Реформа налоговой системы 2024 - 2025.
Хронология и основные параметры
Июнь 2024 г.
3 июня в Госдуму внесены проекты:
•Проект федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
•Проект федерального закона N 639660-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
•Проект федерального закона N 639656-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Плановая дата рассмотрения Государственной Думой 20.06.2024.
В процессе рассмотрения законопроектов некоторые параметры могут измениться!
Ключевые моменты по НДФЛ:
1. Прогрессивная шкала ставок по доходам граждан с годовым доходом:
- ниже 2,4 млн руб. - 13%;
- от 2,4 млн до 5 млн руб. в год - 15%;
- от 5 млн до 20 млн руб. в год - 18%;
- от 20 млн до 50 млн руб. - 20%;
- свыше 50 млн руб. - 22% (подробнее см. здесь).
2. Ставка на доходы от реализации имущества \\ в виде дивидендов:
- до 2,4 млн руб. - 13%;
- от 2,4 млн руб. - 15%.
3. Новый вычет 500 руб. в месяц для лиц, сдавших ГТО и прошедших диспансеризацию.
4. Увеличен размер вычета на второго и третьего ребёнка - 2 800 руб. и 6 000 руб. соответственно, с одновременным увеличением до 450 тыс. руб. совокупного дохода, до достижения которого эти вычеты применяются.
5. Возврат части НДФЛ для семей с двумя и более детьми установят отдельным законом (см. проект N 638814-8, подробнее о проекте здесь).
Ключевые моменты по УСН:
1. Упрощенцы станут плательщиками НДС - причем в зависимости от годового дохода возможны разные варианты:
- освобождение от НДС при доходе до 60 млн руб. (по уведомлению);
- ставка 5% без вычетов - при доходе до 250 млн руб.;
- ставка 7% без вычетов - при доходе до 450 млн руб.
О выборе ставки (5% и 7%) надо будет заявить до 20-го числа месяца, следующего за кварталом, с которого она будет применяться.
Такой "упрощенный" НДС (по ставкам 5% и 7%) станет особым видом НДС - фактически налогом с оборота, поскольку его плательщики, применяющие УСН, не смогут принимать предъявленный поставщиками обычный НДС к вычету, а все остальные налогоплательщики НДС не вправе принимать к вычету суммы "упрощенного" НДС.
Причем при переходе на УСН с общей системы все равно придется восстанавливать ранее принятый к вычету НДС, как и сейчас. Разница в том, что по действующим правилам это надо сделать заранее - в периоде, предшествующем переходу на упрощенку, а с 2025 года восстанавливать налог надо будет в первом периоде применения "упрощенного" НДС.
2. Изменятся лимиты для применения УСН:
- максимум доходов за 9 месяцев (для перехода с 1 января следующего года) - 337,5 млн. руб.;
- средняя численность работников - 130 чел.;
- стоимость ОС по данным бухучета - 200 млн руб.;
- лимит годового дохода - 450 млн руб.
Все величины, кроме численности, подлежат годовой индексации.
При этом отменяется "переходный режим УСН", действовавший с 2021 года, вместе с повышенными ставками налога 8% и 20%.
Подробнее см. в отдельном обзоре.
Ключевые моменты по налогу на прибыль:
1. Ставку налога повысят до 25%.
Для IT-компаний - 5% на 2025-2027 гг.
2. Вводится федеральный инвестиционный вычет. Параметры определит Правительство РФ.
3. Увеличены повышающие коэффициенты по расходам на НИОКР.
4. Увеличен повышающий коэффициент по расходам на программы для ЭВМ, относящиеся к сфере искусственного интеллекта.
5. Продлить на бессрочной основе возможность применения инвестиционного налогового вычета и режима региональных инвестиционных проектов.
Ключевые моменты по налоговой амнистии при дроблении бизнеса:
1. Вводятся понятия "дробление бизнеса" и "добровольный отказ от дробления бизнеса".
2. При отказе от дробления бизнеса в 2025 и 2026 годах предусмотрена амнистия за период с 2022 по 2024 гг.
3. Если на момент вступления в силу закона об амнистии решения ИФНС о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по результатам налоговых проверок вступили в силу, амнистии не будет.
Ключевые моменты по имущественным налогам:
1. Налог на имущество организаций: в отношении недвижимости, налоговая база по которой определяется как кадастровая стоимость и эта кадастровая стоимость превышает 300 млн руб., регионы могут установить ставку 2,5 %.
2. Земельный налог: по решению муниципалитетов для земельных участков стоимостью свыше 300 млн руб. ставка может быть увеличена с 0,3 до 1,5%.
3. Налог на имущество физлиц: по решению муниципалитетов для недвижимости стоимостью свыше 300 млн руб. ставка может быть увеличена до 2,5%.
Май 2024 г.
•31 мая в Госдуму внесен Проект федерального закона N 638814-8 "О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей"
Ключевые моменты:
Родителям в семьях с двумя и более детьми будет компенсироваться часть уплаченного НДФЛ, чтобы эффективная ставка налога составляла 6%.
Возврат налога будет предоставляться в виде ежегодной выплаты работающим родителям, имеющим двух и более детей (семейная налоговая выплата). При этом и дети, и родители должны быть гражданами РФ и постоянно проживать в России. Для получения выплаты с доходов родителей должен быть уплачен НДФЛ в течение года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.
Право на получение семейной налоговой выплаты возникнет в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину регионального прожиточного минимума.
Среднедушевой доход семьи будут рассчитывать исходя из суммы доходов всех членов семьи за год. Будут учитывать наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества.
Выплату сможет получить каждый из родителей детей до 18 лет и детей до 23 лет, обучающихся по очной форме обучения, при отсутствии у таких родителей задолженности по уплате алиментов.
Размер выплаты будут определять как разницу между суммой уплаченного НДФЛ за год, предшествующий году обращения, и суммой НДФЛ, рассчитанного с того же дохода по ставке 6% в полном объеме.
Выплату будет назначать и выплачивать СФР по заявлению гражданина.
Предполагается, что закон вступит в силу 1 января 2026 года.
•30 мая Правительство РФ одобрило внесенный Минфином пакет законопроектов, включающий в себя поправки в Закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также поправки в НК РФ и БК РФ (сайт Правительства РФ)
Ключевые моменты:
1) НДФЛ. Прогрессивная шкала ставок от 13% до 22%.
Родителям в семьях с двумя и более детьми компенсируется часть уплаченного НДФЛ.
Повышаются стандартные вычеты на второго и третьего ребёнка.
Новый налоговый вычет - 6 тыс. рублей в год для тех, кто занимается спортом, сдаёт ГТО и проходит ежегодную диспансеризацию.
Ставку на доходы от реализации имущества сохранить на уровне 13% - до 2,4 млн рублей годового дохода, а свыше 2,4 млн рублей годового дохода - 15%.
Сохранить предельную ставку в 15% для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам, доходов по операциям с ценными бумагами, которые находятся в портфеле граждан менее 5 лет.
2) Налоги на имущество. Регионы и муниципалитеты смогут повысить ставки имущественных налогов по имуществу стоимостью выше 300 млн рублей до 2,5%, а для дорогостоящих земельных участков ставка - до 1,5%.
3) Налог на прибыль организаций. Ставку повысить до 25%.
Сохранить преференции для СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР и др. Бессрочно продлить действие инвестиционного налогового вычета и режима региональных инвестиционных проектов. Ввести федеральный инвестиционный вычет. Вводятся новые повышающие коэффициенты по расходам на НИОКР.
4) НДС. Без изменений.
5) Малый бизнес. Увеличение порогов УСН по доходам - до 450 млн рублей и по основным средствам - до 200 млн рублей с одновременным введением обязанности по уплате НДС для налогоплательщиков с доходами более 60 млн рублей и с одновременным отказом от повышенных ставок в размере 8% - для "доходов" и 20% - для режима "доходы минус расходы".
При этом бизнесу будет предоставлена альтернатива по уплате НДС на его выбор: либо общий режим налогообложения - 20% (10% по отдельным видам товаров и 0%) НДС со всеми вычетами; либо 5% НДС без права на вычеты (для тех предприятий, которые имеют выручку от 60 млн до 250 млн рублей) и 7% НДС без права на вычеты (для доходов от 250 млн до 450 млн рублей в год).
Одновременно предусмотреть амнистию для тех, кто готов отказаться от схем дробления бизнеса.
5) Налогообложение рентных отраслей. Выявлен ряд секторов (например, производство минеральных удобрений, добыча железной руды), где уровень операционной рентабельности бизнеса существенно превышает среднее значение - в 2 и более раза. При этом уровень рентной налоговой нагрузки ниже минимально приемлемых 5% от выручки. С учётом отмены курсовых экспортных пошлин с 01.01.2025 и высокого уровня рентабельности в этих отраслях будет скорректирована формула расчёта рентных налогов. При этом даже после повышения НДПИ в этих отраслях операционная рентабельность остаётся высокой - более 20%.
•29 мая Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела и одобрила внесенный Минфином пакет законопроектов, включающий в себя поправки в Закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы (телеграм-канал Правительства РФ)
•24 мая подготовлены Рекомендации парламентских слушаний по вопросу совершенствования налогового законодательства Российской Федерации, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 23 мая 2024 года (утв. решением Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам от 24.05.2024, протокол N 199)
Ключевые моменты:
- НДС: повышение ставок нецелесообразно;
- НДФЛ: введение многоступенчатой шкалы налогообложения; увеличение вычетов на детей; введение нового налогового вычета для многодетных семей по итогам года; новые виды вычетов для граждан, регулярно проходящих диспансеризацию и успешно сдающих нормативы ГТО. Нераспространение повышения налоговой нагрузки на участников СВО;
- НПД: без изменений;
- УСН: для налогоплательщиков с доходами > 60 млн руб. необходимо предусмотреть механизмы плавного перехода с УСН на ОСН путем расширение границ, при которых бизнес будет иметь право применять УСН при одновременном введении обязанностей уплачивать НДС при превышении порога по доходам. Проведение амнистии организаций и ИП, которые применяли незаконную налоговую оптимизацию, искусственно занижая свои доходы, позволявшие применять УСН;
- налог на прибыль: поднять ставку налога на прибыль; продлить действие инвестиционного налогового вычета до 2030 года; для предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в области обрабатывающего производства, ввести льготный режим налогообложения;
- туристический налог: предоставить органам местного самоуправления право введения на своей территории турналога;
- синхронное рассмотрение новых законопроектов с проектом N 577665-8 о реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики.
Март 2024 г.
•Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 30 марта 2024 г. N Пр-616)
Ключевые моменты:
- до 31 июля 2024 г. Правительству РФ поручено обеспечить внесение в законодательство о налогах и сборах соответствующих изменений;
- Госдуме в срок до 31 июля 2024 г. рекомендовано обеспечить внесение в законодательство изменений, направленных на определение основных параметров модернизации налоговой системы, исходя из справедливого распределения налоговой нагрузки с учетом размеров доходов налогоплательщиков и фиксации до 2030 года основных параметров налоговой системы РФ;
- Правительству РФ совместно с палатами Федерального Собрания определить параметры налоговой амнисти
Февраль 2024 г.
•Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г.
Ключевые моменты:
- модернизация фискальной системы с более справедливым распределением налогового бремени в сторону тех, у кого высокие личные и корпоративные доходы;
- снижение налоговой нагрузки на семьи;
- налоговые вычеты для физлиц, проходящих диспансеризацию, а также сдающих нормативы ГТО;
- амнистия для некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса использовали схемы налоговой оптимизации;
- плавное увеличение налоговой нагрузки при переходе с УСН на ОСН;
- смягчение налогового режима для производственных предприятий малого и среднего бизнеса;
- стимулирование бизнеса, вкладывающего средства в инфраструктурные и социальные проекты, а также в обновление производственных мощностей предприятий обрабатывающей промышленности за счет российского оборудования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Реформа налоговой системы 2024 - 2025: хронология и основные параметры
Подготовлено экспертами компании "Гарант"