Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела;
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии 01.12.2023
в присутствии:
представителей Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" МО "Город Глазов" посредством видеоконференцсвязи: законного представителя Заказчика <_> (Распоряжение от 06.12.2022 N 279/мп-лс), <_>, (доверенность от 28.11.2023 N782), <_> (доверенность 28.11.2023 N 783), <_> (доверенность от 28.11.2023 N785),
представителей АО "РСК" (далее - Подрядчик): <_> (доверенность от 30.11.2023 N 29-23), <_> (доверенность от 21.08.2023 N 22-23),
в отсутствие:
представителей Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
на заседании Комиссии 04.12.2023
в присутствии:
представителей Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" МО "Город Глазов" посредством видеоконференцсвязи: законного представителя Заказчика <_> (Распоряжение от 06.12.2022 N 279/мп-лс), <_>, (доверенность от 28.11.2023 N782), <_> (доверенность 28.11.2023 N 783), <_> (доверенность от 28.11.2023 N785),
представителей АО "РСК" (далее - Подрядчик): законного представителя Общества <_>, <_> (доверенность от 30.11.2023 N 29-23), <_> (доверенность от 21.08.2023 N 22-23),
в отсутствие:
представителей Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении АО "РСК" (ИНН 1831203259) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N зз-16712-2022 Строительство Центра культурного развития по адресу: Россия, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Толстого - Карла Маркса" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122006142, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
06.05.2022 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 138 124 337,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.05.2022 N ИЭА1 было подано две заявки на участие, победителем признано АО "РСК".
27.05.2022 между АО "РСК" и Заказчиком заключен контракт (далее - Контракт), согласно которому Подрядчик принял на себя обязательство по строительству Центра культурного развития по адресу: Россия, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Толстого - Карла Маркса. Цена контракта - 129 836 876,72 рублей в рамках реализации Национального проекта "Культура".
В соответствии с п. 1.3. результатом выполненной работы по Контракту является построенный Объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного Объекта требованиям проектной документации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении Объекта осуществляется надзор органом государственного строительного надзора, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.4 Контракта предусмотрена предварительная оплата (аванс) в размере 50 % от цены каждого этапа исполнения Контракта.
Пунктом 3.1 Контракта установлены сроки исполнения Контракта:
- начало выполнения работ: с даты заключения Контракта, но не ранее 01.06.2022 года;
- окончание выполнения работ: 30.06.2023 года.
В соответствии с пунктом 5.2.2. Контракта Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по строительству Объекта в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, (Приложение N 3 к Контракту).
Согласно приложению N 3 Контракта, определены следующие сроки выполнения работ:
- срок выполнения работ по 1 этапу - с даты заключения контракта, но не ранее 01.06.2022 до 15.12.2022;
- срок выполнения работ по 2 этапу - с 01.01.2023 до 30.06.2023.
Согласно пояснениям представителей Подрядчика при начале строительно-монтажных работ Общество письмом N01-09/1061 от 29.07.2022 просило Заказчика демонтировать рекламные конструкции, подпадающие в зону застройки, что мешало осуществлять работы в соответствии с Контрактом, однако Заказчиком указанные рекламные конструкции не демонтировались, в связи с чем срок выполнения работ по этапу увеличился, что повлияло на общий срок выполнения работ по контракту.
Общество также указывает, что Подрядчик нуждался в природном песке для выполнения обратной засыпки пазух котлована и подсыпки под полы и просил Заказчика предоставить карьер для забора песка (письмо от 11.11.2022 N01-09/1574), однако Заказчиком указанная просьба была проигнорирована.
Согласно пояснениям Общества, Заказчик препятствовал завершению работ в срок, необоснованно приостанавливая работы. Так, 10.07.2023 Заказчиком необоснованно приостановлены работы по монтажу стоек из-за отсутствия решения по узлам монтажа.
В ходе выполнения работ по Контракту у Подрядчика также возникала необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных проектом и сметной документацией, о чем Подрядчик неоднократно указывал в письмах в адрес Заказчика (от 05.04.2023 N01-09/365, от 26.04.2023 N01-09/429).
Общество также указывает, что в настоящее время Подрядчиком выполнены работы на общую сумму 29 330 431,36 руб., что подтверждается актами о приемке выполненных работ по форме КС-2, подписанными Заказчиком и Подрядчиком.
18.11.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N765, в котором указал, что работы по устройству монолитной плиты должны быть выполнены в 2022 году, однако на настоящий момент работы не выполнены. В связи с наступлением низких температур и риском некачественного выполнения работ по засыпки грунта под полы, Заказчик указал, что работы в 2022 году по устройству монолитной плиты невозможно выполнить качественно. Заказчик попросил незамедлительно предоставить информацию о применяемых мерах по исполнению первого этапа работ.
25.11.2022 письмом N777 Заказчик сообщил Подрядчику, что в настоящий момент им получены от ООО "Электрические сети Удмуртии" новые технические условия на присоединение к сетям электроснабжения, и ведется процедура по заключения контракта. По результату заключения договора будет проведено согласование раздела проектной документации "электроснабжение и наружное освещение". Замечания к проекту по разделу "наружное электроосвещение", выданное эксплуатирующей организацией, направлены на рассмотрение в проектную организацию. Использование постоянного напряжения для производства работ не предусмотрено ПОС.
29.11.2022 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо N789, в котором указал, что систематическое нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ, отсутствие достаточного количества рабочих на объекте и недостаток материалов, создает угрозу неисполнения 1-го этапа исполнения контракта в установленные сроки. Заказчик попросил Подрядчика принять все необходимые меры для выполнения предусмотренного 1-м этапом объема работ в установленные контрактом сроки.
16.12.2022 Заказчик в адрес Подрядчика направил претензию N838 с требованием оплаты неустойки в связи с неисполнением обязательств по контракту.
11.01.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо N003, в котором указал, что в нарушение принятых обязательств, Подрядчиком 15.12.2022 не был сформирован в единой электронной системе (далее - ЕИС) первичный документ о приемке работ по первому этапу. В ЕИС Подрядчиком был сформирован документ счет-фактура N1 от 15.12.2022, по которому Заказчик не мог произвести приемку работ, так как данный документ не является документом о приемке.
18.01.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N018, в котором отметил, что медленное выполнение работ на объекте создает угрозу для Заказчика в освоении выделенных финансовых средств и опасность невыполнения Подрядчиком своих обязательств. Заказчик попросил Подрядчика в срок до 23.01.2023 предоставить информацию о текущем состоянии дел и перспективах строительства объекта с указанием срока исполнения этапов.
18.01.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N019, в котором попросил предоставить документацию на изготовленные элементы металлоконструкций, заблаговременно уведомить о проведении контроля качества металлоконструкций. Сообщил, что Заказчик приостанавливает работы по монтажу металлоконструкций до предоставления документации.
19.01.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N01-09/47, в котором попросил Заказчика направить представителя на проведение ультразвукового контроля сварных швов колонн 23.01.2023
20.01.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 01-09/52, в котором сообщил, что для освидетельствования 23.01.2023 будут предъявлены для приемки окрашенные колонны N 477, 293, 181, 340, для проведения ультразвукового контроля сварных швов - колонны N 587, 179, 475.
25.01.2023 письмом N 01-09/75 Подрядчик попросил Заказчика направить представителя для освидетельствования скрытых работ по монтажу арматурного каркаса монолитного цоколя в осях 6/И-Л, 6-10/И для последующего бетонирования 26.01.2023 г.
27.01.2023 письмом 01-09/87 Подрядчик для ускорения по производства работ по устройству монолитного цоколя попросил Заказчика согласовать замену конструктивного решения без ухудшения технических характеристик, а также учесть отделку цоколя в сметной документации в связи с отсутствием данного вида работ в сметной документации.
31.01.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N 051, в котором сообщил, что на объекте отсутствуют колонны отправочных марок А-81 (1-шт.), А-82 (1-шт.), А-83 (1-шт.), А-175(1-шт.), А-182 (1-шт.), А-475 (1-шт.).
01.02.2023 письмом N 01-09/101 Подрядчик попросил Заказчика направить представителя для освидетельствования скрытых работ по монтажу арматурного каркаса монолитного цоколя в осях 10/Д-И для последующего бетонирования 02.02.2023 г.
02.02.2023 письмом 01-09/103 Подрядчик попросил Заказчика согласовать рабочую документацию 009/22-ИНЖ.ЭС с ООО "Электрические сети Удмуртии".
06.02.2023 письмом 0109/122 Подрядчик направил Заказчику альбом технических решений, коммерческое предложение на фасадные декоративные рейки, попросил указать необходимость работ по их установке в связи с отсутствием данного вида работ в сметной документации, а также сообщить характеристики декоративных реек и способ их крепления к фасаду.
06.02.2023 письмом N 01-09/121 Подрядчик сообщил Заказчику, что вынужден повторно направить Заказчику письмо с просьбой рассмотреть и подписать акт на уже выполненные дополнительные работы, так на предыдущие письма Заказчик не ответил. С письмом направил локальный сметный расчет N 02-01-01 изм.2 доп., локальный сметный расчет N 02-01-01 изм.2 искл.
07.02.2023 письмом N 071 Заказчик предложил подрядчику цоколь в предлагаемом Подрядчиком варианте облицовки вентилируемого фасада заменить на композиционный материал кассетами шириной с плиту сендвич-панели номер эталона RAL7024. Цветовое покрытие козырьков заменить на номер эталона КФЛ 7024. Толщину металлических облицовок сендвич-панелей принять - 0,7 мм.
28.02.2023 письмом 01-09/210 Подрядчик направил Заказчику откорректированный акт на дополнительные работы N1, а также акт уже на выполненные дополнительные работы N 2 на рассмотрение и подписание. Также Подрядчик направил локальный сметный расчет N 02-01-01 изм.2 доп., локальный сметный расчет N 02-01-01 изм.2 искл., локальный сметный расчет N 02-01-03 изм.2 доп., локальный сметный расчет N 02-01-03 изм.2 искл.
16.03.2023 АО "РСК" заключило договор субподряда N ВО34/23-ИНЖ авторского надзора на строительства объекта "Центра культурного развития по адресу: Россия, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Толстого - Карла Маркса" с ООО ПСК "Инжиниринг", согласно которому АО "РСК" взяло на себя обязанности по осуществлению авторского надзора.
21.03.2023 письмом 01-09/302 Подрядчик направил в адрес Заказчика акты на дополнительные работы для рассмотрения и согласования, попросил начать процедуру оформления дополнительных соглашений. С письмом направил акт на дополнительные работы N 1, локальный сметный расчет N 02-01-01 изм.2 доп., локальный сметный расчет N 02-01-01 изм.2 искл., сопоставимая ведомость объема работ к ЛСР 02-01-01 ИЗМ.2, акт на дополнительные работы N 2, , локальный сметный расчет N 02-01-03 изм.2 доп., локальный сметный расчет N 02-01-03 изм.2 искл., сопоставительная ведомость объема работ к ЛСР 02-01-03 ИЗМ.2.
05.04.2023 письмом N 01-09/865 Подрядчик направил в адрес Заказчика акт на дополнительные работы N 5, локальные сметные расчеты N 02-01-01 изм.2 доп.3,локальные сметные расчеты N 02-01-01 изм.2 искл.
26.04.2023 письмом N 01-09/429 Подрядчик направил в адрес Заказчика акт на дополнительные работы N 4, локальный сметный расчет N 02-01-03 изм.2 доп.2, локальный сметный расчет N 02-01-03 изм.2 искл., СВОР N 4, конструктивная схема цоколя.
31.06.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо, в котором сообщил, что введение в отношении Подрядчика процедуры наблюдения не является основанием для прекращения исполнения договора подряда. На данный момент Подрядчик самоустранился от исполнения обязательств, не имея на это достаточных оснований. Затягивание Подрядчиком исполнения контракта ставит под угрозу завершение строительства объекта и ввода его в эксплуатацию.
13.07.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию N 437, с требованием выплаты неустойки не позднее 10 календарных дней с момента получения претензии.
31.07.23 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N 480, согласно которому в нарушение графика выполнения строительных работ, Подрядчик с июня 2022 до ноября 2022 необоснованно бездействовал, и фактически приступил к производству работ на объекте лишь во второй половине ноября 2022, то есть в период наступления низких температур. В соответствии с графиком выполнения работ, работы по устройству монолитного цоколя и крылец должны были быть закончены 31.08.2022. По факту Подрядчик приступил к данным работам в декабре 2022.
12.09.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил претензию N563, в которой указал, что на дату окончания выполнения работ по состоянию 30.06.2023 работы не завершены, результат не передан, работы на объекте не ведутся. Заказчик потребовал не позднее 10 дней с момента претензии произвести оплату неустойки за неисполнение обязательств.
13.11.2023 письмом N 727 Заказчик проинформировал Подрядчика о принятии Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил 15. Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, либо подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении АО "РСК".
Из размещенных в ЕИС и представленных Заказчиком документов следует, что на протяжении всего периода строительства работы на Объекте велись медленно, неэффективно, с большими временными перерывами, малочисленным составом работников, с несоблюдением Графика выполнения строительно-монтажных работ.
Заказчиком в адрес Подрядчика неоднократно направлялись письма о ненадлежащем исполнении и затягивании сроков выполнения работ с требованием предпринять усиленные меры по их исполнению (N416 от 14.07.2022, N711 от 01.11.2022, N765 от 18.11.2022, N789 от 29.11.2022, N009 от 11.01.2023, N018 от 18.01.2023, N 368 от 16.06.2023, N432 от 13.07.2023, N480 от 31.07.2023, N540 от 31.08.2023).
Согласно представленным в материалы дела документам и доказательствам, Подрядчик фактически приступил к производству работ на объекте лишь во второй половине ноября 2022.
В результате указанных действий Общества, работы по устройству монолитной плиты велись в период наступления низких температур. В соответствии с графиком выполнения работ, работы по устройству монолитного цоколя и крылец должны были быть закончены 31.08.2022. Вместе с тем, Подрядчик приступил к данным работам в ноябре - декабре 2022, то есть значительно позднее срока.
Кроме того, фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что Заказчик не приостанавливал работы, как на то указывает Общество, а лишь указывал на нарушение технологии ведения работ по соответствующему этапу.
Доводы АО "РСК" о том, что проведению работ на объекте препятствовало, в том, числе, наличие рекламной конструкции, Комиссия считает необоснованными на основании следующего.
Согласно графику выполнения работ (приложение N 3 к Контракту) демонтаж рекламных конструкций должен был осуществляться на стадии строительства тепловых сетей в период 01.01.2023-30.06.2023. Кроме того, одна рекламная конструкция, находящаяся на территории земельного участка была своевременно демонтирована, вторая рекламная конструкция находилась на границе з/у и подлежала демонтажу на стадии строительства тепловых сетей. Таким образом, учитывая, что работы по предшествующим этапам Подрядчиком не исполнены, рекламные конструкции не могли мешать Обществу выполнять работы по возведению конструкции.
Аналогичным образом не находит своего подтверждения довод Общества о том, что Подрядчик нуждался в природном песке для выполнения обратной засыпки пазух котлована - проведение данных работ предусмотрено на этапе благоустройства.
Несмотря на выявление дополнительных работ, по которым, по мнению Подрядчика, Заказчик затягивал сроки согласования или отказывался согласовывать, Подрядчиком не были приостановлены работы в соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, Заказчик результат работ исполнителя не получил, цель закупки не выполнена, объективные потребности заказчика оказались не удовлетворенными.
Комиссия Удмуртского УФАС России также отмечает, что проводимые в соответствии с Контрактом работы имеют социальную значимость, так как за счет них обеспечивается строительство объекта культурного значения в рамках Национального проекта.
Понимая значимость строительства, осуществляемого в рамках исполнения Контракта, а также с целью контроля за ходом выполнения работ, Заказчиком была проведена строительно-техническая экспертиза (N 7/11-2023 от 07.11.2023 по контракту N ВР00999709-СТ от 11.10.2023), согласно заключению которой степень завершенности строительства определена как "Средняя стадия строительства (свыше 15% до 50% объема работ)". По результатам экспертизы также обнаружены значительные устранимые недостатки. Стоимость работ по устранению недостатков - 3 482 418,00 руб.
Согласно справкам о стоимости выполненных работ и затрат (КС3-1, КС3-2), подписанными Подрядчиком и Заказчиком, а также сведениям, размещенным в ЕИС, Подрядчик в рамках исполнения контракта выполнил работ на общую сумму в 29 330 431,36 руб., что Заказчиком на заседании комиссии не отрицалось.
Таким образом, Подрядчиком выполнено, а Заказчиком принято работ на сумму составляющую 22,59% от цены контракта. Вместе с тем, Заказчиком в полном объеме выполнены обязательства по выплате аванса в размере 50% от цены Контракта, что составляет 64 918 438,36 руб. Согласно письму УФК УР от 24.11.2023 N13-10-25/05-562 остаток средств на лицевом счете АО "РСК" составляет 2 701 622,11 руб. (то есть авансовых денежных средств на расчетном счете Общества нет, равно как и нет объекта). Таким образом, авансированные работы не выполнены в полном объеме, у Подрядчика отсутствуют ресурсы для исполнения контракта в полном объеме. Более того, по результатам уже исполненных работ по Контракту, Заказчику необходимо устранять недостатки стоимостью 3 482 418,00 руб. Цена контракта при этом составляет 129 836 876,72 руб.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Из обширной переписки, которая велась между Заказчиком и подрядчиком на протяжении всего срока исполнения контракта видно, что Заказчик максимально ответственно и скрупулёзно отнесся к вопросу контроля за ходом выполнения работ на объекте, в том числе, с учетом его социальной значимости и реализации в рамках национального проекта "Культура", а Подрядчик в свою очередь попустительски отнесся к строительству объекта, не своевременно приступил к работам, требовал заключения дополнительных соглашений и увеличения цены контракта, при условии не выполнения объема работ даже соразмерно полученному авансу.
Кроме этого, Подрядчик, являясь профессиональным участником рынка, имея огромный опыт работ по строительным контрактам (АО "РСК" является правопреемником ГУП "ТПО ЖКХ") прекрасно понимает социальную значимость объекта, однако не выполняет работы в срок, даже при условии получения 50% аванса. Общество, при наличии, по его мнению, обстоятельств, препятствующих выполнению работ, не приостанавливает их выполнение, как то предусмотрено статьей 716 ГК РФ, и не расторгает контракт в одностороннем порядке, как то предусмотрено статей 95 Закона о контрактной системе. Указанными действиями, АО "РСК", фактически поставило под угрозу реализацию федеральной программы, в следствие чего Заказчик может понести убытки (в части восстановления возведенной конструкции).
Антимонопольным органом, с целью недопущения формального подхода при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, и с целью исследования вопроса наличия у Общества реального намерения и возможности исполнить условия контракта также рассмотрены ранее заключенные Обществом контракты, а также ранее рассмотренные антимонопольным органом обращения: 1) решение N018/06/104-700/2023, 2) решение N018/06/104-825/2023.
Так, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, АО "РСК" в общей сложности заключено 28 контрактов, из них 4 расторгнуты заказчиками в одностороннем порядке, по 6 контрактам исполнение прекращено в связи с заключением соглашения о расторжении по соглашению сторон. На основании изложенного, Комиссией антимонопольного органа сделан вывод о систематическом неисполнении Обществом взятых на себя контрактных обязательств.
То есть, Общество уже осведомлено о возможности наступления неблагоприятных последствий в связи с неисполнением контрактных обязательств и при должной степени заботливости и осмотрительности должно понимать необходимость выполнения принятых на себя обязательств в установленные контрактом сроки.
Таким образом, с учетом имеющихся в материалах дела документов и доказательств, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия АО "РСК" по требованию заключения дополнительных соглашений и увеличения цены контракта, являются не более чем имитацией намерения исполнить условия Контракта, и совершены с целью недопущения наступления неблагоприятных для Общества последствий.
Фактически, Общество на протяжении длительного периода не исполняет обязательства по контрактам, прекрасно понимая, что не имеет ресурсов их выполнять, однако не расторгает контракты, а "безрезультатно пытается" их исполнять, чем затягивает сроки, и ведет себя недобросовестно.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении АО "РСК" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении АО "РСК" (ИНН 1831203259) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N зз-16712-2022 Строительство Центра культурного развития по адресу: Россия, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Толстого - Карла Маркса" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122006142) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении АО "РСК" (ИНН 1831203259) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
24.11.2023 |
29.11.2023 |
27.11.2023 |
0 |
28.11.2023 |
05.12.2023 |
04.12.2023 |
0 |
07.12.2023 |
07.12.2023 |
0 |
0 |
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 4 декабря 2023 г. N 018/06/104-971/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023