусматривают условного обозначения для фиксация данного случая отсутствия работника на работе. Поэтому работодателю целесообразно заранее дополнить перечень применяемых им при ведении табеля условных обозначений. В общем случае освобождение от работы является именно правом работника, зарегистрированного в качестве кандидата на выборах. Он сам определяет, обращаться ли к работодателю с такой просьбой и на какой именно срок ему требуется освобождение от работы. Однако есть и исключение из этого правила: в соответствии со ст. 40 Закона N 67-ФЗ зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей. Схожее требование содержится и в п. 2 ст. 41 Закона N 19-ФЗ в отношении кандидатов на выборах Президента РФ, однако в этом случае закон предписывает им предъявить заверенную копию приказа об освобождении от работы в ЦИК России не позднее чем через три дня со дня регистрации.
Запрет на увольнение и перевод по инициативе работодателя и направление в командировки
Согласно п. 2 ст. 41 Закона N 67-ФЗ во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку. Аналогичные гарантии предусмотрены: - для кандидатов в депутаты Государственной Думы - ч. 2 ст. 54 Закона N 20-ФЗ; - для кандидатов в Президенты РФ - п. 5 ст. 42 Закона N 19-ФЗ. Понятие "время проведения выборов" законодательство не определяет. Вместе с тем по общему правилу кандидат утрачивает права, которые связаны со статусом кандидата, с момента официального опубликования результатов выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия (п. 5 ст. 41 Закона N 67-ФЗ, ч. 4 ст. 54 Закона N 20-ФЗ, п. 8 ст. 42 Закона N 19-ФЗ). Соответственно, именно до этого момента длится и запрет на увольнение, перевод по инициативе работодателя и направление в командировку зарегистрированного кандидата (см., например, определения Вологодского областного суда от 23.09.2016 N 33-5248/2016, Московского областного суда от 27.01.2014 N 33-693/14, решения Егорлыкского районного суда Ростовской области от 27.10.2021 N 2-713/2021, Курильского районного суда Сахалинской области от 16.11.2018 N 2-176/2018, Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 03.11.2017 N 2-2395/2017, Бабушкинского районного суда г. Москвы от 26.10.2017 N 02-5575/2017, Аскизского районного суда Республики Хакасия от 29.06.2016 N 2-517/2016). Закон устанавливает безусловный запрет на увольнение работника, зарегистрированного в качестве кандидата на выборах, по инициативе работодателя, не предусматривая каких-либо исключений из данного правила. Отметим, что аналогичный запрет действует также и в отношении работников, являющихся членами избирательных комиссий. При этом Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что данный запрет не должен трактоваться как исключающий возможность увольнения работника, если оно не связано с исполнением полномочий члена избирательной комиссии. Вопрос же о том, являлось ли увольнение способом оказания давления, преследования либо наказания лица в связи с исполнением им полномочий члена избирательной комиссии, в каждом конкретном случае разрешается судом в ходе рассмотрения иска этого лица о восстановлении на работе (подробнее см. в материале Энциклопедии решений). Вопрос о конституционности запрета на увольнение работников, зарегистрированных в качестве кандидатов на выборах, в суде не рассматривался и, соответственно, подобных выводов в отношении данного запрета Конституционный Суд РФ не делал. Тем не менее, некоторые суды общей юрисдикции считают возможным применение по аналогии позиции, которую высказал суд в отношении увольнения работников, являющихся членами избирательной комиссии, и к случаям увольнения работников, являющихся зарегистрированными кандидатами (решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 22.03.2012 N 2-396/2012, оставленное без изменения определением Свердловского областного суда от 07.06.2012 N 33-6438/2012). Аналогичную точку зрения высказал и Минтруд России в письме от 31.07.2024 N 14-6/ООГ-4670. Другие же специалисты, напротив, такую возможность исключают (определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13.11.2013 N 33-4440/2013, решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 03.11.2017 N 2-2395/2017, письмо Роструда от 02.08.2024 N ПГ/14511-6-1). Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 27 своего постановления от 17.03.2004 N 2, при реализации гарантий, предоставляемых ТК РФ работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих работников. Как следует из содержания приведенного пункта, Верховный Суд РФ считает недопустимым сокрытие работником обстоятельств, которые исключали возможность его увольнения или требовали от работодателя соблюдения дополнительных процедур. Подчеркивается, что при установлении факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе, поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника. Работодатели в спорах с работниками-кандидатами, уволенными во время проведения выборов, зачастую апеллируют к тому, что работник не поставил их в известность о наличии у него соответствующего статуса и тем самым злоупотребил своим правом на защиту от увольнения по инициативе работодателя. И некоторые суды, действительно, считают достаточным для признания недобросовестности работника и отказа ему в восстановлении на работе самого факта отсутствия соответствующего уведомления с его стороны (определения Свердловского областного суда от 07.08.2019 N 33-13799/2019, Архангельского областного суда от 01.02.2018 N 33-649/2018, Смоленского областного суда от 12.11.2013 N 33-4413). Другие же суды указывают, что обязанность информировать работодателя о своем статусе зарегистрированного кандидата на работника законодательством не возложена и не рассматривают сам по себе тот факт, что работник не проявил инициативы в том, чтобы донести эту информацию до работодателя, в качестве основания для снятия с последнего ответственности за незаконное увольнение (определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.02.2011, решение Курильского районного суда Сахалинской области от 16.11.2018 N 2-176/2018, решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11.09.2013 N 2-1787/2013). Некоторые суды дополнительно апеллируют еще и к тому, что информацию о зарегистрированных кандидатах работодатель мог почерпнуть из средств массовой информации (определение Верховного Суда Республики Карелия от 27.01.2014 N 33-165/2014, решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 04.10.2017 N 2-942/2017). С учетом сказанного представляется целесообразным для работодателя во избежание возможных споров перед увольнением работника запрашивать у него информацию о наличии обстоятельств, препятствующих расторжению трудового договора, в том числе сведения о наличии у него статуса члена избирательной комиссии. Никаких ограничений на увольнение работника, зарегистрированного в качестве кандидата на выборах, по основаниям, не предполагающим инициативу работодателя, законодательством о выборах не предусмотрено (определения Челябинского областного суда от 05.04.2021 N 11-2880/2021, Верховного Суда Республики Хакасия от 10.01.2017 N 33-66/2017). Еще раз подчеркнем, что рассматриваемая гарантия распространяется только на зарегистрированных кандидатов. Хотя статус кандидата лицо приобретает с момента уведомления соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении (см. подп. 35 ст. 2, п. 2 ст. 33 Закона N 67-ФЗ), запрет на увольнение, перевод по инициативе работодателя и направление в командировку такого работника действует только с момента его регистрации (см. определение Владимирского областного суда от 29.11.2018 N 33-4655/2018).
Сохранение трудового стажа по специальности
Согласно п. 3 ст. 41 Закона N 67-ФЗ время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата. Аналогичные гарантии предусмотрены: - для кандидатов в депутаты Государственной Думы - частью 2 ст. 54 Закона N 20-ФЗ; - для кандидатов в Президенты РФ - пунктом 5 ст. 42 Закона N 19-ФЗ.
Является ли деятельность кандидата исполнением государственных или общественных обязанностей?
Трудовое законодательство предусматривает ряд гарантий для работников, привлеченных к исполнению государственных или общественных обязанностей. Так, в частности, в силу части первой ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом понятие государственных и общественных обязанностей в законе не раскрывается; в части второй ст. 165 ТК РФ можно обнаружить лишь открытый перечень лиц, деятельность которых относится к исполнению таких обязанностей ("присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие"). В некоторых судебных актах можно встретить упоминание о деятельности кандидата как об исполнении государственных и общественных обязанностей (определение Шестого КСОЮ от 19.01.2023 N 8Г-24371/2022, решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 05.02.2018 N 2-49/2018). В Роструде участие в выборах в качестве кандидата также считают исполнением государственных обязанностей (письмо от 02.08.2024 N ПГ/14510-6-1). Однако, по нашему мнению, деятельность гражданина в качестве зарегистрированного кандидата исполнением им государственных или общественных обязанностей не является. В данном случае гражданин действует по своей воле и в своих интересах, а не исполняя некие обязанности, возложенные на него государственным органом или общественным объединением. И даже само решение о необходимости освобождения от работы кандидат в большинстве случаев принимает сам, а не на основании чьих-либо требований. Соответственно, на наш взгляд, положения ст. 170 ТК РФ к зарегистрированным кандидатам неприменимы. Принципиального значения это не имеет, поскольку освобождение от работы кандидатов и так напрямую предусмотрено законодательством о выборах. Важной квалификация периода освобождения кандидата от работы становится в том случае, если такой период совпадает с периодом отпуска: поскольку, по нашему мнению, к исполнению государственных обязанностей деятельность кандидата не относится, то и оснований для переноса или продления отпуска в соответствии со ст. 124 ТК РФ в такой ситуации, полагаем, нет. Период освобождения кандидата от работы также не следует отмечать в табеле как время исполнения государственных обязанностей.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах