Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - БУ "МФЦ", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные решения" (далее - ООО "Интеллектуальные решения", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 2023.019 от 04.07.2023 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту электрических сетей в рамках текущего ремонта здания, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Чкалова, 25, 3 этаж. (Реестровый номер 23.33.0987) (извещение N 0152200004723000956) (далее - электронный аукцион, аукцион), размещенной уполномоченным органом - Главным управлением контрактной системы Омской области,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 160 от 04.09.2023),
заказчика - "_", руководителя, "_" (доверенность N исх-23/2989 от 08.12.2023), "_" (доверенность N исх-23/2990 от 08.12.2023), "_" (доверенность N исх-23/2981 от 08.12.2023),
подрядчика - "_" (доверенность N 4 от 09.01.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. Изначально в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 30.11.2023 было направлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр (зарегистрировано 01.12.2023 вх. N 11189-ЭП/23).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), учреждению 01.12.2023 направлено уведомление о несоответствии обращения о включении информации об обществе в Реестр.
На основании подпункта "е" пункта 10 Правил, частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком повторно 04.12.2023 в Омское УФАС России было направлено обращение о включении информации об ООО "Интеллектуальные решения" в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (зарегистрировано 05.12.2023).
Из представленных материалов и информации следует, что 06.06.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 3157410 руб.
09.06.2023 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 16.06.2023 ценовые предложения были поданы четырьмя участниками из пяти поданных на участие в закупке заявок, лучшее ценовое предложение в размере 2778520, 80 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 99 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 12 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2023 свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "Интеллектуальные решения").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 04.07.2023 между учреждением и ООО "Интеллектуальные решения" был заключен контракт с ценой 2778520, 80 руб.
15.11.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N исх-23/2817) в связи с неисполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно решению причиной одностороннего отказа от исполнения контракта явилось следующее: "По состоянию на 15 ноября 2023 года выполненные работы по контракту приняты приемочной комиссией (акт приемки от 20 сентября 2023 года) и результатам заключения независимой экспертизы от 07.09.2023 N 9423, выполненной ООО "Региональная экспертная служба" не в полном объеме на сумму 2 340 325 (Два миллиона триста сорок тысяч триста двадцать пять) рублей 15 копеек. Выполнение работ Подрядчиком по контракту прекращено, тем самым нарушены существенные условия Контракта".
В информации о контракте раздела "Реестр контрактов" официального сайта ЕИС указана следующая причина расторжения контракта: "нарушены существенные условия контракта: выполнение работ подрядчиком прекращено по состоянию на 15 ноября 2023 года".
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 28.11.2023, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные решения" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы),
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.1 предметом контракта выступало следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работ по ремонту электрических сетей в рамках текущего ремонта здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Чкалова, 25, 3 этаж (далее соответственно - объект, работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом".
Из пункта 1.2 контракта следовало, что работы по контракту, если иное не предусмотрено контрактом, выполняются подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в соответствии с рабочей документацией (Приложение N 1 к контракту) и в объеме, определенном локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к контракту).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
Извещением об осуществлении закупки были определены даты начала и окончания исполнения контракта: с даты заключения контракта и 29.12.2023, соответственно.
Информация о сроках выполнения работ содержалась в пункте 1.4 заключенного сторонами контракта: "начало срока выполнения работ - дата заключения настоящего контракта, окончание срока выполнения работ - в течение 40 календарных дней с даты начала срока выполнения работ".
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.7 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также пунктами 7.1.7 и 7.1.8 контракта были закреплены права заказчика:
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств,
- отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков если:
подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
отступления в работе от условий контракта и иные недостатки и (или) дефекты результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУ "МФЦ" 15.11.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 16.11.2023 в 06:42 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550320210823000033) признается 16.11.2023 в 06:42 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "Интеллектуальные решения" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 17.11.2023 по 27.11.2023 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 06.12.2023.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/7592/23) уведомление о рассмотрении 12.12.2023 в 11 час. 20 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 08.12.2023:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России ООО "Интеллектуальные решения" были представлены (вх. N 11765-ЭП/23 от 12.12.2023) пояснения и доказательства добросовестности по вышеизложенным фактам.
Представленные заказчиком (вх. N 11607/23 от 08.12.2023) сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, вся имеющаяся переписка между сторонами, а также информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта свидетельствуют о следующем.
17.07.2023 подрядчиком в адрес заказчика был направлен (исх. N 98) график выполнения работ, включающий сроки выполнения работ с 14.07.2023 по 14.08.2023.
20.07.2023, 28.07.2023, 04.08.2023 при участии представителей Министерства труда и социального развития Омской области, заказчика и подрядчика проведены рабочие совещания по вопросам исполнения поручений сторонами контракта при его исполнении, по результатам которых оформлены протоколы NN 1, 2 и 3.
14.08.2023 подрядчиком на официальном сайте ЕИС сформирован и размещен документ о приемке на сумму исполненных обязательств 2778520, 80 руб.
16.08.2023 ООО "Региональная экспертная служба" для заказчика была выдана справка (исх. N 39/5), согласно которой по результатам визуального и инструментального осмотра объекта экспертизы установлено, что по состоянию на 15.08.2023 объем закупленных материалов и выполненных работ составляет 35-55 %.
В мотивированном отказе заказчика от 17.08.2023, сформированном с использованием официального сайта ЕИС, отражены следующие причины и основания отказа в приемке: "объемы работ, которые указаны в документе о приемке, не соответствуют объемам работ, которые были фактически выполнены ООО "Интеллектуальные решения", что подтверждается справкой от 16.08.2023 N 39/5. На основании подпункта 8.5.3 контракта выражаем отказ от подписания акта о приемке выполненных работ N 3 от 14.08.2023".
Также 17.08.2023 учреждением в адрес общества направлен (исх. N исх-23/2045) отказ от подписания документа о приемке по аналогичной указанной выше причине.
28.08.2023 заказчиком направлено (исх. N исх-23/2106) требование о завершении работ в срок до 01.09.2023, в письме также отмечено, что с 19.08.2023 работы на объекте не производятся, работники отсутствуют.
04.09.2023 подрядчиком с использованием официального сайта ЕИС направлен документ о приемке на сумму 2778520, 80 руб. Из мотивированного отказа заказчика в приемке от 11.09.2023 следует: "Работы, указанные в КС-2 от 04.09.2023 г. не выполнены в полном объеме, что подтверждается заключением специалиста экспертной службы от 07.09.2023 г. N 9423".
В письме от 06.09.2023 заказчик информировал (исх. N исх-23/2167) общество о заключении договора N 100 от 04.08.2023 с ООО "Региональная экспертная служба" на оказание услуг по проведению независимой экспертизы о стоимости выполненных работ и их соответствия локальным сметным расчетам.
Выводы специалиста, отраженные в заключении N 9423 от 07.09.2023 на поставленный заказчиком вопрос "Определить стоимость выполненных работ и их соответствие локально-сметному расчету на объекте по адресу: г. Омск, ул. Чкалова, д. 25 (этаж 3)", сводились к тому, что стоимость фактически выполненных подрядчиком работ составляет 2354098, 56 руб.
08.09.2023 учреждение уведомило (исх. N исх-23/2187) подрядчика о готовности принять работы по контракту 11.09.2023.
18.09.2023 специалистом, выдавшим заключение N 9423 от 07.09.2023, было сообщено (исх. N 104) заказчику о выявленной технической ошибке. В соответствии с прилагавшимся к заключению локальным сметным расчетом стоимость выполненных работ составила 2340325, 15 руб.
19.09.2023 подрядчиком в личном кабинете официального сайта ЕИС сформирован и направлен документ о приемке, подтверждающий выполнение работ на сумму 2354098,56 руб. 25.09.2023 работы заказчиком согласно такому акту приняты в полном объеме. Оплата выполненных ООО "Интеллектуальные решения" работ осуществлена БУ "МФЦ" 02.10.2023 на сумму 2340325, 15 руб. (платежное поручение N 18200).
25.09.2023 заказчиком в адрес общества направлена (исх. N исх-23/2291) претензия об уплате неустойки (штрафа, пени) за выполнение работ не в полном объеме и просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Вместе с тем, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных заказчиком и обществом действий в рамках исполнения контракта, Комиссия установила следующее.
Из пояснений представителя подрядчика следовало, что условия локального сметного расчета, прилагавшегося к контракту, не соответствовали фактическим обстоятельствам, выявленным на месте производства работ.
Данные выводы согласуются и с заключением специалиста N 9423 от 07.09.2023, согласно которому при сопоставлении фактический объем выполненных обществом некоторых видов работ превышал объем, указанный в локальном сметном расчете (например, работы по демонтажу кабеля, установке розеток с заземлением винтовых клемм 2 модулей, суппорта 1 модуля универсального).
Представителем учреждения в данной части были даны пояснения о том, что для выполнения таких видов работ позднее был заключен самостоятельный договор.
Также в письме от 08.08.2023 (исх. N исх-23/1968) БУ "МФЦ" согласована замена комплектующих (розеток и суппорта) на иные аналогичные товары.
При этом заключение дополнительного соглашения в целях внесения изменений в локальный сметный расчет в соответствии с возникновением ранее приведенных обстоятельств заказчик не инициировал.
В рамках рассмотрения настоящего обращения представитель общества пояснил, что подрядчик от исполнения контракта не отказывался и принимал меры, направленные на надлежащее исполнение условий контракта, в частности, в сроки, регламентированные контрактом, работы для приемки заказчику были переданы.
Материалами дела подтверждается, что большая часть работ подрядчиком была выполнена и принята заказчиком.
При этом Комиссия учитывает, что между сторонами имеется спор относительно объёмов выполненных работ (разрешение которого, по убеждению Комиссии, невозможно без проведения соответствующей экспертизы).
В связи с указанным Комиссия не усматривает в действиях общества недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Согласно абзацу 5 подпункта "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании представленных документов и сведений Комиссия приходит к выводу о том, что подрядчиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий контракта, в связи с чем информация об ООО "Интеллектуальные решения" не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные решения" (454047, Челябинская область, Челябинский г.о., г. Челябинск, Металлургический вн. р-н, ул. Трудовая, д. 4, оф. 1), ИНН 7460010995, КПП 746001001;
- о директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные решения" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 745307266967.
2. Передать материалы рассмотрения настоящего обращения в Главное управление финансового контроля Омской области в целях проверки соблюдения бюджетным учреждением Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе требований к исполнению контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_"
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 декабря 2023 г. N 055/10/104-1334/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023