Приказ N 144н:
обзор изменений в Приказ N 61н по электронным документам для организаций бюджетной сферы
январь 2025 г.
|
Смотрите также видеоурок "Приказ N 144н: обзор изменений по электронным документам" |
Альбом унифицированных форм первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению" (далее - Приказ N 61н) продолжает пополняться новыми документами, а в методические указания по заполнению электронных форм в очередной раз внесены правки. Так, 21 января 2025 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 30.09.2024 N 144н (далее - Приказ N 144н), который вносит изменения в положения Приказа N 61н.
Разберем основные изменения, внесенные Приказом N 144н:
1. Сроки применения изменений, внесенных Приказом N 144н;
2. Изменения в части методических указаний по применению унифицированных форм первичных документов;
3. Новые электронные документы и методуказания к ним, внесенные Приказом N 144н.
1. Сроки применения изменений, вносимых Приказом N 144н
Пунктом 2 Приказа N 144н предусмотрено, что изменения, внесенные указанным приказом в положения Приказа N 61н, применяются при ведении бюджетного, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений с 1 января 2026 года либо до указанного срока по мере организационно-технической готовности субъекта учета.
Указанные сроки применения касаются не только новых унифицированных форм первичных учетных документов, которые предусмотрены Приказом N 144н, но и скорректированных форм существующих электронных документов, а также уточненных положений методических указаний по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета.
В перечне новых форм первичных учетных документов, утвержденных Приказом N 144н, помимо инвентаризационных описей, формы которых разработаны на смену утвержденным Приказом N 52н, содержится две совершенно новые унифицированные формы, аналогов для которых не существует.
Для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым предусмотрены обязательные для применения унифицированные формы документов согласно Приказу N 61н, организации бюджетной сферы не вправе применять иные формы документов, даже если организация не перешла на электронный документооборот (п. 32 Стандарта "Концептуальные основы...", пп. 11, 19 Инструкции N 157н, см. Методуказания к Приказу N 61н). И только в случае, если законодательством не предусмотрено унифицированной формы первичного документа и/или регистра для отражения хозяйственной ситуации, такую форму организация бюджетной сферы вправе разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике, или расширить сферу применения схожей по содержанию унифицированной формы (пп. "г" и "д" п. 14, п. 25 Стандарта "Концептуальные основы...", пп. "г" п. 9 Стандарта "Учетная политика...", п. 11 Инструкции N 157н).
Таким образом, формы первичных документов, внесенные Приказом N 144н, для которых не предусмотрено аналогов, организации обязаны применять не позднее даты их применения, но не ранее даты их утверждения. Однако учреждения вправе перейти на их применение досрочно по мере организационно-технической возможности, то есть уже в 2025 году с любой даты, начиная с даты вступления в силу Приказа N 144н.
В отношении новых форм инвентаризационных описей, которые согласно Приказу N 61н относятся к первичным учетным документам, настоятельно рекомендуем перейти на их применение не позднее даты начала их применения (1 января 2026) вместо аналогов, утвержденных Приказом N 52н. На наш взгляд, целесообразно применять новые формы как минимум начиная с годовой инвентаризации - 2025, если организационно-техническая готовность до 1 октября 2025 года будет обеспечена в том числе программным обеспечением. Тем более, что согласно Приказу N 52н инвентаризационные описи относятся к регистрам, что не вполне соответствует назначению данных документов и порядку из формирования, а также ставит под вопрос отнесения новых инвентаризационных описей (первичных учетных документов, а не регистров) к аналогам - существующим документам, схожим по названию и сфере применения. Кроме того, новые формы инвентаризационных описей, утв. Приказом N 61н, детально проработаны с добавлением необходимых реквизитов для качественной инвентаризации. Например, в Инвентаризационной описи расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0510469) есть графы для отражения даты исполнения задолженности и ее статуса, что выгодно отличает новую форму от утвержденной ранее Инвентаризационной описи (ф. 0504089).
Если у субъекта учета (учреждения) есть готовность перейти на новые формы электронной "первички" досрочно, то есть уже в 2025 году, о датах начала применения новых форм документов следует проинформировать ответственных исполнителей - сотрудников учреждения, с закреплением нормы в Правилах документооборота, а также внести изменения в График документооборота.
Более подробно про сроки и порядок применения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета смотрите в Путеводителе.
2. Изменения в части методических указаний по применению унифицированных форм первичных документов
Изменения, внесенные Приказом N 144н, касаются как общих положений, так и следующих форм документов, существующих на момент вступления в силу указанного приказа :
- Решения о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441);
- Накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0510450);
- Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452);
- Накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458);
- Акта о списании материальных запасов (ф. 0510460);
- Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463);
- Извещения о начислении доходов (уточнении начисления) (ф. 0510432).
1. Изменения в части Общих положений Методических указаний
В части общих изменений, которые так или иначе затрагивают все существующие первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, утвержденные Приказом N 61н, можно выделить следующие корректировки:
1.1. по тексту Методуказаний внесены технические правки (например, исправлены "опечатки" в кодах форм), в том числе в общих положениях название комиссии по поступлению и выбытию активов приведено в соответствие с другими НПА;
1.2. в Методических указаниях исключены упоминания всех унифицированных форм документов, утвержденных Приказом N 52н. Они заменены на аналогичные электронные формы документов, утвержденные Приказом N 61н;
В п. 24 Методических указаний по заполнению Решения о списании задолженности, невостребованной кредиторами (ф. 0510437) заменены следующие формы документов:
Было |
Стало |
Решение (ф. 0510437) формируется на основании Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) и данных соответствующих инвентаризационных описей (Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), Инвентаризационной описи задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083), Инвентаризационной описи состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504085) (далее - Инвентаризационные описи) ответственным исполнителем из состава Комиссии, уполномоченным на формирование Решения (ф. 0510437). |
Решение (ф. 0510437) формируется на основании Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463) и данных соответствующих инвентаризационных описей (Инвентаризационной описи расчетов по поступлениям (ф. 0510468), Инвентаризационной описи расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0510469), Инвентаризационной описи задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0510471), Инвентаризационной описи состояния государственного долга Российской Федерации по привлеченным кредитам (ф. 0510473), Инвентаризационной описи состояния государственного долга Российской Федерации по предоставленным гарантиям (ф. 0510474) (далее при совместном упоминании - Инвентаризационные описи) ответственным исполнителем из состава Комиссии, уполномоченным на формирование Решения (ф. 0510437). |
Аналогичная замена унифицированных форм предусмотрена и для иных документов, в Методических указаниях по формированию которых поименованы формы, утвержденные Приказом N 52н.
1.3. уточнено, что под "учреждением", "субъектом учета" в контексте Приказа N 61н понимаются в том числе субъекты централизованного учета;
1.4. в части заполнения грифа согласования в заголовочной части документа уточнено, что согласование электронного документа осуществляется, если необходимость такого согласования прямо предусмотрена Методическими указаниями и (или) актами главного администратора бюджетных средств или учредителя;
•Согласование с собственником имущества (с уполномоченным им органом власти) может потребоваться по действующему законодательству в целях списания имущества - в таком случае заполняется реквизит (гриф) "Согласовано" в Акте о списании (ф. 0510454) согласно п. 64.58 Методических указаний.
•Гриф "Согласовано" предусмотрен в заголовочной части Акта о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (ф. 0510436). Но заполняется он лишь в случае, если необходимость в согласовании решения предусмотрена актом главного администратора доходов (учредителем).
1.5. в п. 4 Общих положений уточнено, что в инвентаризационных описях сумма в иностранной валюте пересчитывается в рублевый эквивалент на дату, по состоянию НА которую проводится инвентаризация;
1.6. в п. 5 Общих положений уточнено, что в электронном документе, предусматривающем его подписание членами комиссии по поступлению и выбытию активов, формируется лист голосования, являющийся неотъемлемой частью указанного документа, а также в оформляющей части формы электронного документа заполняется реквизит "Особые отметки" только в случае проведения голосования. Данное уточнение прямо указывает - формировать лист голосования нужно не ко всем документам, которые подписываются комиссионно, а только если процедура принятия решения требует голосования;
В частности, решение о списании объекта с балансового/забалансового учета, о признании активом или "неактивом" требует голосования и подсчета голосов, с обеспечением кворума принятия решения - к оформляющим такие решения документам необходимо сформировать лист голосования. Как это сделать - подскажет Путеводитель.
Но к Акту о приеме-передаче объектов НФА (ф. 0510448) формировать лист голосования нужно далеко не всегда - все зависит от причины его формирования (подробнее см. здесь).
Не всегда при формировании унифицированных форм первичных учетных документов, в содержательной части которых предусмотрены подписи членов профильной комиссии учреждения, требуется проводить процедуру голосования. Ярким примером такого документа является Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442). Подробнее смотрите здесь.
Таким образом, указанная правка исключает взаимоувязку процедуры подписания документа членами комиссии по поступлению и выбытию активов и процедуры голосования. Если голосование не проводится, документ подписывается членами комиссии без процедуры голосования и оформления Листа голосования.
1.7. признан утратившим силу абзац третий п. 6 Общих положений, который во взаимосвязи с абзацем вторым п. 6 гласил, что если поля унифицированной электронной формы первичного учетного документа, предусмотренные для отражения бухгалтерских записей (отметки бухгалтерии) не заполнены при формировании электронного документа, формирование бухгалтерских записей по отражению факта хозяйственной жизни согласно электронному первичному учетному документу осуществляется с оформлением лицом, осуществляющим ведение бухгалтерского учета, документа бухгалтерского учета, подписанного им ЭЦП.
Но дело в том, что унифицированными формами электронных документов, утвержденными Приказом N 61н, в отличие от форм "первички", утвержденных Приказом N 52н, не предусмотрено полей для отражения бухгалтерских записей - места, где бухгалтер смог бы проставить отметку о проводке. Однако формирование бухгалтерского документа для отражения бухгалтерских записей на основании электронного первичного учетного документа, а именно Бухгалтерской справки (ф. 0504833) никто не отменял - случаи формирования и использования Бухгалтерской справки (ф. 0504833) по-прежнему закреплены Приказом N 52н.
2. Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441)
Расширен перечень объектов, по которым оформляется Решение о признании объектов НФА (ф. 0510441) - теперь документ используется в том числе для принятия к бухгалтерскому учету объектов права пользования НМА (п. 40.1 Методических указаний в редакции Приказа N 144н). Теперь вопрос с формой решения, которое следует оформить комиссии согласно п. 12 Стандарта "Нематериальные активы" для принятия к учету любых нематериальных активов, к которым относятся в том числе права пользования НМА, урегулирован.
Советы по заполнению Решения о признании объектов НФА (ф. 0510441) смотрите в Путеводителе
3. Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0510450)
При формировании реквизитов "Отправитель" и "Получатель" заголовочной части Накладной на внутреннее перемещение объектов НФА (ф. 0510450) помимо наименования структурного подразделения, передающего/получающего материальные ценности, также нужно указать местонахождение (адрес, место нахождения (хранения) МЦ, находящихся у отправителя/получателя). Реквизиты указываются через разделитель "//".
Советы по заполнению Накладной (ф. 0510450) смотрите в Путеводителе
4. Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452)
Приказом N 144н в п. 64.19 Методических указаний по применению Акта приемки (ф. 0510452) предусмотрена замена слов "предусмотренной договором" на слова "предусмотренной договором (контрактом)". То есть термины "контракт" и "договор" в целях применения Методуказаний не тождественны. Подробности - здесь.
Кроме того, из положений Методических указаний исключена норма об обязательном участии представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации при приемке товаров, работ, услуг. Уполномоченный представитель отправителя (поставщика) или представитель незаинтересованной организации участвует в приемке и, соответственно, подписывает Акт приемки (ф. 0510452) только если его участие в приемке предусмотрено условиями договора (контракта). Подробности - здесь.
В п. 64.28 Методических указаний предусмотрено, что представитель поставщика (подрядчика) подписывает бумажную копию электронного документа - Акта (ф. 0510452), собственноручной подписью при отсутствии возможности подписать электронный документ ЭЦП. Подробности - здесь.
Советы по заполнению Акта приемки (ф. 0510452) смотрите в Путеводителе
5. Накладная на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458)
Внесены значительные правки в п. 64.67 Методических указаний в части перечня хозяйственных операций, для оформления которых применяется Накладная на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458).
Для наглядности сравним действующую до 1 января 2026 года и новую редакцию согласно Приказу N 144н:
Было |
Стало |
Накладная (ф. 0510458) применяется для оформления отпуска материальных ценностей (за исключением готовой продукции и товаров) учреждением-отправителем сторонним учреждениям, организациям, физическим лицам: - при продаже; - передаче в целях ремонта (без прекращения права владения, эксплуатации); - временного хранения; - передаче материальных запасов подрядчикам, исполнителям работ, в том числе для изготовления (создания) объектов нефинансовых активов; - передаче материальных ценностей пользователям (в рамках возмездного (безвозмездного) пользования, за исключением проката);
- возврату поставщику некачественных или несоответствующих техническим данным материальных ценностей; - в целях перевозки на основании договоров (контрактов) и других документов. |
Накладная (ф. 0510458) применяется для оформления отпуска материальных ценностей (за исключением объектов недвижимого имущества) учреждением-отправителем сторонним учреждениям, организациям, физическим лицам: - при продаже; - передаче в целях ремонта (без прекращения права владения);
- временного хранения; - передаче материальных запасов подрядчикам, исполнителям работ, в том числе для изготовления (создания) объектов нефинансовых активов; - передаче материальных ценностей пользователям (в рамках возмездного (безвозмездного) пользования, за исключением проката, объектов недвижимого имущества и объектов транспортных средств); - возврату поставщику некачественных или несоответствующих техническим данным материальных ценностей; - в целях перевозки на основании договоров (контрактов) и других документов; - в части безвозмездной передачи материальных запасов. |
Таким образом, Накладную на отпуск МЦ на сторону (ф. 0510458) не следует применять для оформления отпуска объектов недвижимости (при продаже), а также при передаче недвижимости и транспортных средств в аренду или безвозмездное пользование. Это обусловлено в том числе тем, что Накладная (ф. 0510458) своим реквизитным составом не позволяет качественно оформить передачу в пользование инвентарных объектов имущества, по которым требуется указание их индивидуальных характеристик (например, земельных участков, объектов недвижимости, транспортных средств). Подробности - здесь.
Очень важное уточнение - снят запрет на применение Накладной (ф. 0510458) при отпуске готовой продукции и товаров, что позволяет больше не "ломать" голову над тем, какой же документ применить для отражения операций по реализации готовой продукции. Подробнее см. здесь.
Еще одно новое основание для использования Накладной (ф. 0510458) - безвозмездная передача материальных запасов. Вместе с тем из описания Акта о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448) матзапасы не исключены, документ применяется в том числе для оформления безвозмездной передачи (поступления) любых объектов нефинансовых активов, что позволяет на сегодняшний день говорить о выборе, который предстоит сделать учреждениям, с закреплением выбранной формы документа для оформления безвозмездной передачи матзапасов в учетной политике.
Советы по заполнению Накладной (ф. 0510458) смотрите в Путеводителе
6. Акт о списании материальных запасов (ф. 0510460)
Приказом N 144н из п. 64.73 Методических указаний исключен шестой абзац, касающийся указания в Акте о списании МЗ (ф. 0510460) номеров БСО. Правка скорее носит технический характер, поскольку для оформления списания бланков строгой отчетности, учитываемых на счетах 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы" и 03 "Бланки строгой отчетности", используется Акт о списании БСО (ф. 0510461).
Советы по заполнению Акта о списании БСО (ф. 0510461) смотрите в Путеводителе
Кроме того, уточнен порядок заполнения графы 8 Акта о списании МЗ (ф. 0510460): помимо нормы расхода (при наличии) в данной графе может быть указана норма выдачи объекта имущества в соответствии с нормативами, установленными в правовом акте, регламентирующим условия и норматив выдачи (возврата) имущества.
Норма выдачи может быть указана при списании матзапасов, учитываемых на счете 27 по истечении срока использования (носки) и не подлежащих возврату согласно данным Карточки (ф. 0509097).
Советы по заполнению Акта о списании МЗ (ф. 0510460) смотрите в Путеводителе
7. Акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463)
Колоссальные изменения претерпела унифицированная форма Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463). Так, изменена нумерация и структура приложений к разделам 2 "Результаты инвентаризации с выявленными отклонениями" и 3 "Результаты выявления качественных характеристик" Акта (ф. 0510463). Соответственно, внесены изменения в порядок заполнения Акта (ф. 0510463).
Новая форма Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463) теперь включает в себя исключительно формы инвентаризационных описей, утвержденные Приказом N 61н, в том числе новым Приказом N 144н. То есть из приложений к Акту о результатах инвентаризации (ф. 0510463) и методических указаний по их заполнению исключены упоминания об инвентаризационных описях, утвержденных Приказом N 52н.
Изменения в нумерации и структуре приложений к разделу 2 Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463) следующие:
Было |
Стало |
приложение N 1 "2.1. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета ценных бумаг" |
приложение N 1 "2.1. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета денежных средств" (было приложение N 2) |
приложение N 2 "2.2. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета денежных средств" |
приложение N 2 "2.2. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета бланков строгой отчетности и денежных документов" (было приложение N 6) |
приложение N 3 "2.3. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета задолженности по кредитам, займам (ссудам)" |
приложение N 3 "2.3. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета объектов нефинансовых активов" (было приложение N 7) |
приложение N 4 "2.4. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах" |
приложение N 4 "2.4. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета расчетов по поступлениям (дебиторская задолженность)" (было приложение N 9) |
приложение N 5 "2.5. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям" |
приложение N 5 "2.5. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета расчетов по поступлениям (кредиторская задолженность)" (было приложение N 9) |
приложение N 6 "2.6. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета бланков строгой отчетности и денежных документов" |
приложение N 6 "2.6. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (дебиторская задолженность)" (было приложение N 8) |
приложение N 7 "2.7. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета объектов нефинансовых активов" |
приложение N 7 "2.7. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (кредиторская задолженность)" (было приложение N 8) |
приложение N 8 "2.8. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета расчетов с покупателями, поставщиками и прочими кредиторами и дебиторами" |
приложение N 8 "2.8. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета ценных бумаг" (было приложение N 1) |
приложение N 9 "2.9. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета расчетов по поступлениям" |
приложение N 9 "2.9. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета задолженности по кредитам, займам (ссудам)" (было приложение N 3) |
приложение N 10 "2.10. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов" |
приложение N 10 "2.10. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета состояния государственного (муниципального) долга в ценных бумагах" (было приложение N 4) |
|
приложение N 11 "2.11. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета состояния государственного (муниципального) долга по привлеченным кредитам" (было приложение N 5) |
|
приложение N 12 "2.12. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета состояния государственного (муниципального) долга по предоставленным гарантиям" (было приложение N 5) |
|
приложение N 13 "2.13. Информация о выявленных отклонениях на счетах учета расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов" (было приложение N 10) |
Как видно из таблицы, некоторые приложения раздела 2 Акта (ф. 0510463) поделены на части: например, отклонения в части дебиторской и кредиторской задолженности обособлены в два самостоятельных приложения.
Аналогичное изменение внесено в структуру приложений к разделу 3 Акта (ф. 0510463).
Изменения в нумерации и структуре приложений к разделу 3 Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463) следующие:
Было |
Стало |
приложение N 1 "3.1. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета задолженности по кредитам, займам (ссудам)" |
Новое! приложение N 1 "3.1. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета бланков строгой отчетности и денежных документов" |
В предыдущей редакции Приказа N 61 в составе приложений, формируемых к разделу 3 "Результаты выявленных качественных характеристик" Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463), отсутствовало отдельное приложение, в котором можно было бы отразить выявленные качественные отклонения по БСО (денежным документам).
Приказом N 144н данная неопределенность устранена.
приложение N 2 "3.2. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах" |
приложение N 2 "3.2. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета объектов нефинансовых активов" (было приложение N 4) |
приложение N 3 "3.3. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям" |
приложение N 3 "3.3. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета расчетов по поступлениям (дебиторская задолженность)" (было приложение N 7) |
приложение N 4 "3.4. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета объектов нефинансовых активов" |
приложение N 4 "3.4. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета расчетов по поступлениям (кредиторская задолженность)" (было приложение N 7) |
приложение N 5 "3.5. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами" |
приложение N 5 "3.5. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (дебиторская задолженность)" (было приложение N 5) |
приложение N 6 "3.6. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета расчетов с покупателями, поставщиками и прочими кредиторами" |
приложение N 6 "3.6. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (кредиторская задолженность)" (было приложение N 6) |
приложение N 7 "3.7. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета расчетов по поступлениям" |
Новое! приложение N 7 "3.7. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета ценных бумаг" |
|
приложение N 8 "3.8. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета задолженности по кредитам, займам (ссудам)" (было приложение N 1) |
|
приложение N 9 "3.9. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета состояния государственного (муниципального) долга в ценных бумагах" (было приложение N 2) |
|
приложение N 10 "3.10. Раскрытие характеристик объектов, учитываемых на счетах учета состояния государственного (муниципального) долга по привлеченным кредитам" (было приложение N 3) |
Советы по заполнению Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463) смотрите в Путеводителе
8. Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (ф. 0510432)
Внесены уточнения, которые устраняют все сомнения в том факте, что Извещение (ф. 0510432) следует применять не только участникам бюджетного процесса (администраторам доходов бюджетов), но и бюджетным и автономным учреждениям:
- прямо указано, что документ формируется субъектом учета в виде электронного документа в целях начисления доходов по документу-основанию для начисления доходов в том числе средствами информационной системы, обеспечивающей ведение бухгалтерского учета бюджетным (автономным) учреждением;
- скорректирован порядок формирования графы 7 раздела 3 Извещения (ф. 0510432), в которой отражается код классификации доходов бюджетов ИЛИ аналитический код, соответствующий виду поступлений (с указанием в 15 - 17 разрядах кода АнКВД или АнКВИ).
Советы по заполнению Извещения (ф. 0510432) смотрите в Путеводителе
3. Новые электронные документы и методуказания к ним, внесенные Приказом N 144н
Приказом N 144н утверждены следующие унифицированные формы электронных первичных учетных документов, а также методические указания к ним:
- Инвентаризационная опись расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0510469);
- Инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0510470);
- Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам ) (ф. 0510471);
- Акт сверки расчетов (ф. 0510477);
- Сведения о признании объектов права пользования нефинансовыми активами (ф. 0510478).
Также как и в предыдущей партии новых электронных инвентаризационных описей, утвержденных Приказом N 174н, в описях, внесенных Приказом N 144н, из заголовочной части документов исключены расписки ответственного лица.
Расписка является неотъемлемой частью инвентаризационной описи, но выделена в отдельную составляющую электронного документа (по аналогии с Листом голосования).
Советы по заполнению Расписки смотрите в Путеводителе
1. Инвентаризационная опись расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0510469)
Инвентаризационная опись (ф. 0510469) является электронным аналогом Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), утвержденной Приказом N 52н.
Однако из наименования новой формы инвентаризационной описи исключены расчеты с "покупателями". Это обусловлено тем, что результаты инвентаризации расчетов по доходам (поступлениям), стороной которых являются покупатели, отражаются в Инвентаризационной описи расчетов по поступлениям (ф. 0510468), обязательной к применению организациями бюджетной сферы с 1 января 2025 года.
Советы по заполнению Инвентаризационной описи расчетов по поступлениям (ф. 0510468) смотрите здесь.
Согласно Методическим указаниям Инвентаризационная опись (ф. 0510469) применяется для оформления инвентаризации на следующих счетах учета расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами:
- 0 204 00 000 "Финансовые вложения", за исключением счетов 0 204 20 000 "Ценные бумаги, кроме акций" и 0 204 31 000 "Акции";
- 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам";
- 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами";
- 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами";
- 0 215 00 000 "Вложения в финансовые активы";
- 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам";
- 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты";
- 0 304 00 000 "Прочие расчеты с кредиторами", за исключением счетов 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" и 0 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом";
- 04 "Сомнительная задолженность" в части задолженности по расходам (выплатам);
- 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" в части задолженности по расходам (выплатам);
- 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями".
Кроме того, по нашему мнению, в Инвентаризационную опись (ф. 0510469) могут быть также включены объекты инвентаризации, учитываемые на счетах:
- 0 210 Т5 000 "Расчеты с товарищами по доходам по договору простого товарищества";
- 0 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам", за исключением государственного (муниципального) долга (отдельные случаи отражения расчетов на счете);
- 06 "Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности";
- 10 "Обеспечение исполнения обязательств".
Подробнее об объектах инвентаризации читайте здесь.
Форма Инвентаризационной описи (ф. 0510469) представлена в виде следующих разделов и подразделов:
1. "Сведения о дебиторах и кредиторах по данным бухгалтерского учета";
1.1. "Расчеты по дебиторской задолженности по данным бухгалтерского учета";
1.2. "Расчеты по кредиторской задолженности по данным бухгалтерского учета";
2. "Сведения о дебиторах и кредиторах по данным инвентаризационной комиссии";
2.1. "Результаты инвентаризации дебиторской задолженности";
2.2. "Результаты инвентаризации кредиторской задолженности".
2. Инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0510470)
Инвентаризационная опись (ф. 0510470) является аналогом Инвентаризационной описи ценных бумаг (ф. 0504081), утвержденной Приказом N 52н.
Инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0510470) используется для отражения результатов инвентаризации ценных бумаг, учтенных в составе финансовых активов на следующих счетах:
- 0 204 21 000 "Облигации";
- 0 204 22 000 "Векселя";
- 0 204 23 000 "Иные ценные бумаги, кроме акций";
- 0 204 31 000 "Акции";
- 31 "Акции по номинальной стоимости".
Кроме того, по нашему мнению, в Инвентаризационную опись (ф. 0510470) могут быть также включены объекты инвентаризации, учитываемые на забалансовом счете 33 "Ценные бумаги по договорам репо".
Подробнее об объектах инвентаризации читайте здесь.
Форма Инвентаризационной описи (ф. 0510470) представлена в виде следующих разделов и подразделов:
1. "Сведения о ценных бумагах по данным бухгалтерского учета";
2. "Сведения о ценных бумагах по данным инвентаризационной комиссии";
2.1. "Фактическое наличие";
2.2. "Результаты инвентаризации";
3. "Объяснение причин расхождений";
4. "Заключение инвентаризационной комиссии".
3. Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0510471)
Инвентаризационная опись (ф. 0510471) является аналогом Инвентаризационной описи задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083), утвержденной Приказом N 52н.
Инвентаризационная опись (ф. 0510471) применяется для отражения результатов инвентаризации задолженности по выданным кредитам, займам (ссудам), находящимся на учете у учреждения. Для учета расчетов по предоставленным суммам заимствований используется счет 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)".
Форма Инвентаризационной описи (ф. 0510471) представлена в виде следующих разделов:
1. "Сведения о кредитах, займах (ссудах) по данным бухгалтерского учета";
2. "Сведения о кредитах, займах (ссудах) по данным инвентаризационной комиссии".
4. Инвентаризационная опись состояния государственного (муниципального) долга в ценных бумагах (ф. 0510472)
Инвентаризационная опись (ф. 0510472) является аналогом Инвентаризационной описи состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах (ф. 0504084), утвержденной Приказом N 52н.
Инвентаризационная опись (ф. 0510472) применяется для отражения результатов инвентаризации расчетов государственного (муниципального) долга в части ценных бумаг, учтенных на счете 0 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам".
Форма Инвентаризационной описи (ф. 0510472) представлена в виде следующих разделов:
1. "Сведения о состоянии государственного (муниципального) долга в ценных бумагах по данным бухгалтерского учета";
2. "Сведения о состоянии государственного (муниципального) долга в ценных бумагах по данным инвентаризационной комиссии";
3. "Заключение инвентаризационной комиссии";
3.1. "Заключение по отклонениям по результатам инвентаризации";
3.2. "Заключение комиссии по просроченной задолженности".
5. Инвентаризационная опись состояния государственного (муниципального) долга по привлеченным кредитам (ф. 0510473)
Инвентаризационная опись (ф. 0510473) является аналогом Инвентаризационной описи состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504085), утвержденной Приказом N 52н.
Инвентаризационная опись (ф. 0510473) применяется для отражения результатов инвентаризации расчетов государственного (муниципального) долга в части привлеченных кредитов, учтенных на счете 0 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам".
Форма Инвентаризационной описи (ф. 0510473) представлена в виде следующих разделов:
1. "Сведения о состоянии государственного (муниципального) долга по привлеченным кредитам по данным бухгалтерского учета";
2. "Сведения о состоянии государственного (муниципального) долга по привлеченным кредитам по данным инвентаризационной комиссии";
3. "Заключение инвентаризационной комиссии";
3.1. "Заключение по отклонениям по результатам инвентаризации";
3.2. "Заключение комиссии по просроченной и (или) не согласованной с кредиторами задолженности".
6. Инвентаризационная опись состояния государственного (муниципального) долга по предоставленным гарантиям (ф. 0510474)
Инвентаризационная опись (ф. 0510474) является аналогом Инвентаризационной описи состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504085), утвержденной Приказом N 52н.
Инвентаризационная опись (ф. 0510474) применяется для отражения результатов инвентаризации расчетов государственного (муниципального) долга в части предоставленных гарантий, учтенных на счете 0 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам".
Форма Инвентаризационной описи (ф. 0510474) представлена в виде следующих разделов:
1. "Сведения о состоянии государственного (муниципального) долга по предоставленным гарантиям по данным бухгалтерского учета";
2. "Сведения о состоянии государственного (муниципального) долга по предоставленным гарантиям по данным инвентаризационной комиссии";
3. "Заключение инвентаризационной комиссии".
7. Акт сверки расчетов (ф. 0510477)
Акт сверки расчетов (ф. 0510477) применяется для отражения результатов сверки расчетов с должником (кредитором) в целях фиксации задолженности (например, при предъявлении исковых требований).
Акт (ф. 0510477) может применяться для сверки с контрагентами по следующим основаниям:
- по документам-основаниям на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ;
- по администрируемым доходам (за исключением доходов, администрируемых ФНС России);
- кредитам, займам (ссудам);
- с прочими дебиторами, учтенными на счете 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами";
- по средствам, полученным во временное распоряжение, учтенным на счете 0 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение".
Акт (ф. 0510477) не применяется для следующих целей:
- для сверки расчетов по счету 0 301 00 000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам";
- для сверки расчетов с работниками (сотрудниками);
- для сверки расчетов с нерезидентами;
- для сверки расчетов по счетам 0 204 00 000 "Финансовые вложения", 0 215 00 000 "Вложения в финансовые активы";
- для сверки расчетов с физическими лицами, учтенных на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам";
- для сверки расчетов по межбюджетным трансфертам, субсидиям, субвенциям.
Для подтверждения (сверки) взаимных расчетов между сторонами по предоставленному (полученному) трансферту используется Извещение о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453). Советы по заполнению документа смотрите в Путеводителе.
Форма Акта (ф. 0510477) представлена в виде следующих разделов:
1. "По данным учреждения";
2. "По данным контрагента".
Акт (ф. 0510477) подписывается со стороны контрагента, если:
- им принято такое решение
или
- это предусмотрено условиями заключенного договора (соглашения).
8. Сведения о признании объектов права пользования нефинансовыми активами (ф. 0510478)
Сведения о признании объектов права пользования НФА (ф. 0510478) применяются для принятия к бухгалтерскому учету объектов права пользования НФА по договору операционной аренды на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 40 000 "Права пользования нефинансовыми активами".
Форма Сведений о признании объектов права пользования НФА (ф. 0510478) представлена в виде следующих разделов:
1. "Сведения об объекте", в котором отражается наименование, назначение и местонахождение объекта, счет учета, лицо, ответственное за сохранность и (или) целевое использование объекта права пользования НФА, условия и срок пользования, а также прочие реквизиты;
2. "Основные характеристики объекта", в котором указывается наименование и значение характеристик, признаков, определяющих основной объект и (или) объекты, включенные в основной объект.
Документ не является комиссионным и формируется ответственным исполнителем субъекта учета, уполномоченным на формирование документа - закрепите такое лицо в Графике документооборота.
Информация из Сведений (ф. 0510478) используется при формировании бухгалтером Карточки учета права пользования нефинансовым активом (ф. 0509214).
Советы по заполнению Карточки учета прав пользования НФА (ф. 0509214) смотрите в Путеводителе
Сведения о признании объектов права пользования НФА (ф. 0510478) являются основанием для отражения в бухгалтерском учете операций по признанию прав пользования НФА. При этом Методическими указаниями предусмотрено, что Сведения (ф. 0510478) формируются на каждый договор операционной аренды на день утверждения субъектом учета акта о приеме-передаче, подтверждающего передачу (получение) объектов НФА в пользование.
Вместе с тем на сегодняшний день такой подход не вполне соответствует положениям Стандарта "Аренда". Напомним, что согласно п. 11 Стандарта "Аренда" классификация объектов учета аренды и их оценка осуществляется на более раннюю дату из следующих дат:
- дата принятия субъектом учета обязательств в отношении основных условий пользования и содержания имущества, предусмотренных договором;
- дата подписания договора аренды (имущественного найма) либо договора безвозмездного пользования.
Подробнее про дату классификации объектов учета аренды смотрите здесь.
Таким образом, именно датой классификации в бухгалтерском учете арендатора (ссудополучателя) отражаются операции по первоначальному признанию объектов учета аренды. При этом дата фактической передачи имущества в аренду на сегодняшний день согласно Стандарту "Аренда" значения не имеет.
Поэтому при отражении в учете объектов права пользования НФА следует применять дату классификации, предусмотренную положениями Стандарта "Аренда", как специального нормативного правового акта, устанавливающего единые требования к бухгалтерскому учету объектов аренды, до внесения изменений в указанный Стандарт. Соответственно, для своевременного отражения прав пользования активами в учете сформировать Сведения (ф. 0510478) рекомендуем согласно договору аренды или безвозмездного пользования датой классификации - как правило, это дата подписания договора.
Итак, мы рассмотрели изменения, которые были внесены Приказом N 144н в перечень унифицированных форм электронных первичных учетных документов и методические указания по их формированию и применению.
Следите за пополнением нашего Путеводителя советами по заполнению новых электронных первичных учетных документов.
Приказ Минфина России от 30.09.2024 N 144н: обзор очередных изменений в Приказ N 61н по электронным документам для организаций бюджетной сферы
Подготовлено экспертами компании "Гарант", 2025 г.