Резолютивная часть решения оглашена 05.12.2023
В полном объеме решение изготовлено 08.12.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В.
Кокшаровой И.О. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ОГКУ "Челябоблинвестстрой" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО "Хатман Групп" (далее - общество, подрядчик), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона N 0869200000222007418 на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Больница (родильное и гинекологическое отделение, детская поликлиника) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Карталинская городская больница", Челябинская область, город Карталы Карталинского муниципального района, в том числе проектно-изыскательские работы" (далее - контракт), в присутствии:
- представителей заказчика Гюрджи-Оглы И.А., Шевкунова А.А., действующих на основании доверенности от 05.12.2023;
- представителя АО "Хатман Групп" Бурковского Т.В., действующего на основании доверенности от 13.09.2023,
- представителя АО "Хатман Групп" Чепелева М.Ю., действующего на основании доверенности от 04.12.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение ОГКУ "Челябоблинвестстрой" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО "Хатман Групп".
Согласно представленным документам между заказчиком и АО "Хатман Групп" заключен контракт на проведение изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Больница (родильное и гинекологическое отделение, детская поликлиника) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Карталинская городская больница", Челябинская область, город Карталы Карталинского муниципального района, в том числе проектно-изыскательские работы". Цена контракта составляет 629 628 498, 00 рублей.
Согласно сведениям и документам, представленным заказчиком, решением от 15.11.2023 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения подрядчиком обязательств по контракту, в том числе ввиду нарушения сроков выполнения работ, а также непредставления результатов выполнения первого этапа работ, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии АО "Хатман Групп" представило документы и письменные пояснения, а также представители общества указали, что подрядчик приступил к выполнению работ в сроки, предусмотренные контрактом, осуществлял сбор исходных данных, согласовывал отдельные документы, необходимые для подготовки проектной документации, а также предоставил отчеты о выполнении инженерных изысканий, что свидетельствует о добросовестности действий подрядчика. Неисполнение обязательств в по подготовке проектно-сметной документации вызвано необходимостью внесения изменений в медико-техническое задание.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 10.1 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Так, заказчиком 15.11.2023 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 15.11.2023, в связи с чем контракт является расторгнутым с учетом выходных дней 28.11.2023.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 28.11.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "Хатман Групп" заключен контракт N 104/2022 от 17.01.2023 на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Больница (родильное и гинекологическое отделение, детская поликлиника) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Карталинская городская больница", Челябинская область, город Карталы Карталинского муниципального района, в том числе проектно-изыскательские работы, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом, в силу пункта 21 технического задания работы необходимо выполнить в соответствии с пунктом 13 технического задания и медико-техническим заданием, являющимися приложениями к контракту.
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пунктах 3.1-3.3 контракта заказчиком определены сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 01.12.2024 в соответствии с графиком выполнения работ:
- проектно-изыскательские работы - до 30.09.2023;
- строительные работы - до 01.12.2024.
Как следует из переписки, представленной заказчиком, в процессе исполнения контракта заключено 5 дополнительных соглашений, 2 из которых касались изменения следующих условий:
- дополнительное соглашение N 3 от 27.06.2023, в соответствии с которым права и обязанности по контракту перешли АО "Хатман Групп" ввиду реорганизации общества в форме преобразования;
- дополнительное соглашение N 5 от 11.08.2023, в соответствии с которым изменено в медико-техническое задание.
Как следует из договорной переписки, представленной сторонами в период с января по ноябрь 2023 общество приступило к выполнению работ, взаимодействовало с заказчиком в части согласования планировочных, архитектурно-строительных решений, разработки компоновочных схем, в том числе с учетом измененного медико-технического задания, заключило договор безвозмездного пользования земельным участком для осуществления проектно-изыскательских работ, что подтверждается следующими документами: письма подрядчика от 17.04.2023 исх. 04/1706, от 21.04.2023 исх. 04/2103, от 22.05.2023 исх. 05/2203, от 14.06.2023 исх. N 06/1401, от 28.08.2023 исх. 08/2805, от 28.08.2023 исх. 08/2803, от 28.08.2023 исх. 2904, от 27.09.2023 исх. N 09/2701.
При этом, о необходимости изменения медико-технического задания (далее - МТЗ) обществом было указано в письме от 05.04.2023 исх. 04/0502 по причине того, что в пределах максимальных размеров здания на выделенном земельном участке невозможно разместить все необходимые отделения, предусмотренные МТЗ, что впоследствии привело к тому, что 11.08.2023 заключено дополнительное соглашение об изменении первоначально разработанного и утвержденного МТЗ.
При этом, как указал заявитель после внесения изменений в МТЗ потребовалось вновь согласовывать планировочные решения и проводить изыскательские работы, при этом программы инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических изысканий согласованы заказчиком 08.09.2023 письмом исх. 2323, планировочные решения подвала, 1-6 этажей согласованы с Минздравом Челябинской области 21.09.2023 письмом исх. 04/8977, с ГБУЗ "Районная больница г. Карталы" 14.09.2023 письмом исх. 1902, а также с заказчиком 22.09.2023 письмом исх. 2484.
В последующем 22.09.2023 в адрес заказчика обществом направлены технические решения, а также отчеты по инженерным изысканиям, 27.09.2023, 06.10.2023, 20.10.2023, 23.10.2023, 08.11.2023 - направлены откорректированные варианты фасадов, спецификации и планировки с расставленным технологическим оборудованием, общие технически решения.
Более того, в письме от 02.10.2023 исх. 10/0206 общество обращалось с просьбой к заказчику о продлении сроков исполнения обязательств по первому этапу до 01.12.2023 года на основании Постановления Правительства N 680 от 16.04.2023.
Вместе с тем, 10.10.2023 заказчиком направлена претензия в адрес общества о необходимости предоставления результатов выполнения работ по первому этапу в кратчайшие сроки, то есть с учетом пункта 5.2.7 контракта не позднее 15 дней с момента получения уведомления о выявленных недостатков.
Так, результаты выполненных работ по контракту не переданы заказчику в регламентированный контрактом срок, в том числе в сроки, предусмотренные для устранения недостатков, в связи с чем заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта на основании решения от 15.11.2023.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
Вместе с тем, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном уклонении от исполнения контракта и непринятию мер по выполнению работ
Из материалов дела усматривается, что общество приступило и осуществляло исполнение контракта, что подтверждается перепиской между подрядчиком и заказчиком, из которой следует, что подрядчиком осуществлялись действия по предоставлению промежуточных технических, планировочных решений, компоновочных схем, необходимых для осуществления проектирования, в том числе общество неоднократно согласовывало указанные решения с заказчиком, Минздравом Челябинской области, ГБУЗ "Районная больница г. Карталы" ввиду изменения медико-технического задания, представило и согласовало программы инженерных изысканий, предоставило результаты инженерных изысканий заказчику. При этом из переписки также следует, что общество не выражало отказ от выполнения работ.
Следует отметить, что изменение МТЗ, которое было утверждено от 16.06.2023 и подписание дополнительного соглашения об изменении МТЗ от 11.08.2023, могли привести к задержке сроков выполнения работ по проектированию ввиду наличия объективных обстоятельств, возникших в ходе выполнения работ.
Так, в материалы дела обществом представлено строительно-техническое исследование. Заключение специалиста N 2151 от 04.12.2023, при этом на вопрос специалиста: "имелась ли техническая возможность выполнить проектную документацию для прохождения государственной экспертизы в срок, предусмотренный контрактом?" дан ответ, что такая техническая возможность отсутствовала, в том числе по причине необходимости внесения изменений в МТЗ.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об АО "Хатман Групп", единоличном исполнительно органе, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГКУ "Челябоблинвестстрой" в отношении АО "Хатман Групп" (ИНН 5047276074), в том числе лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 декабря 2023 г. N 074/10/104-2792/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023