Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение Администрации Арсеньевского городского округа о включении сведений об ООО "Точка" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по разработке мастер-плана развития Арсеньевского городского округа (извещение N 0120300004423000009).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
14.02.2023 Заказчиком размещено извещение N 0120300004423000009 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке мастер-плана развития Арсеньевского городского округа.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2023 N ИЭА1 победителем было признано ООО "Точка".
09.03.2023 года между Администрацией Арсеньевского городского округа (далее - Заказчик) и ООО "Точка" (далее - Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 0120300004423000009_88114 на выполнение работ по разработке мастер-плана развития Арсеньевского городского округа (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по разработке мастер-плана развития Арсеньевского городского округа (далее - работы) в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием (описание объекта закупки) (Приложение N 1 к Контракту), Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту), Графиком выполнения этапов работ (Приложение N 3 к Контракту) и передать результат работ Заказчику.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта, срок выполнения работ - с даты подписания контракта по 27 ноября 2023 года, в соответствии с Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
В соответствии с Приложением N2 к Контракту срок исполнения 1 Этапа - 53 рабочих дня с даты заключения Контракта, но не позднее 01 июня 2023.
Работы по 1 этапу Контракта выполнены Подрядчиком 19 июля 2023 и приняты Заказчиком 08 августа 2023 (с учетом мотивированного отказа от подписания документа о приемке от 10 июля 2023). Работы по 1 этапу оплачены в полном объеме.
Срок выполнения работ по 2 Этапу - 42 рабочих дня с даты начала выполнения Работ по Этапу 2, но не позднее 01 августа 2023.
Работы по 2 этапу представлены Подрядчиком 02 августа 2023 Заказчиком было направлено уведомление об уточнении информации. 05 сентября 2023 Подрядчиком размещен в единой информационной системе (далее - ЕИС) исправленный документ о приемке.
12 сентября 2023 в связи с тем, что Подрядчиком были представлены отчетные материалы не в полном объеме и ненадлежащего качества (отчетные материалы на бумажном носителе не предоставлены), Заказчиком направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке с приложением экспертного заключения проведения экспертизы результатов, представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от 07 сентября 2023 и установлением срока устранения недостатков в течение 7 (семи) рабочих дней.
Подрядчиком 20 сентября 2023 предоставлены Заказчику отчетные материалы по 2 этапу Контракта, а также направлен документ о приемке через ЕИС.
В процессе повторной приемки выполненной работы Заказчиком осуществлена проверка предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных 2 этапом Контракта, в части их соответствия условиям Контракта.
В результате указанной проверки Заказчиком установлено, что недостатки по 2 этапу Контракта Подрядчиком устранены не в полном объеме (Экспертное заключение проведения экспертизы результатов, представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от 29 сентября 2023).
Заказчиком размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06 октября 2023 г. N ВП-18/4051 и отменено 16 октября 2023 г. в связи с предоставлением исправленных отчетных материалов на проверку Заказчику.
В результате данной проверки Заказчиком установлено, что работы выполнены ненадлежащего качества и не в полном объеме, замечания устранены частично (Экспертное заключение проведения экспертизы результатов, представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от 07 ноября 2023).
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 11.4. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
09.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
21.11.2023 - дата расторжения контракта.
Помимо указанных Заказчиком обстоятельств, Комиссией установлено следующее.
10.07.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика были направлены результаты работ по подэтапу 2.1 этапа 2;
02.08.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика были направлены результаты работ по подэтапу 2.2 этапа 2, документы, необходимые для приемки и оплаты работ по 2-ому этапу, были опубликованы в ЕИС;
11.09.2023 посредством ЕИС Заказчик разместил отказ от приемки работ по 2-ому этапу, который не содержал замечаний к качеству и сути выполненных работ.
Из указанного отказа возможно было сделать вывод только о неполной комплектности материалов, переданных на сдачу. При этом календарным планом предусматривались разные сроки сдачи для подэтапов 2.1. и 2.2, в связи с чем Исполнитель не стал дублировать при передаче материалов по подэтапу 2.2 результаты подэтапа 2.1.
При этом, из экспертного заключения от 07.09.2023 следует, что представленные документы для принятия и оплаты товара (работы, услуги) проверены, соответствуют данным контракта (в т.ч. правильность наименований и реквизитов сторон, наличие и правильность заполнения предусмотренных документами данных).
20.09.2023 Исполнитель повторно направил в адрес Заказчика результаты работ в полной комплектности (в том числе на бумажном носителе), разместил документы о сдаче этапа посредством ЕИС.
28.09.2023 Исполнитель направил в адрес Заказчика запрос исх. N 714, в котором сообщал Заказчику и просил Заказчика о следующем:
"1. После отправки полного комплекта документации по 2 этапу было установлено, что Заказчиком в целях подготовки к ВЭФ самостоятельно вносились правки в табличные материалы, переданные Исполнителем, просим оперативно (в срок до 29.09.2023) предоставить актуальные табличные материалы с итоговыми правками в адрес Исполнителя для их учета в последующей работе.
2. Согласно Техническому заданию к контракту Исполнитель должен передать Заказчику "Презентационные материалы согласно п. 8 Этапа 2 настоящего Технического задания в согласованных с Заказчиком форматах". Полагаем, что при составлении контракта была допущена опечатка и верной будет считаться ссылка на п.10 Этапа 2, в котором перечислены презентационные материалы. Просим подтвердить, что форматы представленных презентационных материалов являются согласованными.
3. Для своевременного выполнения работ по 3 этапу просим выдать предложения по изменению градостроительного зонирования Арсеньевского городского округа (если таковые имеются), либо подтвердить отсутствие предложений по изменению градостроительного зонирования в срок до 04.10.2023".
03.10.2023 Исполнитель направил в адрес Заказчика письма, содержащие запросы на предоставление разъяснений и данных, необходимых для дальнейшего выполнения работ по 3 этапу (исх. N 721, 722 от 03.10.2023).
06.10.2023 в адрес Исполнителя посредством ЕИС поступило решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в форме мотивированного отказа от подписания документа от приёмки NВП 18/4050 от 06.10.2023, к которому был приложено Экспертное заключение проведения экспертизы результатов.
09.10.2023 Исполнитель в ответ на решение об одностороннем отказе от 06.10.2023 направил Заказчику письмо исх. N 732, в котором сообщил, что не согласен с изложенными в решении Заказчика об одностороннем отказе выводами и их обоснованием и полагает, что односторонний отказ Заказчика подготовлен в отсутствии достаточных оснований для принятия такого решения, так как замечания, изложенные в экспертном заключении, лишены конкретики, искажают требования технического задания или противоречат представленным материалам. В обоснование своих доводов в приложении к письму Исполнитель предоставил ответы на замечания, а также для разрешения сложившихся противоречий ходатайствовал о проведении совместной рабочей встречи в период с 10.10.2023 - 11.10.2023.
10.10.2023 письмом исх. N ВП-18/4100 Заказчик направил ответ на письма Подрядчика (исх. N 672 от 05.09.2023, 714 от 28.09.2023, 721 от 03.10.2023, 732 от 09.10.2023), в котором сообщил о том, что предоставление запрашиваемой информации считает нецелесообразным, поскольку им принято решение об одностороннем отказе.
16.10.2023, Исполнитель направил откорректированные результаты работ в адрес Заказчика в полной комплектности (в том числе на бумажном носителе), разместил документы о сдаче этапа посредством ЕИС.
01.11.2023 Исполнитель письмом исх. N 797 уведомил Заказчика о том, что не имеет объективной возможности приступить к исполнению обязательств по 3 этапу ввиду отсутствия сведений о приемке Заказчиком работ по 2 этапу, а также ввиду отсутствия ответов Заказчика на многочисленные запросы Исполнителя для дальнейшего выполнения работ по 3 этапу, ходатайствовал об оперативной приемке результатов работ в целях завершения всех работ в 2023 году. Ответ на данное уведомление Заказчиком предоставлен не был.
09.11.2023 в адрес Исполнителя посредством ЕИС поступило повторное решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в форме мотивированного отказа от подписания документа от приёмки N ВП 18/4471 от 09.11.2023, к которому был приложено Экспертное заключение проведения экспертизы результатов.
16.11.2023 ООО "Точка" в письме исх. N 829 от 16.11.2023 сообщило, что замечания Заказчика, изложенные в экспертном заключении, сообщаются Исполнителю впервые, хотя могли быть переданы Заказчиком в адрес Исполнителя значительно раньше (в отказе от 11.09.2023 N ВП-18/3675, отказе от 06.10.2023 N ВП 18/4050), частично искажают требования технического задания или противоречат представленным материалам.
В обоснование своих доводов в приложении к письму Исполнитель предоставил ответы на замечания, а также направил откорректированные результаты работ в адрес Заказчика в полной комплектности, разместил документы о сдаче этапа посредством ЕИС.
Решение об одностороннем отказе от 09.11.2023 основано на экспертном заключении от 07.11.2023, среди замечаний указано на некорректное наименование лыжной базы, проекта очистных сооружений (при этом, наименование соответствует исходным данным, предоставленным заказчиком (Стратегия СЭР, план реализации СЭР, Приложение N1 к Плану социально-экономического развития Арсеньевского городского округа до 2030 года), наименование включено в отчёты по 1 этапу, согласованные и принятые заказчиком).
Указанные замечания заказчика не являются существенными и неустранимыми, как и несоответствие фотографий, включенных в отчет.
Комиссией учтено, что Заказчик отказывал в приемке в нарушение условий контракта. Так, в техническом задании отсутствовали требования, предъявляемые к техническим характеристикам видео-материалов, требования о дополнении реестра действий проектами по реализации. В Техническом задании указано требование об оценке экономических показателей ключевых проектов в объеме не менее 10, однако в замечаниях Заказчиком указано, что в отчет включены проекты без оценки экономических показателей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссией установлено, что до принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Исполнителем в адрес заказчика направлялись обращения с целью получить от Заказчика разъяснения для дальнейшего выполнения работ и промежуточные согласования подготовленных материалов.
Отказ Заказчика в предоставлении необходимых Подрядчику данных (исх. N ВП-18/4100 от 10.10.2023) в нарушение условий Контракта, не может свидетельствовать о недобросовестном поведении контрагента.
Доказательства обратного Заказчиком не представлено.
Кроме того, ООО "Точка" по просьбам Заказчика регулярно выполняло дополнительные работы, не предусмотренные Техническим заданием:
- подготовка презентации по первоочередным мероприятиям, предусмотренным в проекте мастер-плана Арсеньевского ГО для рассмотрения Председателем Правительства Российской Федерации (в срок с 05.05.2023 по 12.05.2023;
- подготовка материалов для заявки на финансирование в рамках одобрения мероприятий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются специальные казначейские кредиты;
- разработка и оформление презентационных материалов на предзащиту проекта мастер-плана у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации;
- разработка и оформление презентационных материалов в соответствии с предложениями Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики;
- подготовка материалов для Министерства экономического развития Российской федерации в рамках подготовки к совещанию у Президента Российской Федерации по вопросам социально-экономического и пространственного развития городов и городских агломераций Дальневосточного федерального округа;
- подготовка панорамы (вид сверху) г. Арсеньев;
- регулярное присутствие сотрудников ООО "Точка" на совещаниях, проводимых с целью подготовки Проекта к ВЭФ (01.06.2023, 29.06.2023, 05.07.2023, 11.07.2023).
В материалы неоднократно в оперативном порядке вносились правки по замечаниям и предложениям курирующих лиц со стороны Правительства Российской Федерации, Правительства Приморского края, Министерства экономического развития Российской федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
При этом, все запросы Заказчика на предоставление материалов существенно опережали этапы выполнения работ, предусмотренные графиком выполнения работ к контракту.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Точка" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 27 ноября 2023 г. N 25-419/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2023