Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 08.11.2023 N 258/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ИП Тарасове С.А. (ИНН 3120065220043)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии - Сотникова О.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: Обухова А.М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, Войтова С.Ю. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - главы администрации Бессоновского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области Сыромятникова А.В. (решение о назначении от 18.09.2023 N11), Мартыненко Я.С. (по доверенности), участника закупки ИП Тарасова С.А., его защитника - Приймакова М.Ю. (по доверенности) рассмотрев информацию администрации Бессоновского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области о расторжении контракта в одностороннем порядке с ИП Тарасовым С.А., заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками в 1943 году. Захоронено 16 человек, имена всех установлены. Скульптура советского воина: на фоне стелы с изображением батальной битвы", адрес: Белгородская область, Белгородский район, с. Бессоновка, ул. Партизанская, д. 10Б (закупка N 0126300029123000241) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Администрация Бессоновского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ИП Тарасова С.А. (ИНН 3120065220043) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 17.07.2023 размещено извещение и его приложения (электронные документы).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 603 480 рублей 00 копеек.
По итогам Электронного аукциона 07.08.2023 между Заказчиком и ИП Тарасовым С.А. (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0126300029123000241 на выполнение ремонтных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками в 1943 году. Захоронено 16 человек, имена всех установлены. Скульптура советского воина: на фоне стелы с изображением батальной битвы", адрес: Белгородская область, Белгородский район, с. Бессоновка, ул. Партизанская, д. 10Б (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта Подрядчик обязуется в сроки и на условиях настоящего контракта выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять Работы и оплатить их.
В соответствии с пунктом 3.1 сроки выполнения работ по Контракту: начало выполнения работ - с даты заключения контракта, окончание выполнения работ - 25.08.2023 г.
В соответствии с пунктом 3.3 Контракта адрес объекта: Белгородская область, Белгородский район, с. Бессоновка, ул. Партизанская, д. 10Б.
25.08.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение N1 об изменении существенных условий указанного выше контракта, а именно: продлен срок выполнения работ - до 01.10.2023.
Согласно Техническому заданию работы должны быть выполнены в соответствии со сметной документацией и проектной (рабочей) документацией.
Также в соответствии с Техническим заданием Подрядчику перед началом выполнения работ необходимо получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта от 23.10.2023 и устным пояснениям представителя Заказчика на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Подрядчик не приступил к выполнению работ.
29.09.2023 Заказчиком в адрес исполнителя было направлено уведомление о необходимости проведения работ по исполнению заключенного контракта.
06.10.2023 в адрес Подрядчика было направлено письмо с требованием об уплате неустойки (пени, штрафов) в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом при выполнении работ.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно условиям Контракта, а именно пункту 11.8. расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик в связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное условиями Контракта (пункт 11.8 Контракта), статьи 95 Закона о контрактной системе 23.10.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком 23.10.2023 размещено в ЕИС.
Датой надлежащего уведомления ИП Тарасова С.А. о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 23.10.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям ЕИС и пояснениям представителей Заказчика на заседании Комиссии, решение о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в силу 03.11.2023.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о соблюдении заказчиком порядка расторжения Контракта.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ИП Тарасове С.А. в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 03.11.2023.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
На заседание Комиссии ИП Тарасовым С.А. представлены устные и письменные пояснения, согласно которым, неисполнение взятых на себя обязательств явилось следствием ненадлежащего поведения заказчика, а именно.
В соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, включенного в реестр, проводятся на основании разрешения на проведение указанных работ, выданных региональным органом охраны объектов культурного наследия, а именно Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области.
В ходе рассмотрения дела Тарасов С.А. отметил, что в соответствии с техническим заданием, первоначально необходимо получение разрешения на проведение работ. Для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия во исполнение Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ и условий заключенного муниципального контракта, было необходимо совместно с заявлением о выдаче указанного разрешения предоставить в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области, в том числе копию договора на проведение авторского надзора, копию приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора и проектную документацию на выполнение работ, согласованную заказчиком.
Со слов Тарасова С.А. он неоднократно обращался к заказчику за вышеуказанными документами, однако заказчик указанные документы не направлял.
Представитель заказчика пояснил, что в адрес ИП Тарасова С.А. необходимая документация была направлена 02.08.2023 по электронной почте (скриншот прилагается), однако на обозрение Комиссии не представил подтверждающих документов о согласовании вышеуказанной документации.
Тарасов С.А. также отметил, что в связи с отсутствием у заказчика контракта (договора) на оказание услуг по проведению авторского надзора и получением им лицензии Министерства культуры РФ (была получена Подрядчиком 22.08.2023 г.), которая позволила бы оказывать услуги по проведению авторского надзора на объектах культурного наследия, 7.09.2023 г. между Подрядчиком и заказчиком был заключен договор на оказание услуг по проведению авторского надзора.
В ходе рассмотрения дела исполнитель обратил внимание комиссии на тот факт, что именно отсутствие проектной (рабочей) документации на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной с заказчиком не позволило ему получить разрешение Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области на проведение работ.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия отмечает, что внесение сведений об ИП Тарасове С.А. в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную принудительную меру. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов лиц, размещающих заявки на участие в закупках.
В соответствии с подпунктом а) пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Так как представленные пояснения и документы свидетельствуют о принятии мер к исполнению Контракта и не подтверждают намеренного уклонения ИП Тарасова С.А. от исполнения Контракта, Комиссия считает возможным информацию, представленную Заказчиком в отношении ИП Тарасова С.А., в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 95, 104, Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию администрации Бессоновского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области в отношении ИП Тарасова С.А. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: О.В. Сотникова
Члены Комиссии: А.М. Обухова
С.Ю. Войтова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 13 ноября 2023 г. N 031/10/104-753/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023