Резолютивная часть решения оглашена 05.12.2023
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", рассмотрела обращение администрации муниципального образования город Курлово (городское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Вектор" (ИНН/КПП 7719666272/771901001, адрес - 105484, г.Москва, ул. 16-я Парковая, д.27, пом.7, к.6) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в присутствии представителей администрации муниципального образования город Курлово (городское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области ООО "Вектор"
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
У С Т А Н О В И Л А:
28.11.2023 во Владимирское УФАС России поступило обращение администрации муниципального образования город Курлово (городское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Вектор" (ИНН/КПП 7719666272/771901001, адрес - 105484, г.Москва, ул. 16-я Парковая, д.27, пом.7, к.6) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего расторжения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных жилых домов N 3 и N 6а по ул.Ленина, N7а по ул.Володарского города Курлово Гусь-Хрустального района Владимирской области (ремонт дворовых проездов) (извещение N 0128300011823000006).
Из обращения заказчика установлено следующее.
27.03.2023 администрация муниципального образования город Курлово (городское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области (заказчик) и ООО "Вектор" (подрядчик) заключили муниципальный контракт N 0128300011823000006_117294 на на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных жилых домов N 3 и N 6а по ул.Ленина, N7а по ул.Володарского города Курлово Гусь-Хрустального района Владимирской области (ремонт дворовых проездов).
По состоянию на дату завершения работ по контракту (01.08.2023) на дворовых территориях были выполнены только работы по разборке асфальтобетонных покрытий и оснований, снятию деформированных асфальтобетонных покрытий, планировке территории, разработке грунта и установке бортовых камней.
Работы по укладке слоев из щебня и асфальтового покрытия были завершены с нарушением срока, установленного контрактом, фактически 24.09.2023.
По результатам лабораторных испытаний проб асфальтобетона от 16.10.2023, от 09.11.2023 на объекте установлено, что асфальтобетон на дворовой территории д.7а по ул.Володарского не соответствует требованиям ГОСТ, на дворовой территории МКД N 3 по ул.Ленина соответствует ГОСТ, но не соответствует толщине вырубки по проекту. Согласно условиям контракта заказчик вправе отказать подрядчику в приеме работ к оплате, если их объем, стоимость или качество не подтверждается исполнительной и другой технической документацией. Контрактом не предусмотрена поэтапная или частичная приемка и оплата выполненных работ. Нарушения, указанные заказчиком в претензионной переписке, со стороны подрядчика устранены не были.
В силу изложенного, на основании статьи 782 Гражданского кодекса РФ, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пункта 11.3, 11.4 муниципального контракта 17.11.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 28.11.2023 решение заказчика вступило в законную силу и контракт был расторгнут в одностороннем порядке.
На основании изложенного, заказчик просит Комиссию Владимирского УФАС России включить информацию об ООО "Вектор" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ООО "Вектор" по существу обращения пояснил следующее.
На момент принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения 17.11.2023 выполнение работ по контракту со стороны ООО "Вектор" завершено в полном объеме, что не оспаривается заказчиком.
Заказчик ссылаясь на протокол N 41 лабораторных испытаний проб асфальтобетона (вырубок), отобранных из покрытия тип В марка III от 09.11.2023, указывает, что асфальтобетон дворовой территории ул.Ленина д.3 соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013, но не соответствует толщине вырубки по проекту. Согласно проектной документации (локальной сметы N 11) толщина слоя покрытия составляет 4 см. Также проектной документацией допускается изменение толщины покрытия на 0,5 см. В протоколе N 41 лабораторных испытаний указано - толщина вырубки по проекту 5 см, толщина вырубки фактическая 4,5 см. Таким образом, в протоколе N 41 неверно указана толщина вырубки по проекту, что привело к ошибочному выводу испытательной лаборатории, а также заказчика, о том, что толщина вырубки не соответствует проекту. Фактически толщина вырубки составляет 4,5 см, что соответствует толщине покрытия согласно проекта (4 см), который допускает изменение толщины покрытия на 0,5 см. Более того, является улучшающей характеристикой выполненной работы.
Заказчик, ссылаясь на протокол N 42 лабораторных проб асфальтобетона (вырубок), отобранных из покрытия тип А 11 Вл от 09.11.2023, указывает, что асфальтобетон дворовой территории д.7а ул.Володарского города Курлово не соответствует требованиям ГОСТ 58406.2-2020 и не соответствует толщине вырубки по проекту. Согласно проектной документации (локальной сметы N 12) толщина слоя покрытия составляет 4 см. Согласно ГОСТ 58406.2-2020 рекомендуемая толщина уплотненного покрытия тип А 11 Вл варьируется от 35 до 45 мм. В протоколе N 42 лабораторных испытаний проб асфальтобетона (вырубок), отобранных из покрытия тип А 11 Вл указано - толщина вырубки - 4 см, толщина требования ГОСТ 58406.2-2020 - 5 см, толщина вырубки по проекту не указана. Таким образом, в протоколе N 42 неверно указана рекомендуемая толщина вырубки по ГОСТ 58406.2-2020, что привело к ошибочному выводу Испытательной лаборатории, что толщина вырубки не соответствует ГОСТ 58406.2-2020, и не соответствует проекту. Фактически толщина вырубки составляет 4 см, что соответствует рекомендуемой толщине покрытия по ГОСТ 58406.2-2020 (35-45 мм), а также толщине покрытия согласно проекта (4 см).
На основании изложенного, заказчик ссылаясь на некорректные данные и ошибочные выводы испытательной лаборатории, содержащихся в испытательной лаборатории N 41 и N 42, неправомерно отказала в приемке надлежаще выполненных работ, а также в отсутствие оснований принял решение об одностороннем отказе от контракта.
Кроме того, заказчик при одностороннем отказе руководствовался нормой (статья 782 Гражданского кодекса РФ), которая не распространяется на отношения, вытекающие из договора подряда. Результат работ по контракту фактически достигнут, принят заказчиком и используется.
В силу изложенного, представитель ООО "Вектор" просит отказать в удовлетворении обращения заказчика о включении сведений в отношении ООО "Вектор" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, при решении вопроса о включении ООО "Вектор" в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из анализа положений статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупки по размещению государственных и муниципальных закупок.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 г. N 13-П, от 21.11.2002 г. N 15-П, определения от 07.06.2001 г. N 139-О, от 07.02.2002 г. N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Антимонопольному органу, рассматривающему вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, недостаточно лишь констатировать факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий подрядчиком; необходимо дать оценку поведения подрядчика на предмет его недобросовестности, определив вину в неисполнении контракта.
Комиссия Владимирского УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО "Вектор" отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта. В частности ООО "Вектор" выполнялись работы, являющиеся предметом контракта, что подтверждается представленными сторонами документарными доказательствами.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения администрации муниципального образования город Курлово (городское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Вектор" (ИНН/КПП 7719666272/771901001, адрес - 105484, г.Москва, ул. 16-я Парковая, д.27, пом.7, к.6) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 декабря 2023 г. N 033/06/104-890/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023