Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о включении сведений об ООО "Магистраль" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на осуществление дорожной деятельности (ремонт) на участке км 0+000 - км 6+250 автомобильной дороги регионального значения Раздольное - Хасан - Зарубино в Хасанском муниципальном округе на территории Приморского края в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" (извещение N 0820500000823001308).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
06.03.2023 Заказчиком размещено извещение N 0820500000823001308 о проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление дорожной деятельности (ремонт) на участке км 0+000 - км 6+250 автомобильной дороги регионального значения Раздольное - Хасан - Зарубино в Хасанском муниципальном округе на территории Приморского края в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2023 N ИЭОК1 победителем было признано ООО "Магистраль".
07.04.2023 года между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее - Заказчик) и ООО "Магистраль" (далее - Подрядчик) был заключен государственный контракт N 182/23 на осуществление дорожной деятельности (ремонт) на участке км 0+000 - км 6+250 автомобильной дороги регионального значения Раздольное - Хасан - Зарубино в Хасанском муниципальном округе на территории Приморского края в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства на осуществление дорожной деятельности (ремонт) на участке км 0+000 - км 6+250 автомобильной дороги регионального значения Раздольное - Хасан - Зарубино в Хасанском муниципальном округе на территории Приморского края в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" (далее по тексту - объект).
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта, Сроки выполнения работ, указанных в пункте 1.1. настоящего Контракта: с момента заключения Контракта по 15 ноября 2023 года (включительно) в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ. Сроки исполнения отдельных этапов исполнения контракта определены в Графике выполнения строительно-монтажных работ.
29.08.2023 представителем Подрядчика - начальником участка Янчуком А.В., в присутствии Технического заказчика - инженера 1 категории отдела контроля и приемки работ Милешкина Д.Ю., в соответствии с п. 7.1.1. ГОСТ 9128-2013 произведён отбор проб (вырубок) из уложенного нижнего слоя покрытия в количестве 14 шт., о чем составлен Акт отбора образцов N 360 от 29.08.2023. Пробы направлены в отдел контроля качества КГКУ "Примуправтодор" для проведения лабораторных испытаний. При приемке образцов в отделе контроля качества одна проба (N 13) отбракована.
По результатам испытаний, проведенных с 05.09.2023 по 11.09.2023 (протоколы испытаний N 360.1 - 360.12, 360.14 - Приложение N 2 к настоящему Решению) выявлено, что 8 из 13 испытанных образцов не соответствуют требованиям Технического задания, а именно: в соответствии с п. 6.2.12 СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011 и п. 6.2.9 СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012 Степень уплотнения горячего асфальтобетона в конструктивных слоях оценивают по показателю "коэффициент уплотнения", который должен быть не ниже:
- 0,99 для высокоплотного и плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б;
- 0,98 для плотных асфальтобетонов типов В, Г и Д, а также пористого и высокопористого асфальтобетона.
В испытанных образцах коэффициент уплотнения составляет 0,96 и 0,97.
Для оперативного устранения указанных несоответствий КГКУ "Примуправтодор" вышеуказанные протоколы испытаний направлены Подрядчику в рабочем порядке посредством электронной почты 12.09.2023.
14.09.2023 Техническим заказчиком проведены выездные мероприятия по оценке качества выполненных работ на объекте, также отобраны новые образцы (вырубки) из нижнего слоя покрытия на ПК 3+15 (право), ПК 6+28 (лево), ПК 8+27 (право) и ПК 10+90 (лево), составлен акт отбора образцов от 14.09.2023 N 386. Образцы направлены в отдел контроля качества КГКУ "Примуправтодор" для проведения лабораторных испытаний.
По результатам испытаний образцов, проведенных 21.09.2023 (протоколы испытаний N 386.1 - 386.4), выявлено, что 4 из 4-х образцов также не соответствуют требованиям Технического задания в части соблюдения требований СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011 и СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012, а именно коэффициент уплотнения составляет 0,93, 0,94, 0,96.
Письмом от 26.09.2023 N 13-05/2712 Технический заказчик направил вышеуказанные протоколы испытаний с требованием устранить нарушения в срок до 03.10.2023 и предъявить результат их устранения.
По результатам камеральной обработки данных, а также анализе протоколов испытаний 360.1 - 360.12, 360.14 установлено:
1. ПК 15+10 - ПК 18+10. Образцы, взятые из асфальтобетонного покрытия, соответствуют требованиям ГОСТ 9128-2013, СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011, СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012. Дефекты покрытия отсутствуют. Ровность (просвет под 3-метровой рейкой), поперечный уклон соответствуют требованиям ГОСТ Р 59120-2021 "Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования".
2. ПК 18+10 - ПК 28+50. Имеются дефекты покрытия. Образцы, взятые из асфальтобетонного покрытия, не соответствует требованиям СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011, СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012.
3. ПК 28+50 - ПК 32+00. Имеются локальные участки дефектов покрытия. Образцы, взятые из асфальтобетонного покрытия, соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013, СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011, СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012.
4. ПК 32+00 - ПК 39+00. Имеются дефекты покрытия. Образцы, взятые из асфальтобетонного покрытия, не соответствует требованиям СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011, СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012.
5. ПК 39+00 - ПК 48+00. Имеются дефекты покрытия. Образцы, взятые из асфальтобетонного покрытия (ПК 39+00 (лево), ПК 48+00 (лево)), не соответствует требованиям СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011, СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012. На ПК 42+50 (право) образец, взятый из асфальтобетонного покрытия, соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013, СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011, СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012.
6. ПК 48+00 - ПК 61+50. Имеются дефекты покрытия. Образцы, взятые из асфальтобетонного покрытия, не соответствует требованиям СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011, СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012.
Требованием от 02.10.2023 N 13-05/2767 Технический заказчик в соответствии с п. 4.14. Контракта обязал Подрядчика устранить вышеуказанные несоответствия и дефекты в срок до 13.10.2023, приложив к требованию протоколы испытаний 360.1 - 360.12, 360.14.
При этом вышеуказанным требованием на участках ПК 15+10 - ПК 18+10 и ПК 28+50 - ПК 32+00, где соблюдены требования ГОСТ 9128-2013, СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011, СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012, Технический заказчик указал о необходимости устройства верхнего слоя покрытия с устранением локальных дефектов на участке ПК 28+50 - ПК 32+00.
Также Техническим заказчиком в рамках реализации своих полномочий для проведения проверки качества работ 25.09.2023 на объекте ремонта произведен отбор проб асфальтобетонной смеси тип Б марка II из кузова автосамосвала с гос. номером А631ТЕ 125 согласно п. 4.1 ГОСТ 12801-98.
Согласно заключению Протокола испытаний N 405 от 03.10.2023, отобранная асфальтобетонная смесь не соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013 по зерновому составу минеральной части смеси, показателю водостойкости, сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, трещиностойкости по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин, учитывая вышеизложенное партия асфальтобетонной смеси, выпущенная и использованная при устройстве верхнего слоя покрытия 25.09.2023 не соответствует требованиям нормативно-технической документации, указанной в части технического задания Государственного контракта. Для устранения указанных нарушений Технический заказчик направил Подрядчику очередное требование от 04.10.023 N 13-05/2804 с приложением указанного протокола.
05.10.2023 Техзаказчик произвел повторный осмотр Объекта, о чем составлен акт осмотра объекта от 05.10.2023 N б/н.
На момент осмотра на Объекте был устроен верхний слой покрытия из асфальтобетонной смеси на участке с ПК 15+00 по ПК 44+00, при этом нарушения, дефекты и несоответствия, указанные в требовании от 02.10.2023 N 13-05/2767, не устранены, а именно:
- ПК 18+10 - ПК 28+50. Не устранено несоответствие требованиям СТО НОСТРОЙ 2.23.37-2011, СТРО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012 нижнего слоя покрытия;
- ПК 28+50 - ПК 32+00. Не предъявлены работы по устранению локальных участков с дефектами покрытия перед укладкой верхнего слоя;
- ПК 32+00 - ПК 39+00. Не устранены несоответствия нижнего слоя покрытия требованиям СТО НОСТРОЙ 2.23.37-2011, СТРО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012;
- ПК 39+00 - ПК 44+00. Не предъявлены работы по устранению дефектов нижнего слоя покрытия;
- ПК 48+00 - ПК 62+50. Не устранены несоответствия требованиям СТО НОСТРОЙ 2.23.37-2011, СТРО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012.
- Нарушения, указанные в требовании от 26.09.2023 N 13-05/2712, не устранены, о чем также указано в акте от 05.10.2023 N б/н.
Учитывая, что вышеуказанные нарушения и несоответствия нижнего слоя покрытия условиям контракта и нормативно-технической документации после устройства верхнего слоя покрытия являются скрытыми, Технический заказчик направил в адрес Подрядчика требование от 06.10.2023 N 11-07/2836 - вх. N 111 от 06.10.2023 о приостановке работ по устройству верхнего слоя покрытия из асфальтобетонной смеси, необходимости устранения данных нарушений и предъявления их устранений в срок до 15.10.2023.
Ввиду того, что на объекте Подрядчик отказался подписывать указанный акт от 05.10.2023 N б/н, данный акт направлен ему нарочно совместно с требованием, для подписания и направления в адрес КГКУ "Примуправтодор" в срок до 09.10.2023.
Подписанный со стороны ООО "Магистраль" акт от 05.10.2023 N б/н (либо мотивированный отказ от его подписания) от Подрядчика в адрес Технического заказчика до настоящего времени не поступил.
Вместе с тем, требованием от 06.10.2023 N 13-05/2837 КГКУ "Примуправтодор" указал Подрядчику, что партия асфальтобетонной смеси, выпущенная и использованная при устройстве верхнего слоя покрытия 26.09.2023, по результатам проведенных испытаний асфальтобетонной смеси, отобранной из кузова автосамосвала с гос. номером А455СВ 125 и кузова автосамосвала с гос. номером С536СВ 125, согласно п. 4.1 ГОСТ 12801-98, согласно протоколам NN 416, 419 от 05.10.2023 не соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013 и, как следствие, не соответствует требованиям нормативно-технической документации, указанной в части технического задания Контракта. Срок устранения согласно требованию - 15.10.2023.
В соответствии с пунктом 5.6 Контракта, Подрядчик обязан известить Заказчика о готовности к сдаче выполненных работ за 5 (пять) дней до приёмки работ. Пунктом 5.3 Контракта установлена обязанность Подрядчика письменно информировать Заказчика об освидетельствовании скрытых работ.
Согласно пункту 5.17 Контракта, в случае установления Заказчиком (его представителем) при приёмке работ несоответствия качества выполненных работ требованиям Контракта или применения некачественных материалов, Заказчик не принимает указанные работы до момента устранения выявленных нарушений. Вместе с тем, пунктом 7.3 Технического задания предусмотрена обязанность Подрядчика обеспечить устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков с участием представителя Заказчика.
Пунктом 5.4 Контракта предусмотрено, что Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после письменного разрешения Заказчика. Одновременно с этим, пунктом 5.22 Технического задания установлено, что при производстве работ Подрядчик не имеет права приступать к последующему Технологическому Этапу (Технологическим Этапам) работ без приемки Заказчиком или представителями Заказчика скрытых работ, ответственных конструкций и получения письменного согласования Заказчика на выполнение последующего Технологического Этапа.
В нарушение вышеуказанных условий Контракта и Технического задания к нему, Подрядчиком произведены работы по устройству верхнего слоя покрытия из асфальтобетонной смеси на участке с ПК 15+00 - ПК 44+00, без предъявления Заказчику результатов устранения дефектов, нарушений и несоответствий на скрываемых работах. Вместе с тем, Подрядчик направил 06.10.2023 в адрес Заказчика и Технического заказчика письмо N 201, где известил Заказчика о готовности к сдаче работ по устройству нижнего слоя покрытия из пористой мелкозернистой асфальтобетонной смеси марки 2 на участке ПК 0+00 - ПК 62+50 с предварительным розливом битума.
Учитывая, что при рассмотрении документов, направленных письмом от 06.10.2023 N 201 выявлено, что в нарушение пунктов Контракта, Подрядчик без письменного согласования Заказчика произвел работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия без освидетельствования скрытых работ по розливу битума и устройству нижнего слоя покрытия, без предъявления устранения ранее выявленных нарушений и несоответствий, Технический заказчик своим письмом от 09.10.2023 N 11-07/2861, отказал ООО "Магистраль" в приемке работ и подписании документов, направленных письмом от 06.10.2023 N 201 до освидетельствования этих работ и устранения выявленных нарушений в соответствии с условиями заключенного Контакта, назначив дату освидетельствования на 11.10.2023.
11.10.2023, в соответствии с письмом от 09.10.2023 N 11-07/2861, состоялся выезд представителей КГКУ "Примуправтодор" для освидетельствования работ.
По состоянию на 11.10.2023 несоответствия нижнего слоя покрытия из асфальтобетонной смеси требованиям СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011 и п. 6.2.9 СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012 в части коэффициента уплотнения не устранены, о чем указано в примечании к акту отбора от 11.10.2023.
Вместе с тем, в результате отбора проб на ПК 3+15 (км 0+315) выявлено, что толщина нижнего слоя покрытия не соответствует требованиям Технического задания и СП 78.13330.2012.
Одновременно с этим, при частичном вскрытии уложенного верхнего слоя покрытия из асфальтобетонной смеси на км 2+896 (ПК28+96) выявлено не устранение дефектов нижнего слоя покрытия.
Принимая во внимание что, предъявляемые письмом от 06.10.2023 N 201 работы не соответствуют условиям Контракта и требованиям Технического задания, Технический заказчик письмом от 18.10.2023 N 11-07/2971 отказал в приемке этих работ до устранения всех указанных нарушений и несоответствий, в том числе указав на недостатки и несоответствия представленных документов. Также требованием от 16.10.2023 N 13-05/2937 Технический заказчик указал о необходимости устранения несоответствий в части толщины слоя покрытия на участке ПК 3+15 в срок до 23.10.2023.
Вместе с тем, при испытании образцов, отобранных при повторном осмотре 05.10.2023 из верхнего слоя асфальтобетонного покрытия на ПК16+97 (право), ПК17+90 (лево), ПК29+71 (право) и из нижнего слоя асфальтобетонного покрытия на ПК42+50 (лево), ПК44+75 (право), ПК44+75 (лево), согласно протоколов испытаний N 423.1 - 423.3, 424.1-424.3, выявлено повторное несоответствие требованиям Технического задания, о чем КГКУ "Примуправтодор" указало Подрядчику в требовании от 16.10.2023 N 13-05/2928 со сроком устранения до 23.10.2023.
Учитывая, что до 16.10.2023 в адрес Заказчика и Технического заказчика подрядной организацией ООО "Магистраль", в нарушение условий Контракта, не предоставлена информация об устранении нарушений требований нормативно-технической документации, указанной в Техническом задании к Контракту:
- N 13-05/2712 от 26.09.2023 со сроком исполнения до 03.10.2023,
- N 13-05/2767 от 02.10.2023 со сроком исполнения до 13.10.2023,
- N 13-05/2837 от 06.10.2023 со сроком исполнения до 15.10.2023,
- N 11-07/2836 от 06.10.2023 со сроком исполнения до 15.10.2023,
КГКУ "Примуправтодор" направило в адрес Подрядчика запрос от 16.10.2023 N 13-05/2929 о готовности к предъявлению работ по устранению несоответствий требованиям СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011, СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012 по состоянию на 16.10.2023.
Информация об исполнении вышеуказанных требований в адрес Заказчика и Технического заказчика до настоящего времени не поступала.
Ввиду отсутствия уведомлений Подрядчика об устранении ранее выявленных на Объекте нарушений и для проверки выполнения требований от 16.10.2023 N 13-05/2928 и от 16.10.2023 N 13-05/2937, 24.10.2023 состоялся повторный комиссионный выезд специалистов Технического заказчика, о чем Подрядчик был уведомлен письмом от 23.10.2023 N 11-07/3016.
Во время выезда в присутствии представителя Подрядчика, а также представителя АО "Примавтодор" (организации, осуществляющей содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в 1 климатическом районе, в том числе в Хасанском муниципальном округе) произведен контрольный отбор проб (кернов) из верхнего и нижнего слоев асфальтобетонного покрытия, а также установлено, что по состоянию на 24.10.2023 работы по переустройству нижнего слоя покрытия на участках ПК 0+00 - ПК 15+10, ПК 18+10 - ПК 28+50, ПК 32+00 - ПК 39+00, ПК 39+00 - ПК 62+50 для устранения несоответствий требованиям СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011, СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012 не выполнялись, работы по переустройству верхнего слоя покрытия для устранения несоответствий требованиям ГОСТ 9128-2013, СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011, СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.3.1.3.2-2012 не выполнялись, работы по устранению несоответствий требованиям ГОСТ 9128-2013 нижнего слоя покрытия на участке 44+75 не выполнялись.
В актах отбора проб от 24.10.2023 N 461 (с приложением) и от 24.10.2023 N 462 представитель Подрядчика от подписи отказался.
Таким образом, Подрядчиком в период с 12.09.2023, несмотря на направленные в его адрес требования об устранении нарушений, не проявляется должное стремление к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта, не принимаются должные меры для устранения выявленных нарушений требованиям Контракта и Технического задания к нему. Более того, по состоянию на 24.10.2023 Подрядчик уложил на Объекте верхний слой покрытия с км 0+000 до км 6+250, фактически проигнорировав требование Технического заказчика о приостановке работ по устройству верхнего слоя покрытия до устранения выявленных нарушений и предъявления их устранения, намеренно скрыв тем самым некачественно выполненные работы, сделав невозможным завершение Объекта с требуемым качеством и соответственно лишив Заказчика возможности получить результат выполненных работ, на который он рассчитывал при заключении Контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 11.2. Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
13.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
24.11.2023 - дата расторжения контракта.
Помимо указанных Заказчиком обстоятельств, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п. 8.1 ГОСТ Р 59120-2021. "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.03.2021 N 121-ст) установлено, что: при определении толщины слоя в трех местах и более толщина слоя определяется как среднее арифметическое значение толщины вырубок (кернов), отобранных в каждом месте, при этом значение толщины вырубок (кернов), отобранных в каждом месте, не должно превышать допустимого отклонения для единичного измерения.
В соответствии с Актом отбора образцов от 29.08.2023, на который ссылается Заказчик в качестве одного из главных оснований расторжения Контракта, среднее арифметическое значение толщины нижнего слоя асфальтобетонного покрытия составляет 8 см, тогда как Контрактом предусмотрено 7 см. Толщина асфальтобетонного покрытия на участке с ПК15+10 до ПК 61+50 больше требуемых Контрактом и нормативными документами и, следовательно, улучшает эксплуатационные свойства устроенного покрытия, недоуплотнение при показателе коэффициента 0,98 уменьшен на 0,01 (0,98-0,97) не влечет за собой ухудшение характеристик надежности и прочности дорожной одежды и не может служить причиной предполагаемых разрушений покрытия. Кроме того, иные важные показатели испытанных образцов как прочность при сжатии, водонасыщение, сдвигоустойчивость, трещиностойкость соответствуют гост 9128-2013.
Заказчик в требовании N 13-05/2767 от 02.10.2023 с приложением протоколов испытания N 360 (l,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12.14) указывает, что при производстве работ на ПК 28+50-ПК32+00 не предъявлены работы по устранению локальных участков с дефектами покрытия перед укладкой верхнего слоя (требование N 13-05/2767 от 02.10.2023) Однако, указанное требование (п. 3) обязывает подрядчика "Устроить верхний слой асфальтобетонного покрытия, устранив локальные дефекты". Незначительные дефекты нижнего слоя асфальтобетонного покрытия перед укладкой верхнего слоя подрядчиком были устранены, что подтверждается фотоматериалами, направленными Заказчику Обязанности предъявить для освидетельствования устранение дефектов требование не содержит.
Подрядчик письмом исх. N 201 от 06.10.2023 уведомил Заказчика о готовности к сдаче работ по устройству нижнего слоя асфальтобетонного покрытия и об устранении им недостатков в соответствии с требованием Заказчика от 02.10.2023 N 13-05/2767 с предоставлением фотоматериалов, сообщил, что все выявленные замечания были установлены в местах, где сметной документацией не предусмотрены работы по ликвидации пучинообразований и замены земляного полотна, однако в настоящее время все замечания по недостаткам устранены. Просил Заказчика, в соответствии со ст. 753 ГК РФ, немедленно приступить к приемке.
Заказчик, письмом от 09.10.2023 N 11-07/2861 в ответ на уведомление Подрядчика N 201 от 06.10.2023 уведомил о непринятии результата выполненных работ по устройству нижнего слоя асфальтобетонного покрытия в связи с тем, что ООО "Магистраль" произвели работы по устройству верхнего слоя покрытия из асфальтобетонной смеси на участке с ПК 15+00 - ПК 44+00, без предъявления Заказчику результатов устранения дефектов и несоответствий на скрываемых работах при устройстве нижнего слоя асфальтобетонного покрытия, основывая свои утверждения на письме Заказчика от 02.10.2023 N 13- 05/2767.
Уведомление об отказе в приемке выполненных работ от 09.10.2023 N 11-07/2861 не является актом приемки работ, в котором должны быть отражены какие конкретно нарушения установлены при проверке именно тех работ, которые были предъявлены Подрядчиком к сдаче уведомлением N 201 от 06.10.2023, не указан объем и стоимость не подлежащих приемке работ, тогда как сам заказчик указывал на возможность Подрядчиком частичного устройства верхнего слоя покрытия.
Организация Заказчиком приемки выполненных работ в соответствии с уведомлением Подрядчика N 201 от 06.10.2023 не осуществлялась.
Согласно пояснениям Подрядчика, 11.10.2023 в присутствии представителя ООО "Магистраль" руководителя проектно-производственной службы Воробьевой В.А., осуществлено вскрытие асфальтобетонного покрытия на ПК 28+96. В процессе вскрытия вырубка асфальтобетона была извлечена со значительными разрушениями, так как выполненный розлив битума перед укладкой слоев, обеспечил жесткое сцепление. Извлечение вырубки производилось ломами, а не керноотборником, в результате чего нижний слой покрытия из пористой асфальтобетонной смеси частично разрушился, часть слоя покрытия отделилась в изъятой вырубке, другая часть осталась на щебеночном основании в виде остатков разрушенного асфальтобетонного покрытия. Общая толщина изъятого из покрытия целостного асфальтобетона составляла 12 см, т.е. на срезе вырубки просматривалось два слоя покрытия: частично разрушенный при выемке нижний слой из пористой асфальтобетонной смеси и верхний слой из плотной асфальтобетонной смеси толщиной 6,0 см. На щебеночном основании толщина остатков нижнего слоя составляла до 4 см. Итого нижний слой составлял толщину 10 см (Контрактом предусмотрена 7 см). Следовательно, ООО "Магистраль" выполняли укладку верхнего слоя асфальтобетонного покрытия по слою нижнего покрытия, выполненного в соответствии с требованием Заказчика, после замены локальных участков на раннее уложенном ООО "Магистраль" нижнем слое покрытия, на которых, под длительным воздействием движения большегрузного транспорта, проявилась сетка трещин.
Указанная причина, как не устранение дефектов нижнего слоя покрытия, для отказа в приемке выполненных Подрядчиком всего объема работ по устройству нижнего слоя асфальтобетонного покрытия не может быть принята в качестве обоснованной.
Несоответствие толщины нижнего слоя покрытия на ПК 3+ 15 (ПК 0+315) 5,5 см при предусмотренных контрактом 7 см, с указанием срока устранения до 23.10.2023, Подрядчик устранил, о чем составлен акт об устранении дефектов от 23.10.2023 за подписью инженера КГКУ "Примуправтодор" Милешкина Д.Ю.
К протоколам испытания асфальтобетонной смеси N 416 от 05.10.2023 и N 419 от 05.10.2023 не приложены акты отбора проб в соответствии с п. 6 Правил оформления результатов отбора проб из кузовов автосамосвалов. В протоколе испытания указывается, что 25.09.2023 и 26.09.2023 было отобрано лопатой 20 кг. смеси и упаковано в коробку, без указания метода отбора (точечная или объединенная проба) тогда как в соответствии с требованиями П.4.2.1 ГОСТ Р 58407.4-2019 определен порядок отбора проб из кузова самосвала только объединенной пробы.
Из анализа протоколов испытания этого не следует, Акт отбора образцов отсутствует.
Таким образом, невозможно определить какую именно пробу исследовал Заказчик, в каком количестве, кем изготовлена асфальтобетонная смесь, каким образом она взята и транспортировалась в лабораторию в г. Уссурийск, так как п. 3 ГОСТа Р 58407.4-2019 обязывает использовать для указанных проб металлические емкости (при необходимости с крышкой) или другие емкости, обладающие достаточной прочностью и теплостойкостью, для транспортирования и хранения материала, но не предусматривает использовать картонную коробку, которая указанным выше требованиям явно не соответствует.
В то же время, Подрядчик, в соответствии с 4.15 Контракта осуществляет своими силами операционный контроль выполняемых им работ в соответствии с требованиями нормативной документации. Подрядчик, осуществляя функции операционного контроля на АБЗ при выпуске асфальтобетонной смеси, произвел отбор пробы 25.09.2023 и 26.09.2023 и произвел испытания. Протоколами N 33-1 от 26.09.2023 и 34-2 от 27.09.2023 ООО "Испытательная лаборатория "ФортесСтрой" на основании Актов отбора проб N 69 от 25.09.2023 и N 70 от 26.09.2023 вынесла заключение о полном соответствии горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа Б марки II требованиям ГОСТ 9128-2013.
Согласно пояснениям ООО "Магистраль", Заказчиком не обоснована невозможность использования результата выполненных работ по устройству асфальтобетонного покрытия при выполнении работ по ремонту автомобильной дороги с условием их выполнения с меньшим коэффициентом уплотнения в размере 0,96, 0,97, вместо требуемого коэффициента в размере 0,98. Заказчик не указал наличия существенных недостатков работ, препятствующих использованию результата работ по назначению, учитывая, что спорные работы выполнены и предъявлены Подрядчиком к приемке до вынесения Заказчиком Решение об одностороннем отказе и которые до настоящего времени Заказчиком не оплачены.
В направленной на подписание исполнительной документации к выполненным работам и находящейся в настоящее время у Заказчика, имеются лабораторные испытания Строительной лаборатории ООО "ПримСтройЭксперт" (Свидетельство N 40 от 09.09.2022-08.09.2025 ФБУ Приморский ЦСМ), с которой ООО "Магистраль" заключило договор на оказание услуг строительной лаборатории N 01-01/23 от 01.01.2023 г. По результатам проведенных испытаний Строительной лабораторией ООО "ПримСтройЭксперт" установлено следующее.
Протокол N 34 ПАБ от 22.09.2023 ПК8+00 право; Протокол N 31 ПАБ от 01.08.2023 ПК 62+00 право; Протокол N 28 от 01.08.2023 ПК 48+00, лево; Протокол N 25 ПАБ от 01.08.2023 ПК 39+00, право; Протокол N 24 ПАБ от 01.08.2023 ПК 36+00 , лево; Протокол N 20 ПАБ от 01.08.2023 ПК 21 +00, право; Протокол N 21 от 01.08.2023 ПК 24+00, лево указано, что горячая пористая мелкозернистая асфальтобетонная смесь марки II и асфальтобетон по испытанным показателям соответствует требованиям ГОСТ 9128-2023; СП 78.13330.2012, при этом, коэффициент уплотнения асфальтобетонной смеси -0,98.
Заказчик делает выводы о несоответствии выполненных работ Подрядчиком по устройству нижнего слоя асфальтобетонной смеси требованиям, не подлежащим к применению ненормативных актов, противоречащих нормам Закона, о чем неоднократно ставил в известность Подрядчик.
ООО "Магистраль" просило в кротчайшие сроки рассмотреть вопросы, изложенные в письмах N 120 от 12.07.2023; 121 от 12.07.2023 (вх. N 16-24798/8 от 13.07.2023) на техническом совете Министерства транспорта и дорожного хозяйства с участием представителей ООО "Магистраль" и направить результаты его рассмотрения в адрес ООО "Магистраль". Указанные письма содержат Акты и информацию, подтвержденную представителем Заказчика, о наличии на ремонтируемом участке дороги многочисленных участков асфальтобетонного покрытия с сильным пучинообразованием площадью 2 695 м2 и которые ООО "Магистраль" устранило путем замены грунта и просило произвести оплату за выполненные работы. Также ООО "Магистраль" уведомляло Заказчика о наличии на асфальтобетонном покрытии автомобильной дороги мест разрушений, колейности, глубокой сетки трещин площадью 16012,5 м2, что составляет 37% от общей площади ремонта асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги, подтвержденные представителем Заказчика за подписью инженера 1 категории отдела КиПР КГКУ "Примуправтодор" Милешкина Д.Ю., требующие замены грунта.
Указанные объемы не содержатся в сметной документации. Ответы Заказчика на указанные письма не представлены.
Подрядчиком не выполнены работы по устройству обочин, монтажу барьерного ограждения, обустройству дороги. Для реализации указанных обязательств, 19.06.2023 ООО "Магистраль" приобрело у ООО "Дорсервис ДВ" секционные балки и другие металлические конструкции для монтажа барьерного ограждения на автомобильной дороге в соответствии с платежным поручением N 42 от 16.06.2023 на сумму 13 286 791,76 рублей.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Магистраль" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 4 декабря 2023 г. N 25-441/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023