Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя-начальник отдела, членов Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела, Г.Г. Мамедова, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -
МКУ "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Шматько В.А. (ИНН 246519457898) (далее - ИП, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на действующем объекте: Здание МБОУ "Гимназия N 7", корп. 1, г. Норильск, Центральный район, просп. Ленинский, д. 45 В", извещение 0319300026122000182, идентификационный код закупки 223245704989824570100103093094120243 (далее - электронный аукцион).
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП Шматько В.А. (далее - ИП, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ИП условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения аукциона в электронной форме.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и ИП, указанным в Контракте, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и ИП считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До заседания Комиссии заказчик и ИП представили документы и сведения, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
До заседания заказчиком в адрес Красноярского УФАС России поступило ходатайство о в рассмотрении обращения в его отсутствие.
Указанное ходатайство было рассмотрено и удовлетворено.
На рассмотрении обращения, состоявшимся 12.12.2023 в 14:30, присутствовали представители ИП, а также непосредственно ИП, подтвердив надлежащим образом свои полномочия и личности.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссией установлено, что между заказчиком и ИП заключён контракт N б/н от 05.07.2023.
Комиссия, изучив документы и сведения, представленный сторонами, а также положения Контракта, установила следующее.
В соответствии с разделом 1 контракта:
"1.1. Подрядчик обязуется в установленный контрактом срок выполнить ремонтно-строительные (строительно-монтажные) работы на действующем объекте: Здание МБОУ "Гимназия N 7", корп. 1, г. Норильск, Центральный район, просп. Ленинский, д. 45 В (далее - Объект) и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
1.2. Работы по настоящему контракту выполняются в соответствии с техническим заданием (Приложение N 2), являющимся неотъемлемой частью контракта, а также нормами и правилами выполнения данных работ, установленными законодательством Российской Федерации.
1.3. Подрядчик обязуется завершить выполнение работ, предусмотренных настоящим контрактом, в срок по 12.09.2022 года в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 1).
1.4. В срок (период) выполнения Работ включается приемка выполненных Работ и сдача Подрядчиком всей исполнительной документации".
Согласно пункту 2.1. контракта его цена составляет 14 788 334,40 руб.
В силу пунктов 3.1.1., 3.1.10. контракта подрядчик обязан подготовить и представить на утверждение заказчику сметы на выполнение работ, предусмотренных настоящим контрактом, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта по адресу: г. Норильск, ул. Кирова, д.21, каб. 404, своевременно и за свой счёт устранять нарушения, а также недостатки и дефекты, выявленные заказчиком при производстве работ и их приемке.
В соответствии с разделом 8 контракта:
"8.1. Состав работ, подлежащих сдаче Заказчику на отдельных этапах и по окончании работ по контракту в целом, определяются условиями контракта и Техническим заданием к нему.
8.2. Подрядчик в порядке установленном пунктом 3.1.7. извещает Заказчика об окончании выполнения работ по каждому этапу в отдельности и завершению работ по настоящему контракту в целом и предоставляет предусмотренную Техническим заданием документацию на выполненные работы, а также сведения и документы, предусмотренные подпунктом 3.1.11. настоящего Контракта. Для подтверждения обеспечения гарантийных обязательств Подрядчик вместе с документами, подтверждающими окончательное исполнение своих обязательств по контракту, предоставляет Заказчику независимую гарантию или документ, подтверждающий внесение в качестве обеспечения гарантийных обязательств денежных средств на соответствующий счет Заказчика.
С даты получения извещения и всей необходимой документации от Подрядчика Заказчик до начала приёмки, в целях проверки результата работ, представленного Подрядчиком, на предмет соответствия условиям Контракта обязан провести экспертизу в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Формирование и подписание Документов о приемке осуществляется через единую информационную систему (далее - ЕИС) в соответствии с требованиями, предусмотренными частями 13, 14 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
Приемка результатов выполненных работ по Контракту осуществляется приемочной комиссией Заказчика в составе не менее пяти человек.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения Контракта, а также выполненной работы осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены Контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком, либо Подрядчику в те же сроки Заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения Контракта либо выполненной работы Заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Экспертиза результатов Работ может проводиться Заказчиком своими силами, за исключением случаев, когда привлечение экспертов (экспертной организации) является обязательным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Результаты экспертизы Заказчика оформляются в виде заключения в произвольной форме, которое подписывается уполномоченными Заказчиком лицами и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
В случае если по результатам экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке результата Работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении таких нарушений, в том числе с указанием сроков их устранения
<_>
8.8. Вопрос о прекращении работы, ее приостановки или внесении соответствующих изменений в Техническое задание рассматривается Заказчиком совместно с Подрядчиком не позднее 10 дней с даты получения Заказчиком соответствующей информации. Связанные с этим доработки производятся Подрядчиком за свой счет при условии, что они не выходят за пределы содержания работы в целом.".
Согласно пункту 15.2. контракта последний вступает в силу и считается заключённым с момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, но не более, чем до 25 декабря 2022 года. Истечение срока действия данного контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств сторон, в том числе гарантийных обязательств подрядчика.
Согласно разделу 13 контракта:
"13.1. Спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения настоящего контракта, разрешаются Сторонами путем переговоров.
13.2. В случае не достижения соглашения в результате переговоров, указанных в пункте 13.1. настоящего контракта заинтересованная сторона направляет претензию в письменной форме, подписанную уполномоченным лицом. Претензия должна быть направлена по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Стороны, указанному в контракте, либо посредство факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование направление и получение претензии другой Стороной, либо вручена другой стороне под расписку.
Датой получения претензии признаётся дата получения заинтересованной Стороной подтверждения о вручении претензии другой Стороне, либо дата получения заинтересованной Стороной информации об отсутствии другой Стороны по адресу, указанному в настоящем контракте. При невозможности получения, указанных подтверждения либо информации, датой получения претензии признаётся дата по истечении 30 календарных дней с даты направления претензии <_>".
Согласно информации, размещённой в ЕИС заказчиком по контракту оплачен авансовый платёж в размере 4 436 500,32 руб., что подтверждается платёжным поручением N 101900 от 11.07.2023.
Согласно сведениям, представленным сторонами, ИП приступило к выполнению работ 06.07.2022, а именно в адрес заказчика были направлены локально-сметные расчёты, что подтверждается письмом исх. N 05-01 от 06.07.2022. Данный факт свидетельствует о том, что ИП своевременно приступил к выполнению работ по контракту.
Заказчик согласно материалам обращения указывал на нарушение сроков исполнения обязательств по контракту.
Вместе, с тем ИП на рассмотрении пояснил о затруднённой навигации по перевозке грузов в 2022 году по причине отсутствия воды в реке Енисей. Данный факт подтверждается телефонограммой от заказчика N 200т - 63 от 13.07.2022, письмом исх. N 200 - 2353, телефонограммой N 200т - 91 от 19.08.2022, письмом от Енисейского речного пароходства исх. NНН - ЕРП2538 от 30.08.2023. Указанное обстоятельство, свидетельствует о смещении сроков исполнения обязательств по контракту подрядчиком, в силу независимых от него обстоятельств.
ИП в ходе рассмотрения обращения пояснил, что данные о цветах окраски фасада от заказчика получены 26.07.2023 (письмо заказчика исх. N 200-2358 от 29.07.2023), вместо 2 цветов получено задание покрасить фасад в девять цветов. Для разколеровки цветов по RALL требовалось 30 дней, что подтверждается письмом ООО "Красноярская Лакокрасочная Компания" от 27.07.2022.
На заседании ИП указал на трудности исполнения контракта, связанные с погодными условиями. Согласно Проекту производства работ (далее - ППР) технология оштукатуривания фасада включает работы по огрунтовке поверхности. В соответствии с прилагаемой инструкцией по нанесению грунта фасадного акрилового "Axton", производитель не рекомендует работать под прямыми солнечными лучами, во время осадков и сильного ветра, при температуре окружающей среды менее +5 °С (оптимальный вариант 15-20 °С) (Раздел: Организация и технология работ пункт 3.5.1, страница 30 ППР.
Технология нанесения утепляющей краски требует, чтобы при осуществлении работ температура поверхности была не ниже +7°С. В процессе сушки её температура тоже не должна снижаться относительно данной отметки. В дождливую погоду работы по нанесению утепляющей краски запрещены, поскольку теплоизоляция в этом случае не будет сохнуть (смоется). Период сушки миллиметрового слоя теплоизоляции составляет минимум сутки. Нанесение последующих слоев теплоизоляции должно осуществляться лишь после окончательного высыхания предыдущих, то есть по прошествии суток при температуре окружающей среды не менее +7°С.
Технология нанесения слоёв эмали Кремнеорганической КО 174 также требует соблюдения температуры окружающей среды при проведении работ, которая должна быть в интервале от - 15 °С до + 30 °С и влажности воздуха не более 80%; при этом окрасочные работы не производятся или останавливаются во время дождя и снега, а также при скорости ветра более 10 м/сек. Температура окрашиваемой поверхности должна быть на 3 °С выше точки росы и сухой.
Выполнение работ по шпатлеванию ремонтируемой поверхности фасада (страница 31 ППР) производится при влажности поверхности не более 8%,относительной влажности воздуха не более 60%, температурой не ниже 10 градусов. Согласно ППР (страница 44), запрещается производство работ по ремонту фасада во время и после дождя по сырому фасаду, а также при сильном ветре.
Таким образом, погодные условия в период с 01.08.2022 по 30.09.2022, с 01.10.2022 по 31.10.2022 не позволяли выполнять работы надлежащим образом, что также подтверждается справками Таймырского ЦГМС - филиала ФГБУ "Среднесибирское УГСМ" NN309-01/06-1038, 309-01/06-1039 от 11.12.2023. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Комиссией установлено, что с учётом необходимого времени выполнения работ и с целью сохранения качества результата работ подрядчик был вынужден приостановить выполнение работ до установления технологически приемлемых температурных условий, о чём свидетельствуют письмо исх. N 45 от 22.09.2022, направленное в адрес заказчика.
Комиссией также установлено, что вопрос о прекращении работы, её приостановки и внесении соответствующих изменений был рассмотрено заказчиком совместно с подрядчиком в рамках пункта 8.8. контракта. Комиссия отмечает, что без применения штрафных санкций заказчик согласовал продолжить работы по контракту в 2023 году, о чём свидетельствуют письма заказчика N 200-82 от 17.01.2023, N 200-707 от 15.03.2023.
Согласно материалам обращения в начале 2023 года стороны заново согласовывали ППР, КСГ, ЛСР, что подтверждается письмами заказчика N 200-82 от 17.01.2023, N 200-135 от 24.01.2023, N 200-187 от 30.01.2023, N 200-355 от 18.02.2023, N 200-707 от 15.03.2023; письмами ИП N 02 от 19.01.2023, N 03 от 19.01.2023, N 12 от 13.02.2023.
В ходе рассмотрения представитель ИП указал, что основываясь на данных о погоде в г. Норильск за прошлые года, подрядчик направил график работ с 26.06.2023 по 12.09.2023, замечаний по графику от заказчика не поступило. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Кроме того, при наступлении приемлемой для выполнения работ температуры, подрядчик, направил письмо заказчику о предоставлении доступа на объект. Данный факт подтверждается письмом исх. N 66 от 16.06.2023.
В силу пункта 3.1.1. контракта подрядчиком своевременно были предприняты меры по подключению к инженерным сетям и коммуникациям 01.06.2023 года Подрядчик запросил технологическое подключение. Однако в связи с долгим согласованием, технологическое подключение удалось получить только 05.07.2023. Данное обстоятельство подтверждается письмами ИП в адрес МУП "Коммунальные объединённые системы" исх. N 59 от 01.06.2023, в адрес заказчика исх. N 69 от 23.06.2023. В связи с длительным согласованием, технологическое подключение удалось получить только 05.07.2023, о чём свидетельствуют письма ИП в адрес АО "НТЭК" N 79 от 05.07.2023, в адрес МБОУ "Гимназия N 7" (далее - балансодержатель) N 80 от 05.07.2023, Актом допуска прибора N 1516 от 11.07.2023, соглашением от МБОУ "Гимназия N 7" о возмещении затрат от 28.07.2023).
На заседании ИП указал о том, что в начале выполнения работ в 2023 году, у подрядчика возникли вопросы к заказчику о ширине полос и цветах их RAL.
В паспорте фасада N 306 от 25.04.2022 отсутствовала нумерация RAL с привязкой к фасаду. Подрядчиком были направлены письма, с просьбой разъяснить порядок покраски, о чём свидетельствуют письма ИП N 75 от 30.06.2023, N 106 от 26.07.2023, N 109 от 27.07.2023, N 112 от 31.07.2023, N 117 от 01.08.2023, N 127 от 03.08.2023, N 129 от 04.08.2023.
Заказчик в своих письмах N 200-2399 от 01.08.2022, N 200-2414 от 02.08.2022, N 200-2444 от 03.08.2022 указал, что считает имеющиеся в колористическом решении цветовые коды RAL по объектам соответствующими заявленным в паспорте фасада N 306 от 25.04.2022. Однако заказчик не давал конкретных указаний по окраске фасада. Доказательств обратного материалы обращения не содержат.
В ходе заседания на обозрение Комиссии ИП продемонстрирован иной порядок покраски, который имелся у заказчика, где нумерация RAL была с привязкой к фасаду, чего не было в паспорте фасада N 306 от 25.04.2022.
Ввиду чего у подрядчика отсутствовало понимание четкого соотношения цветов в таблице RAL к цветовой схеме в паспорте фасада, а также о ширине полос окраски.
Осознавая угрозу неисполнения работ в 2023 году, с учётом того, что ранее подрядчик уведомлял заказчика о том, что в случае отсутствия необходимых указаний, он будет красить фасад так, как сам понимает паспорт N 306 от 25.04.2022, что подтверждается письмами ИП N 117 от 01.08.2023, N 127 от 03.08.2023, и не получив конкретных указаний от заказчика подрядчик начал окрашивание фасада. Указанный факт подтверждается фотографиями окрашенного фасада.
ИП в ходе заседания также пояснил, что при осуществлении работ на объекте было выявлено, что фактические объёмы работ превышают сметные и часть работ необходимых для приведения фасада к готовому виду не учтена. Объём штукатурных работ по смете выставленной в извещении заложен меньше, чем требовалось фактически на 380 кв.м. Также не предусмотрены работы по оштукатуриванию оконных откосов, которых расценить в смете не представляется возможным.
Также, окраска фасада в 19 полос не была предусмотрена извещением, что увеличило сроки выполнения работ (окрасочные работы заняли больше времени, чем штукатурка, шпаклевка, грунтовка и нанесение теплоизоляции). На момент заключения контракта подрядчик не обладал информацией о количестве цветов покраски фасада - извещение и контракт не содержали данных о том, что раскраска будет более чем в два цвета. Сметная расценка подразумевает покраску в 2 цвета.
Согласно материалам обращения 23.08.2023 ИП направил на согласование заказчику перечень и объёмы дополнительных работ, локальный сметный расчёт, исполнительную схему, таблицу подсчётов дополнительных объёмов, для ускорения получения решения о порядке выполнения работ без увеличения общей стоимости работ, что подтверждается письмом ИП Шматько В.А. исх. N 153 от 23.08.2023.
В своем письме ИП предлагал решение без увеличения существующей сметы контракта, произвести работы на фасаде, уменьшив объём штукатурных работ с задней стороны, но окрасив весь фасад, и оштукатурить оконные проемы. Ответа от заказчика не поступило. Доказательств обратного Комиссии не представлено. В дальнейшем в своих письмах подрядчик напоминал о том, что решение заказчиком не выдано, о чём свидетельствует письмо ИП исх. N 189 от 16.11.2023.
Материалами обращения установлено, что 01.11.2023 заказчик потребовал остановить работы на объекте, вывезти имущество с территории объекта до 05.11.2023 года (письмо заказчика N 200-3487 от 01.11.2023.
ИП на заседании указал, что в отсутствие информации от заказчика о намерениях и порядке продолжения работ, с учётом запрошенных ранее ИП пояснений, ИП разобрал леса, вывез за территорию объекта свое имущество, на сколько это было возможно, в представленный короткий срок.
02.11.2023 года телефонограммой N200-177 от 02.11.2023 заказчик назначил комиссионный осмотр Объекта на 07.11.2023.
Также 02.11.2023 заказчик сообщил о том, что считает, что окраска фасада производится с нарушением колористических решений (письмо заказчика N200-3515 от 01.11.2023).
07.11.2023 по прибытии комиссии заказчика подрядчику было предложено подписать Акт осмотра, заранее изготовленный представителем заказчика, о чём пояснил на заседании подрядчик.
В ходе заседания ИП пояснил, что составление мотивированного Акта и его подписание сторонами не состоялось, представители заказчика покинули объект, не дав внести свои замечания в заранее приготовленный Акт осмотра.
08.11.2023 заказчик выставил требование об оплате неустойки с расчетом срока просрочки, начиная с 12.09.2022 года (письмо заказчика N 200-3568 от 08.11.2023).
Подрядчик письмом исх. N 189 от 16.11.2023 просил разъяснений у заказчика, в котором излагал свою позицию относительно односторонне изготовленного заказчиком Акта осмотра, незаконного отказа от приёмки работ, и об отсутствии нарушений со стороны подрядчика, о соответствии окраски фасадов условиям контракта и указаниям заказчика, о не верном исчислении нарушения сроков исполнения контракта.
Комиссия отмечает, что в ходе рассмотрения оцениваются как действия ИП, так и заказчика.
В нарушение пункта 8.2. контракта результаты экспертизы заказчика не оформлены в виде заключения в произвольной форме, а оформлены в виде Акта осмотра.
Подрядчик в свою очередь предпринял все меры к отмене заказчиком своего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. ИП пояснил на заседании об устранении им замечаний по работе, что подтверждается письмом исх. N 205 от 04.12.2023, направленным в адрес заказчика.
Однако некоторые мелкие недоработки, не удалось выполнить в силу запрета балансодержателя от 04.12.2023 года проводить работы, в связи с учебным процессом.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Заказчиком 22.11.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в ЕИС, Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 22.11.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 22.11.2023.
В случае, если ИП не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым.
Комиссия отмечает, что ИП в период после принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта работа на объекте выполнялась, что подтверждается вышеизложенными обстоятельствами.
Комиссией не установлено, что ИП в полном объёме устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта. Ввиду чего, контракт считается расторгнутым с 05.12.2023.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что ИП приняты все исчерпывающие меры по исполнению обязательств в рамках данного контракта. Также Комиссия отмечает, что ИП находился во взаимодействии с заказчиком на протяжении всего периода контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении ИП от исполнения контракта по результатам электронного аукциона.
Комиссия также отмечает, что между сторонами имеется гражданско-правовой спор, который Комиссия не правомочна рассматривать.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ИП Шматько В.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
Г.Г. Мамедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 декабря 2023 г. N 024/10/104-3550/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023