Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО Волковское (далее - Заказчик):
ЗАО "БАЛАМА" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 31270-ЭП/23 от 30.11.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку самоспасателей для нужд Местной Администрации МО Волковское (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 21.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300011123000035. Начальная (максимальная) цена контракта - 524 250, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в нарушении порядка описания объекта закупки в части установления требований, не предусмотренных нормативными актами национальной системы стандартизации.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки.
Из содержания извещения о проведении запроса котировок следует, что Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к закупаемому товару:
1) "Время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 30 мин при воздействии на него следующих тест-веществ: монооксида углерода; хлорида водорода; цианида водорода; акролеина";
2) "Самоспасатель должен быть рассчитан на применение при температуре окружающей среды в диапазоне от -40°C до 60 °C и относительной влажности воздуха до 98 %".
Комиссия УФАС констатирует, что, как верно указал Заявитель в своей жалобе, в отношении приобретаемого Заказчиком товара техническим регламентом, содержащим общие технические требования, является технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011 (далее - ТР ТС 019/2011), на который в извещении о проведении закупки также ссылается Заказчик, а документом, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации - ГОСТ Р 53261.
Вместе с тем, Заказчиком в описании предмета закупки установлены требования, которые противоречат техническим регламентам и документам национальной системы стандартизации, в область распространения которых входит приобретаемый товар.
В частности, при описании объекта закупки Заказчиком установлено требование к времени защитного действия, которое должно составлять не менее 30 минут.
Вместе с тем, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 28 мая 2019 года N 55 в ТР ТС 019/2011 были внесены изменения N 1, которые действовали на момент размещения закупки.
Кроме прочего был изменен подпункт 15 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011, который в актуальной редакции содержит следующее требование в отношении времени защитного действия самоспасателя: "время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 15 мин при воздействии на него следующих веществ: монооксид углерода; водорода хлорид; водорода цианид; акролеин".
Аналогичное требование содержит пункт 4.1.3 ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний", на который также содержится ссылка в извещении о проведении закупки.
Кроме того, указанным ГОСТ предусмотрено, что самоспасатель: должен быть рассчитан на применение при температуре окружающей среды в диапазоне от 0 °С до 60 °С и относительной влажности воздуха до 95 % (при температуре (25 2) °С).
В рассматриваемом случае Заказчиком установлено требование к закупаемому товару, отличное от установленного техническими регламентами и документам национальной системы стандартизации.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены требования к закупаемым товарам, отличные от требований ГОСТ и ТР ТС 019/2011, при этом Заказчиком не приведено обоснования необходимости использования показателей, требований, отличных от используемых в ГОСТ и ТР ТС 019/2011, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "БАЛАМА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, котировочной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2023 г. N 44-5115/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023