Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "ПРОФСИТИГРУПП", по доверенности;
- представителей администрации Оричевского района Кировской области, по доверенностям;
рассмотрев материалы администрации Оричевского района Кировской области о включении сведений об ООО "ПРОФСИТИГРУПП" (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение администрации Оричевского района Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ПРОФСИТИГРУПП" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Реконструкция системы водоснабжения Торфяного сельского поселения Оричевского района" (извещение N 0340200003323002460).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 23.11.2023 г., отложено на 24.11.2023 г., стороны извещены надлежащим образом.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - Реестр недобросовестных поставщиков, РНП, Реестр) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с тем, что Подрядчик не выполнил предусмотренные контрактом работы. Заказчиком велась с Подрядчиком претензионная работа, однако обязательства не были исполнены, в связи с чем Заказчиком 01.11.2023 г. было сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта, решение вступило в законную силу 14.11.2023 г.
Представители Заказчика, сообщили, что несмотря на всяческое содействие Заказчика, окончание выполнения работ в срок стало явно невозможным. После обращения Подрядчика о необходимости внесения изменений в контракт из-за возникновения независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта, 28.07.2023 было подписано дополнительное соглашение N1 к Контракту. Подрядчик сделал акцент на том, что изменение технического задания позволит сократить сроки согласования проектной документации и предложило в качестве рабочих решения, которые были изложены в техническом задании в новой редакции. Считают, что с момента заключения Контракта у Подрядчика было достаточно времени для сбора необходимой информации и качественного представления результата. Информация о том, что предоставленные сведения Заказчиком недостаточны для исполнения обязательств по контракту, Подрядчиком предоставлена не была. Представители Заказчика просят включить Общество в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представитель Подрядчика сообщил, что Общество приступило к выполнению работ своевременно, уведомило Заказчика о назначении ответственных лиц, осуществило выезд на объект, провело все необходимые действия по сбору и анализу информации, выявило в ходе исследований ряд негативных факторов, дающих основания утверждать, что отводимый земельный участок для размещения сооружений в пос. Торфяной не подходит для размещения объектов инфраструктуры водоснабжения. Данное обстоятельство обсуждалось на совещании в присутствии представителя Заказчика и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, было согласовано с Заказчиком, после чего по просьбе Заказчика Подрядчик разработал проект новой редакции технического задания, на основании которого и было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в существенные условия Контракта от 28.07.2023 г
Отметил, что замена земельного участка для размещения объектов инфраструктуры водоснабжения повлекла за собой необходимость проведения аналогичной работы повторно, а, следовательно, и повторный сбор исходных данных. Для проведения геодезических, геофизических и гидрогеологических работ на новом земельном участке необходима разрешительная документация, а именно ГПЗУ (градостроительный план земельного участка), который не был предоставлен Заказчиком. Заказчик утверждает, что отсутствие ГПЗУ не является препятствием для проведения геофизических и гидрогеологических работ по проектированию водозабора в п.Торфяной, что не соответствует законодательным нормам, так как водозабор в п.Торфяной "линейный объект с присутствием инфраструктуры" (павильон, резервуар, насосная станция, капитальное ограждение, молниезащита и т.п.), которая должна располагаться на выделенном участке, а, следовательно, и иметь основополагающий документ - ГПЗУ.
Указал, что основная причина неисполнения контракта (увеличение сроков исполнения) - изменение существенных условий Контракта, замена земельного участка, недостаточное количество исходных данных и отсутствие понимания о сроках предоставления Заказчиком недостающих данных. Подобная просрочка Заказчиком своих обязательств по предоставлению исходных данных значительно увеличивает сроки исполнения Контракта и ответственность за срыв сроков не может быть возложена лишь на Подрядчика. Просит не включать сведения об ООО "ПРОФСИТИГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
03.03.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Реконструкция системы водоснабжения Торфяного сельского поселения Оричевского района". Начальная (максимальная) цена контракта - 3 966 670,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2023 NИЭОК1, победителем признано ООО "ПРОФСИТИГРУПП", заявка которого соответствует требованиям Закона о контрактной системе с ценой контракта - 2 805 700,00 руб.
31.03.2023 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Реконструкция системы водоснабжения Торфяного сельского поселения Оричевского района" (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектной документации по объекту "Реконструкция системы водоснабжения Торфяного сельского поселения Оричевского района" (далее - работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно п. 1.2 Контракта начало выполнения работ: с момента заключения контракта.
Окончание выполнения работ: до 01.12.2023 года с учетом времени прохождения экспертизы. По согласованию с Заказчиком допускается досрочное выполнение работ.
В том числе по этапам:
1 этап - Комплексное обследование сооружений, входящих в состав системы водоснабжения, проведение инженерных изысканий с последующей разработкой проектной документации - до 20.10.2023 года, в т.ч.:
1.1. Комплексное обследование всех сооружений, входящих в состав водозабора и магистральных трубопроводов системы водоснабжения Торфяного сельского поселения, проведение инженерных изысканий - до 30.07.2023 года.
1.2. Разработка стадии "Проектной документации". Прохождение в КОГАУ "Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве" государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с получением положительного заключения. Государственная проверка достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, выполненной КОГАУ "Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве" с получением положительного заключения до 20.10.2023 года.
2 этап - Разработка стадии "Рабочая документация" до 01.12.2023 года.
Разделом 2 Контракта определены права и обязанности Заказчика и Подрядчика.
Согласно п. 2.4.2 Контракта Заказчика обязан выдать Подрядчику при необходимости исходные данные для проектирования в согласованном объёме и составе, о чём стороны составляют соответствующий акт, подписанный уполномоченными представителями сторон.
Согласно п. 2.4.3 Контракта Заказчика обязан оказывать содействие Подрядчику в подготовке необходимой для выполнения проектных работ исходно-разрешительной и иной документации.
10.04.2023 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо N22/04.23, в котором указана информация об ответственных лицах, запрос данных.
13.04.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N1868-01-16 с исходными данными.
21.04.2023 г. Заказчик просит разъяснить исходные данные по поводу качества воды, срок предоставления протокола лабораторных исследований (письмо N 63).
26.04.2023 г. Подрядчик просит согласовать дату выезда сотрудников на объект и проведения рабочего совещания (письмо N 28/04.23).
27.04.2023 г. Подрядчик приводит расширенный список показателей, предъявляемых СанПиН к качеству воды, указывает срок предоставления протокола исследования воды до 30.05.2023 г.
27.04.2023 г. Заказчик согласовывает дату выезда сотрудников на объект 02-05 мая 2023 г. (письмо N 2065-01-16).
11.05.2023 г. Заказчик направил генеральный план Торфяного сельского поселения и материалы по обоснованию генерального плана (письмо N 78).
15.05.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N 3/17 от 25.01.2017 г. ООО "Вятский центр гидрогеологических исследований" о том, что переоборудование скважин и бурение скважин-дублеров в пределах п. Торфяной нецелесообразно, загрязнение подземных вод прослеживается по всей территории поселка и за его пределами.
26.05.2023 г. Заказчик направил письмо о переносе срока отбора воды на 05.06.2023 г. (письмо N 91).
01.06.2023 г. составлен протокол лабораторных испытаний N37885.1 и направлен в адрес Подрядчика 05.06.2023 г., выявлено превышение по перманганатной окисляемости, мутности, незначительное превышение по цветности, запаху и марганцу (письмо N 103).
13.06.2023 г. Заказчик направляет выкопировку с генерального плана с места расположения водозаборной скважины N 32575 (письмо N 119), 03.07.2023 г. выписку из реестра муниципальной собственности (письмо N 669-011-23).
14.06.2023 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо N63/06.33, в котором указывает, что при выполнении предпроектных исследований Подрядчик пришел к выводу о нецелесообразности предлагаемой схемы реконструкции водоснабжения пос. Торфяной ввиду следующих факторов:
- прокладка соединительного водопровода 1-й категории (2 трубы, Ду.225 мм) затрагивает земли лесного фонда федерального значения, земли сельскохозяйственного назначения. Данные решения приведут к значительному увеличению сроков согласования проектной документации в федеральных органах власти;
- пересечение ирригационной системы потребует строительство каскада дюкеров, что также увеличивает сроки согласования и сметную стоимость объекта;
- строительство насосной станции второго подъема для водопровода 1 -й категории (две трубы диам.225 мм, протяженностью 5 км) высокой производительности приводит к увеличению объемов и затрат на капитальное строительство;
- отводимый земельный участок для размещения сооружений в пос. Торфяной не подходит для размещения объектов инфраструктуры водоснабжения (требования СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения").
В ходе совместной работы Подрядчика с Управлением по вопросам жизнеобеспечения Администрации Оричевского района Кировской области было выяснено:
- на территории пос. Торфяной имеется скважина глубиной 90 м (эксплуатируется с 1972 года - 51 год), расширенное исследование состава воды из которой показало превышение по перманганатной окисляемости (в 1,5 раза), мутности (в 2 раза), незначительное превышение по цветности, запаху и марганцу;
- гидрогеологическое заключение показало наличие запаса вод в свите на глубине 90-120 м, достаточного для водоснабжения поселка Торфяной.
30.06.2023 г. Заказчик направляет запрос на внесение изменений в техническое задание (письмо N 142).
03.07.2023 г. Подрядчик просит внести изменения в условия контракта и изменить техническое задание (письмо N 75/07.23).
03.07.2023 г. в связи с заменой земельного участка Подрядчик просит подготовить выписку ГПЗУ на новый участок (письмо N 78/07.23).
06.07.2023 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо N 79/07.23, в котором предлагает заключить дополнительное соглашение к контракту об изменении технического задания, приняв в качестве рабочих решений следующие: обустройство водозабора (2 скважины - основная и резервная) непосредственно на территории пос. Торфяной; на территории водозаборных сооружений предусмотреть сооружения водоочистки и водоподготовки, емкости хранения запаса очищенной воды (РЧВ), септик для сбора промывных вод и ДГУ.
14.07.2023 г. администрацией Оричевского района Кировской области принято постановление от 14.07.2023 г. N 284 об изменении существенных условий контракта N 20 от 31.03.2023 г.
20.07.2023 г. Подрядчик просит включить в дополнительное соглашение возможность авансирования в связи с возникновением дополнительных работ - бурение ствола разведочной скважины проектируемого водозабора, что повлечет за собой дополнительные затраты Подрядчика (письмо N 87/07.23).
28.07.2023 г. заключено дополнительное соглашение к контракту с изменения технического задания.
27.09.2023 г. , 04.10.2023 г., 12.10.2023 г., 27.10.2023 г. Заказчик просит предоставить информацию о ходе выполнения работ (письмо N 4770-01-16, N 4871-01-16, N 4987-01-16, N5154-01-16).
09.10.2023 г. Подрядчик просит Заказчика предоставить ГПЗУ, при его предоставлении ориентировочная дата передачи документации в гос. экспертизу 12.02.2024 г., просит рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения, предусматривающего авансирование в размере 30 % от цены контракта (письмо N 131/10.23).
11.10.2023 г. Подрядчик информирует о ходе выполнения работ, сообщает о недостаточном объеме исходных данных, просит предоставить ГПЗУ, предусмотреть авансирование (письмо N 135/10.23).
13.10.2023 г. Заказчик сообщает о нарушении Подрядчиком сроков выполнения работ по этапу 1 подэтапу 1.1 со сроком исполнения 30.07.2023 г., отсутствие ГПЗУ не является препятствием для проведения геодезических, геофизических и гидрогеологических работ, по поводу аванса сообщает об отрицательном решении, дополнительно сообщает об ответственности за нарушение сроков выполнения работ (письмо N 5001-01-16).
16.10.2023 г. Подрядчик просит Заказчика провести совещание (письмо N 136/10.23).
17.10.2023 г. Подрядчик направляет письмо в адрес Заказчика, в котором поясняет, что запрос авансирования связан с возникшей необходимостью проведения дополнительных работ, связанных с заменой земельного участка и изменением технического задания и изложен в форме просьбы. При исполнении контракта Подрядчиком была произведена оценка объема работ, однако в ходе исполнения контракта были изменены существенные условия. Запрос Подрядчика на увеличение сроков выполнения работ также связан с изменением существенных условий Контракта, заменой земельного участка, недостаточным количеством исходных данных и отсутствием понимания о сроках предоставления Заказчиком недостающих данных. Сообщает, что ГПЗУ является документом, который основывается на правилах землепользования и застройки и входит в состав обязательных проектных документов, входит в перечень необходимых бумаг для подачи заявления о начале строительства, а также необходим при оформлении разрешительной документации, в том числе для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и получения положительного заключения Государственной экспертизы. Подрядчик вынужден приостановить выполнение работ по Контракту до момента получения недостающих исходных данных (письмо N 139/10.23).
24.10.2023 г. Заказчик сообщает о нарушении Подрядчиком сроков выполнения работ по этапу 1 подэтапу 1.1., в ходе исполнения контракта все необходимые данные были предоставлены, увеличение сроков невозможно. Просит приступить в срок до 31.10.2023 г. к выполнению работ (письмо N 5106-01-10).
30.10.2023 г. Подрядчик предлагает следующие пути решения проблемы: возобновление работ без исходных данных, но Заказчик предоставляет гарантийное письмо об ответственности Заказчика в случае отказа гос. экспертизы в выдаче положительного заключения по причине непредставления ГПЗУ; возобновление работ после получения полного комплекта исходной и разрешительной документации; расторжение контракта по соглашению сторон (письмо N 142/10.23).
Согласно п. 9.4 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в соответствии с положениями частей 8-11, 12.1-19, 20.1-23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 9.5 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:
- при систематическом нарушении со стороны Подрядчика сроков выполнения работ и при несоответствии работ техническому заданию. Под систематическим нарушением понимается нарушение Подрядчиком условий контракта два и более раза в течение срока действия контракта.
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков;
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта, либо поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков;
- при отступлении от условий контракта или обнаружения иных недостатков выполненных работ, если в установленный Заказчиком срок они не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми;
-в иных случаях установленных гражданским законодательством.
В связи с неисполнением обязательств по контракту, Заказчиком 01.11.2023 г. было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 01.11.2023 г. в 10:57 ч., что свидетельствует о надлежащем уведомлении поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 14.11.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 14.11.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п.п. а) п. 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
При этом, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Представленные Подрядчиком информация и документы подтверждают принятие им мер для надлежащего исполнения обязательств по Контракту: при выполнении предпроектных исследований Подрядчик пришел к выводу о нецелесообразности предлагаемой схемы реконструкции водоснабжения пос. Торфяной (письмо от 14.06.2023 г. N 63/06.23, протокол лабораторных испытаний N37885.1 от 01.06.2023 г. предоставлен 05.06.2023 г.), указал, что Заказчику было известно о непригодности земельного участка (письмо N 3/17 от 25.01.2017 г., скриншот эл. почты), предложил заменить земельный участок. Заказчик согласился с данным предложением, администрацией Оричевского района Кировской области принято постановление от 14.07.2023 г. N 284 об изменении существенных условий контракта, сторонами подписано дополнительное соглашение к контракту от 28.07.2023 г. Подрядчик просил увеличить сроки, предоставить ГПЗУ без которого будет невозможно получение положительного заключения гос. экспертизы (письма от 03.07.2023 г. N 78/07.23, от 09.10.2023 г. N 131/10.23, от 13.10.2023 г. N135/10.23, 17.10.2023 г. N 139/10.23., скриншоты переписки в телеграме), предлагает пути решения (письмо от 30.10.2023 г. 142/10.23).
На заседании Комиссии Кировского УФАС России Заказчик пояснил, что в настоящее время ведутся работы по получению ГПЗУ.
Указанные пояснения, документы не могут свидетельствовать о намеренном уклонении Подрядчика от исполнения контракта, и не подтверждают его недобросовестности, а также свидетельствуют о возникновении обстоятельств, независящих от сторон и повлиявших на исполнение контракта.
Кроме того, Подрядчик относится к микропредприятиям, включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Участие в закупках, представляет собой возможность для Поставщика в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления деятельности, сохранив рабочие места.
На основании представленных документов, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация о Подрядчике не подлежит включению в Реестр.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией Оричевского района Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "ПРОФСИТИГРУПП" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Реконструкция системы водоснабжения Торфяного сельского поселения Оричевского района" (извещение N 0340200003323002460), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 ноября 2023 г. N 043/10/104-1249/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2023