Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБСУСО "ДДИ N1" (далее - Заказчик):;
ООО "Вкус" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31811-ЭП/23 от 05.12.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания (извещение N 0372200100223000160) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 24.11.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200100223000160. Начальная (максимальная) цена контракта - 34 070 262,23 рубля.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Уполномоченного органа, Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качественные характеристики объекта закупки".
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган, Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Относительно доводов Заявителя, касающихся установления Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 16-19 Положения
16. Для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
17. Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
18. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
19. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения предусмотрено следующее:
20. Если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
в) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
г) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;
д) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
21. Если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
22. В случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
23. Если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с извещением о проведении закупки Уполномоченным органом, Заказчиком определен следующий порядок оценки по критерию "характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: сведения о системе управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП в соответствии с требованиям ГОСТ в части исходной информации, опасных факторов и предупреждающих действиях; критических контрольных точках, критических пределах и системах мониторинга; корректирующих действиях и внутренних проверках; технологическая документация.
В рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", оценивается наличие у участника закупки системы управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП в соответствии с требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001 (далее-ГОСТ), в отношении деятельности по организации питания, хранению и транспортировке товаров (далее - товары), используемых при оказании услуги, а также требований санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 года N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20", Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03", ГОСТ 30390-2013 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия", санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 года N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20" (далее - СП).
Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки определяется согласно представленной форме "Качественные характеристики объекта закупки", установленной в настоящем пункте, содержащей описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте, и заполненной в соответствии с инструкцией по ее заполнению:
Инструкция по заполнению столбца 1 формы: указывается номер строки в формате "1", "2", "3" и т.д. Инструкция по заполнению столбца 2 формы: указывается наименование объекта закупки. Инструкция по заполнению столбца 3 формы: указываются сведения о системе управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП в части опасных факторов и предупреждающих действиях, критических контрольных точках, критических пределах и системах мониторинга, корректирующих действиях и внутренних проверках.
В рамках системы управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП:
- в соответствии с требованиями ГОСТ в части исходной информации необходимо предоставить следующий перечень сведений: условия транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд согласно примерных меню, являющимися приложениями N 1 к извещению (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в примерных меню). Сведения представляются отдельно по следующей рекомендуемой форме "Система управления качеством пищевых продуктов":
N п/п Потребительское наименование товара Характеристики товара Условия транспортировки Условия хранения Условия приемки
1.
Инструкция по заполнению формы:
Инструкция по заполнению столбца 1 формы "Система управления качеством пищевых продуктов": указывается номер строки в формате "1", "2", "3" и т.д. В рамках одной строки необходимо делать описание только одного раздела предложения о качественных характеристиках объекта закупки, при этом все столбцы должны быть заполнены в соответствии с настоящей инструкцией. Инструкция по заполнению столбца 2 формы: указывается наименование объекта закупки, по которому участником закупки предполагается сделать Предложение о качестве. Инструкция по заполнению столбца 3 формы: участнику закупки необходимо представить в соответствии с Приложением N 2 к Описанию объекта закупки "Ассортиментный перечень". Инструкция по заполнению столбца 4 формы: участнику закупки необходимо предоставить сведения об условиях транспортировки продукта питания, указанного в столбце один этой же таблицы. Инструкция по заполнению столбца 5 формы: участнику закупки необходимо предоставить сведения об условиях хранения продукта питания, указанного в столбце один этой же таблицы. Инструкция по заполнению столбца 6 формы: участнику закупки необходимо предоставить сведения об условиях приемки продукта питания, указанного в столбце один этой же таблицы.
- опасных факторов и предупреждающих действиях необходимо предоставить следующий перечень сведений: описать процесс обеспечения надлежащего санитарного состояния в помещении пищеблока (в случае если в соответствии с техническим заданием приготовление блюд осуществляется на пищеблоке Заказчика) и обеспечения надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд, процесс соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания, биологических, химических и физических факторов, в соответствии с СП при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится данный конкурс.
- системы управления качеством необходимо предоставить следующий перечень сведений: последовательность всех действий при оказании услуг по контракту (-ам), на право заключения которого (-ых) проводится настоящий конкурс, с указанием режима работы и последовательности операций (от того, как приступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг);
- критических пределах и системах мониторинга необходимо предоставить следующий перечень сведений: процесс выявления критических контрольных точек для устранения (минимизации) риска или возможности его появления, проведение мониторинга, позволяющего обеспечить контроль критических контрольных точек на основе планируемых мер или наблюдений, блок-схема и диаграмма анализа рисков, дерево принятия решений, при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится данный конкурс.
- корректирующих действиях и внутренних проверках необходимо предоставить следующий перечень сведений: описание коррекции и корректирующих действий, которые будут предприняты в случае, выявления в процессе мониторинга ККТ несоответствий и других нежелательных ситуаций, процессы описания проведения внутренних проверок в плановом порядке по утвержденному графику, во внеплановом порядке при выявлении опасных неучтенных факторов и рисков, возникновении отклонений, поступлении информации о претензиях, существенных изменениях в технологических процессах, кадровом составе, предписаний надзорных органов, при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится данный конкурс.
В рамках технологической документации необходимо предоставить следующий перечень сведений: технологические (техно-технологические, калькуляционные карты) карты, содержащие технологию приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в примерных меню (Приложения N 1 к Описанию объекта закупки). Под технологией приготовления каждого блюда понимается информация о технологических процессах приготовления, оформления и подачи блюда (изделия), условиях и сроках реализации блюда, наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо, нормах расхода продуктов брутто и нетто на одну порцию, весе готового блюда (кулинарного изделия, мучного кондитерского и хлебобулочного изделия), химическом составе блюда. При этом, по позиции в примерном меню (Приложения N 1 к Описанию объекта закупки), подразумевающей поставку готового продукта (например, яблоко, огурец и т.п.) от производителя (поставщика, продавца), не требуется в предложение о качестве вносить информацию о технологических процессах приготовления. В случае, если в примерных меню (Приложения N 1 к Описанию объекта закупки), содержится несколько блюд с одинаковым наименованием, выходом и иными сведениями, содержащимися в Приложениях N 1 к Описанию объекта закупки, в предложении о качестве участник вправе описать технологию приготовления такого блюда один раз.
В рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в отношении описания документов, регулирующих оказание услуг по объекту закупки, участнику закупки необходимо предоставить тексты инструкций, разработанных участником закупки в рамках системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП.
В рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участник закупки должен предоставить описание методики контроля и оценки качества оказания услуг, а также порядка соблюдения санитарно-эпидемиологических правил при оказании услуг и контроля за их соблюдением. Также, участнику закупки необходимо предоставить описание осуществляемого им порядка охраны труда работников, привлекаемых к оказанию услуг, являющихся предметом закупки.
При формировании описания свойств объекта закупки участник закупки должен не повторить требования описания объекта закупки со всеми его приложениями и/или положения нормативной документации, а представить описание свойств объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.
Описание свойств объекта закупки должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "должен", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производные. Непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или приложений к нему, трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". Если согласно положениям настоящего Порядка рассмотрения и оценки заявок участнику закупки требуется указать срок осуществления каких-то действий, и он использует формулировки формата "в течение _ дней/часов", не признается надлежащей фраза, не позволяющая однозначно определить начало течения такого срока.
В случае отсутствия сведений (части сведений) предусмотренных требованиями Извещения об осуществлении закупки и/или несоответствия сведений (части сведений) требованиям настоящего Извещения об осуществлении закупки начисление баллов по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика, установленным в настоящем порядке оценки, вне зависимости от степени детализации таких сведений.
Рекомендуемая Форма "Качественные характеристики объекта закупки":
Наименование конкурса: _____________________________
Номер строки Объект закупки Сведения о системе управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП в части опасных факторов и предупреждающих действиях, критических контрольных точках, критических пределах и системах мониторинга, корректирующих действиях и внутренних проверках
1 2 3
Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Значение детализирующего показателя - характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" Количество присваиваемых баллов
Предложение о наличии характеристики объекта закупки 100 баллов
Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки 0 баллов".
В силу ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что Заказчиком внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 06.12.2023 NИИ1 в ред. N, а обжалуемые положения относительно ненадлежащего порядка оценки отсутствуют.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки содержится в электронном документе "Описание объекта закупки.docx".
Так, пункт 2.1.7 описания объекта закупки предусматривает, что организация питания осуществляется в соответствии с примерным цикличным меню питания с учетом санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания населения, требований Заказчика к меню питания (Приложение N 2 к настоящему Описанию объекта закупки) из продуктов поименованных в Ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья, размещенном на странице Управления социального питания на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/socpit/documents/ (далее - Ассортиментный перечень).
Пунктом 2.2.1 предусмотрено, что организация питания осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" - в соответствии с примерным цикличным меню, утвержденным руководителем Исполнителя, и согласованным руководителем Заказчика. Меню должно быть разработано из продуктов, поименованных в Ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья для обеспечения социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга (Приложение N 1 к Техническому заданию).
Исполнитель обязан разработать меню рационов питания для всех типов контингента получателя услуг с учетом ограничений, условий и порядка получения услуг в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и настоящего технического задания.
Разработанное меню и его изменения, включая замену продуктов и видов питания, согласовывается Исполнителем с Заказчиком.
Исполнитель обязан обеспечить соответствие рационов питания технологическим нормативным документам, в том числе рецептурам действующих сборников рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания и нормативным документам, действующим на момент оказания услуг.
Блюда меню рационов питания должны быть изготовлены в соответствии с технологическими картами на продукцию общественного питания и/или технико-технологическими картами на новую продукцию общественного питания.
Исполнитель обязан обеспечить соответствие технологических карт и/или технико-технологических карт, используемых при реализации меню, государственному стандарту (ГОСТ) 31987-2012 "Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания", включая рекомендуемые формы и информацию, содержащуюся в технологических картах и/или технико-технологических картах.
Исполнитель обязан обеспечить полное соответствие меню рационов питания всем принципам здорового питания, в том числе оптимальной количественной и качественной структуре питания, гарантированной безопасности, физиологически обоснованному режиму питания, учету сезонности.
Исполнитель обязан обеспечить соблюдение и исполнение требований официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания, необходимых для безопасного и качественного оказания услуг, а также требований технического задания к гарантии качества услуги и объему предоставления гарантий ее качества, включая государственные стандарты, постановления, регламенты.
Исполнитель обязан обеспечить соответствие наименования предлагаемых блюд наименованиям, указанным в меню и технологической карте на продукцию общественного питания и/или технико-технологической карте на новую продукцию общественного питания.
Приложение к описанию объекта закупки содержит меню ШКОЛЬНИКИ (ОВД) (дети 7-11 лет), день 1, обед: блюдо щи из свежей капусты с картофелем, выход блюда составляет 302 грамма.
При этом, согласно Таблицы 1 Приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 масса порций для первого блюда для 7-11 лет должна составлять 200-250 грамм.
Следовательно, установленные Заказчиком требования не соответствуют положениям СанПиН, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 2.1.7. описания объекта закупки, являющегося приложением к извещению (далее - описание объекта закупки), установлено: Организация питания осуществляется в соответствии с примерным цикличным меню питания с учетом санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания населения, требований Заказчика к меню питания (Приложение N 2 к настоящему Описанию объекта закупки).
Приложение N 2 к Описанию объекта закупки содержит Примерные цикличные меню.
Пунктом 2.1.9. описания объекта закупки установлено: Исполнитель обязан оказывать услуги по организации питания в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации:
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
В Приложении N 2 к Описанию объекта закупки - "Примерные цикличные меню" размещена следующая информация, например: меню ШКОЛЬНИКИ (ОВД)
3 день |
|
|
|
Прием пищи, наименование блюда |
Масса порции |
N рецеп-туры |
Сборник рецептур |
Завтрак | |||
КАША ВЯЗКАЯ МОЛОЧНАЯ ИЗ СМЕСИ КРУП |
230/5/10 |
к/к |
к/к |
Представленное заказчиком "Примерное цикличное меню", не позволяет убедиться в соответствии данного меню СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по параметрам таблицы 1 Приложения N10, поскольку не содержит информации о пищевой ценности представленных блюд (по всем позициям меню), отсутствует номер рецептуры и указание на сборник рецептуры (по ряду позиций меню), однако присутствует указание обозначение "К/К".
Порядком оценки предусмотрено: в рамках технологической документации необходимо предоставить следующий перечень сведений: технологические (техно-технологические, калькуляционные карты) карты, содержащие технологию приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в примерных меню (Приложения N 1 к Описанию объекта закупки). Под технологией приготовления каждого блюда понимается информация о технологических процессах приготовления, оформления и подачи блюда (изделия), условиях и сроках реализации блюда, наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо, нормах расхода продуктов брутто и нетто на одну порцию, весе готового блюда (кулинарного изделия, мучного кондитерского и хлебобулочного изделия), химическом составе блюда.
Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки не раскрывает понятия "калькуляционная карта" и не содержит ссылок на нормативно-техническую документацию.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вкус" обоснованной в части довода о нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 декабря 2023 г. N 44-5295/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023