Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_.,
_..,
_..,
рассмотрев обращение, направленное департаментом образования Администрации города Омска (далее - Департамент, заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Исследовательский центр "НОВИ" (далее - ООО "ИЦ "НОВИ", общество, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0472 от 25.05.2023, заключенного по результатам проведения департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (уполномоченный орган) электронного запроса котировок на оказание услуг по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, подведомственными департаменту образования Администрации города Омска (Реестровый номер 52.0480.23) (извещение N 0152300011923000472),
в отсутствие представителя общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - _..,
заказчика - __,
УСТАНОВИЛА:
1. 1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение (вх. N 10558-ЭП/23 от 15.11.2023), а также материалы электронного запроса котировок и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
2. Из представленных материалов и информации следует, что 11.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0152300011923000472 о проведении электронного запроса котировок с начальной максимальной ценой контракта 345 000 руб.
Из протокола подведения итогов электронного запроса котировок от 22.05.2023 следует, что в процедуре проведения приняли участие 7 участников закупки, заявки которых были признаны соответствующими требованиям извещения, участник закупки с идентификационным номером 114242118 (ООО "ИЦ "НОВИ") предложившим цену 36 000 руб. (снижение НМЦК составило около 89%) признан победителем.
25.05.2023 между заказчиком и "ООО "ИЦ "НОВИ" заключен контракт N 0472 на оказание услуг по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, подведомственными департаменту образования Администрации города Омска
03.11.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
3. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Исследовательский цент "НОВИ" не подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно части 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно части 2 статьи 782 Гражданского кодекса РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Согласно статье 450.1 Гражданского кодекса РФ сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Разделом 1 "Предмет контракта" контракта было установлено следующее:
"1.1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок оказать услуги по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, подведомственными департаменту образования Администрации города Омска (далее - услуги) и сдать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с настоящим контрактом.
1.2. Место оказания услуг - по месту нахождения Исполнителя, по месту нахождения образовательных организаций, указанных в Приложении N 2 к контракту.
Место предоставления отчёта об оказанных услугах: 644099, город Омск, ул. К. Либкнехта, 33, каб. 720.
1.3. График (срок) оказания услуг - в течение 30 календарных дней со дня заключения контракта.
1.4. Настоящий контракт заключен в соответствии с протоколом N 0152300011923000472 от 22.05. 2023 года, идентификационный код закупки 23 35503017610550301001 0022 001 6399 244.
1.5. Услуги по настоящему контракту оказываются Исполнителем лично, его иждивением - его силами и средствами, в объеме, определенном техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту)".
Согласно техническому заданию на оказание услуг по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, подведомственными департаменту образования Администрации города Омска (Приложение N1 к контракту):
"Услуга предоставляется в очном формате.
1. Источниками информации о качестве условий оказания услуг образовательными организациями являются:
а) официальные сайты образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информационные стенды в помещениях указанных организаций;
б) официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
в) результаты изучения условий оказания услуг образовательными организациями, включающие:
- наличие и функционирование дистанционных способов обратной связи и взаимодействия с получателями услуг;
- обеспечение комфортных условий предоставления услуг;
- обеспечение доступности для инвалидов помещений указанных организаций, прилегающих территорий и предоставляемых услуг;
г) мнение получателей услуг о качестве условий оказания услуг в целях установления удовлетворенности граждан условиями оказания услуг (анкетирование, интервьюирование, телефонный опрос, Интернет-опрос, в том числе на сайте образовательной организации).
Выявление и обобщение мнения граждан, включая требования к формированию выборочной совокупности респондентов, проводится в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2018 года N 675н "Об утверждении Методики выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" (далее - приказ Минтруда РФ от 30 октября 2018 года N 675н).
В качестве основного метода выявления мнения получателей услуг применяется их опрос, который осуществляется в следующих формах:
1) анкетирование получателей услуг (в том числе онлайн-анкетирование);
2) интервьюирование получателей услуг;
3) телефонный опрос получателей услуг.
Объем выборочной совокупности респондентов (численность получателей услуг, подлежащих опросу) для выявления мнения граждан формируется для каждой организации в зависимости от общей численности получателей услуг в данной организации (далее - объем генеральной совокупности).
Рекомендуемый объем выборочной совокупности респондентов составляет 40 % от объема генеральной совокупности, но не более 600 респондентов в одной организации.
Выявление и обобщение мнения получателей услуг проводится по анкете для опроса получателей услуг о качестве условий оказания услуг организациями в сфере образования (далее - анкета).
Рекомендуемый образец анкеты утвержден приказом Минтруда РФ от 30 октября 2018 года N 675н.
В анкету могут вноситься изменения, направленные на конкретизацию и (или) дополнение ранее сформулированных вопросов, необходимые для обеспечения достижения цели выявления и обобщения мнения получателей услуг.
В опросе принимают участие совершеннолетние дееспособные граждане и несовершеннолетние граждане старше 14-летнего возраста (при наличии согласия на участие в опросе их родителей или законных представителей).
В течение 3-х рабочих дней с даты заключения муниципального контракта Исполнитель согласовывает с Муниципальным заказчиком календарный график оказания услуг, а также форму анкеты с учетом изменений внесенных Исполнителем, в случае наличия у Исполнителя предложения о таких изменениях.
2. Исполнитель осуществляет сбор и обобщение информации по общим критериям, установленным в ч. 4 статьи 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Перечень показателей, характеризующих общие критерии, определен приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам".
3. Расчет значений показателей осуществляется согласно приказу Минтруда РФ от 31 мая 2018 г. N 344н "Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Исполнитель предоставляет отчет об оказанных услугах по каждой образовательной организации, указанной в Приложении N 2 к муниципальному контракту, на бумажном носителе, или в форме электронного документа, а также в электронном виде в формате, обеспечивающем возможность дальнейшей обработки данных и размещение на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Отчет об оказанных услугах (результат услуг) должен содержать:
а) перечень образовательных организаций, в отношении которых проводились сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг;
б) результаты обобщения информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций и информационных стендах в помещении указанных организаций;
в) результаты удовлетворенности граждан качество условий оказания услуг, в том числе объем и параметры выборочной совокупности респондентов;
г) значения по каждому показателю, характеризующему общие критерии оценки качества условий оказания услуг образовательными организациями (в баллах), рассчитанные в соответствии с единым порядком расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг в сфере образования, утвержденным приказом Минтруда России от 31 мая 2018 г. N 344н;
д) основные недостатки в работе каждой из образовательных организаций, указанных в приложении N 2 к муниципальному контракту, выявленные в ходе сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг;
е) выводы и предложения по совершенствованию деятельности образовательных организаций".
Приложение N 2 к контракту содержит перечень образовательных организаций (дошкольных и общеобразовательных).
Таким образом, общество должно было оказать услуги по договору в срок с 26.05.2023 по 24.06.2023 включительно.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В рассматриваемом случае пунктом 9.8 раздела 9 "Заключительные положения" контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в том числе в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Оценивая правомерность отказа заказчика от контракта, необходимо устанавливать не только намерение исполнителя на выполнение работ, но и предпринимаемые им разумные и необходимые меры для исполнения контракта, достижение результата работ, имеющего ценность для заказчика, а также наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному и полному исполнению контракта подрядчиком.
В связи с тем, что исполнителем предоставлен аналитический отчет по результатам сбора и обобщения информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациям, осуществляющим образовательную деятельность, подведомственным департаменту образования Администрации города Омска в дистанционном формате, а не в очном, как предусмотрено приложением N 1 к контракту, заказчиком было принято решение о расторжении контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления исполнителя является 03.11.2023.
Следовательно, учитывая императивные требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, общество с момента надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении имело право на устранение допущенных нарушений в период с 04.11.2023 по 13.11.2023 включительно.
В связи с указанным, с учетом положений статей 191 и 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, датой расторжения контракта является 14.11.2023.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 14.11.2023 с указанием даты расторжения 14.11.2023. В рассматриваемом обращении заказчика также указана дата расторжения 14.11.2023.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 15.11.2023.
Более того, Омским УФАС России 15.11.2023 (исх. N ТШ/7081/23) в адрес общества было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 21.21.2023 письменных объяснений на обращение заказчика о включении информации в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 22.11.2023 в 10:00 час. настоящего обращения заказчика.
Письменные возражения обществом представлены не были.
На заседание Комиссии представитель ООО "ИЦ "НОВИ" не явился, к видео-конференц-связи не подключился.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
Комиссией изучен представленный обществом "Аналитический отчет по результатам сбора и обобщения информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, подведомственными департаменту образования администрации города Омска" (далее также отчет) на 352 листах, согласно которому:
"Объект исследования - образовательные организации, расположенные на территории города Омска в 2023 году (перечень организаций приведен в Приложении 1).
Предмет исследования - сбор, обобщение и анализ информации о качестве условий оказания услуг образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории города Омска в 2023 году на основе общедоступной информации.
Источниками и методами сбора информации о качестве условий оказания услуг являются:
1) анализ официальных сайтов организаций образования в информационно-коммуникационной сети "Интернет", информационных стендов и иных открытых информационных ресурсов организаций;
2) анализ нормативных правовых актов по вопросам деятельности организации и порядку оказания ими услуг в сфере образования;
3) опрос получателей услуг" (стр. 7-8 отчета)
"Инструментарий опроса потребителей образовательных услуг организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и выборка исследования
Инструментарий опроса. Опрос получателей услуг из числа учеников, родителей (законных представителей) обучающихся образовательных организаций города Омска проведен по анкете (Приложение 2), разработанной в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.10.2018 N 675н "Об утверждении Методики выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы".
2.1 Выборка исследования
Выборочная совокупность обучающихся в образовательных организациях, отобранных для сбора, обобщения и анализа информации о качестве условий оказания услуг организациями, осуществляющими образовательную деятельность, составила 42 339 респондентов, из числа:
- обучающихся образовательных организаций (в возрасте старше 14 лет);
- родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) образовательных организаций города Омска.
Основными методами для получения достоверных данных было использовано онлайн-анкетирование в образовательных организациях, с использованием технологической платформы организации-оператора (специализированный сайт http://н-о-к.рф) для проведения онлайн-опросов и сбора данных о качестве условий осуществления образовательной деятельности образовательных организаций" (стр. 10 отчета).
Комиссия отмечает, что техническим заданием на оказание услуг по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, подведомственными департаменту образования Администрации города Омска (Приложение N1 к контракту) не содержится указаний на расшифровку термина "очный формат", при этом в качестве метода выявления мнения получателей услуг предложено применение анкетирования, в том числе онлайн-анкетирования, которое и было использовано обществом при формировании отчета.
В материалы дела заказчиком не представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о том, что выбранный исполнителем метод онлайн-анкетирование не может быть использован при формировании отчета.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно также учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий контракта, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Омского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у исполнителя намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнении контракта. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что исполнителем оказана услуга по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, подведомственными департаменту образования Администрации города Омска - представлен отчет.
Заказчиком, в свою очередь, не принят результат оказанной услуги.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Помимо указанного, Комиссия отмечает, что антимонопольный орган не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых споров и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту. Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Омского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "ИЦ "НОВИ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию
- об обществе с ограниченной ответственностью "Исследовательский центр "НОВИ" (ИНН 5700003052);
- о директоре, участнике (размер доли (в процентах) 100) общества с ограниченной ответственностью "Исследовательский центр "НОВИ" Авраменко Михаиле Евгеньевиче (ИНН 570300886003).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Заместитель председателя Комиссии Член Комиссии |
_ _. _. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 ноября 2023 г. N 055/10/104-1249/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023