Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Реформа налоговой системы 2024 - 2025: хронология и основные параметры (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Реформа налоговой системы 2024 - 2025.
Хронология и основные параметры

Редакции НК с учетом изменений, внесенных в рамках налоговой реформы

Подготовлены редакции Налогового кодекса РФ с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 29.10.2024 N 362-ФЗ, от 12.07.2024 N 176-ФЗ и от 08.08.2024 N 259-ФЗ:

с 1 января 2026 г.;

с 5 февраля 2025 г.;

с 1 января 2025 г.;

с 29 октября 2024 г.;

с 1 октября 2024 г.;

с 8 сентября 2024 г.;

с 12 августа 2024 г.;

с 8 августа 2024 г.;

с 12 июля 2024 г.

Октябрь 2024 г.

 

29 октября подписан Президентом РФ и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru закон, которым уточнены отдельные параметры налоговой реформы и предусмотрен ряд нововведений по разным налогам - Федеральный закон от 29.10.2024 N 362-ФЗ.

 

Ключевые моменты:

Так, в частности:

- на 2025 год установлены особые правила начисления пени за несвоевременную уплату налога;

скорректированы условия применения спецрежимов: разрешено не составлять счета-фактуры налогоплательщикам на УСН и ЕСХН, а коэффициент-дефлятор на 2025 год для целей УСН установлен равным 1;

расширена география эксперимента по АУСН;

уточнены условия освобождения от НДФЛ матвыгоды по процентам по займам на приобретение жилья;

проиндексированы ставки акцизов, повышены некоторые госпошлины;

- а также предусмотрены изменения по турналогу, страховым взносам, налогу на прибыль, НДФЛ и другим налогам.

____________________________________________

 

23 октября Совет Федерации одобрил законопроект 727330-8 о донастройке налоговой реформы

____________________________________________

 

22 октября Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект 727330-8 о донастройке налоговой реформы. Планируемая дата рассмотрения Советом Федерации - 23 октября 2024 г.

____________________________________________

 

18 октября ФНС выпустила рекомендации по налоговой амнистии при дроблении бизнеса

____________________________________________

 

17 октября Госдумой принят в первом чтении Проект федерального закона N 727330-8, уточняющий положения налоговой реформы.

Поправки к законопроекту должны быть представлены к 20.10.2024. Предлагаемая дата рассмотрения Госдумой 22.10.2024, наименование проекта уточнено - "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Ключевые моменты:

В итоговом чтении редакция законопроекта претерпела некоторые изменения - нововведения вносятся не только во вторую часть НК, но и в первую (в связи с этим было скорректировано название законопроекта):

1. Туристический налог предложено включить в ЕНП.

2. Освобожденные от НДС налогоплательщики ЕСХН и УСН счета-фактуры не составляют.

3. Не начисляются пени на сумму недоимки в размере, не превышающем размера положительного сальдо ЕНС налогоплательщика в соответствующий календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, увеличенного на сумму денежных средств, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности этого налогоплательщика по уплате конкретного налога.

4. Вводятся особые правила для пени на 2025 год. При просрочке исполнения обязанности по уплате налогов процентная ставка пени для организаций принимается равной:

Кол-во дней просрочки

Размер ставки

первые 30 календарных дней (включительно)

1/300 ключевой ставки ЦБ РФ

с 31-го дня просрочки по 90-й день (включительно)

1/150 ключевой ставки ЦБ РФ

с 91-го дня просрочки

1/300 ключевой ставки ЦБ РФ

5. Ставка акциза на сахаросодержащие напитки с 1 января 2025 года составит 10 рублей за 1 литр.

Предусмотрены и другие изменения

___***____

 

ФНС подготовила методические рекомендации по НДС для налогоплательщиков УСН

____________________________________________

 

Сентябрь 2024 г.

30 сентября в Госдуму внесен Проект федерального закона N 727330-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Плановая дата рассмотрения Госдумой 17.10.2024.

Ключевые моменты:

Правительство РФ внесло законопроект, которым предлагаются как новые поправки в НК, так и уточнения к уже внесенным в 2024 году изменениям в НК РФ:

1. НДС:

В целях снижения административной нагрузки предусматривается освобождение от составления счетов-фактур налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕСХН и освобожденных в соответствии с абзацами вторым и третьим п. 1 ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика.

2. Акцизы:

- предусматривается индексация ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 18%, сидр, пуаре, медовуху и пиво, установленные на 2025 год, с последующей соответствующей индексацией, а также ставок акцизов на сигареты, папиросы в части адвалорной составляющей;

- изменяются ставки акцизов на нефтепродукты с корректировкой демпфирующей составляющей на нефтяное сырье, направленное на переработку;

- в целях уменьшения потребления населением сахаросодержащих напитков, а также получения дополнительных средств, направляемых на финансирование здравоохранения, в том числе на борьбу с сахарным диабетом, предлагается внести изменения в критерии определения подакцизных сахаросодержащих напитков.

3. Государственная пошлина:

- уточняется порядок уплаты и размеры госпошлины за регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее ПИФ, ограничения данного права и обременение такого имущества или сделок с ним;

- предусматривается увеличение размеров государственной пошлины в области оборота оружия, в отношении частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, которые не индексировались более десяти лет.

4. Налог на имущество организаций:

- продлевается на 5 лет (до 1 января 2030 года) возможность уменьшения налоговой базы по налогу на имущество организаций, определяемой как среднегодовая стоимость имущества, на сумму законченных капвложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости этих объектов;

- предусматривается установление налоговой льготы в отношении линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 кВ включительно, а также предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудования вне зависимости от класса напряжения указанного оборудования.

5. НДПИ:

Уточняются условия отмены применения "нижнего порога" налоговой ставки по НДПИ для участков недр, запасы которых впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2024 года.

6. Налог на прибыль организаций:

- предоставляется возможность амортизировать ОС и НМА, в отношении которых было принято решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ), а также исключается возможность применения ФИНВ к тем объектам, при формировании первоначальной стоимости которых соответствующие расходы учитываются с 1 января 2025 года с применением коэффициента 2.

- увеличивается с 15 до 20 процентов налоговая ставка по налогу на прибыль в отношении доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам и обращающимся облигациям российских организаций.

7. УСН:

- вносится изменение, предусматривающее уплату налога по УСН по новому месту нахождения организации (месту жительства ИП) в случае, если налоговая ставка по новому месту нахождения установлена в меньшем размере, по налоговой ставке, установленной законом того субъекта РФ, на территории которого организация (ИП) ранее применяла УСН, в течение 3 последовательных налоговых периодов начиная с того, в котором было изменено место нахождения организации (место жительства ИП);

- в целях исключения различного толкования порядка применения коэффициента-дефлятора в отношении предельной величины доходов и величины остаточной стоимости основных средств налогоплательщиков, применяющих УСН, устанавливается величина коэффициента-дефлятора на 2025 год равная 1.

8. Страховые взносы:

Вносятся изменения в порядок применения субъектами МСП пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 15% в отношении выплат в пользу физического лица. Законопроектом предлагается сохранить меру по льготным страховым взносам для субъектов МСП, скорректировав условия ее предоставления с 1 до 1,5 МРОТ.

___***____

 

Минфин РФ подготовил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

___***____

 

Подписан Президентом РФ и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Федеральный закон от 30.09.2024 N 337-ФЗ, корректирующий предоставление инвествычетов по налогу на прибыль: вычет распространен на вклады в инвестиционное товарищество, информация о котором включена в региональный Реестр инвестиционных товариществ.

____________________________________________

Август 2024 г.

 

8 августа подписан Президентом РФ и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru финальный закон налоговой реформы - Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ (поправки в НК по мотивам основных направлений налоговой политики).

Ключевые моменты:

Предусмотрен ряд новаций по совершенствованию и упрощению налогового администрирования, а также уточнен порядок исчисления и уплаты различных налогов. См. подробнее:

налоговое администрирование;

НДС;

налог на прибыль;

НДФЛ;

страховые взносы;

имущественные налоги;

спецрежимы, в т.ч. АУСН.

Кроме того, существенно увеличен размер судебных госпошлин.

____________________________________________

 

2 августа Совет Федерации одобрил законопроект 577665-8 (поправки в НК - реализация основных направлений налоговой политики).

____________________________________________

 

Июль 2024 г.

23 июля Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект 577665-8 (поправки в НК - реализация основных направлений налоговой политики), Минфин о законе.

Заседание Совета Федерации запланировано на 2 августа 2024 г.

____________________________________________

 

13 июля подписаны Президентом РФ и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru:

Федеральный закон от 13.07.2024 N 179-ФЗ "О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей" (бывш. проект 638814-8, налоговый кешбэк семьям).

Закон вступает в силу с 1 января 2026 года;

Федеральный закон от 13.07.2024 N 177-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (бывш. проект 639660-8).

Изменения вступают в силу с 13 июля 2024 г., с 1 сентября 2024 г., с 1 января 2025 г., с 1 января 2026 г. и с 1 июля 2026 г.

____________________________________________

 

12 июля подписаны Президентом РФ и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru:

Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (бывш. проект 639663-8, основные поправки в НК).

Изменения вступают в силу с 12 июля 2024 г., с 12 августа 2024 г. и с 1 января 2025 г. См. подробнее о поправках-2025;

Федеральный закон от 12.07.2024 N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (бывш. проект 639656-8).

Изменения вступают в силу с 12 июля 2024 г.

____________________________________________

 

10 июля Госдума приняла в третьем чтении законы, а Совет Федерации одобрил:

639663-8 (основной проект поправок в НК), Минфин о законе;

639660-8 (поправки в Бюджетный кодекс), Минфин о законе;

638814-8 (налоговый кешбэк семьям).

Кроме того, Совет Федерации одобрил проект 639656-8 (поправки в закон о фед. бюджете).

Рассмотрение Госдумой во втором чтении проекта 577665-8 (поправки в НК - основные направления налоговой политики) перенесено на 23 июля 2024 г. Проект существенно доработан, в частности предусмотрены новые размеры госпошлин при обращении в суд (см. подробнее); скорректировано налогообложение имущества (см. подробнее).

____________________________________________

 

9 июля Госдума приняла во втором чтении законопроекты:

639663-8 (основной проект поправок в НК);

638814-8 (налоговый кешбэк семьям);

639660-8 (поправки в Бюджетный кодекс).

____________________________________________

 

5-8 июля

Подготовлены ко второму чтению тексты законопроектов 639663-8 (основной проект поправок в НК), 638814-8 (налоговый кешбэк семьям), 639660-8 (поправки в Бюджетный кодекс) и 577665-8 (поправки в НК - основные направления налоговой политики).

Ключевые моменты по туристическому налогу:

В подготовленном ко второму чтению проекте 639663-8 (основной проект поправок в НК) - новая глава 33.1 НК РФ о туристическом налоге:

1Турналог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований (законами ГФЗ Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, НПА ФТ "Сириус"). В компетенции местных властей - установление ставки налога в пределах, определенных НК РФ, а также введение льгот.

2Налогоплательщики - организации и физические лица, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания физлиц в средствах размещения, расположенных на соответствующей территории и включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Реестр КСР).

3Объект налогообложения - оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физлиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику, расположенных на территории и включенных в Реестр КСР.

4Налоговая база - стоимость оказываемой услуги по предоставлению мест для временного проживания без учета сумм турналога и НДС.

5Налоговые льготы - освобождение от налога при размещении некоторых категорий физлиц.

6Налоговые ставки могут устанавливаться в размерах, не превышающих в 2025 году 1%, в 2026 году - 2%, в 2027 году - 3%, в 2028 году - 4%, начиная с 2029 года - 5% от налоговой базы. Но не менее 100 руб. за сутки проживания. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок с учетом сезонности и (или) категории средства размещения.

7Налоговый период - квартал.

8Сумма налога исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по предоставлению мест для временного проживания в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу. Если исчисленная сумма налога менее суммы минимального налога, рассчитанной как произведение 100 рублей и количества суток проживания, сумма налога определяется в размере минимального налога. В расчетных документах сумма налога выделяется отдельной строкой.

9Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения средства размещения в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

10. По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения средства размещения в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Форму и формат декларации утвердит ФНС.

11. Зачисление в местные бюджеты турналога в размере 100%

____________________________________________

 

4 июля Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект N 639656-8 (поправки в закон о фед. бюджете)

____________________________________________

 

3 июля в предварительной повестке Совета Федерации на 10 июля запланировано обсуждение пректов 639663-8 (основной проект поправок в НК), 638814-8 (налоговый кешбэк семьям), 639660-8 (поправки в Бюджетный кодекс) и 639656-8 (поправки в закон о фед. бюджете).

___***____

 

Правительство РФ подготовило поправки ко второму чтению законопроекта 639663-8 (основной проект поправок в НК). Подробнее см. здесь.

____________________________________________

 

1 июля перенесены сроки подготовки поправок и рассмотрения проектов во втором чтении:

Законопроект

Планируемый срок

Перенесено

Проект федерального закона N 639663-8
(основной проект поправок в НК)

подготовить поправки

к 28.06.2024

на 02.07.2024

рассмотрение во втором чтении

04.07.2024

на 09.07.2024

Проект федерального закона N 638814-8
(налоговый кешбэк семьям)

подготовить поправки

к 28.06.2024

на 02.07.2024

рассмотрение во втором чтении

04.07.2024

на 09.07.2024

Проект федерального закона N 577665-8
(поправки в НК - основные направления налоговой политики)

подготовить поправки

к 28.06.2024

без изменений

рассмотрение во втором чтении

04.07.2024

на 10.07.2024

Проект федерального закона N 639660-8
(поправки в Бюджетный кодекс)

подготовить поправки

к 28.06.2024

на 02.07.2024

рассмотрение во втором чтении

04.07.2024

на 09.07.2024

Проект федерального закона N 639656-8
(поправки в закон о фед. бюджете)

подготовить поправки

к 28.06.2024

без изменений

рассмотрение во втором чтении

04.07.2024

без изменений

____________________________________________

 

Июнь 2024 г.

25 июня Госдумой принят в первом чтении Проект федерального закона N 577665-8 о реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики.

Подробнее о проекте здесь.

Поправки к законопроекту должны быть представлены к 28.06.2024.

Планируемая дата рассмотрения во втором чтении 04.07.2024 (срок предложено перенести на 10.07.2024).

Ко второму чтению этот проект и проект о налоговой реформе N 639663-8 должны быть согласованы между собой. Об этом сказано в заключении Комитета Госдумы по бюджету и налогам.

____________________________________________

 

20 июня Госдумой приняты в первом чтении:

Проект федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

См. редакцию НК РФ с учетом поправок, принятых в первом чтении.

Проект федерального закона N 638814-8 "О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей".

Поправки к законопроектам должны быть представлены к 28.06.2024 (срок предложено перенести на 02.07.2024). Планируемая дата рассмотрения во втором чтении 04.07.2024 (срок предложено перенести на 09.07.2024).

____________________________________________

 

19 июня Госдумой приняты в первом чтении:

Проект федерального закона N 639660-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации":

- поправки к законопроекту должны быть представлены к 28.06.2024 (срок предложено перенести на 02.07.2024);

- планируемая дата рассмотрения во втором чтении 04.07.2024 (срок предложено перенести на 09.07.2024).

 

Проект федерального закона N 639656-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов":

- поправки к законопроектам должны быть представлены к 28.06.2024;

- планируемая дата рассмотрения во втором чтении 04.07.2024.

___***____

 

Общественная палата РФ подготовила заключение по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации...". В заключении приводятся замечания и предложения при доработке законопроекта ко второму чтению. В частности, предлагается проиндексировать вычеты по НДФЛ на обучение, медуслуги и имущественные вычеты; а также продлить пониженный тариф страховых взносов (7,6%) для благотворительных НКО, который предусмотрен до 1 января 2025 года.

____________________________________________

 

18 июня Комитет Госдумы по бюджету и налогам подготовил заключение по Проекту федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации...". В заключении содержатся рекомендации и замечания к проекту. В частности, рекомендовано уточнить параметры налоговой амнистии, параметры применения НДС налогоплательщиками УСН и др.

____________________________________________

 

3 июня в Госдуму внесены проекты:

Проект федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Проект федерального закона N 639660-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Проект федерального закона N 639656-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"

Ключевые моменты по НДФЛ:

1Прогрессивная шкала ставок по доходам граждан с годовым доходом:

- ниже 2,4 млн руб. - 13%;

- от 2,4 млн до 5 млн руб. в год - 15%;

- от 5 млн до 20 млн руб. в год - 18%;

- от 20 млн до 50 млн руб. - 20%;

- свыше 50 млн руб. - 22% (подробнее см. здесь).

2Ставка на доходы от реализации имущества \\ в виде дивидендов:

- до 2,4 млн руб. - 13%;

- от 2,4 млн руб. - 15%.

3Новый вычет 500 руб. в месяц для лиц, сдавших ГТО и прошедших диспансеризацию.

4Увеличен размер вычета на второго и третьего ребёнка - 2 800 руб. и 6 000 руб. соответственно, с одновременным увеличением до 450 тыс. руб. совокупного дохода, до достижения которого эти вычеты применяются.

5. Возврат части НДФЛ для семей с двумя и более детьми установят отдельным законом (см. проект N 638814-8, подробнее о проекте здесь).

Ключевые моменты по УСН:

1Упрощенцы станут плательщиками НДС - причем в зависимости от годового дохода возможны разные варианты:

- освобождение от НДС при доходе до 60 млн руб. (по уведомлению);

- ставка 5% без вычетов - при доходе до 250 млн руб.;

- ставка 7% без вычетов - при доходе до 450 млн руб.

О выборе ставки (5% и 7%) надо будет заявить до 20-го числа месяца, следующего за кварталом, с которого она будет применяться.

Такой "упрощенный" НДС (по ставкам 5% и 7%) станет особым видом НДС - фактически налогом с оборота, поскольку его плательщики, применяющие УСН, не смогут принимать предъявленный поставщиками обычный НДС к вычету, а все остальные налогоплательщики НДС не вправе принимать к вычету суммы "упрощенного" НДС.

Причем при переходе на УСН с общей системы все равно придется восстанавливать ранее принятый к вычету НДС, как и сейчас. Разница в том, что по действующим правилам это надо сделать заранее - в периоде, предшествующем переходу на упрощенку, а с 2025 года восстанавливать налог надо будет в первом периоде применения "упрощенного" НДС.

2Изменятся лимиты для применения УСН:

- максимум доходов за 9 месяцев (для перехода с 1 января следующего года) - 337,5 млн. руб.;

- средняя численность работников - 130 чел.;

- стоимость ОС по данным бухучета - 200 млн руб.;

- лимит годового дохода - 450 млн руб.

Все величины, кроме численности, подлежат годовой индексации.

При этом отменяется "переходный режим УСН", действовавший с 2021 года, вместе с повышенными ставками налога 8% и 20%.

Подробнее см. в отдельном обзоре.

Ключевые моменты по налогу на прибыль:

1Ставку налога повысят до 25%.

Для IT-компаний - 5% на 2025-2027 гг.

2. Вводится федеральный инвестиционный вычет. Параметры определит Правительство РФ.

3. Увеличены повышающие коэффициенты по расходам на НИОКР.

4. Увеличен повышающий коэффициент по расходам на программы для ЭВМ, относящиеся к сфере искусственного интеллекта.

5. Продлить на бессрочной основе возможность применения инвестиционного налогового вычета и режима региональных инвестиционных проектов.

 

Ключевые моменты по налоговой амнистии при дроблении бизнеса:

1. Вводятся понятия "дробление бизнеса" и "добровольный отказ от дробления бизнеса".

2. При отказе от дробления бизнеса в 2025 и 2026 годах предусмотрена амнистия за период с 2022 по 2024 гг., а именно - обязанность по уплате налогов, пеней, налоговых штрафов, возникшая за 2022 - 2024 гг. в результате дробления бизнеса налогоплательщиков, может быть прекращена при добровольном отказе такими лицами от дробления в 2025 и 2026 гг. при соблюдении определенных условий. При частичном отказе - частичное освобождение.

3. Амнистия не распространяется на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенные по результатам налоговых проверок и вступившие в силу до 01.01.2025.

4. С 01.01.2025 приостанавливается вступление в силу решений, вынесенных по результатам налоговых проверок за 2022 - 2024 гг., в части правонарушений, являющихся дроблением бизнеса.

Подробнее см. здесь

Ключевые моменты по имущественным налогам:

1Налог на имущество организаций: в отношении недвижимости, налоговая база по которой определяется как кадастровая стоимость и эта кадастровая стоимость превышает 300 млн руб., регионы могут установить ставку 2,5 %.

2Земельный налог: по решению муниципалитетов для земельных участков, предназначенных для жилищного строительства и (или) занятых инженерной инфраструктурой ЖКХ, стоимостью свыше 300 млн руб. ставка может быть увеличена с 0,3 до 1,5%. Это не будет затрагивать земельные участки в составе общего имущества многоквартирного дома.

3Налог на имущество физлиц: по решению муниципалитетов (ГФЗ) для недвижимости стоимостью свыше 300 млн руб. ставка может быть увеличена до 2,5%.

Ключевые моменты по госпошлине:

Вырастет размер госпошлины за регистрацию прав и сделок с дорогой недвижимостью:

для физлиц в отношении объекта, кадастровая стоимость которого более 20 млн руб. - 0,01 % цены сделки, но не менее 0,01 % кадастровой стоимости и не более 500 тыс. руб.;

для организаций в отношении объекта, кадастровая стоимость которого более 22 млн руб. - 0,1 % цены сделки, но не менее 0,1 % кадастровой стоимости и не более 1 млн руб.

____________________________________________

Май 2024 г.

31 мая в Госдуму внесен Проект федерального закона N 638814-8 "О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей"

Ключевые моменты:

Родителям в семьях с двумя и более детьми будет компенсироваться часть уплаченного НДФЛ, чтобы эффективная ставка налога составляла 6%.

Возврат налога будет предоставляться в виде ежегодной выплаты работающим родителям, имеющим двух и более детей (семейная налоговая выплата). При этом и дети, и родители должны быть гражданами РФ и постоянно проживать в России. Для получения выплаты с доходов родителей должен быть уплачен НДФЛ в течение года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.

Право на получение семейной налоговой выплаты возникнет в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину регионального прожиточного минимума.

Среднедушевой доход семьи будут рассчитывать исходя из суммы доходов всех членов семьи за год. Будут учитывать наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества.

Выплату сможет получить каждый из родителей детей до 18 лет и детей до 23 лет, обучающихся по очной форме обучения, при отсутствии у таких родителей задолженности по уплате алиментов.

Размер выплаты будут определять как разницу между суммой уплаченного НДФЛ за год, предшествующий году обращения, и суммой НДФЛ, рассчитанного с того же дохода по ставке 6% в полном объеме.

Выплату будет назначать и выплачивать СФР по заявлению гражданина.

Предполагается, что закон вступит в силу 1 января 2026 года.

____________________________________________

30 мая Правительство РФ одобрило внесенный Минфином пакет законопроектов, включающий в себя поправки в Закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также поправки в НК РФ и БК РФ (сайт Правительства РФ)

Ключевые моменты:

1) НДФЛ. Прогрессивная шкала ставок от 13% до 22%.

Родителям в семьях с двумя и более детьми компенсируется часть уплаченного НДФЛ.

Повышаются стандартные вычеты на второго и третьего ребёнка.

Новый налоговый вычет - 6 тыс. рублей в год для тех, кто занимается спортом, сдаёт ГТО и проходит ежегодную диспансеризацию.

Ставку на доходы от реализации имущества сохранить на уровне 13% - до 2,4 млн рублей годового дохода, а свыше 2,4 млн рублей годового дохода - 15%.

Сохранить предельную ставку в 15% для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам, доходов по операциям с ценными бумагами, которые находятся в портфеле граждан менее 5 лет.

2) Налоги на имущество. Регионы и муниципалитеты смогут повысить ставки имущественных налогов по имуществу стоимостью выше 300 млн рублей до 2,5%, а для дорогостоящих земельных участков ставка - до 1,5%.

3) Налог на прибыль организаций. Ставку повысить до 25%.

Сохранить преференции для СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР и др. Бессрочно продлить действие инвестиционного налогового вычета и режима региональных инвестиционных проектов. Ввести федеральный инвестиционный вычет. Вводятся новые повышающие коэффициенты по расходам на НИОКР.

4) НДС. Без изменений.

5) Малый бизнес. Увеличение порогов УСН по доходам - до 450 млн рублей и по основным средствам - до 200 млн рублей с одновременным введением обязанности по уплате НДС для налогоплательщиков с доходами более 60 млн рублей и с одновременным отказом от повышенных ставок в размере 8% - для "доходов" и 20% - для режима "доходы минус расходы".

При этом бизнесу будет предоставлена альтернатива по уплате НДС на его выбор: либо общий режим налогообложения - 20% (10% по отдельным видам товаров и 0%) НДС со всеми вычетами; либо 5% НДС без права на вычеты (для тех предприятий, которые имеют выручку от 60 млн до 250 млн рублей) и 7% НДС без права на вычеты (для доходов от 250 млн до 450 млн рублей в год).

Одновременно предусмотреть амнистию для тех, кто готов отказаться от схем дробления бизнеса.

5) Налогообложение рентных отраслей. Выявлен ряд секторов (например, производство минеральных удобрений, добыча железной руды), где уровень операционной рентабельности бизнеса существенно превышает среднее значение - в 2 и более раза. При этом уровень рентной налоговой нагрузки ниже минимально приемлемых 5% от выручки. С учётом отмены курсовых экспортных пошлин с 01.01.2025 и высокого уровня рентабельности в этих отраслях будет скорректирована формула расчёта рентных налогов. При этом даже после повышения НДПИ в этих отраслях операционная рентабельность остаётся высокой - более 20%.

____________________________________________

 

29 мая Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела и одобрила внесенный Минфином пакет законопроектов, включающий в себя поправки в Закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы (телеграм-канал Правительства РФ)

____________________________________________

 

24 мая подготовлены Рекомендации парламентских слушаний по вопросу совершенствования налогового законодательства Российской Федерации, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 23 мая 2024 года (утв. решением Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам от 24.05.2024, протокол N 199)

Ключевые моменты:

НДС: повышение ставок нецелесообразно;

НДФЛ: введение многоступенчатой шкалы налогообложения; увеличение вычетов на детей; введение нового налогового вычета для многодетных семей по итогам года; новые виды вычетов для граждан, регулярно проходящих диспансеризацию и успешно сдающих нормативы ГТО. Нераспространение повышения налоговой нагрузки на участников СВО;

НПД: без изменений;

УСН: для налогоплательщиков с доходами > 60 млн руб. необходимо предусмотреть механизмы плавного перехода с УСН на ОСН путем расширение границ, при которых бизнес будет иметь право применять УСН при одновременном введении обязанностей уплачивать НДС при превышении порога по доходам. Проведение амнистии организаций и ИП, которые применяли незаконную налоговую оптимизацию, искусственно занижая свои доходы, позволявшие применять УСН;

налог на прибыль: поднять ставку налога на прибыль; продлить действие инвестиционного налогового вычета до 2030 года; для предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в области обрабатывающего производства, ввести льготный режим налогообложения;

туристический налог: предоставить органам местного самоуправления право введения на своей территории турналога;

- синхронное рассмотрение новых законопроектов с проектом N 577665-8 о реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики.

 

____________________________________________

 

Март 2024 г.

Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 30 марта 2024 г. N Пр-616)

Ключевые моменты:

- до 31 июля 2024 г. Правительству РФ поручено обеспечить внесение в законодательство о налогах и сборах соответствующих изменений;

- Госдуме в срок до 31 июля 2024 г. рекомендовано обеспечить внесение в законодательство изменений, направленных на определение основных параметров модернизации налоговой системы, исходя из справедливого распределения налоговой нагрузки с учетом размеров доходов налогоплательщиков и фиксации до 2030 года основных параметров налоговой системы РФ;

- Правительству РФ совместно с палатами Федерального Собрания определить параметры налоговой амнисти.

____________________________________________

 

Февраль 2024 г.

Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г.

Ключевые моменты:

- модернизация фискальной системы с более справедливым распределением налогового бремени в сторону тех, у кого высокие личные и корпоративные доходы;

- снижение налоговой нагрузки на семьи;

- налоговые вычеты для физлиц, проходящих диспансеризацию, а также сдающих нормативы ГТО;

- амнистия для некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса использовали схемы налоговой оптимизации;

- плавное увеличение налоговой нагрузки при переходе с УСН на ОСН;

- смягчение налогового режима для производственных предприятий малого и среднего бизнеса;

- стимулирование бизнеса, вкладывающего средства в инфраструктурные и социальные проекты, а также в обновление производственных мощностей предприятий обрабатывающей промышленности за счет российского оборудования.

____________________________________________

 

 

Реформа налоговой системы 2024 - 2025: хронология и основные параметры

 

Подготовлено экспертами компании "Гарант"