Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное Министерством строительства Омской области в лице бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - БУОО "Омскоблстройзаказчик", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "АСД-проект" (далее - ООО "АСД-проект", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 47-2022/ПИР от 04.05.2022 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту "Реконструкция больничного комплекса Азовской районной больницы в с. Азово. Больничный комплекс с поликлиникой на 250 посещений в смену (1 этап)" (Реестровый номер 22.33.0463) (извещение N 0152200004722000507) (далее - электронный аукцион, аукцион), размещенной уполномоченным органом - Главным управлением контрактной системы Омской области,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 151 от 31.01.2023), "_" (доверенность N 161 от 04.12.2023),
заказчика - "_" (доверенность N 65 от 22.12.2022), "_" (доверенность N 5 от 09.01.2023),
подрядчика - "_", директора, "_" (доверенность N 12 от 01.12.2023), "_" (доверенность от 01.12.2023), "_" (доверенность N 14 от 01.12.2023), "_" (доверенность N 15 от 01.12.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 28.11.2023 было напрвлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (зарегистрировано 29.11.2023 вх. N 11064-ЭП/23).
Из представленных материалов и информации следует, что 08.04.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 23656245,40 руб.
11.04.2022 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 19.04.2022 ценовые предложения были поданы двумя участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 23537963,17 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 72 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2022 свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "АСД-проект").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 04.05.2022 между учреждением и ООО "АСД-проект" был заключен контракт с ценой 23537963,17 руб.
17.11.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 02-3191) в связи с неисполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 28.11.2023, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "АСД-проект" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Статьей 758 ГК РФ установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.1 контракта его предметом выступало следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту "Реконструкция больничного комплекса Азовской районной больницы в с. Азово. Больничный комплекс с поликлиникой на 250 посещений в смену (1 этап)" (далее соответственно - работы, объект) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и обеспечить оплату его в соответствии с настоящим контрактом".
Также в пункте 1.2 контракта было указано на то, что работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту "Реконструкция больничного комплекса Азовской районной больницы в с. Азово. Больничный комплекс с поликлиникой на 250 посещений в смену (1 этап)" (Приложение N 1 к контракту) (далее - Техническое задание).
Согласно пункту 5 Технического задания стадиями выполнения работ являются:
- проектная документация,
- рабочая документация.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Разделом "Срок исполнения контракта, срок исполнения и цена отдельных этапов исполнения контракта" извещения о проведении электронного аукциона были определены даты начала и окончания срока выполнения работ - дата заключения контракта, не позднее 20 декабря 2022 года, соответственно.
Аналогичная вышеприведенной информация о сроке выполнения работ содержалась в пункте 1.4 заключенного контракта.
Графиком выполнения работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий (Приложение N 2 к контракту) определены наименования видов, результат и срок выполнения работ, которые подрядчику необходимо осуществить при исполнении контракта:
1 этап: проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (начало срока выполнения работ - дата заключения контракта; окончание срока выполнения работ - 30 ноября 2022 года),
2 этап: рабочая документация (начало срока выполнения работ - 1 декабря 2022 года; окончание срока выполнения работ - 20 декабря 2022 года).
Разделом 6 контракта были регламентированы права и обязанности сторон при его исполнении.
В частности, пунктами 6.4.2 и 6.4.8 закреплены следующие обязанности подрядчика:
- выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода,
- в случае получения отрицательных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий устранить замечания и повторно направить откорректированные проектную документацию и результаты инженерных изысканий для получения положительного заключения государственной экспертизы. Оплата повторной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий производится за счет подрядчика.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.7 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
В пункте 6.1.3 контракта также было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУОО "Омскоблстройзаказчик" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 17.11.2023 в 12:31 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550308012122000095) признается 17.11.2023 в 12:31 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "АСД-проект" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 18.11.2023 по 27.11.2023 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 29.11.2023.
Более того, Омским УФАС России 29.11.2023 сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/7440/23) уведомление о рассмотрении 04.12.2023 в 15 час. 30 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 30.11.2023:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос обществом были представлены (вх. NN 11231-ЭП/23, 11418-ЭП/23 от 04.12.2023) пояснения, в которых выражено несогласие принятому учреждением решению об одностороннем отказе от исполнения контракта, причины нарушения срока выполнения работ связывает с неоказанием содействия при исполнении обязательств по контракту со стороны заказчика. К пояснениям также прилагались документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ООО "АСД-проект" как на невозможность завершения работ в предусмотренные контрактом сроки.
Представленные заказчиком (вх. N 11206-ЭП/23 от 01.12.2023) сведения о взаимодействии с ООО "АСД-проект" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства неисполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
24.05.2023 между экспертной организацией (АУ "Госэкспертиза Омской области") и учреждением заключен государственный контракт N 0021/09-07-0021/1-23 на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту и о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, подготовленной подрядчиком.
В рамках прохождения государственной экспертизы от АУ "Госэкспертиза Омской области" поступали уведомления о продлении сроков проведения экспертизы от 07.07.2023, 08.08.2023, 05.09.2023, 29.09.2023.
В адрес Омского УФАС были направлены письма, содержащие требования заказчика к подрядчику о предоставлении информации/графика устранения замечаний государственной экспертизы к проектной документации (письма от N 06-1767 от 14.06.2022, N 06-1809 от 20.06.2022, N 06-1899 от 29.06.2022, N 06-2823 от 13.09.2022, N 06-4066 от 15.12.2022, N 06-4129 от 21.12.2022, N 06-0284 от 03.02.2023, N 06-0313 от 07.02.2023, N 06-0357 от 13.02.2023, N 06-1095 от 07.04.2023, N 06-1906 от 22.06.2023, 23.08.2023 N 06-2552, от 23.08.2023 N 06-2552, N 06-2743 от 15.09.2023).
Также заказчиком в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие ненадлежащее выполнение подрядчиком работ по контракту, а равно их несоответствие требованиям специального законодательства, которые предъявляются к таким работам.
В соответствии с выводами отрицательного заключения государственной экспертизы N 55-1-2-3-067959-2023 от 10.11.2023 сметная стоимость объекта определена недостоверно. Проектная документация и результаты инженерных изысканий не соответствуют требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям.
О ненадлежащим исполнении обязательств по контракту свидетельствуют также неоднократно направленные в адрес подрядчика претензии с требованием ускорить темпы выполнения работ (от 15.03.2022 N 02-0763, от 12.12.2022 02-4023, от 22.12.2022 N 02-4145, от 24.01.2023 N 02-0191, от 22.05.2023 N 02-1507, от 24.07.2023 N 02-2274, от 30.08.2023 02-2628, от 21.09.2023 N 02-2772, от 24.10.2023 N 02-3003).
Факт нарушения подрядчиком срока выполнения работ установлен Комиссией и не оспорен сторонами, однако подрядчик полагает, что просрочка возникла вследствие невыполнения заказчиком своих обязательств.
Так, обязанности заказчика передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации; оказывать содействие подрядчику в выполнении работы (в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда) установлены в статьях 718 и 759 ГК РФ.
Аналогично в силу пунктов 6.2.1 и 6.2.2 контракта заказчик обязан оказывать подрядчику содействие в выполнении работ в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном; предоставить подрядчику сведения и/или документы, необходимые для выполнения обязательств по контракту, в соответствии с письменными запросами уполномоченных представителей подрядчика.
К числу исходных данных, предоставляемых заказчиком, согласно пункту 6 Технического задания отнесено медико-техническое задание (далее - МТЗ).
Проанализировав и оценив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия установила, что БУОО "Омскоблстройзаказчик" не были представлены доказательства передачи обществу надлежащих исходных данных, необходимых для проектирования объекта, подрядчик самостоятельно принимал меры для получения таких данных (неся временные и материальные издержки). С учетом того факта, что общество не имело возможности в предусмотренные контрактом сроки и с надлежащим качеством выполнить порученные ему работы, Комиссия приходит к выводу об отсутствии вины подрядчика в нарушении установленных контрактом сроков.
Комиссией также учтено, что подрядчик формально мог приступить к выполнению работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий по объекту только после получения надлежащих исходных данных.
Из пояснений подрядчика, а также представленных документов следует, что выполнение работ стало возможным только после направления 11.10.2023 заказчиком в адрес общества МТЗ (подготовленного самим же обществом), согласованного и утвержденного Министерством здравоохранения Омской области (исх. N 11187 от 10.10.2023).
Признавая, что обязательства сторон по предоставлению исходных данных, с одной стороны, и результата работ с другой стороны, по существу являются встречными по отношению друг к другу (пункт 1 статьи 328 ГК РФ), Комиссия считает, что в такой ситуации задержка выполнения работ подрядчиком, обусловленная неисполнением заказчиком встречного обязательства, не может быть поставлена в вину обществу, которое приняло все разумные меры для устранения препятствующих своевременному выполнению работ факторов, в том числе самостоятельно получило необходимые документы.
При этом заказчик неоднократно со стороны общества был извещен о наличии вышеуказанных препятствий к выполнению работ.
В этой связи возражения заказчика о неприостановлении выполнения работ обществом подлежат отклонению, поскольку приостановление работ является правом подрядчика.
Более того, подготовленная ООО "АСД-проект" проектная документация для прохождения государственной экспертизы поступила в адрес заказчика 22.02.2023 (АУ "Госэкспертиза" зарегистрировано заявление 27.02.2023), однако оплата экспертизы была осуществлена БУОО "Омскоблстройзаказчик" только 29.05.2023, что и обусловило направление экспертной организацией первых замечаний по подготовке проектной документации в более поздние сроки.
Здесь также следует отметить, что по результатам проведенного 10.06.2022 с участием представителей заказчика и подрядчика совещания было принято решение об исключении из МТЗ педиатрического отделения. Вместе с тем заказчиком не были предприняты какие-либо меры по подготовке и заключению дополнительного соглашения к контракту в целях внесения изменений в Техническое задание в указанной части.
С учетом пунктов 1 и 2 статьи 401 ГК РФ применительно к спорной ситуации и установленных выше обстоятельств дела и поведения сторон Комиссия находит доказанной невиновность подрядчика в допущенной им просрочке выполнения работ, а равно недостижении результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта.
К аналогичным выводам пришли суды при рассмотрении дела со сходными обстоятельствами N А51-26624/2018.
Кроме того, обществом в пояснениях было указано на невозможность устранения в 10-дневный срок, установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, нарушений, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, 20.11.2023 откорректированные разделы проектной документации с учетом замечаний экспертной организации поступили в адрес заказчика. Вместе с тем в соответствии с направленной АУ "Госэкспертиза Омской области" в адрес учреждения информацией о ходе проведения экспертизы (исх. N ИСХ-23/ГЭ-789) срок ее окончания был запланирован на 14.11.2023, велась подготовка отрицательного заключения ввиду отсутствия письма от заказчика (застройщика) о продлении срока.
Таким образом, отсутствие письма учреждения о продлении срока проведения государственной экспертизы обусловило невозможность исправления подрядчиком недостатков выполненных работ, что не соответствует требованиям части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
ООО "АСД-проект" в любой из дней (в том числе в последний) десятидневного срока могло устранить нарушения условий контракта, что повлекло бы отмену заказчиком не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Изложенное выше соответствует судебной практике по делам N А46-5212/2023, N А46-685/2018, N А46-3622/2019, N А75-17511/2018.
Комиссия, установив факт выполнения работ с просрочкой, возникшей, в том числе по вине заказчика, а также учитывая то, что возможность завершения таких работ путем направления документов для получения положительного заключения государственной экспертизы фактически не была утрачена, считает, что информация об "АСД-проект" не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью "АСД-проект" (117292, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Академический, ул. Профсоюзная, д. 26/44, помещ. 2П), ИНН 7813587797, КПП 772801001;
- о директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "АСД-проект" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 780529528747.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 декабря 2023 г. N 055/10/104-1309/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023