Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ИП Сахарчук Антона Михайловича, не явился, извещен;
от заказчика - КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул", Андриенковой Наталии Анатольевны, с использованием ВКС;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Олюниной Екатерины Викторовны, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ИП Сахарчук Антона Михайловича на действия заказчика по осуществлению закупки N 0817200000323019092 "Поставка специальной медицинской одежды.", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ИП Сахарчук Антон Михайлович (далее - заявитель) обратился в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на действия заказчика по осуществлению закупки N 0817200000323019092 "Поставка специальной медицинской одежды".
В обоснование жалобы заявитель указывает, что в закупочной документации, в описании объекта закупки, сформулированы требования к ткани, из которой должна быть изготовлена медицинская одежда. Требуется: "Бактериостатичные свойства ткани обеспечены заключительной отделкой с наночастицами серебра и подтверждены протоколом Роспотребнадзора". Ткань с такой отделкой в России изготавливает только одно предприятие - Чайковский текстиль.
Также, заявитель указывает, что в данном случае имеет место выдвижение жестких требований к товару, которым заведомо удовлетворяет малое количество потенциальных исполнителей. Под жесткими требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик/организатор, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.
На основании изложенного просит приостановить проведение закупки N 0817200000323019092 до рассмотрения жалобы по существу; провести проверку по доводам жалобы; выдать заказчику (уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки и д.т.) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
Представитель уполномоченного учреждения считает жалобу ИП Сахарчук Антона Михайловича не обоснованной.
Представитель Заказчика считает, что доводы заявителя по жалобе не находят своего подтверждения. Считает жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
28.11.2023 г. уполномоченным учреждением в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 28.11.2023 г. N 0817200000323019092 "Поставка специальной медицинской одежды.".
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Как указано в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, из буквального толкования вышеизложенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Также, Постановлением Президиума ВАС РФ N 11604/12 от 29.01.2013 установлено, что задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ).
Согласно Описанию объекта закупки, по позициям Костюм летний женский, Костюм летний мужской, Костюм оперативный установлены требования по характеристике "Бактериостатичные свойства ткани" со значением "Обеспечены заключительной отделкой с наночастицами серебра и подтверждены протоколом Роспотребнадзора".
Заявитель считает, что данная конкретизация является установлением жестких требований к товару(ткани).
Однако, объектом закупки является не ткань, а специальная медицинская одежда, которую может изготавливать любое швейное предприятие, занимающееся изготовлением медицинской одежды. Также предметом закупки является не изготовление медицинской одежды, а сама одежда, в связи с чем в закупке могут участвовать не только производители, но и другие участники рынка, располагающие такой продукцией.
Таким образом, заказчик описал объект закупки в соответствии со своей потребностью.
Как указывает представитель Заказчика, в соответствии с СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4, в связи с оказанием медицинской помощи, эвакуации больных с особо опасными инфекционными болезнями, специальная одежда медицинского персонала должна защищать от риска приобретения на рабочем месте профессионального заболевания.
ГОСТ Р 59582-2021 (ISO/TS 20660:2019) "Национальный стандарт Российской Федерации. Нанотехнологии. Наночастицы серебра антибактериальные. Характеристики и методы измерений" утвержденный Приказом Росстандарта от 30.06.2021 N 605-ст устанавливает, что Наночастицы серебра (НЧС) - наноматериал с антибактериальными свойствами, применяемый для изготовления потребительских товаров с целью контроля роста микроорганизмов на внешних и внутренних поверхностях изделий.
НЧС применяют в процессах катализа, для изготовления продукции фотоники, медицинских изделий, устройств накопления и преобразования энергии. НЧС применяют для изготовления конечной продукции с улучшенными характеристиками в различных отраслях промышленности и научных исследованиях.
Активное использование НЧС и наночастиц других металлов обусловлено их уникальными размерами, формами, составом, кристалличностью и структурно-зависимыми физико-химическими свойствами.
Согласно пояснениям Заказчика, специальная одежда из ткани, обладающей антимикробными и антистатическими свойствами, с добавками полиэфирной и серебряной пряжи, с возможностью частой стирки и дезинфекции позволит защитить медицинских работников КГБУЗ "ССМП, г. Барнаул" от риска заражения при оказании медицинской помощи. Наночастицы серебра обеспечивают защиту окружающей среды от бактерий работника и непосредственно самого работника от опасных бактерий при контакте с пациентами, оборудованием или другой одеждой, не позволяя им скапливаться на поверхности одежды (не переносить болезнетворные бактерии), минимизируя тем самым риск распространения опасных инфекций в окружающую среду.
Также, представитель Заказчика, обращает внимание на то, что по информации, полученной из открытых источников, ткани обладающие бактериостатичными свойствами производят несколько текстильных предприятий, находящихся на территории Российской Федерации.
Например, ОА "Родники-Текстиль" производит ткань с наличием серебра, а также, такую заключительную отделку с наночастицами серебра наносит швейная компания "Текстайм".
Таким образом, участник закупки может приобрести подходящую ткань и нанести на нее заключительную отделку самостоятельно или же с привлечением сторонних организаций.
Заявитель не указал, какой технический регламент или ГОСТ нарушает использование такой характеристики, а также не предоставил доказательств того, что ткань с такой отделкой в России изготавливает только одно предприятие - Чайковский текстиль.
Между тем, на участие в закупке N 0817200000323019092 было подано 10 заявок, что свидетельствует об отсутствии ограничений на участие в аукционе круга потенциальных исполнителей.
На основании изложенного, Комиссия не находит в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, в положениях извещения признаков ограничения круга участников закупки, а также нарушений прав и законных интересов заявителя.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сахарчук Антона Михайловича необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
О.В. Тетериной |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 11 декабря 2023 г. N 022/06/42-1568/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023