Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - руководитель управления;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - МКУ "Управление гражданской защиты г. Ижевска" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" (ИНН 4029063515) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок "N зз-45647-2023 Выполнение работ (оказание услуг) по обеспечению функционирования системы видеонаблюдения АПК "Безопасный город" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123018737, далее - Запрос котировок),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заказчика <_> (доверенность от 27.11.2023 N12),
представителя Общества <_> (доверенность от 12.07.2022 N18АБ1868532),
в отсутствие представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
10.11.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 697 000,00 рублей.
17.11.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2023 NИЗК1 поступило две заявки на участие в Запросе котировок, победителем признано ООО ЧОП "ЭШЕЛОН".
Протоколом от 22.11.2023 NППУ20_1 ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" 21.11.2023 Общество оформило независимую гарантию для предоставления обеспечения исполнения контракта, подписало проект контракта. Общество указывает, что при подписании в карточке контракта, во вкладке статус контракта было написано, что участник подписал контракт с нарушением сроков.
На заседании Комиссии представитель Общества пояснила, что в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" был приложен проект банковской гарантии.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона, с учетом того, что участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 20.11.2023 Заказчик направил в адрес ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" проект контракта, следовательно, в срок не позднее 21.11.2023 Общество должно было подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта. Установлено, что в срок, определенный Законом о контрактной системе, ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" не подписало контракт, что со стороны Общества не отрицается.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО ЧОП "ЭШЕЛОН", выразившемся в следующем.
В установленные сроки, Общество не осуществило подписание контракта, а также не совершало действий направленных на его заключение.
ООО ЧОП "ЭШЕЛОН", имея значительный опыт участия в закупочных процедурах, прекрасно понимало и осознавало сроки подписания проекта контракта и необходимости заблаговременного совершения иных действий, предусмотренных Законом о контрактной системе (внесение обеспечения исполнения контракта/получение банковской гарантии/подтверждение добросовестности).
Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, контракт был подписан Обществом 22.11.2023, т.е. за пределами срока, установленного Законом о контрактной системе.
Кроме того, приложенный Обществом в качестве обеспечения исполнения контракта проект банковской гарантии не может быть принят в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения. Комиссия также отмечает, что, согласно сведениям из реестра независимых гарантий, представленная в материалы дела Независимая гарантия N2725614 датирована 22.11.2023, т.е. фактическое внесение обеспечения контракта осуществлено участником закупки за пределами регламентированных сроков. Таким образом, ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" в установленный срок не могло выполнить требования п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Фактически, Общество уже 17.11.2023 (дата подведения итогов) знало о признании его победителем и об обязанности подписания проекта контракта в регламентированный срок. Таким образом, ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" имело возможность заблаговременно получить банковскую гарантию для предоставления обеспечения исполнения контракта надлежащим образом.
Общество в своих пояснениях также указывает на наличие технического/иного сбоя в работе электронной площадки, однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие данный факт.
ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" в материалы дела не представлена видеозапись с помощью ГИС "Независимый регистратор". Система ГИС "Независимый регистратор" введена в действие с 01.01.2020 (Федеральный закон N 71-ФЗ от 01.05.2019). Эта программа фиксирует действия (либо бездействие) участников контрактной системы в ЕИС. Плагин ГИС НР позволяет защищать права участников контрактной системы при проведении электронных процедур на электронных площадках и на официальном сайте ЕИС. Плагин ГИС НР позволяет зафиксировать доступность функционала электронных площадок и официального сайта ЕИС с помощью записи экрана, передавать видеозаписи в ФАС, иные контрольные органы.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО ЧОП "ЭШЕЛОН", так как им не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение контракта, в то время как при должной осмотрительности Общество должно было совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" (ИНН 4029063515) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок "N зз-45647-2023 Выполнение работ (оказание услуг) по обеспечению функционирования системы видеонаблюдения АПК "Безопасный город" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123018737) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" (ИНН 4029063515) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
22.11.23 |
24.11.23 |
22.11.23 |
0 |
22.11.23 |
29.11.23 |
29.11.23 |
0 |
04.12.23 |
04.12.23 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 ноября 2023 г. N 018/06/104-960/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2023