Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - заместитель начальника отдела Н.А. Ворсина, начальник отдела М.А. Грицай (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - УФНС по Красноярскому краю (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Хайруллиной Ю.Л. (ИНН 245405348710) (далее - ИП, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Услуги по уборке прилегающей территории", номер извещения 0119100012521000015, идентификационный код закупки 211246508726224650100100410018129244,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о внесении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ИП условий такого контракта.
Красноярским УФАС России по электронным адресам заказчика и ИП были направлены уведомления о проведении внеплановой проверки, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
В назначенное время Заказчик явку своего представителя не обеспечил, представил материалы, запрошенные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
На заседание Комиссии явился представитель ИП (полномочия подтверждены).
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и ИП, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона, по результатам которого 18.05.2021 заключен контракт между заказчиком и ИП на оказание услуг, предусмотренных условиями контракта.
Комиссия отмечает, что ИП добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие исполнить условия контракта, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, ИП, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом контракта.
Комиссия изучив условия контракта (и приложений к нему), установила следующее.
Раздел 1 Контракта: "1.1. Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по уборке территории, прилегающей к административным зданиям Заказчика (далее также - услуги) надлежащего качества, в объеме и в сроки, установленные Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и настоящим Контрактом, а Заказчик обязуется оплачивать оказанные услуги в порядке и в сроки, предусмотренные условиями настоящего Контракта, по цене, установленной Протоколом согласования контрактной цены (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
1.2. Услуги оказываются на объектах Заказчика, указанных в Техническом задании (Приложение N1 к настоящему Контракту).
1.3. Период оказания услуг: согласно п.1.2. Технического задания (Приложение N1 к настоящему Контракту)".
Раздел 8 Контракта: "8.1. Все споры или разногласия, возникшие между Сторонами по настоящему Контракту или в связи с ним, решаются в претензионном порядке в рамках их досудебного урегулирования.
8.2. Вся переписка между Сторонами ведется путем направления корреспонденции по адресам, указанным в настоящем Контракте.
8.3. Срок рассмотрения претензионного письма (претензии) и направления ответа на него не может превышать 15 (пятнадцать) дней со дня его получения Стороной.
8.4. В случае невозможности решения разногласий Сторон в рамках досудебного урегулирования в течение 30 (тридцати) дней с момента получения одной из Сторон претензионного письма (претензии), они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Красноярского края в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Пункт 11.3. Контракта: "досрочное расторжение Контракта может иметь место по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Односторонний отказ от исполнения Контракта осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно Техническому заданию, являющегося неотъемлемой частью Контракта установлены периодичность оказания услуг, объем услуг (дата начала оказания услуг (общий срок оказания услуг в рамках исполнения Контракта): с даты заключения контракта года по 30.11.2023), а также порядок оказания услуг.
Комиссия, изучив представленные сторонами материалы, установила следующее.
Согласно материалам, представленным Заказчиком, 09.01.2023, 13.01.2023, 14.03.2023, 15.03.2023, 29.03.2023, 13.11.2023, 15.11.2023 составлены и подписаны акты в соответствии с которыми, услуги, предусмотренные Контрактом, оказываются ИП не в полном объеме, либо ненадлежащим образом.
Комиссия отмечает, что согласно разделу 8 Контракта все разногласия решаются в претензионном порядке, срок рассмотрения претензии сторонами и направления ответа не может превышать 15 дней со дня получения претензии стороной.
Заказчиком в материалы обращения претензии не представлены.
Представитель ИП в ходе заседания Комиссии пояснил, что ИП оказывает услуги по Контракту с мая 2021 года надлежащим образом (доказательств обратного Комиссии не представлено), замечаний и претензий от Заказчика в адрес ИП до января 2023 года не поступало (Комиссии не представлено). Выявленные Заказчиком нарушения, отраженные в вышеуказанных актах обусловлены нехваткой персонала ИП, а также не прогнозируемыми погодными условиями. Указанные нарушения были устранены ИП (доказательств обратного Комиссии не представлено), услуги оплачены Заказчиком за период оказания услуг до 27.11.2023. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Кроме того, представитель ИП просил обратить внимание Комиссии на то обстоятельство, что по условиям Контракта, ИП оказывает услуги на 26 объектах Заказчика, находящихся в том числе, в районах с неблагоприятными климатическими условиями, однако у Заказчика имели место быть установления факта ненадлежащего (неполного) оказания услуг только по трём объектам, расположенным на территории г. Красноярска.
Ввиду большего и непредсказуемого объема осадков в г. Красноярске в ноябре 2023 года, сотрудники ИП, ответственные за оказание услуг по Контракту на спорных объектах, не справлялись с объемом работ, осуществляя оказание услуги вручную, в то время как у Заказчика имелась возможность, направления заявки ИП на механизированную чистку территории объектов, что привело бы к своевременной и качественной очистки территории. Указанным правом Заказчик не воспользовался. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Таким образом, в связи с тем, что ИП были допущены существенные нарушения условий контракта, выразившиеся в неисполнении обязательств по выполнению работ, заказчик на основании статьи 95 Закона о контрактной системе, 16.11.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 16.11.2023.
Согласно пояснениям ИП, 16.11.2023 в адрес заказчик направлено письмо с просьбой об отмене принятого решения ввиду устранения нарушений, послуживших принятию данного решения. Доказательств указанного Комиссии не представлено.
Заказчиком в адрес ИП 23.11.2023 направлен ответ об отказе в отмене решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение вступило в законную силу 28.11.2023.
Комиссия принимает во внимание пояснения ИП, согласно которым Заказчиком неправомерно не отменено решение об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке, поскольку ИП в установленный законодателем срок устранены основания, послужившие принятию указанного решения: услуги, предусмотренные Контрактом, оказаны надлежащим образом. Доказательств того, что услуги оказаны ИП надлежащим, либо ненадлежащим образом, Комиссии сторонами не представлено.
Кроме того, Комиссия дает оценку действиям ИП при оказании услуг, предусмотренных контрактом: услуги оказаны ИП, приняты и оплачены заказчиком (за период, указанный Комиссией ранее), что свидетельствует о добросовестности ИП при исполнении контракта.
Также Комиссия дает оценку действиям Заказчика, в соответствии с которыми ввиду непредставления в материалы обращения претензий, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком порядка решения споров и разногласий, предусмотренных разделом 8 Контракта.
Комиссия, оценивая вышеуказанные обстоятельства в рамках своих полномочий, а также иные действия, совершенные ИП и заказчиком, приходит к выводу, что доказательств умышленного и намеренного уклонения исполнителя от исполнения обязательств по контракту или иных неопровержимых доказательств недобросовестного поведения исполнителя Комиссии представлено не было, факт существования таких доказательств Комиссией не установлен.
Комиссия также отмечает, что не приходит к выводу, что заказчиком принято неправомерное решение, а лишь приходит к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что исполнитель должен быть подвержен такой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). При этом такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией, в том числе учитывая действий заказчика, установлено не было.
Кроме того, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой, как уже было отмечено выше, специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
У Комиссии не имелось достаточных доказательств того, что исполнитель целенаправленно исполнял ненадлежащим образом обязательства по контракту.
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 15 Постановления Правительства от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Учитывая изложенное выше и тот факт, что исполнителем представлены доказательства того, что им принимались меры для исполнения условий контракта, Комиссия не находит оснований для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ИП Хайруллиной Ю.Л. в Реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия решения в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
М.А. Грицай
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 декабря 2023 г. N 024/06/104-3462/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023