Резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 ноября 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: ..., Членов Комиссии: _
в присутствии представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - ...;
представители ООО "Прогресс-Арена" на рассмотрение жалобы не явились, о времени, месте и дате извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Прогресс-Арена" на действия отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по обеспечению специальной одеждой в 2024 году (номер извещения N 0253100000223000464),
УСТАНОВИЛА:
17.11.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Прогресс-Арена" (далее - Заявитель) на действия отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по обеспечению специальной одеждой в 2024 году (номер извещения N 0253100000223000464) (далее - Закупка, Аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы следует, что Заказчик был обязан установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика доводы, направленные раннее в письменных возражениях, поддержал в полном объеме и пояснил, что объектом закупки является выполнение работ по обеспечению специальной одеждой в 2024 году. Постановление N 616 применяется лишь при поставке товара и распространяется исключительно на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ. Кроме того, вышеуказанная закупка применяется без объема, суммарная стоимость совокупности работ определить невозможно, стоимость отдельной позиции не превышает 300 тыс. рублей, следовательно, в силу подпункта "б" пункта 3 Постановления N 616 запреты в данном случае не применяются.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
08.11.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на выполнение работ по обеспечению специальной одеждой в 2024 году (номер извещения N 0253100000223000464).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 356 800,00 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к Постановлению.
Заказчиком в отношении предмета закупки установлен следующий код ОКПД2: 14.12.30.170, отнесенные категориям подгруппы 14.1 "Одежда, кроме одежды из меха"
Установленный Заказчиком в отношении объекта закупки код ОКПД2 14.12.30.170 соответствует пункту 3 Перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 616.
Подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616 установлено, что запреты не применяются в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня).
Стоимость единиц приобретаемого товара: 2 366,67; 23 133,33; 950,00; 4 400,00 20 333,33; 2 333,33 рублей, общая стоимость: 7 356 800,00 рублей.
В нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении закупки не установлен запрет в соответствии с Постановлением N 616.
Комиссия Оренбургского УФАС России довод Заказчика о том, что "объектом закупки является выполнение работ по обеспечению специальной одеждой в 2024 году. Постановление N 616 применяется лишь при поставке товара и распространяется исключительно на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ", признает ошибочным в связи со следующим:
В соответствии с п. 4 Постановления N 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.
ФАС России в письме N ПИ/92168/23 от 03.11.2023 отмечает, что получение результата работ по производству товара, также, как и непосредственное производство товара, достигается путём выполнения технологических процессов с использованием оборудования, материалов и комплектующих.
Так, отечественным признается производитель продукции, содержащейся в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на основании выданного Минпромторгом России заключения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
При этом, если получение результата работ по производству товара, или непосредственное производство товара достигается путём выполнения идентичных технологических процессов, с использованием идентичного оборудования, применения в производстве идентичных материалов и комплектующих, то продукция признается произведенной на территории Российской Федерации вне зависимости от объема произведенной партии.
Учитывая изложенное, Постановление N 616 применяется при закупках работ по производству товаров, содержащихся в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Отсюда следует, что Заказчиком, не установившем запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", нарушены положения ч. 3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая выявленное нарушение, Комиссия Оренбургского УФАС России считает необходимым выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Прогресс-Арена" на действия отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по обеспечению специальной одеждой в 2024 году (номер извещения N 0253100000223000464) обоснованной.
2. Признать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области нарушившим ч. 3 ст.14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
_ |
Члены комиссии: |
_ |
|
_
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 24 ноября 2023 г. N 056/06/106-1185/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2023