Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя по доверенности администрации муниципального образования Опаринский муниципальный округ Кировской области;
- представителя по доверенности администрации муниципального образования Опаринский муниципальный округ Кировской области;
- представителя ИП по доверенности;
- индивидуального предпринимателя;
рассмотрев материалы администрации муниципального образования Опаринский муниципальный округ Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП (далее - Подрядчик, ИП) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
30.11.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение от администрации муниципального образования Опаринский муниципальный округ Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по благоустройству территории кладбища с установкой ограждения, пос.Маромица (извещение N 0140600020423000005).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 06.12.2023 г., откладывалось на 07.12.2023 г. стороны извещены надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом от исполнения контракта из-за существенных нарушений Подрядчиком условии контракта, поскольку в регламентированные сроки не были выполнены работы надлежащим образом. Представители пояснили, что для принятия выполненных работ Заказчиком необходимо пройти строительный контроль, в ходе совместной проверки были выявлены замечания, о которых сообщено Подрядчику, но замечания устранены не были, в связи с чем и принято решение об одностороннем отказе.
При рассмотрении материалов РНП Подрядчик пояснил, что своевременно приступил к выполнению работ. 10 июля 2023 г. Подрядчик направил Заказчику уведомление о готовности к сдаче выполненных работ, в тот же день в ЕИС были опубликованы документы о приемке, а именно акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 10.07.2023 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 10.07.2023 г., счет на оплату от 10.07.2023 г. N 1. Отмечает, что Заказчиком не представлен мотивированный отказ от приемки работ. При этом, со стороны Заказчика поступили требования по устранению замечаний, которые были устранены Подрядчиком (представлены фотоматериалы), о чем Заказчик был извещен уведомлениями 03.10.2023 г., 16.10.2023 г. Согласно п. 5.2. Контракта, приемка работ осуществляется с представителем Подрядчика, однако Подрядчик не был надлежащим образом уведомлен о проведении приемки, о назначении приемочной комиссии. Акт комиссионного осмотра также не был получен Подрядчиком. Считает, что ИП были предприняты все необходимые меры для выполнения работ. Просит не включать сведения об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Заказчика, Подрядчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам:
29.03.2023 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0140600020423000005 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории кладбища с установкой ограждения, пос.Маромица. Начальная (максимальная) цена контракта - 896 000,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов от 06.04.2023 г. N 0140600020423000005, соответствующей была признана заявка участника N 113943766 (ИП.), с ценовым предложением 844 000,00 руб.
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству территории кладбища с установкой ограждения, пос.Маромица в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1), локальным сметным расчетом (Приложение N2) и сдать их в законченном виде, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с п. 1.2. Контракта срок действия контракта: с момента подписания до 30 августа 2023 года.
Согласно п. 2.1.1. Контракта Подрядчик обязан выполнить все работы согласно Технического задания (Приложение N1), локальными сметными расчетами (Приложение N2) в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом и сдать работу представителю Заказчика с оформлением акта выполненных работ (по форме КС-2).
В силу п. 5.2. Контракта ответственные представители Заказчика и организации, осуществляющей технический надзор (строительный контроль) за ходом выполнения работ на объекте совместно с ответственным представителем Подрядчика осуществляют приемку фактически выполненных работ.
Согласно п. 5.3. Контракта при завершении работ Подрядчик уведомляет Заказчика о выполнении задания и направляет Заказчику для подписания акт приемки выполненных работ (форма КС-2). В течение пяти дней Заказчик обязан с участием Подрядчика осмотреть и принять выполненный результат работ (подписать акт приемки выполненных работ), либо при обнаружении отступлений от контракта по объему или качеству работы, или иных недостатков в работе, немедленно заявить об этом Подрядчику. При отказе от подписания акта какой-либо из Сторон об этом делается отметка в акте, основания для отказа излагаются отказавшимся лицом в акте, либо для этого составляется отдельный документ.
В соответствии с п. 9.2. расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
10.07.2023 г. ИП направил в адрес Заказчика уведомление о готовности к сдаче результата выполненных работ, в тот же день документы размещены в ЕИС.
Вместе с тем, в нарушение п. 5.2, 5.3. Контракта, документов о приемке или об отказе в приемке Заказчиком составлено не было.
20.07.2023 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N 2062 с указанием замечаний по размерам проволоки сетки, о несоответствии длины столбов. 11.09.2023 г. Заказчик уведомил Подрядчика письмом N 2653 о необходимости устранить выявленные нарушения. Вместе с тем, данные письма не служат надлежащим извещением Подрядчика об отказе в приемке.
На рассмотрении представитель ИП пояснил, что в адрес ИП поступали письма с обозначенными замечаниями по выполненным работам, которые были своевременно устранены, о чем был извещен Заказчик письмами от 03.10.2023 г., от 16.10.2023 г., в которых сообщается об устранении замечаний.
19.10.2023 г. Заказчиком вместе со строительным контролем был составлен Акт осмотра выполненных работ по благоустройству территории кладбища с установкой ограждения. Заказчиком не представлено подтверждение уведомления Подрядчика о проведении данной приемки, а также направления в адрес Подрядчика копии Акта осмотра.
14.11.2023 г. Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.11.2023 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо с просьбой до 10.05.2024 г. произвести демонтаж установленного ограждения.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 14.11.2023 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий контракта.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 14.11.2023 14:52 ч.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика является 14.11.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта нарушения условий Контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 27.11.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 30.11.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Вместе с тем, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Антимонопольный орган при осуществлении проверки информации и документов, представленных сторонами контракта, не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а проверяет соблюдение Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, и оценивает поведение Поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение Контракта.
В соответствии с пп. а). п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Согласно пояснениям Подрядчика, в соответствии с п. 5.2. Контракта ответственные представители Заказчика и организации, осуществляющей технический надзор (строительный контроль) за ходом выполнения работ на объекте совместно с ответственным представителем Подрядчика осуществляют приемку фактически выполненных работ, при этом данный пункт Заказчиком не был исполнен.
Данное обстоятельство, с учетом п. 5.2., 5.3. Контракта, могло повлиять на выполнение обязательств со стороны Подрядчика, так как неизвещенный надлежащим образом о проведении приемки 19.10.2023 г. Подрядчик лишился возможности делать свои замечания и возражения по ходу осуществления приемки, лишился возможности проверить и высказать свое мнение о соответствии комиссии по приемке работ.
При рассмотрении материалов РНП Подрядчиком представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта, а именно: выполнение работ по контракту (согласно фотоматериалам); уведомление Заказчика о выполненных работах, об исправленных замечаниях (письма от 10.07.2023 г, 05.09.2023 г., 03.10.2023 г., 16.10.2023 г.).
Таким образом, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией муниципального образования Опаринский муниципальный округ Кировской области в отношении ИП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по благоустройству территории кладбища с установкой ограждения, пос.Маромица (извещение N 0140600020423000005), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 7 декабря 2023 г. N 043/10/104-1297/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023