Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Воронежского УФАС) в составе:
- Михин С.В - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в отсутствие представителей ООО "ВЕЙСФАРМ" (о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
при участии представителя БУЗ ВО "Павловская РБ":
- Резановой Ольги Александровны (доверенность от 10.01.2023 г. N 27),
при участии представителей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Зуевой Юлии Павловны (доверенность от 09.11.2023 г. N 2),
- Репниковой Оксаны Николаевны (доверенность от 01.11.2023 г. N 5),
рассмотрев жалобу ООО "ВЕЙСФАРМ" на действия Заказчиков и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (номер извещения 0131200001023013058),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС) поступила жалоба ООО "ВЕЙСФАРМ" (далее - Заявитель) на действия Заказчиков и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (номер извещения 0131200001023013058).
В рассмотрении жалобы 24.11.2023 г. объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.11.2023 г.
По мнению Заявителя, при проведении совместного аукциона допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), которые влекут за собой ограничение конкуренции.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Изучив пояснения сторон, рассмотрев представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
13.11.2023 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении совместного электронного аукциона от 13.11.2023 N0131200001023013058 (далее - Извещение).
Заказчиками в данном совместном аукционе являются 64 учреждения здравоохранения Воронежской области.
Начальная (максимальная) цена контракта 2 948 941 руб. 14 коп.
Предметом рассматриваемого контракта является поставка лекарственных препаратов для медицинского применения.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое содержит, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Как следует из Извещения, объектом закупки являются 13 позиций
МНН (при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования), в том числе приведенное значение МНН в соответствии со справочником ЕСКЛП |
Дозировка, в том числе приведенное значение дозировки в соответствии со справочником ЕСКЛП |
МОКСОНИДИН |
0,4 мг и/или 0,2 мг (в двойном количестве) и/или 200 мкг (в двойном количестве) |
МОКСОНИДИН |
0,2 мг и/или 200 мкг |
ПРОПРАНОЛОЛ |
10 мг |
МЕТОПРОЛОЛ |
25 мг |
ПРОПРАНОЛОЛ |
40 мг |
МЕТОПРОЛОЛ |
50 мг и/или 25 мг в двойном количестве |
МЕТОПРОЛОЛ |
100 мг и/или 50 мг (в двойном количестве) |
НЕБИВОЛОЛ |
5 мг и/или 2,5 мг (в двойном количестве) |
МЕТОПРОЛОЛ |
50 мг и/или 25 мг в двойном количестве |
МЕТОПРОЛОЛ |
1 мг/мл |
НИФЕДИПИН |
10 мг |
НИФЕДИПИН |
20 мг и/или 10 мг в двойном количестве |
НИФЕДИПИН |
40 мг и/или 20 мг в двойном количестве |
Комиссией УФАС по Воронежской области, в ходе анализа данного документа составлена сравнительная таблица:
N |
Заказчик |
Количество закупаемых позиций |
1. |
Министерство здравоохранения Воронежской области |
10 |
2. |
БУЗ ВО "ВГКП N 1" |
6 |
3. |
БУЗ ВО "ВГП N 3". Поликлиника N11 |
3 |
4. |
БУЗ ВО "ВГКП N 4" |
4 |
5. |
БУЗ ВО "ВГКП N 7" |
3 |
6. |
БУЗ ВО "ВГП N 10" |
5 |
7. |
БУЗ ВО "ВГКП N 18" |
3 |
8. |
БУЗ ВО "ВГП N 22" |
3 |
9. |
БУЗ ВО "Павловский госпиталь" |
2 |
10. |
БУЗ ВО "ВГКБСМП N 1" |
3 |
11. |
БУЗ ВО "ВГКБСМП N 8" |
2 |
12. |
БУЗ ВО "ВГКБСМП N 10" |
6 |
13. |
БУЗ ВО "ВОДКБ N 1" |
2 |
14. |
БУЗ ВО "ВОКБ N 1" |
4 |
15. |
БУЗ ВО "ВГКБ N 3" |
3 |
16. |
БУЗ ВО "ВГКБ N 5" |
1 |
17. |
БУЗ ВО "ВГКБ N 11" |
3 |
18. |
БУЗ ВО "ВГБ N 14" |
2 |
19. |
БУЗ ВО "ВГБ N 16" |
2 |
20. |
БУЗ ВО "ВГКБ N 20" |
8 |
21. |
БУЗ ВО "ВССМП" |
3 |
22. |
БУЗ ВО "ВОКЦСВМП" |
2 |
23. |
БУЗ ВО "ВОКОБ" |
2 |
24. |
БУЗ ВО "ВОКИБ" |
1 |
25. |
БУЗ ВО "ВОКОД" |
1 |
26. |
БУЗ ВО "ВОККВД" |
1 |
27. |
БУЗ ВО "Аннинская РБ" |
4 |
28. |
БУЗ ВО "Бобровская РБ" |
2 |
29. |
БУЗ ВО "Богучарская РБ" |
2 |
30. |
БУЗ ВО "Борисоглебская РБ" |
1 |
31. |
БУЗ ВО "Бутурлиновская РБ" |
2 |
32. |
БУЗ ВО "Верхнемамонская РБ" |
3 |
33. |
БУЗ ВО "Верхнехавская РБ" |
4 |
34. |
БУЗ ВО "Воробьевская РБ" |
2 |
35. |
БУЗ ВО "Грибановская РБ" |
4 |
36. |
БУЗ ВО "Калачеевская РБ" |
3 |
37. |
БУЗ ВО "Каменская РБ" |
5 |
38. |
БУЗ ВО "Кантемировская РБ" |
3 |
39. |
БУЗ ВО "Каширская РБ" |
5 |
40. |
БУЗ ВО "Лискинская РБ" |
3 |
41. |
БУЗ ВО "Нижнедевицкая РБ" |
5 |
42. |
БУЗ ВО "Новоусманская РБ" |
4 |
43. |
БУЗ ВО "Новохоперская РБ" |
4 |
44. |
БУЗ ВО "Ольховатская РБ" |
3 |
45. |
БУЗ ВО "Острогожская РБ" |
1 |
46. |
БУЗ ВО "Павловская РБ" |
4 |
47. |
БУЗ ВО "Панинская РБ" |
1 |
48. |
БУЗ ВО "Петропавловская РБ" |
3 |
49. |
БУЗ ВО "Поворинская РБ" |
3 |
50. |
БУЗ ВО "Подгоренская РБ" |
2 |
51. |
БУЗ ВО "Рамонская РБ" |
5 |
52. |
БУЗ ВО "Репьевская РБ" |
3 |
53. |
БУЗ ВО "Россошанская РБ" |
2 |
54. |
БУЗ ВО "Семилукская РБ им. А. В. Гончарова" |
3 |
55. |
БУЗ ВО "Таловская РБ" |
3 |
56. |
БУЗ ВО "Терновская РБ" |
3 |
57. |
БУЗ ВО "Хохольская РБ" |
1 |
58. |
БУЗ ВО "Эртильская РБ" |
4 |
59. |
КУЗ ВО "Бобровский противотуберкулезный диспансер" |
2 |
60. |
КУЗ ВО "Борисоглебский противотуберкулезный диспансер" |
1 |
61. |
КУЗ ВО "Борисоглебский психоневрологический диспансер" |
1 |
62. |
КУЗ ВО "Воронежский областной клинический центр медицины катастроф" |
1 |
63. |
КУЗ ВО "Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер" |
4 |
64. |
КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.С. Похвисневой" |
3 |
Проанализировав данный документ, Комиссия Воронежского УФАС приходит к выводу, что из всех (13) позиций, указанных в Извещении, ни одному из Заказчиков не требуются полный перечень одних и тех же лекарственных средств к поставке.
Более того, одиннадцати Заказчикам из шестидесяти четырех к поставке требуется всего 1 позиция.
Из ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе следует, что для проведения совместных конкурсов или аукционов необходимо одновременное соблюдение двух условий: закупку осуществляют два и более заказчика, заказчики приобретают одни и те же товары.
Между тем, в данном случае, как следует из таблицы распределение позиций закупки между заказчиками не все товары требуются разным заказчикам.
Следовательно, отсутствие потребности в приобретении одних и тех же товаров у всех заказчиков означает невозможность закупки данных товаров путем проведения совместного электронного аукциона.
Исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе основополагающим обстоятельством для проведения совместных закупок является осуществление заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг.
Вышеуказанная норма обеспечивает баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении закупок, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, Комиссия отмечает, что товары, относящиеся к одной группе в общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), не являются одними и теми же товарами, предусмотренными в части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе.
Из имеющихся разъяснений положений законодательства о контрактной системе следует, что Законом о контрактной системе предусмотрена возможность осуществления совместных закупок лекарственных средств с различными международными непатентованными наименованиями, входящих в одну группу ОКПД2, с учетом положений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (Письмо Минэкономразвития России от 05.03.2015 N Д28и-526, Письмо Минэкономразвития России от 18.04.2016 N Д28и-1034).
Однако, положения постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями", в рассматриваемом случае заказчиками не применялись, что также свидетельствует о невозможности проведения совместной закупки лекарственных средств с различными МНН.
Таким образом, действия заказчиков и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области являются нарушением части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция изложена в решение ФАС России от 16.12.2021 по делу N 28/06/105-1801/2021, решение ФАС России от 06.08.2021 по делу N 17/06/105-857/2021, "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), "Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации закупок продуктов детского питания" (утв. ФАС России).
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 и частью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "ВЕЙСФАРМ" на действия заказчиков и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (номер извещения 0131200001023013058) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчиков и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение требований части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе.
3. С учетом того, что на участие в закупке ни подана ни одна заявка, закупка признана несостоявшейся, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу для рассмотрения вопроса привлечения ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Ю.В. Рощупкина комиссии
Член комиссии В.С. Шпарло
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 30 ноября 2023 г. N 036/06/25-1825/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023