Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение Администрации города Владивостока о включении сведений об ООО "Офир" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что контракт на оказание услуг по организации и проведению мероприятия, направленного на сохранение амурского тигра, был расторгнут по решению Арбитражного суда Приморского края от 13.10.2023 по делу N А51-7514/2023 (извещение N 0120300012722000164).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные Заказчиком.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения стороны, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
24.09.2022 между администрацией города Владивостока (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ОФИР" (далее - Исполнитель) заключен муниципальный контракт N 903/014-23/22 на оказание услуг по организации и проведению мероприятия, направленного на сохранение амурского тигра (далее - Контракт).
На основании п. 1.1 Контракта Исполнитель принимает на себя обязательство по организации и проведению мероприятия, направленного на сохранение амурского тигра (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом. Как указано в п. 1.2 Контракта услуги по настоящему Контракту оказываются в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение 1).
В силу п. 1.3 Контракта сроки оказания услуг определяются в соответствии с техническим заданием на оказание услуг (Приложение N 1) и графиком оказания услуг (Приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Пунктом 1.5 Контракта предусмотрено, что Контракт заключен в рамках реализации отдельного мероприятия "Выявление и поддержка активной молодежи города Владивостока", предусмотренного в муниципальной программе "Молодежь - Владивостоку" на 2020-2027 годы, утвержденной постановлением администрации города Владивостока от 12.09.2019 N 3321.
На основании п. 2.1 Контракта Цена Контракта составляет 700 000 рублей, указанная сумма не облагается НДС в соответствии с ст. 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК России). Цена Контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения Контракта и не подлежит изменению, за исключением случаев, установленных Федеральным законом о контрактной системе и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Цена Контракта уменьшается на сумму, подлежащую уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.
Согласно Приложению N 2 к Контракту срок оказания услуг: с даты заключения Контракта по 21.10.2022. Приложением N 1 к Контракту установлен объем услуг, подлежащий оказанию Исполнителем в рамках Контракта.
В силу п. 3.1.3 Контракта по окончании оказания услуг по настоящему Контракту представить комплект отчетных документов (далее - "отчетные документы"), включающий в себя: счет, акт сдачи-приемки оказанных услуг, в сроки определенные Графиком оказания услуг (Приложение N 2).
23.09.2022 принято постановление администрации города Владивостока N 2285 "О запрете организации и проведения культурно-массовых мероприятий на территории Владивостокского городского округа", которым установлен запрет органам администрации города Владивостока, муниципальным предприятиям и муниципальным учреждением города Владивостока осуществлять организацию и проведение культурномассовых мероприятий на территории Владивостокского городского округа, за исключением мероприятий, включенных в план-календарь (план) мероприятий, утвержденный в порядке, установленном муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа.
Руководствуясь вышеуказанным постановлением, администрация города Владивостока Заказчиком в адрес ООО "ОФИР" направлено письмо от 24.09.2022 N 14/25132-исх о необходимости не оказывать услуги, предусмотренные пунктом 1 (за исключением организации и проведения церемонии награждения победителей конкурсов чтецов "Береги природу", рисунков "Хозяин Уссурийской тайги", изделий из бросового материала "Эко мода" и обеспечения работы локальных площадок: "Тигриная почта", "Тигриные медальоны", "Фотобудка", "Аквагрим"), подпунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 22.3, 2.2.3.1, 2.2.32, 22.5, 2.2.5.1, 2.2.5.2, 2.2.5.3, пунктом 3, подпунктом 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 3.11.1, 3.11.2 раздела 3 приложения N 1 к Контракту.
Согласно пункту 4.1 Контракта, приложению N 2 к Контракту документы о приемке Исполнитель формирует и направляет Заказчику с использованием единой информационной системы в сфере закупок в виде структурированного документа о приемке в срок до 03.11.2022.
Посредством единой информационной системы в сфере закупок Исполнителем сформирован акт сдачи-приемки оказанных услуг по организации и проведению мероприятия, направленного на сохранение амурского тигра от 02.11.2022.
Согласно пункту 4.3 Контракта для проверки предоставленных Исполнителем результатов оказанных услуг, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов услуг, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Контракта Заказчик обязуется подписывать оформленные надлежащим образом акты сдачи-приемки оказанных услуг либо направлять Исполнителю мотивированный отказ от подписания вышеназванных актов.
По итогам приемки оказанных услуг Заказчиком подготовлено заключение внутренней экспертизы на соответствие оказанных услуг по муниципальному контракту от 24.09.2022 N 903/014-23/22 от 11.11.2022, согласно которому в акт сдачи-приемки оказанных услуг включены услуги, которые Исполнитель не должен был оказывать и фактически не оказывал, в соответствии с ранее направленным в адрес Исполнителя письмом Заказчика от 24.09.2022 N 14/25132-исх. Администрацией были установлены факты ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту, а именно: в нарушение подпункта. 2.1, пункта 2 раздела 3 Приложения N 1 к Контракту услуга оказана без использования шатра закрытого (размеры: 5 м (длина) х 5 м (ширина), шатер типа пагода представляет собой каркас квадратного сечения из алюминиевого профиля, оборудованный конусной кровлей из ПВХ полотна, плотностью 820 г/м2 ) - 1 шт.; в нарушение подпункта 2.2.22 пункта 2 раздела 3 Приложения N 1 к муниципальному контракту услуга без использования шатра закрытого (размеры 5 м (длина) х 5 м (ширина), шатер типа пагода представляет собой каркас квадратного сечения из алюминиевого профиля, оборудованный конусной кровлей из ПВХ полотна, плотностью 820 г/м2 ) - 1 шт.
Разделом 6 Контракта установлена ответственность за нарушение обязательств по Контракту.
Согласно пункту 6.3 Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Исполнителя в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1% цены Контракта, но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей, что составляет 5 000 рублей.
Заказчиком в адрес Исполнителя был направлен мотивированный отказ от приемки оказанных услуг от 15.11.2022 N 14/29948-исх, в том числе с требованием оплатить начисленный Заказчиком штраф на ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту в размере 10 000 рублей (за каждое из нарушений: 2 х 5000).
В соответствии с пунктом 4.6 Контракта в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Исполнитель вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
В адрес Заказчика поступила претензия ООО "ОФИР" от 24.11.2022 N 3 с требованием оплатить оказанные услуги по Контракту в размере 376 660 рублей. В ответ на вышеуказанную претензию Заказчиком было направлено письмо от 06.12.2022 N 903/014-23/22/14 с указанием причин отказа в удовлетворении претензии, повторным требованием уплаты начисленного штрафа, а также с предложением оформить надлежащим образом акт сдачи - приемки оказанных услуг и представить его в адрес Заказчика для подписания и последующей оплаты.
Исполнителем не были исполнены требования Заказчика в части уплаты начисленных штрафов, а также не направлен исправленный акт сдачи - приемки, включающий только те услуги, которые были фактически оказаны Исполнителем. В связи с вышеизложенным, Заказчиком в адрес ООО "ОФИР" направлена претензия от 03.03.2023 N 14/6161-исх с повторными требованиями уплаты начисленных штрафов, а также предложением о направлении в адрес Заказчика исправленного акта сдачи-приемки, предусматривающего только те услуги, которые были фактически оказаны Исполнителем, для его подписания и последующей оплаты фактически оказанных услуг, а также с предложением подписать соглашение о расторжении Контракта, после исполнения обязательств (в том числе финансовых) по Контракту. Оставление Обществом вышеуказанной претензии без ответа и удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Согласно пункту 4.1 Контракта, приложению N 2 к Контракту документы о приемке Исполнитель формирует и направляет Заказчику с использованием единой информационной системы в сфере закупок в виде структурированного документа о приемке в срок до 03.11.2022. Посредством единой информационной системы в сфере закупок Исполнителем сформирован акт сдачи-приемки оказанных услуг по организации и проведению мероприятия, направленного на сохранение амурского тигра от 02.11.2022.
Согласно пункту 4.3 Контракта для проверки предоставленных Исполнителем результатов оказанных услуг, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов услуг, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться экспертные организации в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Контракта Заказчик обязуется подписывать оформленные надлежащим образом акты сдачи-приемки оказанных услуг либо направлять Исполнителю мотивированный отказ от подписания вышеназванных актов.
По итогам приемки оказанных услуг Заказчиком подготовлено заключение внутренней экспертизы на соответствие оказанных услуг по муниципальному контракту от 24.09.2022 N 903/014-23/22 от 11.11.2022, согласно которому в акт сдачи-приемки оказанных услуг включены услуги, которые Исполнитель не должен был оказывать и фактически не оказывал, в соответствии с ранее направленным в адрес Исполнителя письмом Заказчика от 24.09.2022 N 14/25132-исх. Истец в обоснование требований о взыскании штрафа указал на то, что администрацией были установлены факты ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту, а именно: в нарушение подпункта. 2.1, пункта 2 раздела 3 Приложения N 1 к Контракту услуга оказана без использования шатра закрытого (размеры: 5 м (длина) х 5 м (ширина), шатер типа пагода представляет собой каркас квадратного сечения из алюминиевого профиля, оборудованный конусной кровлей из ПВХ полотна, плотностью 820 г/м2 ) - 1 шт.; в нарушение подпункта 2.2.22 пункта 2 раздела 3 Приложения N 1 к муниципальному контракту услуга без использования шатра закрытого (размеры 5 м (длина) х 5 м (ширина), шатер типа пагода представляет собой каркас квадратного сечения из алюминиевого профиля, оборудованный конусной кровлей из ПВХ полотна, плотностью 820 г/м2 ) - 1 шт. Разделом 6 Контракта установлена ответственность за нарушение обязательств по Контракту. Согласно пункту 6.3 Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Исполнителя в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1% цены Контракта, но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей, что составляет 5 000 рублей.
Согласно решения суда по делу А51-7514/2023, Заказчиком в адрес Исполнителя был направлен мотивированный отказ от приемки оказанных услуг от 15.112022 N 14/29948-исх, в том числе с требованием оплатить начисленный Заказчиком штраф на ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту в размере 10 000 рублей (за каждое из нарушений: 2 х 5 000).
В соответствии с пунктом 4.6 Контракта в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Исполнитель вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ. Заказчиком было направлено письмо от 06.12.2022 N 903/014-23/22/14 с указанием причин отказа в удовлетворении претензии, повторным требованием уплаты начисленного штрафа, а также с предложением оформить надлежащим образом акт сдачи-приемки оказанных услуг и представить его в адрес Заказчика для подписания и последующей оплаты.
В рассматриваемом случае, Заказчик неоднократно выражал готовность оплатить фактически оказанные Исполнителем услуги по Контракту, после предоставления Исполнителем надлежащим образом оформленного акта сдачи-приемки оказанных услуг, однако Исполнитель, в свою очередь не исполнил обязательства по Контракту в части предоставления надлежащим образом оформленных отчетных документов.
В связи с неполучением надлежащим образом оформленных отчетных документов Заказчик обратился в суд для расторжения контракта.
По результатам рассмотрения дела А51-7514/2023 арбитражный суд Приморского края вынес решение о расторжение муниципального контракта 24.09.2022 N 903/014-23/22.
При этом, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что услуги по контракту ООО "ОФИР" были частично исполнены, что в рамках рассмотрения обращения Заказчиком не оспаривалось.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения в рамках оказания услуг по контракту.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным исполнителем, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего в рамках оказания услуг.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Офир" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 1 декабря 2023 г. N 25-434/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023