Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей заказчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска "Детский сад N 11 "Снегирёк" (далее - МБДОУ д/с N 11), поставщика - ООО "Группа Алмаз", уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев обращение МБДОУ д/с N 11 о включении сведений об ООО "Группа Алмаз" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом МБДОУ д/с N 11 от исполнения контракта, заключенного с ООО "Группа Алмаз" по результатам проведения закупки на поставку продуктов питания (извещение N 0351300120723000009),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение МБДОУ д/с N 11 о включении сведений об ООО "Группа Алмаз" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом МБДОУ д/с N 11 от исполнения контракта, заключенного с ООО "Группа Алмаз" по результатам проведения закупки на поставку продуктов питания.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно абз.1 ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Между заказчиком и ООО "Группа Алмаз" на основании запроса котировок в электронной форме N 0351300120723000009 (протокола от 28.06.2023 г. N 0351300120723000009) заключен контракт на поставку продуктов питания (мясо говядины, печень говяжья, куры охлажденные) N ЗКМПК.2023.006 от 03.07.2023 г. (идентификационный код закупки - 233540911188754090100100160070000244) на сумму 425 760.00 руб.
Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что товар заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями контракта. Количество товара в каждой партии определяется на основании заявки заказчика на поставку товара. Заявка может быть подана как в устной форме (по телефону), так и отправлена по факсу, электронной почтой или сообщением приложения WhatsApp Messenger. Дата и время поставки товара согласовывается с заказчиком.
В соответствии с условиями контракта МБДОУ д/с N 11 "Снегирек" на электронную почту поставщика 03.10.2023 г. была направлена заявка N3 от 03.10.2023 г. со сроком поставки 06.10.2023 г. В обусловленный срок заявка не исполнена.
Заказчиком была направлена претензия от 18.10.2023 N1, с продлением срока поставки и требованием поставить товар по заявке от 03.10.2023 N3 до 15-00 19.10.2023 г., которая до настоящего момента не исполнена, что является неоднократным нарушением сроков поставки товаров.
24.10.2023 года МБДОУ д/с N 11 приняло решение об одностороннем отказе N 1 от 24.10.2023 г. согласно 11.2 контракта и части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик воспользовался своим правом в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, устранил нарушение, и заказчик принял решение об отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и опубликовал извещение об отмене решения.
10.11.2023 г. на электронную почту поставщика была направлена заявка N7 от 10.11.2023 г. со сроком поставки 14.11.2023 г. В обусловленный срок заявка не исполнена. В заявке N7 от 10.11.2023 г. заказчик определил: "Говядина замороженная для детского питания 70 кг, мясо сельскохозяйственной птицы охлажденное для детского питания 100 кг".
16.11.2023 была поставка, согласно товарной накладной N 40297 от 16.11.2023 доставлена только одна позиция "Говядина замороженная для детского питания" 78.68 кг. Мясо сельскохозяйственной птицы, охлажденное для детского питания, не доставлено.
Таким образом, поставщик своих обязательств по контракту не исполнил, тем самым нарушив пункт 3.1 контракта.
17.11.2023 года МБДОУ д/с N 11 приняло повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 17.11.2023, следовательно, 17.11.2023 поставщик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 28.11.2023.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в регламентированный десятидневный срок поставщик не предпринял действий по исполнению обязательств по контракту.
29.11.2023 Новосибирским УФАС России в адрес ООО "Группа Алмаз" было направлено уведомление с требованием о представлении письменных объяснений по факту неисполнения обязательств по контракту. Вместе с тем, ООО "Группа Алмаз" в адрес Новосибирского УФАС России пояснений о причинах неисполнения условий контракта не направило.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "в" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, а именно, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ООО "Группа Алмаз" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения контракта.
Таким образом, заказчик правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях организации, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Организацией не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о ней в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения ею предпринимательской деятельности и должна прогнозировать последствия, в том числе, и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО "Группа Алмаз" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО "Группа Алмаз" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Группа Алмаз" (ИНН 4205376072), о директоре и участнике ООО "Группа Алмаз" - Арышевой Анне Николаевне (ИНН 420502433820) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 5 декабря 2023 г. N 054/06/104-2530/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023