Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударева, заместителя руководителя управления, Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела, М.А. Грицай - начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МБУ "Комбинат благоустройства" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Веселкине С.Н. (ИНН 245303275558) (далее - ИП, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству (ул.Озерная)", идентификационный код закупки 233245302188424530100100400034399244, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП Веселкине С.Н.(далее - ИП, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ИП условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения аукциона в электронной форме.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и ИП, указанным в Контракте, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по
рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и ИП считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До заседания Комиссии заказчик и ИП представили документы и сведения, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
В назначенное время на заседание Комиссии явился ИП (личность установлена), представитель Заказчика принял участие в заседании посредством ВКС.
Комиссия, изучив совокупность представленных материалов и сведений, приняла решение об объявлении перерыва для истребования дополнительных материалов.
В работе Комиссии объявлен перерыв до 29.11.2023 16:30 часов.
В назначенное время на заседание Комиссии явились представители ИП, ИП, представитель Заказчика принял участие в заседании посредством ВКС.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Между Заказчиком и ИП заключен контракт.
Комиссия, изучив документы и сведения, представленный сторонами, а также положения Контракта, установила следующее.
Раздел 1 Контракта: "1.1. Предметом настоящего Контракта является: выполнение работ по благоустройству (далее - Работы) на объекте:
- Устройство пешеходного тротуара вдоль автомобильной дороги по улице Озерная от жилого дома N 1 до жилого дома N 17.
1.2. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства своими силами и средствами, с использованием собственных материалов и оборудования выполнить работы, указанные в п. 1.1. настоящего Контракта, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные Подрядчиком работы и оплатить их в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
1.3. Наименование, состав, качество, технические характеристики работ, требования к выполнению и результату работ, а также иные показатели и характеристики определяются в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к контракту)".
Раздел 4 Контракта: "4.1. Срок начала работ: с даты заключения контракта.
Срок завершения работ: не позднее 30.09.2023 г., с правом досрочной сдачи Заказчику результата выполненных работ по объектам.
4.2. Место выполнения работ: Красноярский край, г.Зеленогорск, вдоль автомобильной дороги по улице Озерная от жилого дома N 1 до жилого дома N 17.
4.3. Качество, технические характеристики работ, результаты работ и иные показатели должны соответствовать Техническому заданию (Приложение N 2 к контракту), условиям контракта, обязательным нормам и правилам, регулирующим данную деятельность (ГОСТ, ТУ), а также иным требованиям законодательства Российской Федерации, действующим на момент выполнения Работ.
4.4. Материалы, применяемые в ходе производства работ, должны быть новыми (не бывшими в употреблении, не прошедшими восстановление или замену составных частей, восстановление потребительских свойств)".
В соответствии с пунктом 9.2. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик, Поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Расторжение контракта производится в соответствии с частями 8-23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Так, во исполнение условий Контракта, Заказчиком ИП перечислен авансовый платеж в размере 300000 руб.
Согласно сведениям, представленным сторонами, ИП приступил к выполнению работ, в частности, осуществлена выемка грунта и установлены поребрики (приобретенные ИП за счет авансового платежа), что не опровергается представителем Заказчика и подтверждается представленными фотоснимками с объекта.
Кроме того, ИП заключен договор оказания услуг N 1 от 28.08.2023 по перевозке груза, услуги эвакуатора на сумму 104500 руб. (оплаченный за счет авансового платежа).
Так, согласно пояснениям ИП, в ходе выполнения работ, установлено несоответствие технического задания и проектно-сметной документации фактическим работам: на одной из частей тротуара имеются деревья, которые требуют вырубки и выкорчевывание, однако указанные работы не включены в смету, не имеют разрешения на их вырубку. Данный обстоятельства представитель Заказчика отрицает, поясняя, что указанные деревья не являются таковыми, а представляют собой лишь кусты, не требующие вырубки и выкорчевывания. Комиссия отмечает, что указанный ИП факт, подтвержден фотоснимками, а также представленной схемой, на которых отмечены деревья, требующие вырубки (на схеме - "дерево демонтировать).
Кроме того, ИП указано, что в месте предполагаемого тротуара на небольшой глубине имеются водоснабжения жильцов домов N 1- N 17, что препятствует дальнейшему выполнению работ в соответствии с установленной технологией. Указанные трубы не указаны на схеме и в проектно-сметной документации. Данный факт представителем Заказчика не опровергнут. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Также ИП установлен в ходе выполнения работ тот факт, что в районе дома N 16 предполагаемого расположения тротуара, последний пересекается со столбом освещения, а в районе дома N 17 накладывается на сточную канаву. Указанное также подтверждено представленной ИП схемой обустройства.
Кроме того, ИП указано, что фактическая длинна предполагаемого тротуара может составлять 120 метров, в то время как в техническом задании длинна тротуара указана 160 метров. Доказательств указанного Комиссии не представлено, равно как и не опровергнуто.
Ввиду указанных обстоятельств, 13.09.2023 ИП направлено по электронному адресу Заказчика уведомление о приостановлении работ до момента согласовании схемы пешеходного тротуара. Указанное подтверждено представленным скрин-шотом отправленного письма. Заказчик пояснил, что данное письмо не получено, соответственно, ответ ИП не направлен.
26.09.2023 ИП направлено уведомление о расторжении контракта ввиду невозможности выполнения работ по вышеизложенным основаниям.
28.09.2023, 28.09.2023, 04.10.2023, 20.10.2023 Заказчиком в адрес ИП направлены претензии об устранении недостатков выполненных работ.
02.10.2023 Заказчиком составлен акт комиссионного осмотра объекта, согласно которому работы ИП не выполнены.
16.10.2023 ИП в адрес Заказчика направлено уведомление о невозможности выполнения работ ввиду вышеизложенных обстоятельств.
07.11.2023 Заказчиком в адрес ИП направлено требование о приведении места выполнения работ в надлежащее состояние.
08.11.2023 Заказчиком в адрес ИП направлено требование о возврате части авансового платежа в размере 171457,08 руб. (часть авансового платежа в размере 192000 руб. перечислена ИП Заказчику).
08.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Пункт 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
Пункт 1 статьи 716 ГК РФ Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в ЕИС, Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 08.11.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 08.11.2023.
В случае, если подрядчик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым.
Комиссией не установлено, что ИП в полном объеме устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 21.11.2023.
Комиссия отмечает, что установлен факт направления ИП в адрес Заказчика уведомления о приостановлении работ на основании пункта 1 статьи 716 ГК РФ, однако Заказчиком в адрес ИП не представлены разъяснения дальнейших действий при сложившихся обстоятельствах, что лишило ИП возможности дальнейшего выполнения работ.
Комиссия принимает во внимание тот факт, что ИП во исполнение условий Контракта приобретен материал для выполнения работ, завезен на объект, что не опровергается Заказчиком.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В рамках рассмотрения обращения Комиссией установлены данные обстоятельства, а именно: выявлены нарушения Заказчиком требования, установленные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ИП приняты меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении ИП от исполнения контракта по результатам электронного аукциона, напротив, Комиссией установлено, что ИП выполнялись работы до установления обстоятельств, при которых дальнейшее выполнение работ стало невозможным.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ИП Веселкина С.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
М.А . Грицай
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 ноября 2023 г. N 024/10/104-3339/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023