Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей СПБ ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ИП Утейкиной Марии Анатольевны (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30127-ЭП/23 от 21.11.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции (извещение N 0372200290023000227) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 13.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200290023000227. Начальная (максимальная) цена контракта - 551 500, 00 рублей.
В жалобе ИП Утейкина М.А. обжалует действия Заказчика, в установлении ненадлежащих требований к участникам закупки.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Анализ электронного документа "Проект контракта.docx" показал, что в соответствии с пунктом 5.4 проекта контракта предусмотрено: Для проверки результатов услуг, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик должен в соответствии с требованием части 3 статьи 94 Закона провести экспертизу. Результат экспертизы оформляется заключением (при необходимости). Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом.
Экспертиза производится в пределах срока, установленный для приемки услуги в соответствии с п. 5.7 Контракта.
5.4.1. При проведении экспертизы Заказчик вправе запрашивать дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и/или отдельных этапов исполнения Контракта. Такой запрос должен быть направлен в пределах срока, установленный для приемки Товара (работы, услуги) в соответствии с п. 5.7 Контракта. Данный запрос должен содержать срок предоставления необходимых материалов.
5.4.2. В случае запроса дополнительных материалов в соответствии с п. 5.4.1 Контракта срок проведения экспертизы не может превышать срока, установленного п. 5.7 Контракта.
5.4.3. В случае, если после предоставления материалов у Заказчика будут отсутствовать замечания к услуге, то такая услуга будет считаться принятой в установленный Контрактом срок.
В случае, если после предоставления материалов, Заказчиком будет направлен мотивированный отказ от приемки оказанных услуг, то датой оказания услуг будет дата устранения всех замечаний Заказчика.
5.4.3.1. Устранение недостатков Исполнителем оформляется соответствующим документом о приемке в порядке, предусмотренном настоящим разделом и частью 14 статьи 94 Закона.
Таким образом, требования, предусмотренные ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе включены в проект контракта.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 15 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к видам деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - постановление Правительства N 1128), определен перечень работ и услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению (далее - Перечень).
Согласно Перечню, к работам и услугам, входящим в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесены:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Анализ электронного документа "Проект контракта.docx" показал, что в нём содержатся следующие условия:
2.2. Исполнитель в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента регистрации Контракта в реестре контрактов, заключенных заказчиками обязан, но не позднее чем за 3 (три) дня до начала оказания Услуг:
2.2.1. Направить письмо со следующими вложениями:
- Список сотрудников Исполнителя, задействованных при оказании Услуг на Объекте Заказчика по форме 1, указанной в Приложении N 2 к ТЗ.
- Оформленный график оказания Услуг по форме 2, указанной в Приложении N 2 к ТЗ.
Копии нижеуказанных действующих документов:
- лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений". В лицензии должны быть указаны следующие разрешенные виды услуг: "Монтаж, ТО и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ";
- протокола проверки знаний минимум на 2 (двух) работников для допуска к выполнению работ в электроустановках (оперативно-ремонтный персонал с группой по электробезопасности не ниже 3 до 1000В;
- протокола проверки знаний минимум на 2 (двух) работников для допуска к выполнению работ по обслуживанию тепловых энергоустановок;
- протокола проверки знаний минимум на 2 (двух) работников для допуска к выполнению работ на высоте при оказании услуг.
Согласно представленным Заказчиком возражениям, с целью соблюдения требования законодательных актов для осуществления деятельности по техническому обслуживанию огнезадерживающих клапанов, входящих в состав системы вентиляции, необходимо наличии лицензии.
Количество огнезадерживающих клапанов - 29 шт.
Перечень услуг, входящий в состав ТО огнезадерживающих клапанов.
Ежемесячное ТО
Огнезадерживающие клапаны: осмотр технического состояния; |
проверка плотности открытия/закрытия; |
проверка исправности сервопривода; |
проверка автоматики срабатывания; |
контроль отображение открытия/закрытия на диспетчерском пункте; |
осмотр щитов управления; |
проверка исправности и работоспособности эл. оборудования; |
проверка индикаторных ламп в щитах, при необходимости замена. |
Полугодовое ТО
Огнезадерживающие клапаны: проверка надежности контура заземления; |
подтяжка электрических соединений, контактов, клемм и разъемов; |
При этом указанные услуги составляют порядка 10% от общего объема оказания услуг по Закупке.
Требование п. 2.2.1 раздела 2 Технического задания, являющегося приложением N 1 к Контракту, представляет собой условие о порядке исполнения контракта после проведения закупки.
Учитывая малый объем лицензируемых услуг по Закупке, требование о лицензии установлено в "Проекте контракта" в части выполнения услуг, а не требование к участникам закупки.
В соответствии со ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Ни извещение о закупке, ни проект контракта не содержат условия о запрете привлечения соисполнителей и требования об исполнении контракта лично.
В соответствии п. 2.2.1 раздела 2 Технического задания, являющегося приложением N 1 к Контракту, Исполнитель обязан предоставить заказчику определенную информацию о лицах, непосредственно оказывающих услугу по контракту.
Учитывая вышеизложенное, исполнитель имеет возможность заключить договор соисполнения данного контракта с организацией, обладающей лицензией и направить данную информацию заказчику.
Заявителем доказательств обратного не представлено, в связи с чем доводы жалобы признаны необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Утейкиной Марии Анатольевны необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 ноября 2023 г. N 44-4977/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2023