Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение заказчика - Администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области о включении информации в отношении ООО "Стимул" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду расторжения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Здание пищеблока на сто посадочных мест МБОУ "Добрятинская СОШ" Гусь-Хрустального района, п. Добрятино, ул. Ленина, д. 7" (извещение N 0128200000122006742) в открытом заседании в присутствии представителя заказчика - Администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области _ (доверенность от 01.03.202), представителя ООО "Стимул" _ (доверенность от 04.12.2023 б/н), представителя Союза добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных и коммерческих нужд _ (доверенность от 02.10.2023 б/н).
05.12.2023 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 06.12.2023.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступило обращение Администрации муниципального
образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области о включении информации в отношении ООО "Стимул" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду расторжения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Здание пищеблока на сто посадочных мест МБОУ "Добрятинская СОШ" Гусь-Хрустального района, п. Добрятино, ул. Ленина, д. 7" (извещение N 0128200000122006742).
Из обращения заказчика следует, что 26.12.2022 между администрацией муниципального образования Гусь- Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области и ООО "Стимул" был заключен Контракт N26, согласно условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта: "Здание пищеблока на сто посадочных мест МБОУ "Добрятинская СОШ" Гусь- Хрустального района, п. Добрятино, ул. Ленина, д. 7" согласно Приложению N 1 к Контракту ("Задание на выполнение работ"), проектно - сметной документации и действующим строительным нормам, сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно п. 3.1. Контракта цена работ составляет: 47 086 494,70 (сорок семь миллионов восемьдесят шесть тысяч четыреста девяносто четыре) руб. 70 коп., НДС не облагается.
Согласно п. 1.4. Контракта, срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 01.08.2023 года. Начало и окончание выполнения работ: работы вы-полняются по этапам, согласно Графику выполнения работ (Приложение N 3 к настоящему контракту).
В соответствии с Дополнительным соглашением N 1 от 11.01.2023 г. к Контракту авансовый платеж был согласован 10 % от цены Контракта.
В соответствии с Дополнительным соглашением N 4 от 27.04.2023 г. к Контракту авансовый платеж был увеличен до 29,27 % от цены Контракта.
В соответствии с Дополнительным соглашением N 5 от 27.07.2023 г. к Контракту - срок выполнения работ был продлен до 01.11.2023 года. Приложение N 3 к Контракту изложено в редакции согласно приложению к Дополнительному соглашению.
Однако, обязательство по строительству объекта подрядчиком не исполнено.
Фактически подрядчиком исполнены и заказчиком приняты работы на общую сумму 4 362 463,99 рублей (Этап 1. Геодезическая разбивка осей здания, трасс наружных сетей, Этап 2. Демонтажные работы, Этап 3. Земляные работы, Этап 4. Фундаменты, Этап 6. Перекрытия) от общей суммы контракта 47 086 494,70 рублей.
В период действия Контракта в адрес подрядчика неоднократно направлялись претензии (предупреждения) администрацией района и ООО "Промрем-строй" в рамках осуществления строительного контроля за выполнением работ с требованием ускорить выполнение работ и выполнять работы в соответствии с подписанным графиком: претензия N 63/03-11 от 20.01.2023 г., претензия N 829- 01-19 от 15.06.2023 г.
В соответствии с пунктом 8.2.3.1.2. Контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотрен-ным частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации: если подрядчик не приступает своевременно к исполне-нию Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (статья 715 Гражданского кодекса Российской Федерации); при нарушении подрядчиком начального и конечного сроков выполнения работ, а также сроков завершения отдельных этапов работы (промежуточных сроков) (статьи 405, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно Постановления Администрации района от 05.07.2023 N 836 "Об одностороннем отказе от исполнения контракта N 26 от 26.12.2022 на выполнение работ по строительству объекта: "Здание пищеблока на сто посадочных мест МБОУ "Добрятинская СОШ" Гусь-Хрустального района, п. Добрятино, ул. Лени-на, д.7", Заказчиком принято решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения Контракта .
В течение указанного срока подрядчик заверил устранить нарушения, по-служившие основанием принятого решения.
Вышеуказанное Постановление было отменено на основании Постановления администрации района от 14.07.2023 N 884.
Несмотря на вышеизложенное, по состоянию на 05.10.2023 г. работа на объекте не была активизирована. Этап работ "Стены", срок исполнения которого 235 календарных дней с даты заключения контракта - 17.08.2023 г., не исполнен. Соответственно не исполнены и следующие за ним этапы работ "Покрытия", "Проемы", "Полы", "Кровля", "Разные работы", "Переход", "Проезды", "Котельная", срок выполнения которых на указанную дату, согласно графику выполнения работ, также наступил.
Подрядчику были направлены претензии N 03-01/1308 от 05.10.2023 г., N 03-01/1450 от 01.11.2023 г.
Вместе с тем, заказчиком 17 ноября 2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28 ноября 2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
Представитель ООО "Стимул" пояснил, что в действиях общества отсутствуют признаки недобросовестности. Также представитель пояснил, что с решением заказчика об одностороннем отказе общество не согласно, считая его незаконным, необоснованным и не соответствующим условиям договора. Срок окончания работ по Контракту пропущен, однако это произошло не по вине общества. Однако, большая часть работ выполнена.
Заслушав мнения сторон, проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
26.12.2022 между администрацией муниципального образования Гусь- Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области и ООО "Стимул" был заключен Контракт N26 на выполнение работ по строительству объекта: "Здание пищеблока на сто посадочных мест МБОУ "Добрятинская СОШ" Гусь-Хрустального района, п. Добрятино", д. 7" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта: "Здание пищеблока на сто посадочных мест МБОУ "Добрятинская СОШ" Гусь-Хрустального района, п. Добрятино, ул. Ленина, д. 7" согласно Приложению N 1 к Контракту ("Задание на выполнение работ"), проектно - сметной документации и действующим строительным нормам, сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1.3. Контракта подрядчик выполняет работы по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, п. Добрятино ул. Ленина, д. 7.
Пунктом 1.4. Контракта предусмотрено, что срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 01.08.2023 года.
Начало и окончание выполнения работ: работы выполняются по этапам, согласно Графику выполнения работ (Приложение N 3 к настоящему контракту).
В соответствии с Дополнительным соглашением N 1 от 11.01.2023 г. к Контракту авансовый платеж был согласован 10 % от цены Контракта.
В соответствии с Дополнительным соглашением N 4 от 27.04.2023 г. к Контракту авансовый платеж был увеличен до 29,27 % от цены Контракта.
В соответствии с Дополнительным соглашением N 5 от 27.07.2023 г. к Контракту - срок выполнения работ был продлен до 01.11.2023 года. Приложение N 3 к Контракту изложено в редакции согласно приложению к Дополнительному соглашению.
Как следовало из пояснений сторон, в полном объеме обязательства по строительству объекта подрядчиком не исполнено, работы как того предусматривает Контракт не выполнены.
Раздел 8 регулирует изменение и расторжение Контракта.
В соответствии с пунктом 8.2.3.1.2. Контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации: если подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (статья 715 Гражданского кодекса Российской Федерации); при нарушении подрядчиком начального и конечного сроков выполнения работ, а также сроков завершения отдельных этапов работы (промежуточных сроков) (статьи 405, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком 17.11.2023 в ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.11.2023 дата надлежащего уведомления поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.11.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ 15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действия (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
При этом, как подтверждается судебной практикой о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Судами отмечено, что сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер совершенного правонарушения, размер причинного вреда, имущественного положения и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах указывает, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в РНП поставщика необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Комиссия принимает во внимание все указанные при рассмотрении обращения обстоятельства, в том числе переписку сторон (обращения общества к заказчику с целью урегулирования проблемных моментов), выполнение части работ, внесение корректировки в проектную документацию.
На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения Администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области о включении информации в отношении ООО "Стимул" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду расторжения контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Здание пищеблока на сто посадочных мест МБОУ "Добрятинская СОШ" Гусь-Хрустального района, п. Добрятино, ул. Ленина, д. 7" (извещение N 0128200000122006742).
Исп. _
тел.8-4922-53-39-54, вн.033-125
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 6 декабря 2023 г. N 033/06/104-901/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023