Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу индивидуального предпринимателя Калашниковой Ларисы Александровны на действия комиссии по осуществлению закупок Администрации города Тобольска при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку рамок формата А4 для нужд Администрации города Тобольска (реестровый номер закупки 0367300047423000249),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее также - Тюменское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Калашниковой Ларисы Александровны на действия комиссии по осуществлению закупок Администрации города Тобольска при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку рамок формата А4 для нужд Администрации города Тобольска.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС в сфере закупок.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно жалобе, заявителем обжалуются действия комиссии по осуществлению закупок, которая по мнению заявителя неправомерно отклонила заявку индивидуального предпринимателя Калашниковой Ларисы Александровны поскольку заявка полностью соответствовала требованиям извещения об осуществлении закупки и требованиям Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением и заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
На ранее направленный запрос Тюменского УФАС России (исх.N ИВ/7128/23 от 22.11.2023) оператором электронной площадки ООО "ЭТП Газпромбанка" представлены в электронном виде все заявки, поступившие на участие в закупке, которые приобщены к материалам рассматриваемого дела.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что МКУ "Управление административно-хозяйственного обслуживания" являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения запроса котировок в электронной форме на поставку рамок формата А4 для нужд Администрации города Тобольска, с начальной (максимальной) ценой контракта 99 375,00 рублей, в интересах заказчика Администрации города Тобольска.
Информация о закупке размещена 10.11.2023 в ЕИС в сфере закупок с реестровым номером закупки 0367300047423000249.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки объект закупки отнесен заказчиком к коду ОКПД 2: 22.29.26.190 "Изделия пластмассовые декоративные прочие", который включен в Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617).
В извещении об осуществлении закупки установлены ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 предусмотрено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 предусмотрено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе. В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 5 раздела 1 требований к содержанию, составу заявки и инструкции по её заполнению (приложение N 4 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме) установлено требование о представлении информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, а именно:
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- указание (декларирование) участником закупки в составе заявки:
а) номера реестровой записи из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий);
б) номера реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 предусмотрено, что заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
При рассмотрении заявок участников закупки комиссия по осуществлению закупок установила, что в заявке N 12 предоставлена Выписка из реестра российской промышленной продукции от 16.11.2023, содержащая сведения о товаре "Рамка для фото, дипломов, сертификатов" - реестровая запись N 264\7\2022, дата внесения в реестр 07.07.2022, заключение N 65307/25 от 07.07.2022 (срок действия 06.07.2025*), а в заявках N 10 и N 11 (в данном случае, заявка индивидуального предпринимателя Калашниковой Ларисы Александровны) отсутствует информация или документы, подтверждающие соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
Комиссия по осуществлению закупок установила, что в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, присутствует товар "Рамка для фото, дипломов, сертификатов" с номером реестровой записи N 264\7\2022, указанным в заявке N 12:
Относительно довода подателя жалобы о том, что в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, указан код ОКПД 2: 25.99.24.120. "Рамки для фотографий, картин или аналогичных изделий из недрагоценных металлов", Тюменское УФАС России отмечает следующее.
Заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки применительно к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки и области применения закупаемых товаров (работ, услуг).
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД 2. Более того, к выбору кода ОКПД 2 Законом о контрактной системе также не установлено императивных требований.
Закон о контрактной системе не предусматривает такого нарушения, как неправильно выбранный заказчиком код ОКПД 2, вместе с тем, правильное соотнесение закупаемого товара (работы, услуги) применительно к конкретному коду ОКПД 2 влияет на правильный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:
- на решение вопроса о необходимости предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов;
- необходимость учитывать условия, запреты и ограничения допуска товаров происходящих из иностранных государств (статья 14 Закона о контрактной системе).
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определен код ОКПД 2, по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения закупаемого товара.
Вместе с тем, не допускается выбор заказчиком кода ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода, поскольку в силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, в случае предложения участником закупки в заявке товара, полностью соответствующего требованиям извещения об осуществлении закупки, но имеющего код ОКПД 2 отличный от кода ОКПД 2, указанного в извещении о проведении закупки, комиссия по осуществлению закупок, проверяя заявку на предмет её соответствия требованиям извещения об осуществлении закупки, не вправе отклонить такую заявку, поскольку код ОКПД 2 носит информационный характер и не содержит в себе описание функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик закупаемого товара.
Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявок на участие в закупке, в связи с чем соответствие или различие кода ОКПД 2 товара, работы, услуги, указанного участником в составе своей заявки на участие в закупке соответственно коду ОКПД 2 товара, работы, услуги, указанному в извещении об осуществлении закупки, не является условием допуска или отказа в допуске к участию в закупке.
Согласно разъяснениям содержащимся в письме Министерства промышленности и торговли РФ от 04.10.2023 N 106238/12 "О применении норм постановлений Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 и от 30.04.2020 N 617" опубликование промышленной продукции (товара) в каталоге ГИСП осуществляется на основании данных, представляемых субъектами деятельности в сфере промышленности для целей соответствия положениям Постановления Правительства РФ от 21.12.2017 N 1604. При этом, информация из каталога ГИСП может содержать отличную информацию от той, которая была внесена в реестр, и носить ознакомительный характер. Также не вся промышленная продукция (товар), фигурирующая в вышеуказанном каталоге, может быть включена в реестр. Учитывая изложенное, заказчику не следует отклонять реестровую запись участника закупки из реестра, представившего её на промышленную продукцию (товар), в случае, если она соответствует положениям "национального режима" в рамках Закона о контрактной системе, но при этом в каталоге ГИСП на указанную продукцию не содержится исчерпывающей информации, требуемой для удовлетворения положениям извещения.
Согласно описанию объекта закупки, являющегося неотъемлемой часть извещения об осуществлении закупки, заказчиком установлены требования к материалу багета - пластик.
Заявки всех участников запроса котировок (N 10, N 11, N 12) содержали предложение о поставке товара, полностью соответствующего описанию объекта закупки, но только одна заявка (N 12) в своем составе содержала документ, подтверждающий соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 - выписку из реестра российской промышленной продукции на товар "Рамка для фото, дипломов, сертификатов" - реестровая запись N 264\7\2022.
Данная выписка содержит код ОКПД 2: 25.99.24.120. "Рамки для фотографий, картин или аналогичных изделий из недрагоценных металлов", отличный от кода ОКПД 2: 22.29.26.190 "Изделия пластмассовые декоративные прочие", указанного в извещении об осуществлении закупки. Кроме того, в выписке содержится код промышленной продукции в товарной номенклатуре внешней экономической деятельности 3926 10 000 0.
В единой товарной номенклатуре внешней экономической деятельности Евразийского экономического союза и едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80, указанный товар с кодом 3926 10 000 0 включен в 39 группу "Пластмассы и изделия из них".
В соответствии с пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), утвержденными решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств от 14.06.2017 N 10/65, товарная позиция 3926 является остаточной товарной позицией, в которую входят изделия, в другом месте не поименованные или не включенные, из пластмасс или прочих материалов товарных позиций 3901 - 3914.
Таким образом, код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности имеет более подробную классификацию, чем код ОКПД 2, и включает в себя изделия из пластмасс.
Ни в наименовании товара, включенного в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, ни в его характеристиках, нет указания на то, что изделие изготовлено из металла.
Победитель запроса котировок, представив в составе своей заявки на участие в закупки выписку из реестра с реестровым номером N 264\7\2022 принял на себя обязательства по надлежащему исполнению контракта, заключаемого по результатам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает каких-либо нарушений в действиях комиссии по осуществлению закупок Администрации города Тобольска при проведении обжалуемой закупки.
Упоминаемые подателем жалобы ссылки на ведомственную (административную) и судебную практику по мнению Комиссии Тюменского УФАС России являются несостоятельными, поскольку судебная, а равно административная (ведомственная) практика не является источником права в Российской Федерации, содержит казуальное толкование, не содержит общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера. Упоминаемые правоприменительные акты приняты с участием иных лиц, в рамках иной процедуры закупки, а следовательно, обстоятельства не являются идентичными. Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов, в том числе, принятых по ранее рассмотренным делам.
Комиссия Тюменского УФАС России в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществила внеплановую проверку всей без исключения информации и документов размещенных в ЕИС в сфере закупок по рассматриваемой закупке, а также изучила все без исключения представленные в материалы дела документы, не ограничиваясь доводами изложенными в жалобе заявителя. Какие-либо иные нарушения законодательства о контрактной системе Комиссией Тюменского УФАС России в ходе внеплановой проверки проведенной в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе не установлены.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Калашниковой Ларисы Александровны на действия комиссии по осуществлению закупок Администрации города Тобольска при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку рамок формата А4 для нужд Администрации города Тобольска (реестровый номер закупки 0367300047423000249) необоснованной.
В соответствии частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 ноября 2023 г. N 072/06/44/222/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023