Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя ООО "РЕМСТРОЙСЕРВИС", по доверенности;
- директора ООО "РЕМСТРОЙСЕРВИС";
- учредителя ООО "РЕМСТРОЙСЕРВИС";
- представителя администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области, по доверенности;
при участии посредством ВКС:
- представителя администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области, по доверенности;
рассмотрев материалы администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области о включении сведений об ООО "РЕМСТРОЙСЕРВИС" (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
28.11.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "РЕМСТРОЙСЕРВИС" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на ремонт автомобильной дороги ул. Красноармейская пгт Лебяжье Лебяжского муниципального округа (извещение N 0340200003323006789).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 04.12.2023 г., отложено на 05.12.2023 г., стороны извещены надлежащим образом.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - Реестр недобросовестных поставщиков, РНП, Реестр) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с тем, что Подрядчик выполнил работы с нарушением срока и технологии производства работ. Заказчиком велась с Подрядчиком претензионная работа, однако объемы и качество работ не соответствуют условиям контракта, в связи с чем Заказчиком 14.11.2023 г. было сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта, решение вступило в законную силу 27.11.2023 г.
Представители Заказчика сообщили, что при исполнении контракта работы выполнялись с нарушением срока и технологии производства работ. При приемке выполненных работ выявлены нарушения, которые подтверждены актом итоговой проверки качества ремонта автомобильной дороги ул. Красноармейская пгт Лебяжье от 23.10.2023 г. В соответствии с ведомостью промеров толщины, поперечных уклонов, ширины и ровности покрытий фактический показатель "ширина проезжей части" не соответствует проектному показателю. Покрытие имеет трещины, обкрашивание кромок покрытия, выкрашивание покрытия, не обеспечено плотное сцепление покрытия с нижележащими слоями дорожной одежды. Данные нарушения подтверждаются протоколами лабораторных испытаний (от 25.10.2023 г. N 18/3-922, 18/3-923, 18/3-924, 18/3-925, 18/3-926, 18/3-927), проведенных лабораторией дорожно-строительных материалов и технологий КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области". Дополнительно представили пояснения КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" по протоколам лабораторных испытаний, акт обследования ремонтируемых участков автомобильной дороги.
Указали, что требование от 02.11.2023 г. N3973 об устранении имеющихся дефектов в случае выявления несоответствия объемов и качества выполненных работ условиям контракта Подрядчиком не выполнены. Просят включить Подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представители Подрядчика сообщили, что Общество работы выполнило, результат работ предъявлен к приемке, в ЕИС сформирован документ о приемке N1 от 22.09.2023 г. Отказ Заказчика от приемки работ не состоятелен, работы выполнены на основание дороги, предоставленное Заказчиком, по обстоятельствам от него независящим выполнить ширину покрытия 6 м. не представляется возможным. Дорога используется Заказчиком, доказательства того, что результат выполненных Обществом работ не представляет для Заказчика интереса и не имеет потребительской ценности не имеются. Представлены фотоматериалы выполненных работ. В связи с отказом об оплате выполненных работ ООО "Ремстройсервис" было направлено исковое заявление в Арбитражный суд Кировской области (дело N А28-14621/2023).
Указали, что Заказчиком не был передан акт приема - передачи начала и конца участка ремонта. Сообщили, что на участках, где основание менее 6 метров ширины дороги покрытие выполнено по фактическим размерам имеющегося основания. Выполнение покрытия в участках отсутствия основания не представлялось возможным, по обстоятельствам независящим от Подрядчика. Для укладки покрытия в местах отсутствия основания требуется проведение дополнительных работ по устройству основания, не предусмотренных контрактом.
Просят не включать сведения об ООО "РЕМСТРОЙСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
11.05.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги ул. Красноармейская пгт Лебяжье Лебяжского муниципального округа. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 016 636,19 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2023 NИЭА1, победителем признано ООО "ПРОФСИТИГРУПП" с ценой контракта - 11 016 636,19 руб.
02.06.2023 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт на ремонт автомобильной дороги ул. Красноармейская пгт Лебяжье Лебяжского муниципального округа (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по ремонту автомобильной дороги ул. Красноармейская пгт Лебяжье Лебяжского муниципального округа (далее - Объект) в соответствии с локальным сметным расчетом стоимости работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги (приложение N 1 к Контракту), техническим заданием (приложение N 2 к Контракту) и требованиями действующих технических регламентов, ОДМ, СП, СНиП, ГОСТ и иных нормативных правовых и технических актов Российской Федерации в области производства работ (далее - Работы) в установленные Контрактом сроки, а Заказчик обязуется принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Согласно п. 1.3 Контракта на момент заключения настоящего Контракта Подрядчик внимательно изучил всю представленную ему документацию на Работы, убедился в характере и содержании Работ, посетил Строительную площадку, принял во внимание общие и местные условия, которые могут повлиять на ход Работ, оценил реальность сроков выполнения Работ, оговоренных в настоящем Контракте, оценил точность и достаточность Цены Контракта и условий ее оплаты.
Согласно п. 4.1.2. Контракта Заказчик обязан до начала выполнения Работ по Контракту по акту приема - передачи передать начало и конец участка ремонта.
Согласно п. 4.1.4 Контракта в течение 5-ти рабочих дней со дня получения письменного уведомления Подрядчика о завершении Работ и готовности законченного ремонтом участка к приемке создать приемочную комиссию и организовать совместно с Подрядчиком приемку результатов Работ.
Согласно п. 5.1. Контракта Подрядчик обязан:
5.1.12. Выполнить перед началом Работ комплексное геодезическое обеспечение (сгущение геодезической разбивочной основы, в которую входит разбивка пикетажа и закрепление оси участка ремонта в соответствии с нормативным требованием), сохранять его на весь период ремонта. Подрядчик за 3 календарных дня до предполагаемого дня начала выполнения Работ извещает Заказчика о готовности к освидетельствованию вышеуказанных работ телефонограммой или иным способом с последующим письменным уведомлением.
5.1.17. Разработать проект производства Работ в соответствии с Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту), включающий технологические карты, регламентирующие технологию отдельных видов Работ, схемы лабораторного контроля и в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта, но не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до начала производства Работ предоставить на согласование Заказчику вместе с документом о назначении лиц, осуществляющих строительный контроль со стороны Подрядчика, специальные журналы производства Работ.
5.1.22. Предоставить Заказчику, организации строительного контроля не менее чем за 10 (десять) календарных дней до дня начала производства Работ составы (рецепты) на приготовление асфальтобетонных, бетонных и других смесей, протоколы лабораторных испытаний (в том числе подтверждение средней глубины колеи, стекание вяжущего, коэффициента водостойкости и адгезионных свойств) на соответствие требованиям нормативных документов планируемых к использованию материалов, а также сертификаты качества, паспорта и декларации о соответствии (санитарно-эпидемиологические заключения) на планируемые к использованию материалы.
5.2.28. Оформить исполнительную документацию (Приложение 3 к контракту) в соответствии с требованиями ГОСТ 32755-2014, ГОСТ 32756-2014, РД-11-02-2006, РД-11-05-2007 и иных действующих нормативных документов.
5.1.37. Уведомить уполномоченного представителя Заказчика и организацию строительного контроля (по электронной почте с последующим направлением письменного уведомления) о необходимости освидетельствования скрытых работ не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты освидетельствования. Если уполномоченный представитель Заказчика и (или) организация строительного контроля не были проинформированы об освидетельствовании скрытых работ в установленном порядке, то по требованию уполномоченного представителя Заказчика и (или) организация строительного контроля Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ, согласно их указанию, а затем восстановить ее за свои денежные средства.
Согласно п. 6.1 Контракта сроки выполнения работ по Контракту: начало выполнения работ: с момента заключения Контракта; окончание работ: по 31.08.2023 года; работы могут быть выполнены досрочно.
Согласно п. 6.2 вышеназванного контракта протяженность объекта: 1,231 км.
23.06.2023 г. между администрацией Лебяжского муниципального округа Кировской области и КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" заключен договор N 99 на осуществление строительного контроля (далее - Договор N 99).
Согласно п. 1.1 Договора N 99 Исполнитель обязуется в соответствии с заданием Заказчика оказать услуги строительного контроля по работам, предусмотренным муниципальным контрактом от 02.06.2023 г. N 0340200003323006789-01 (работы по ремонту автомобильной дороги ул. Красноармейская пгт Лебяжье Лебяжского муниципального округа).
07.08.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N2712, в котором информирует Подрядчика о том, что срок исполнения контракта заканчивается, просит ускорить выполнение контракта.
15.08.2023 г. Заказчиком в адрес Министерства транспорта Кировской области направлено письмо N2859 о том, что Подрядчик к работам не приступил, имеются опасения срыва выполнения работ.
31.08.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N 3095 о том, что 31.08.2023 г. заканчивается срок выполнения работ, о возможных штрафных санкциях, о предусмотренной возможности расторжения контракта в одностороннем порядке, просьба ускорить выполнение контракта.
Работы выполнены Подрядчиком в период с 01.09.2023 г. по 11.09.2023 г. (акты КС-2, КС-3, журнал укладки асфальтобетонной смеси, общий журнал работ).
19.09.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N 3316 о том, что по результатам протоколов испытаний N 17/3-789, N 18/3-802 Заказчик сообщает, что работы выполнены некачественно и не могут быть приняты и оплачены.
21.09.2023 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо N 46 о передаче исполнительной документации (выставлены документы на электронную приемку 22.09.2023 г.)
22.09.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено уведомление N 3355 о том, что 25.09.2023 г. будет осуществляться приемка выполненных работ с участием представителя "Дорожного комитета Кировской области".
26.09.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N 3402 о выявленных 25.09.2023 г. приемочной комиссией нарушениях условий контракта, о том, что приемка не может быть выполнена до устранения выявленных нарушений.
13.10.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N 3633 о том, что нарушения, указанные по результатам приемки, не были устранены, рекомендовано исправить выявленные недостатки в срок до 23.10.2023 г.
19.10.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N 3712 о том, что 23.10.2023 будет осуществляться приемка выполненных работ с участием представителя "Дорожного комитета Кировской области".
20.10.2023 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлено уведомление, в котором сообщается, что на участках, где основание менее 6 метров ширины дороги покрытие выполнено по фактическим размерам имеющегося основания. Выполнение покрытия в участках отсутствия основания не представляется возможным, по обстоятельствам независящим от Подрядчика. Для укладки покрытия в местах отсутствия основания требуется проведение дополнительных работ по устройству основания, не предусмотренных контрактом.
23.10.2023 г. составлен акт по итоговой проверке качества ремонта автомобильной дороги, произведен осмотр, отбор проб из покрытия, замеры ширины, длины, ровности покрытия с фотофиксацией.
24.10.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N 3809 c предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон без фактического исполнения.
25.10.2023 г. были проведены испытания, составлены протоколы лабораторных испытаний, проведенные лабораторией дорожно-строительных материалов и технологий КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области":
N протокола испытания |
Сцепление с нижележащим слоем |
Фактическая толщина, см |
Толщина по техзаданию, см |
Заключение |
18/3-922 |
обеспечено |
4,5 |
4 |
Состав смеси соответствует ГОСТ Р 70454-2022 |
18/3-923 |
обеспечено |
3,9 |
4 |
Состав смеси соответствует ГОСТ Р 70454-2022 |
18/3-924 |
обеспечено |
3,0 |
3,5 |
Состав смеси соответствует ГОСТ Р 70454-2022 |
18/3-925 |
не обеспечено |
2,5 |
4 |
Состав смеси соответствует ГОСТ Р 70454-2022; толщина не соответствует требования техзадания |
18/3-926 |
не обеспечено |
4,9 |
3,5 |
Состав смеси не соответствует ГОСТ Р 70454-2022 |
18/3-927 |
не обеспечено |
3,5 |
4 |
Состав смеси соответствует ГОСТ Р 70454-2022 |
27.10.2023 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлена претензия, в которой повторно сообщается, что работы выполнены, предъявлены к приемке, дорога используется Заказчиком, просит оплатить стоимость выполненных работ.
02.11.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо N3973, в котором сообщается, что при выполнении работ по укладке асфальта произошло нарушение оси участка ремонта, не произведена разбивка пикетажа, о неустойке, акт приемки будет подписан только после устранения выявленных недостатков.
Согласно п. 12.2 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 12.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
- неоднократное неисполнение обязательств подрядчиком требований настоящего контракта оформленных актом об обнаружении дефектов два и более раз.
- необоснованная подрядчиком приостановка работ, с нарушением исполнения календарного графика более чем на 30 дней.
- по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с тем, что Подрядчик выполнил работы с нарушением срока и технологии производства работ, объемы и качество работ не соответствуют условиям контракта, Заказчиком 14.11.2023 г. было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 14.11.2023 г. в 16:29 ч., что свидетельствует о надлежащем уведомлении поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 28.11.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 14.11.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п.п. а) п. 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
При этом, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из
сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Согласно пояснениям Подрядчика работы выполнялись на основание дороги, подготовленное другим Подрядчиком (ИП).
23.05.2023 г. между администрацией Лебяжского муниципального округа Кировской области и ИП заключен контракт N 0140600021723000023-01 (реестровая запись контракта N 3431500747023000026) на выполнение работ по восстановлению профиля дорожного полотна ул. Красноармейская пгт Лебяжье Лебяжского муниципального округа. Срок окончание работ по данному контракту до 31.07.2023 года включительно. Согласно информации из ЕИС 06.07.2023 г. подписан администрацией документ о приемке.
Таким образом, основание дороги не было подготовлено на момент заключения контракта 02.06.2023 г. с Подрядчиком. Подрядчик сообщил, что на участках, где основание менее 6 метров ширины дороги покрытие выполнено по фактическим размерам имеющегося основания. Выполнение покрытия в участках отсутствия основания не представлялось возможным, по обстоятельствам независящим от Подрядчика. Для укладки покрытия в местах отсутствия основания требуется проведение дополнительных работ по устройству основания, не предусмотренных контрактом.
Также Подрядчик ожидал исполнение от Заказчика п. 4.1.2 Контракта по передаче начала и конца участка, что не сделано. Довод Заказчика об устной передаче участков дорог не принимается Комиссией, поскольку противоречит условиям Контракта, которыми закреплено составление акта приема-передачи.
В связи с отказом об оплате выполненных работ Подрядчиком направлено исковое заявление в Арбитражный суд Кировской области, где, в том числе, будет рассматриваться вопрос качества выполнения работ (дело N А28-14621/2023).
Представленные Подрядчиком информация и документы подтверждают принятие им мер для надлежащего исполнения обязательств по Контракту: работы выполнены, результат работ предъявлен к приемке (письмо от 21.09.2023 г. N 46 о передаче исполнительной документации с приложениями, фотоматериалы), в ЕИС сформирован документ о приемке N1 от 22.09.2023 г.
Подрядчиком представлен реестр исполненных контрактов, подтверждающий его добросовестность, на общую сумму 26 409 022,77 руб.
Указанные пояснения, документы не могут свидетельствовать о намеренном ненадлежащем исполнении контракта и не подтверждают недобросовестности действий Подрядчика.
Кроме того, Подрядчик относится к микропредприятиям, включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Участие в закупках, представляет собой возможность для Подрядчика в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления деятельности, сохранив рабочие места.
На основании представленных документов, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация о Подрядчике не подлежит включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "РЕМСТРОЙСЕРВИС" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на ремонт автомобильной дороги ул. Красноармейская пгт Лебяжье Лебяжского муниципального округа (извещение N 0340200003323006789), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 5 декабря 2023 г. N 043/10/104-1289/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023