Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__.." - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: "__.."- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, "__.."- специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии: представителя ИП Полежаевой Т.А.(далее - Подрядчик) - "__.." (доверенность от 16.01.2023 N3),
в отсутствие: представителя Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР (далее - Заказчик), представителя уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок УР", уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
в результате рассмотрения обращения Заказчика Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ИП Полежаевой Т.А. (ИНН 590404624580) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона зз-26406 - 2023 Выполнение работ по разработке проектов границ территории и зон охраны четырех объектов культурного наследия регионального значения в Алнашском районе Удмуртской Республики с проведением государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны указанных объектов культурного наследия (номер извещения в ЕИС - 0813500000123010191, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
29.06.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 800 000,00 рублей.
07.07.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 10.07.2023 NИЭА1 поступило три заявки на участие в закупке. Победителем признана ИП Полежаева Т.А.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
21.07.2023 между Агентством по государственной охране объектов культурного наследия УР и ИП Полежаевой Т.А. был заключен контракт по выполнению работ по разработке проектов границ территории и зон охраны четырех объектов культурного наследия регионального значения в Алнашском районе Удмуртской Республики с проведением государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны указанных объектов культурного наследия.
Согласно пояснениям Подрядчика, контракт не исполнен в срок в связи с тем, что Подрядчиком понесены значительные затраты в связи с произведенными работами, а также представитель ИП указал, что размещенный в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке выполненных работ от 20.10.2023 N01-10/1909, у Подрядчика данный документ открывается как "чистый" лист, не содержащий какой-либо информации. Также Подрядчик отмечает, что полномочия одного из экспертов, входящих в группу ИП Полежаевой Т.А., истекли 29.09.2023, что исключило возможность легитимного участия в группе экспертов для данного специалиста на период заявленного Заказчиком 20.10.2023 отказа в приемке работ по Контракту. Кроме того, 19.10.2023 у второго эксперта-члена комиссии истек срок действия трудового договора, который он не пожелал возобновлять/продлять, что исключило возможность его дальнейшего легитимного участия в группе.
Так, согласно пункту 1.4. Контракта, срок исполнения контракта Исполнителем:
Дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта.
Дата окончания исполнения контракта: 01.10.2023.
В соответствии с п. 2.4.1. Контракта, Исполнитель обязан выполнить работы в соответствии с условиями контракта и приложений к нему качественно, в полном объеме и передать Заказчику их результаты, свободные от прав третьих лиц, в предусмотренный контрактом срок.
Согласно п. 2.4.2.Контракта, Исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение 5 рабочих дней с момента окончания выполнения работ, но не позднее срока, указанного в пункте 1.4 контракта:
- проект границ территории объекта культурного наследия регионального значения "Свято-Троицкая церковь, 1836 г., 1903 г., архитектор Чарушин И.А.";
- проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Свято-Троицкая церковь, 1836 г., 1903 г., архитектор Чарушин И.А.";
- организация проведения государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Свято-Троицкая церковь, 1836 г., 1903 г., архитектор Чарушин И.А.";
- проект предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Свято-Троицкая церковь, 1836 г., 1903 г., архитектор Чарушин И.А.";
- проект границ территории объекта культурного наследия регионального значения "Памятник В.И.Ленину. 1956 г.";
проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Памятник В.И.Ленину. 1956 г.";
- организация проведения государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Памятник В.И.Ленину. 1956 г.";
- проект предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Памятник В.И.Ленину. 1956 г.";
- проект границ территории объекта культурного наследия регионального значения "Языческая молельня (деревянная) 2-я половина XIX века";
- проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Языческая молельня (деревянная) 2-я половина XIX века";
- организация проведения государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Языческая молельня (деревянная) 2-я половина XIX века";
- проект предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Языческая молельня (деревянная) 2-я половина XIX века";
- проект границ территории объекта культурного наследия регионального значения "Обелиск воинам, павшим в годы Гражданской войны. 1920 г.";
- проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Обелиск воинам, павшим в годы Гражданской войны. 1920 г.";
- организация проведения государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Обелиск воинам, павшим в годы Гражданской войны. 1920 г.";
- проект предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Обелиск воинам, павшим в годы Гражданской войны. 1920 г.".
04.10.2023 Подрядчиком направлены результаты работ по контракту.
20.10.2023 Заказчиком сформирован мотивированный отказ от подписания документа о приемке выполненных работ в связи с тем, что по объекту "Свято-Троицкая церковь, 1836 г., 1903 г., архитектор Чарушин И.А. отсутствуют: обоснование устанавливаемых границ территории Объекта, проект зон охраны объекта культурного наследия, положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, обоснование проектных предложений. По объекту "Памятник В.И. Ленину 1956 г." отсутствуют: обоснование устанавливаемых границ территории Объекта, проект зон охраны объекта культурного наследия, положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, обоснование проекта предмета охраны и текстовое описание предмета охраны в утверждаемой части. По объекту "Языческая молельня 2-я половина ХIX века" отсутствуют проекты: границы территории, зоны охраны, экспертиза, предмета охраны. По объекту "Обелиск воинам, павшим в годы Гражданской войны 1920 г." отсутствуют проекты: границы территории, зоны охраны, экспертизы, предмета охраны. Заказчик потребовал устранить указанные недостатки в течение семи рабочих дней с даты получения настоящего документа.
В связи с тем, что Подрядчиком, указанные в мотивированном отказе замечания, устранены не были, Заказчиком 15.11.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ИП Полежаевой Т.А., выразившемся в следующем:
- на момент рассмотрения настоящего дела контракт не исполнен;
- Подрядчиком не устранены, выставленные Заказчиком замечания;
- Подрядчиком не предоставлено документов, подтверждающих объективную невозможность исполнения условий Контракта.
Также стоит отметить, что мотивированный отказ от подписания документа о приемке выполненных работ от 20.10.2023 N01-10/1909, размещенный Заказчиком в ЕИС содержит всю необходимую информацию, документ открывается и является общедоступным.
Комиссия Удмуртского УФАС России также отмечает, что отсутствие у Подрядчика необходимых для исполнения контракта сотрудников, а именно экспертной комиссии, не является доказательством невозможности исполнения контракта, тогда как Подрядчик мог привлечь дополнительный персонал для выполнения работ, направленных на исполнение контракта.
Указание Подрядчиком на значительные затраты в связи с произведенным комплексом работ, также не является доказательством невозможности исполнения контракта, так как указанный комплекс работ выполнялся исключительно в рамках контракта.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны Подрядчика, так как не было предпринято мер, направленных на исполнение Контракта, в то время как при должной осмотрительности предприниматель должен был совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ИП Полежаевой Т.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении - ИП Полежаевой Т.А. (ИНН 590404624580) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона зз-26406 - 2023 Выполнение работ по разработке проектов границ территории и зон охраны четырех объектов культурного наследия регионального значения в Алнашском районе Удмуртской Республики с проведением государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны указанных объектов культурного наследия (номер извещения в ЕИС - 0813500000123010191) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Полежаевой Т.А. (ИНН 590404624580) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
28.11.2023 |
30.11.2023 |
28.11.2023 |
0 |
29.11.2023 |
06.12.2023 |
04.12.2023 |
0 |
07.12.2023 |
07.12.2023 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ "__.."
___________ "__.."
___________ "__.." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 4 декабря 2023 г. N 018/06/104-988/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023