Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
------------;
в присутствии:
директора общества с ограниченной ответственностью "------" - ------, действующего на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.11.2023 года NЮЭ9965-23-165574783; представителя общества с ограниченной ответственностью "-----" - -------, действующего на основании доверенности N14 от 01.09.2023 года (со сроком действия 2 (два) года) (до перерыва);
представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева" - --------, действующего на основании доверенности N42-01-11/06-37 от 31.01.2023 года (со сроком действия 1 год); ------, действующей на основании доверенности N42-01-11/05-09 от 01.07.2021 года (со сроком действия 3 года);
05 декабря 2023 года рассмотрев обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "----" (далее - ООО "----", Общество), директора ООО "----" -------- на основании приказа Мордовского УФАС России N129/23 от 10.07.2023 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1078 от 30.06.2021 года "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 28 ноября 2023 года посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок поступило обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева" (далее - Заказчик, МГПУ) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "-----" (далее - ООО "----", Общество), директора ООО "-----" ----- (ИНН: ---)) в связи односторонним расторжением Заказчиком контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N 0309100002523000019 на выполнение работ по благоустройству территории МГПУ им. М.Е. Евсевьева ограниченной корпусами расположенными по адресам: Республика Мордовия, г.Саранск, ул. Студенческая 15А, ул. Студенческая 13А, ул. Студенческая 17Б, ул. Студенческая 17 (далее - Запрос котировок) (вх.N6194-ЭП/23 от 28.11.2023 года).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр сведений в отношении Общества и его директора письмом от 29.11.2023 года NДМ/4854/23 назначено к рассмотрению на 04 декабря 2023 года на 16 часов 00 минут.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО "----------" (вх.N6194-ЭП/23 от 28.11.2023 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N013/06/104-787/2023, а также возможности использования систем видео-конференц-связи (номер реестровой записи: 202300109157000704).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
В процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв, заседание Комиссии продолжилось в прежнем составе в 16 часов 30 минут 05 декабря 2023 года.
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Запроса котировок и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
08.08.2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) Заказчиком размещено извещение о проведении Запроса котировок N0309100002523000019.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 5 392 614,55 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 16.08.2023 09:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 18.08.2023 года.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.08.2023 NИЗК1 по окончании указанного в извещении о проведении Запроса котировок срока подачи заявок поступила единственная заявка на участие в запросе котировок под идентификационным номером 88832, которая была признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям, установленным извещением о проведении Запроса котировок. Данный протокол размещен на сайте ЕИС - 18.08.2023 14:18 (МСК).
23.08.2023 года Заказчиком с ООО "------" (далее - Подрядчик) заключен контракт N0309100002523000019 на выполнение работ по благоустройству территории МГПУ им. М.Е. Евсевьева ограниченной корпусами, расположенными по адресам Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая 15А, ул. Студенческая 13А, ул. Студенческая 17Б, ул. Студенческая 17 на сумму 5 176 909 (Пять миллионов сто семьдесят шесть тысяч девятьсот девять) рублей 97 копеек (реестровый номер контракта: 1132815992523000018) (далее - Контракт).
В соответствии с условиями Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству территории МГПУ им. М.Е. Евсевьева ограниченной корпусами, расположенными по адресам Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая 15А, ул. Студенческая 13А, ул. Студенческая 17Б, ул. Студенческая 17 и сдать его результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1.1 Контракта).
Согласно пункту 1.2 Контракта работы по Контракту выполняются в соответствии со сметной документацией (приложение N 2 к Контракту), техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и график выполнения работ (приложение N 3 к Контракту) являются неотъемлемой частью Контракта.
Пунктом 2.1 Контракта установлены сроки выполнения работ по Контракту: начало работ - Подрядчик должен приступить к производству работ с даты заключения Контракта; окончание работ - не более 21 рабочего дня с даты заключения Контракта.
В силу пункта 3.1 Подрядчик обязуется, в том числе осуществлять работу в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, техническим заданием, сметной документацией; обеспечить выполнение работы необходимыми материалами и оборудованием; передать Заказчику результат выполненной работы.
Результат выполненной работы должен в момент передачи Заказчику обладать свойствами, указанными в настоящем контракте или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного настоящим контрактом использования либо для обычного использования результата работы такого рода. Качество выполненной работы должно соответствовать техническому заданию (приложение N 1 к Контракту), а также требованиям технических регламентов, технических условий для данного вида работ (пункт 6.1, 6.2 Контракта).
В соответствии с пунктом 14.2 Контракта он считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе. Контракт действует до полного выполнения Сторонами своих обязательств по настоящему контракту.
Согласно пунктам 8.3, 8.4 Контракта расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
Заказчик вправе провести экспертизу выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Если Заказчиком проведена экспертиза выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы выполненной работы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта (пункты 8.5, 8.6 Контракта).
Из представленных Заказчиком документов и устных пояснений представителей МГПУ следует, что Подрядчиком выполнены работы неудовлетворительно и с нарушением срока. Так в соответствии с положениями Контракта Обществу необходимо было закончить работы в срок не превышающий 21 рабочий дня с даты заключения Контракта (23.08.2023 года), то есть до 21.09.2023 года (включительно), между тем в регламентированный срок работы выполнены не были.
Согласно материалам, представленным Заказчиком, в адрес Подрядчика направлялись уведомления, претензии о необходимости исполнения обязательств по данному Контракту (от 27.09.2023 года N42-26-3538/05, от 05.10.2023 года N42-26-3661/05, от 09.10.2023 года N42-26-3661/05у).
12.10.2023 года между сторонами заключено дополнительное соглашение N1 к Контракту, согласно которому приложение N2 к Контракту изложено в новой редакции (изменение видов и объемов работ по смете).
23.10.2023 года Подрядчиком посредством функционала ЕИС были направлены документы об исполнении контракта. 14.11.2023 года Заказчиком в приемке отказано.
26.10.2023 года Заказчиком составлена претензия N42-29-4088/05, согласно которой Подрядчиком по состоянию на 26.10.2023 года выполнена часть работ, установленных Контрактом, однако при визуальном осмотре были выявлены недостатки выполненных работ по благоустройству, которые необходимо устранить до 01.11.2023 года.
Заказчиком была проведена экспертиза выполненных работ с привлечением экспертной организации ООО "------", по результатам которой в заключении б/н от 14.11.2023 было подтверждено нарушение условий Контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (части 10, 11 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
Неисполнение обязательств со стороны Подрядчика явилось основанием для принятия Заказчиком 14.11.2023 года решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункты 8.4, 8.6 Контракта, части 8-11 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение приведенных требований закона Заказчиком 14.11.2023 года с использованием функционала ЕИС сформировано, подписано электронной подписью и размещено на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение об одностороннем отказе от 14.11.2023 года получено Подрядчиком 14.11.2023 18:31 (МСК).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
При этом согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая положения части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Заказчика признается - 14.11.2023 года, следовательно, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 27.11.2023 года.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный законом срок -28.11.2023 года.
Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС приходит к выводу о соблюдении электронной процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что информация о расторжении Контракта размещена Заказчиком на официальном сайте в реестре контрактов 01.12.2023 года (Информация о расторжении контракта N11328159925 23 000018 0015 (3) от 01.12.2023).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители ООО "------" поддержали доводы, изложенные в письменных объяснениях (вх. N 6254/23 от 30.11.2023 года), и пояснили, что Обществом работы по Контракту выполнялись, а нарушение срока выполнения работ, указанного в Контракте, связано с наличием дополнительных объем работ, неучтенных в Техническом задании.
Согласно представленному в материалы дела уведомлению об окончании работ (исх.N4240-3 от 16.10.2023 года) Подрядчиком 15.10.2023 года работы по благоустройству территории были завершены, 23.10.2023 года посредством функционала ЕИС были направлены Заказчику документы об исполнении контракта в полном объеме.
24.11.2023 года ООО "--------" подготовлен ответ на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому Подрядчик сообщает, что устранит все выявленные недостатки при наступлении благоприятных погодных условий, о дате устранения которых сообщит дополнительно.
Также представители Общества ходатайствовали о невключении сведений в отношении юридического лица в Реестр, отметив тот факт, что Общество обладает опытом выполнения аналогичных объекту закупки работ, включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) негативно скажется на его деятельности.
Присутствующие на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика, подержав позицию, изложенную в обращении о включении в Реестр, настаивали на включении Общества в Реестр.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проанализировав содержание представленных ООО "------" объяснений, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение сведений о лице в Реестр по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (пункт 15 Правил).
При рассмотрении вопроса о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такие лица также вправе представлять документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении своих обязательств по контракту.
Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя запроса котировок в реестр недобросовестных поставщиков.
Проанализировав представленные документы и информацию, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что действия, направленные на исполнение контракта, ООО "-------" совершались, обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами однозначно не свидетельствуют о недобросовестностном поведении Подрядчика.
Принимая во внимание совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Мордовского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об Обществе, его директоре.
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
Сведения, предоставленные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева" в отношении "----", директора ООО "------" ------- в связи односторонним расторжением контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N 0309100002523000019 на выполнение работ по благоустройству территории МГПУ им. М.Е. Евсевьева ограниченной корпусами расположенными по адресам: Республика Мордовия, г.Саранск, ул. Студенческая 15А, ул. Студенческая 13А, ул. Студенческая 17Б, ул. Студенческая 17, в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 5 декабря 2023 г. N 013/06/104-787/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023