Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31162-ЭП/23 от 29.11.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг для нужд учреждений, подведомственных администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, в 2024-2025 годах (извещение номер 0172200002323000175) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.11.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200002323000175. Начальная (максимальная) цена контракта - 38 014 278,72 рублей.
В жалобе Заявитель на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении ненадлежащего порядка оценки;
- установлении незаконных требований к составу заявки на участие в конкурсе.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее частично необоснованной.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Положения об оценки заявок установлено, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 и п. 23 Положения об оценке заявок в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки. В данном случае предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Порядком оценки в оспариваемой части установлены следующие указания:
2. |
характеристика N 1 (качество оказания услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
Начисление баллов по показателю "Качество оказания услуг" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" производится в соответствии со следующей шкалой оценки:
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по показателю "Качество оказания услуг" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость.
Предложение участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки должно содержать детализированное описание следующих свойств объекта закупки: технология оказания услуг*(1), контроль качества оказания услуг*(2), технология управления рисками*(3), организация работы по обеспечению охраны труда и безопасности*(4). При указании сведений о технологии управления рисками, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о периодичности и задействованных лицах по выявлению и анализу рисков, а также о результатах, к которым приводит анализ выявленных рисков; информацию о дальнейшей проработке выявленных рисков (расстановка по степени их приоритета и вероятности возникновения); информацию об оценке потенциального влияния идентифицированных рисков на общие показатели. При указании сведений о методах контроля качества за действиями непосредственных исполнителей, необходимо указать, в том числе, периодичность и порядок прохождения сотрудниками Участника мероприятий по повышению квалификации, которые должны подразделяться как минимум на краткосрочные и длительные. При указании в предложении сведений о качестве оказываемых услуг по объекту закупки какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль. При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки внутреннего контроля за состоянием уровня безопасности на объекте участнику закупки необходимо указать, в том числе, сроки проведения, а также комплекс действий (мер), совершаемых ответственными должностными лицами участника конкурса по проверке соблюдения работниками участника конкурса возложенных на них обязанностей при исполнении контракта. Проверки, проводимые ответственными должностными лицами участника конкурса при указании мероприятий по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, должны подразделяться на следующие виды: плановые; внеплановые. Описание предложения о качественных характеристиках объекта закупки признается представленным с полным описанием в случае, если такое предложение содержит описание оказываемых услуг в отношении всех оцениваемых свойств, и такое описание оказываемых услуг в отношении оцениваемых свойств соответствует положениям извещения со всеми приложениями и соответствует требованиям настоящего раздела. При указании сведений о порядке проведения внепланового инструктажа по охране труда, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения об основаниях и сроках проведения внепланового инструктажа по охране труда. При указании сведений о порядке проведения подготовительных мероприятий перед оказанием услуг, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о сроках проведения подготовительных мероприятий, сведения о подготовке необходимого оборудования, информацию о перечне документации на объекте охраны, который формируется до начала услуг включая должностную инструкцию, перечень всех документов, содержащихся в наблюдательном деле, на основании которых происходит учет результатов обхода, передача под охрану помещений, передача дежурств; информацию о необходимых удостоверениях квалификации охранника, сведения о личной карточке охранника, а так же перечень из наименований документов, подтверждающих правовой статус охранника. При указании в предложении сведений о контроле за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо указать в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков. При указании сведений о методах по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, необходимо указать в том числе умения сотрудников, позволяющие исполнять следующие трудовые функции: осуществление пропускного режима; осуществление внутриобъектового режима; проведение обходов; прибытие на объект при поступлении сообщения об угрозах; охрана имущества организации; ведение постовой документации; усиление защищенности организации. При указании в предложении сведений об основных мероприятиях технологии оказания услуг Участник закупки должен представить, в том числе, описание действий по соблюдению требований по охране окружающей среды при отражении в нем, в том числе, применяемых энергосберегающих технологий при оказании услуг. При указании в предложении сведений о методах контроля за действиями непосредственных исполнителей, Участник закупки должен представить, в том числе, описание стандартов общения сотрудников с посетителями учреждения, общения с работниками заказчика, с нарушителями общественного порядка. При указании в предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки контроля за действиями непосредственных исполнителей, участнику закупки необходимо указать, в том числе, виды ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, которые должны подразделяться на дисциплинарную ответственность, материальную ответственность, с указанием видов дисциплинарной ответственности, порядка применения каждого вида дисциплинарной ответственности, а также случаев (оснований) для применения каждого вида дисциплинарной ответственности в отношении каждого сотрудника, задействованного при исполнении обязательств по контракту. При указании сведений о технологии управления рисками, Участник закупки должен представить, в том числе, информацию в виде схемы взаимодействия всех сотрудников организации при возникновении чрезвычайной ситуации. При указании сведений о технологии управления рисками, Участник закупки должен представить, в том числе, разработанный регламент действий по противодействию рискам, связанным с противоправным проникновением на объект третьих лиц, который должен включать, в том числе, сведения о порядке действий в данной ситуации, а также о мерах, препятствующих возникновению указанного риска. При указании сведений о методах по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, Участник закупки должен представить, в том числе, перечень вредных и(или) опасных производственных факторов, влияющих на сотрудников при исполнении обязательств по Контракту, а также перечень разработанных мероприятий по противодействию каждому из указанных факторов*(5). При указании сведений о методах контроля качества за действиями непосредственных исполнителей, необходимо указать, в том числе, методы, направленные на стимулирование наиболее качественного оказания услуг сотрудниками Участника, которые должны подразделяться на материальные и нематериальные методы, с указанием примеров ситуаций, требующих применения каждого вида стимулирования. При указании сведений о порядке проведения основных мероприятий технологии оказания услуг, Участник закупки должен представить, в том числе информацию о взаимодействии с органами внутренних дел, в том числе с указанием направлений, способов взаимодействия и оснований взаимодействия. В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям, установленным в настоящем порядке оценки и инструкции по заполнению первой части заявки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. При этом, информация, содержащаяся в рамках описания одного свойства объекта закупки, но относящаяся к другому свойству объекта закупки, не учитывается при оценке заявки участника. Методы - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. При указании сведений об организации работы по обеспечению охраны труда и безопасности необходимо представить, в том числе, сведения о периодичности и лицах, ответственных за проведение инструктажей по охране труда и инструктажей по пожарной безопасности, порядке их проведения, а также перечень обязанностей, возлагаемых на указанных лиц. При указании сведений о порядке проведения инструктажей по охране труда, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о порядке проведения первичного, повторного и внепланового инструктажей по охране труда. При указании сведений о технологии оказания услуг, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о порядке проведения подготовительных мероприятий перед оказанием услуг, сведения об основных мероприятиях, при помощи которых осуществляется непосредственное оказание услуг, сведения о завершающих мероприятиях, реализуемых при окончании оказания услуг, а также сведения о нормативно-правовых актах, постановлениях, которые будут неукоснительно соблюдаться при оказании услуг. При указании сведений о мерах, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о средствах индивидуальной защиты, которыми обеспечиваются сотрудники Участника, включая сведения о видах и назначениях указанных средств, а также сведения о лице, ответственном за обеспечение и контроль выдачи и использования средств индивидуальной защиты. При указании сведений о порядке проведения основных мероприятий технологии оказания услуг, Участник закупки должен представить, в том числе, разработанный алгоритм действий сотрудников в случае чрезвычайной ситуации на территории охраняемого объекта, включая сроки исполнения указанных действий. При указании сведений об основных мероприятиях технологии оказания услуг, Участник закупки должен представить, в том числе, детализированное описание мер, применяемых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19), включающее следующие сведения: санитарно-гигиенические требования и порядок допуска работников; сведения о санитарной обработке помещений; сведения об организации питания работников; перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми разработаны указанные меры; алгоритм действий в случае подозрения на заболевание новой коронавирусной инфекцией; мероприятия, направленные на стимулирование сотрудников на вакцинацию от коронавирусной инфекции. Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается отсутствующим в случае, если предложение о качественных характеристиках объекта закупки не содержит описание всех свойств объекта закупки и/или не соответствует требованиям настоящего раздела и/или содержит ссылки на недействующие нормативно-правовые акты, постановления. Предложение по критерию оценки должно содержать наименования соответствующих свойств, при этом Предложение не должно противоречить извещению со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, а должно быть представлено на основании оцениваемых свойств в части их взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу. При формировании предложения о качестве оказания услуг участник закупки должен не повторить требования извещения со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. Предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки должно разрабатываться участником на основе Описания объекта закупки, являющегося неотъемлемой частью настоящего извещения, и отвечать всем требованиям, указанным в Описании объекта закупки, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в нем. При указании сведений об организации работы по обеспечению охраны труда и безопасности, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о сроках назначения ответственного за проведение инструктажей по охране труда, пожарной безопасности с приложением проектов соответствующих приказов без указания сведений об участнике закупки, а также сведения о мерах безопасности, выполняемых сотрудниками при несении дежурства. При указании сведений об организации работы по обеспечению охраны труда и безопасности, Участник закупки должен представить, в том числе, информацию в виде инструкции по охране труда с указанием общих требований охраны труда, требований охраны труда до начала работы, охраны труда во время работы, охраны труда после окончания работы, информацию об основных направлениях в области охраны труда в организации. При указании сведений об организации работы по обеспечению охраны труда и безопасности, Участник закупки должен представить, в том числе, информацию о мерах безопасности, выполняемых сотрудниками при обращении со специальными средствами; информацию о способах оказания доврачебной медицинской помощи с указанием ситуаций для применения и порядке действий в данной ситуации, информацию о составе аптечки первой помощи, информацию о техниках наложения повязок; информацию о применении специальных средств с указанием случаев в которых могут применяться специальные средства и порядке их применения (с указанием средств экстренного вызова полиции, с указанием средств радиосвязи, включая средства стационарной и мобильной связи, с указанием средств обнаружения нарушителей и их перемещения, с указанием средств обнаружения проноса и провоза запрещенных материалов и предметов, указанием перечня преграждающих средств, перечня средств, идентифицирующих проход на объект, средств тревожно-вызывной сигнализации, с указанием средств наблюдения для визуального контроля ситуации). При указании сведений об организации работы по обеспечению охраны труда и безопасности, Участник закупки должен представить, в том числе, информацию о мерах личной безопасности сотрудников при возникновении чрезвычайных ситуаций. При указании сведений об организации работы по обеспечению охраны труда и безопасности, Участник закупки должен представить, в том числе, информацию о правовой основе для применения специальных средств или физической силы; об основаниях для применения физической силы; об условиях и пределах применения физической силы и специальных средств. При указании сведений об организации работы по обеспечению охраны труда и безопасности, Участник закупки должен представить, в том числе, информацию о психологической подготовке сотрудников, в том числе необходимо предоставить информацию о подготовке к работе в стрессовом состоянии, видах стрессового состояния и способах его преодоления. При указании сведений об основных мероприятиях технологии оказания услуг Участник закупки должен представить, в том числе, информацию о порядке допуска на территорию учреждения транспортных средств, машин скорой помощи, аварийных служб, а так же лиц, представителей средств массовой информации; информацию о порядке действий сотрудников при обнаружении подозрительных предметов, которые могут являться взрывоопасными (с указанием конкретного перечня действий сотрудников в данной ситуации); информацию о действиях сотрудников при поступлении угрозы по телефону и при поступлении угрозы в письменной форме; информацию о докладах охраны о сдачи дежурств, содержащих, в том числе, информацию о частоте докладов, содержанию данных докладов, в том числе в случае нарушения пропускного режима. Не признается надлежащим предоставлением описания технологии оказания услуг / контроля качества оказания услуг / технологии управления рисками / организации работы по обеспечению охраны труда и безопасности наличие исключительно таких фраз как: "технология оказания услуг осуществляется в соответствии с контрактом", "контроль качества оказания услуг установлен законодательством РФ" / "технология управления рисками соответствует законодательству РФ" / "организация работы по обеспечению охраны труда и безопасности соответствует законодательству РФ" и т.п. |
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет критерии и показатели, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Таким образом, спорный показатель и порядок их оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в извещении о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям извещения и возможность его участия в закупке, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Извещением о проведении закупки установлено требование: "Участник должен иметь действующую лицензию на осуществление частной охранной деятельности либо для организаций, на которых не распространяется действие Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 - иной документ в соответствии, с которым участник закупки имеет право оказывать услуги по охране объектов и имущества. Перечень разрешенных видов услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобьектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона N 2487-1".
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (ч. 2 ст. 42 закона о контрактной системе).
В соответствии с пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Частью 3 ст. 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Извещением предусмотрены требования к составу заявки:
"Участник закупки должен предоставить в составе заявки:
выписку из реестра лицензий, по форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащие сведения о действующей лицензии, либо для организаций, на которых не распространяется действие Закона N 2487-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 - копию иного документа в соответствии, с которым участник закупки имеет право оказывать услуги по охране объектов и имущества".
В силу п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (до 01.01.2021 года наличие лицензии подтверждалось документом в электронном виде или на бумажном носителе).
Согласно ч. 3 ст. 9 Закон о лицензировании лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными указанным законом, до 01.01.2022. Следовательно, после 01.01.2022 сведения обо всех, в том числе ранее выданных лицензиях, должны быть включены в реестр лицензий.
Согласно ч. 8 ст. 21 Закон о лицензировании сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Таким образом, в качестве подтверждения наличия лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем может быть предоставлен один из документов, указанных в ч. 8 ст. 21 Закон о лицензировании.
Таким образом, требования извещения в рассматриваемой части не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Осипова Г.Е. необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Комплекс мер и технологических решений, направленных на надлежащее оказание услуг согласно требованиям Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению), включая сведения о привлечении и/или непривлечении соисполнителей для оказания услуг, а также сведения о режиме работы на объекте.
*(2) Методы, направленные на контроль качества оказания услуг, методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, методы контроля за действиями непосредственных исполнителей, методы контроля качества результата оказанных услуг.
*(3) Комплекс правил, мероприятий по идентификации, оценке рисков, реагированию на риски, а также мониторингу и контролю их уровня, включая сведения об основных функциях системы управления рисками.
*(4) Совокупность мер, направленная на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая проведение инструктажей по охране труда, пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды.
*(5) В перечне вредных и(или) опасных производственных факторов должны содержаться как минимум такие факторы, как: недостаточная освещенность рабочей зоны; нервно-психические нагрузки; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; монотонность труда; повышенный уровень шума.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 декабря 2023 г. N 44-5095/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023