Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударева, заместителя руководителя управления, Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела, М.А. Грицай - начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МКУ "Управление городского хозяйства" администрации г. Минусинска (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Стройтехникс" (ИНН 2464211990, КПП 246401001) (далее - Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Выполнение работ по реконструкции воздушных линий электропередач и сетей наружного освещения в рамках подготовки к празднованию 200-летия города Минусинска, идентификационный код закупки 223245502313224550100101330014321414, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения аукциона в электронной форме.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и общества, указанным в Контракте, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии
по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и Общество считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До заседания Комиссии заказчик и общество представили документы и сведения, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
В назначенное время на заседание Комиссии явился представитель Общества (полномочия подтверждены, личность установлена).
Представители Заказчика приняли участие в рассмотрении обращения посредством ВКС.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт от 27.12.2022 N 0819300027822000360 на выполнение работ по реконструкции воздушных линий электропередач и сетей наружного освещения в рамках подготовки к празднованию 200-летия города Минусинска.
Комиссия, изучив документы и сведения, представленный сторонами, а также положения Контракта, установила следующее.
Раздел 1 Контракта: "1.1. В соответствии с условиями настоящего Контракта, Подрядчик обязуется выполнить работы по реконструкции воздушных линий электропередач и сетей наружного освещения в рамках подготовки к празднованию 200-летия города Минусинска (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и локальным сметным расчетом (приложение N 2 к Контракту) которые определяют виды и объем выполняемых Работ, требования к Работам, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные Работы, в установленном настоящим Контрактом порядке.
1.2. Место выполнения Работ: Красноярский край, г. Минусинск
1 ул. Штабная (от ул. Красных Партизан до ул. Октябрьская);
2.ул. Ленина (от ул. Кравченко до ул. Штабная);
3.ул. Гоголя (от ул. Обороны до ул. Штабная);
4.ул. Октябрьская (от ул. Обороны до ул. Штабная)
5. ул. Затубинская (от ул. Красных Партизан до ул. Октябрьская).
1.3. Сроки выполнения Работ: с даты заключения контракта до 01 июля 2023 г. Срок исполнения Контракта: 29.12.2023 г.".
Согласно пункту 11.1 Контракта, Контракт, может быть, расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа Стороны настоящего Контракта от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссией изучено Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью Контракта.
Комиссия, изучив материалы и сведения, представленные сторонами, установила следующее.
В соответствии с Техническим Заданием работы по Реконструкции воздушных линий электропередач и сетей наружного освещения в рамках подготовки к празднованию 200-летия города Минусинска, предусмотренные Контрактом, подразделяются на: реконструкцию воздушных линий электропередач (сетей 10 кВ); реконструкцию воздушных линий электропередач (сетей 0,4 кВ); реконструкцию сетей наружного освещения.
Согласно сведениям, представленным Обществом, на день размещения Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта работы по реконструкции сетей наружного освещения и воздушных линий электропередач (сетей 0,4 кВ) фактически выполнены в полном объеме, за исключением работ по реконструкцию воздушных линий электропередач (сетей 10 кВ), которые не выполнены по вине Заказчика, что подтверждается следующим.
Письмом 60/05 от 03.05.2023 Подрядчик запросил согласование опор ОГС(П) и ОГС(К) для ВЛ-10кВ с более лучшими характеристиками и сокращенными сроками поставки (по сравнению с проектными), а также согласование устройства фундаментов опор и закладных деталей.
Письмом N 84/05 от 04.05.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика альбом с расчетами нагрузок, на опоры ОГС(К) и ОГС(П) и заключение о возможности использования данных опор для линии ВЛ-10 и фундаментов к ним взамен проектных.
Заказчик письмом N 1104 от 05.05.2023 согласовал вышеуказанные опоры ОГС(К) взамен АСОЮПИ-1 AM, АУСОЮПИ-1УМ, АСО ЮПИ-2 AM, АСОЮПИ-1УМ и ОГС(П) взамен ПСЮГИ-З.
Письмом 90/05 от 10.05.2023 Подрядчик в связи с согласованием опор ОГС(К) и ОГС(П) в применение для линии ВЛ-10кВ, запросил у Заказчика согласование изменения принципа устройства фундамента опор в соответствии с ранее направленным расчетом нагрузок.
Заказчик письмом 1150 от 12.05.2023 сообщил Подрядчику о том, что рассмотрение возможности согласования будет направлено в адрес проектной организации, разработавшей проект, но не взявшей на себя ответственности за ведение авторского надзора за строительством, на основании чего, полномочия по рассмотрению возможности согласования данной организацией были утрачены.
Заказчик на основании ответа ООО "Краевой инжиниринговый центр" письмом N 1194 от 15.05.2023 отменил свое согласование (письмо N 1104 от 05.05.2023) и предложил согласовать другие опоры, либо применить проектные.
Заказчиком 19.06.2023 заключен договор на ведение авторского надзора с ОКБ "Енисейпром" (при дате окончания выполнения работ по Контракту 01.07.2023).
Письмом 132/06, 133/06 от 16.06.2023 Подрядчик повторно направил на согласование опоры ОГС(К) и ОГС(П) для линии ВЛ-10 кВ, а также способ исполнения устройства фундамента опор.
ОКБ "Енисейпром", осуществляющий авторский надзор по Контракту, выдало Заказчику согласование опор ОГС(К) и ОГС(П) для линии ВЛ-10кВ, письмом N 644 от 27.07.2023 без дополнительных требований.
Заказчиком согласование вышеуказанных опор выдано Подрядчику (письмо N 2272 от 15.08.2023), при этом согласование было выдано под условием предоставления паспорта на промежуточные опоры ОГС(П) с указанием в паспорте возможности применения данных опор для устройства линии ВЛ 10 кВ.
Письмом N 2409 от 31.08.2023 Заказчик повторно направил в адрес Подрядчика вышеуказанные требования.
Подрядчик письмом N 216/09 от 04.09.2023 предоставил исчерпывающий ответ о неправомерном требовании Заказчика.
Письмом N 219/09 от 06.09.2023 Подрядчик разъяснил Заказчику принцип возможности применения опор для линии ВЛ 10кВ, указывая что все требования Подрядчиком были выполнены намного ранее и предоставлялись в адрес Заказчика. Подрядчик попросил выдать решение по согласованию применения опор ОГС(К) и ОГС(П) и типа фундаментов при устройстве линии ВЛ-10 кВ.
28.09.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика решение о согласовании применения опор ОГС(К) и ОГС(П) при устройстве линии ВЛ 10кВ (письмо N 2624 от 28.09.2023).
Учитывая ошибки проектной документации, авторским надзором были внесены изменения, которые направлялись в адрес Подрядчика 02.10.2023 письмом N 2658, 04.10.2023 письмом N 2681 и 26.10.2023 письмом N 2899.
После получения актов технического решения, Подрядчик сообщил Заказчику, что в следствии внесенных изменений произошло существенное удорожание выполняемых работ, на основании чего, Подрядчик приостановил работы и попросил внести изменения в проектно-сметную документацию Заказчика.
Письмом N 2854 от 23.10.2023 Заказчик попросил предоставить Подрядчика локально-сметный расчет для внесения изменений в проектно-сметную документацию.
Подрядчиком были направлены локально-сметные расчеты с изменениями в адрес Заказчика 26.10.2023, однако ответов на них не направлено, изменения в проектно-сметную документацию не внесены. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Ввиду неоднократных срывов сроков выполнения работ, установленных Контрактом, а также выявленных несоответствии качества выполненных работ условиям Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контакта 19.07.2023, однако 31.07.2023 Заказчиком принято решение об отмене вышеуказанного решения.
Также в силу повторных нарушений Обществом условий Контракта, Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контакта 04.10.2023, однако 16.10.2023 Заказчиком принято решение об отмене вышеуказанного решения.
Однако, 17.11.2023 Заказчиком вновь принято решение об одностороннем отказе от исполнения контакта.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ установлено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статья 450 ГК РФ предусматривает возможность расторжения договора в судебном порядке, по соглашению сторон и при отказе одной стороны от договора в случае, если такой отказ допускается договором или законом.
Пунктом 1 статьи 750 ГК РФ определено, что если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, не исполнившая этой обязанности, утрачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 718 ГК РФ Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать Подрядчику содействие в выполнении работы.
Комиссий исходя из представленных материалов, установлено, что Заказчик в нарушение статей 718, 762 ГК РФ надлежащим образом содействие Подрядчику не оказал, затягивал сроки предоставления сведений, не предоставил необходимые для выполнения работ согласования и при фактическом выполнении Подрядчиком значительного объема работ.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в ЕИС, Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 17.11.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 17.11.2023.
Решение вступило в законную силу 28.11.2023.
Комиссия, изучив совокупность представленных документов и сведений, считает необходимым дать оценку действиям сторон при взаимодействии и исполнении Контракта.
Обществом выполнена большая часть работ по Контракту: работы по реконструкции сетей наружного освещения полностью выполнены (подтверждается журналом производства работ), работы по реконструкции линии 0,4кВ (за исключением работ по переподключению абонентов, ввиду отсутствия данного объёма работ в сметной документации).
Заказчик факт выполнения указанных работ Обществом не отрицал, напротив, пояснил, что эксплуатирует освещение с августа 2023 года.
Комиссия принимает во внимание обстоятельства, при которых Обществом не выполнены работы по демонтажу устаревшего оборудования (опоры освещения, светильники, опоры линии электропередач, кабельная продукция) ввиду того, что не выполнен полный комплекс работ по переподключению абонентов на новые линии электропередач сети 0,4 кВ, кроме того у Заказчика отсутствуют технические условия на подключение к городским электрическим сетям. Кроме того Заказчиком продолжительное время не давались разъяснения на запросы Подрядчика N 03/01 от 24.01.2023 , N 223/09 от 14.09.2023, по указанию места складирования и хранения демонтированного оборудования в соответствии с письмом Заказчика N 1003 от 25.04.2023, так как все вышеуказанное оборудование должно быть передано Заказчику после демонтажа в соответствии с техническим заданием, а Контрактом не предусмотрены обязанности и затраты Подрядчика на складирование/размещение демонтированного оборудования и охране до момента его передачи Заказчику. В результате, Подрядчиком на письмо N 277/11 от 15.11.2023 был получен ответ от Заказчика, письмо N 3130 от 16.11.2023 г. в котором были даны ссылки на ответственные организации за приёмку демонтируемого оборудования. Подрядчиком были написаны письма N 282/11, N 283/11 от 20.11.2023 в эксплуатирующие организации, ответственные за приёмку демонтированного оборудования, но ответов в адрес Подрядчика не поступило. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Кроме того, Обществом при изучении проектно-сметной документации Подрядчиком были выявлены недоработки проектно-сметной документации, переданной Заказчиком в производство работ, о чём было ни раз сообщено Заказчику, письма N 04/01 от 25.01.2023, N 12/02 от 14.02.2023, N 30/04 от 06.04.2023, N 53/05 от 02.05.2023, N 56/05 от 02.05.2023, N 62/05 от 03.05.2023. На основании разночтений и недоработок проектно-сметной документации, а также замечаний, указанных Заказчику в письме N 12/02 от 14.02.2023 Подрядчик разработал локально-сметные расчёты с учётом необходимых корректировок. Они также были приложены к письму N 12/02 от 14.02.2023 и направлены в адрес Заказчика. Заказчик в свою очередь выдал ответ с замечаниями по локально-сметным расчётам в письме N 836 от 12.04.2023, Подрядчик замечания устранил и направил данные сметные расчёты повторно 17.04.2023. Однако данные сметы подписаны не были и дополнительное соглашение, включающее дополнительные работы, выполненные подрядчиком, не заключалось.
Исходя из представленных материалов Комиссия не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что Общество должно быть подвержено такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Комиссия принимает во внимание сведения, представленные Обществом, согласно которым Общество обратилось в Арбитражный суд Красноясркого края с исковым заявлением об оспаривании решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При вышеизложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что Обществом приняты меры для надлежащего исполнения Контракта, выразившиеся в совершении активных действий, систематического взаимодействия с Заказчиком при исполнении Контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении Общества от исполнения контракта по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Стройтехникс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
М.А . Грицай
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 декабря 2023 г. N 024/10/104-3463/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2023