Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефиров А.Н. - начальник отдела закупок, заместитель председателя Комиссии;
Миняева А.О. - заместитель начальника отдела закупок, члена Комиссии;
Алексина А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев направленное бюджетным учреждения Омской области "Областной центр ветеринарного обеспечения" (далее - БУ "ОЦВО", учреждение, заказчик) обращение о включении информации об индивидуальном предпринимателе Товпеко Иване Дмитриевиче (далее - ИП Товпеко И.Д., предприниматель, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 55, заключенного 27.10.2023 (реестровый номер 2550307827423000022) по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по отбору проб почвы и гумированного остатка с территории скотомогильников (биотермических ям) (Реестровый номер 23.34.2146) (извещение N 0152200004723002100), размещенного Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - Мейзонова Александра Александровича (доверенность 07.12.2023 Nб/н);
уполномоченного органа - Сороки Анастасии Николаевны (доверенность от 31.01.2023 N 151);
предпринимателя - Кирьяновой Анастасии Сергеевны (доверенность от 01.12.2023 N б/н)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), в Омское УФАС России было направлено соответствующее обращение (вх. N 14466-ЭП/23 от 05.12.2023).
2. Из представленных материалов и информации следует, что 06.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004723002100 о проведении аукциона электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 573 764,03 руб.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 16.10.2023 подано 4 заявки на участие в закупке, лучшее ценовое предложение в размере 292 618,69 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 115105243 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.10.2023 свидетельствует о том, что заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требования извещения, победителем аукциона признан ИП Товпеко И.Д.
27.10.2023 между заказчиком и ИП Товпеко И.Д.. заключен контракт N 55 на выполнение работ по отбору проб почвы и гумированного остатка с территории скотомогильников (биотермических ям) (номер реестровой записи контракта 2550602086823000209), размещенный на официальном сайте в ЕИС.
21.11.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
3. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Товпеко Иване Дмитриевиче подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Согласно пункту 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Статьей 719 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Разделом 1 "Предмет контракта" контракта было установлено следующее:
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по отбору проб почвы и гуммированного остатка с территории скотомогильников (биотермических ям) (далее - работы), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с настоящим Контрактом.
1.2. Работы по настоящему контракту выполняются Подрядчиком с использованием его товаров (материалов) в объеме и порядке, определенном Техническим заданием на выполнение работ по отбору проб почвы и гумированного остатка с территории скотомогильников (биотермических ям) (Приложение N 1 к настоящему контракту) (далее - Техническое задание), Калькуляцией (приложение Приложение N 2 к настоящему контракту).
1.3. Место выполнения работ - в соответствии с Техническим заданием.
1.4. Срок (график) выполнения работ: в течение 3 (Трех) рабочих дней с даты заключения контракта".
Таким образом, подрядчик должен был выполнить работы по контракту в срок по 01.11.2023 включительно.
Раздел 4 контракта регламентировал, в том числе права и обязанности подрядчика, вытекающие из заключенного контракта.
В частности в соответствии с пунктами 4.4.2, 4.4.4 и 4.4.5 подрядчик обязан:
"4.4.2. Выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
4.4.4. Предоставлять:
4.4.4.1. Своевременно сведения и (или) документы и/или отчёт о ходе выполнения работ (далее - отчет) в соответствии с письменными запросами уполномоченных представителей Заказчика.
4.4.4.2. Своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего контракта (далее - информация).
При этом под своевременностью предоставления сведений и (или) документов и (или) отчета и (или) информации понимается их предоставление в срок не более 2 рабочих дней со дня получения запроса, а также в иных случаях - по собственной инициативе Подрядчика.
4.4.5. В течение 5 рабочих дней с даты завершения работ сформировать с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - усиленная ЭП) лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и разместить в ЕИС документ о приемке, а также предоставить в электронном виде счет-фактуру (счет) вместе с документом о приемке".
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.1.4 контракта было предусмотрено условие о том, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Также пунктом 8.7 контракта определено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны настоящего контракта от исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Хронология исполнения контракта свидетельствует о следующем.
18.10.2023 (исх. N 550) заказчик направил ИП Товпеко И.Д. письмо, согласно которому сообщалось, что 18.10.2023 подрядчику будет направлен проект контракта, а также направлена информация о лицах ответственных за исполнение контракта со стороны заказчика. ИП Товпеко предлагалось направить в заказчику список лиц, принимающих участие в выполнении работ, и копии прививочных сертификатов.
18.10.2023 (исх. N 23) ИП Товпеко И.Д. проинформировал о том, что на выполнение работ по отбору проб почвы и гуммированного остатка с территории скотомогильников (биотермической ям) назначены: <_> (оформление документов в рамках исполнения контракта) с приложением копий прививочных сертификатов на <_>.
20.10.2023 (исх. N 23) ИП Товпеко И.Д. проинформировал о том, что на выполнение работ по отбору проб почвы и гуммированного остатка с территории скотомогильников (биотермической ям) дополнительно назначены: <_> с приложением копий прививочных сертификатов на них.
20.10.2023 (исх. N 23) ИП Товпеко И.Д. выступил с просьбой согласовать применение гипохлорита-кальция 60% содержания хлора (в техническом задании обеззараживание производится хлорной известью, содержание 25% активного хлора).
23.10.2023 (исх. N 561) на запрос ИП Товпеко И.Д. от 20.10.2023 N 23 заказчик сообщил о том, что работы выполняются в строгом соответствии с техническим заданием. Самостоятельное применение других препаратов, а также технологии отбора проб, их упаковки и сроков доставки, будет расценено как существенное нарушение условий технического задания.
26.10.2023 (исх. N 23) ИП Товпеко И.Д. проинформировал о том, что на выполнение работ по отбору проб почвы и гуммированного остатка с территории скотомогильников (биотермической ям) дополнительно назначены: <_> с приложением копий прививочных сертификатов на них.
Заказчиком в материалы дела предоставлен паспорт качества на известь хлорную марки А, 1 сорт по ГОСТ Р 54562-2011 (массовая доля активного хлора %, не менее 25) ИП Гайнатуллин М.Ф.
26.10.2023 (исх. N 23) ИП Товпеко И.Д. направлено письмо с просьбой согласовать начало проведения работ с 27.10.2023 в 09 час. 00 мин. по местному времени.
27.10.2023 заключен контракт.
30.10.2023 (исх. N 580) заказчиком направлен запрос ИП Товпеко И.Д. с просьбой в соответствии с пунктом 3.1.1 технического задания к контракту предоставить заверенные копии журнала регистрации инструктажа работников по правилам работы на биологически опасном объекте (титульный лист и разворот с отметками).
Заказчиком в материалы дела предоставлен акт отбора проб (образов) биологического и патологического материала, взятых у животных от 27.10.2023, согласно которому в бюджетное учреждение Омской области "Омская областная ветеринарная лаборатория" для проведения бактериоскопического, бактериологического, биологического исследования 3 пробы (15 образцов) почвы с указанием дат отбора и отправки проб (образцов) - 27.10.2023 и 30.10.2023 соответственно.
31.10.2023 (исх. N 24) ИП Товпеко И.Д. направлено письмо с просьбой согласовать начало проведения работ с 31.10.2023 в 09 час. 00 мин. по местному времени.
Заказчиком в материалы дела предоставлен акт отбора проб (образов) биологического и патологического материала, взятых у животных от 31.10.2023, согласно которому в бюджетное учреждение Омской области "Омская областная ветеринарная лаборатория" для проведения бактериоскопического, бактериологического, биологического исследования 5 проб (25 образцов) почвы с указанием дат отбора и отправки проб (образцов) - 31.10.2023 и 01.11.2023 соответственно.
01.11.2023 (исх. N 584) заказчик направил запрос о предоставлении информации о ходе и сроках выполнения работ по отбору проб с указанием того, что в соответствии с пунктом 1.4 контракта срок (график) выполнения работ официально истек 31.10.2023.
Окончание срока выполнения работ 01.11.2023 включительно.
02.11.2023 ИП Товпеко И.Д. направлено заказчику письмо с просьбой оплатить выполненный объем работ и расторгнуть контракт по соглашению сторон исходя из следующего. По состоянию на 01.11.2023 работы выполнены частично, отобрано 8 объединенных проб и передано для проведения экспертизы. Также сообщено, что больше забор проб производится не будет, так как заказчик не известил и не указал в техническом задании класс сложности грунта (ручным ямобуром произвести отбор проб не возможно, отбор проб с привлечением средств малой и средней механизации, не предусмотрен контрактом). Срок выполнения работ необоснованно мал - 3 рабочих дня (опираясь на опыт работы буровой установки в течение полного рабочего дня срок выполнения работ - 10 рабочих дней). При этом подрядчиком опробованы все доступные способы отбора проб, в том числе с привлечением средств средней механизации.
Заказчиком в материалы дела предоставлен Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте (по правилам работы на биологически опасном объекте) за период с 18.10.2023 по 25.10.2023.
15.11.2023 (вх. N 581) подрядчик направил заказчику письмо от 14.11.2023 аналогичное по содержанию с письмом от 02.11.2023.
20.11.2023 (вх. N 586) подрядчик направил заказчику письмо от 20.11.2023 аналогичное по содержанию с письмам от 02.11.2023, от 15.11.2023 с приложением актов приема-передачи образцов для проведения исследований (испытаний) N 222 от 01.11.2023 и N 221 от 28.10.2023, в том числе с подписью представителя заказчика о принятии образцов.
Акт приема-передачи образцов для проведения исследований (испытаний) N 221 от 28.10.2023 содержит сведения об отборе следующих проб:
- объединенная проба N1 (с 1 по 5) 1 кг,
- объединенная проба N2 (с 6 по 10) 1 кг,
- объединенная проба N3 (с 11 по 15) 1 кг.
Акт приема-передачи образцов для проведения исследований (испытаний) N 222 от 01.11.2023 содержит сведения об отборе следующих проб:
- объединенная проба N4 (с 16 по 20) 1 кг,
- объединенная проба N5 (с 21 по 25) 1 кг,
- объединенная проба N8 (с 36 по 40) 1 кг,
- объединенная проба N9 (с 41 по 45) 1 кг,
- объединенная проба N10 (с 46 по 50) 1 кг.
21.11.2023 (исх. N 627) заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком принятых обязательств по контракту, а именно сроков выполнения работ, установленных пунктом 1.4 контракта.
Подрядчиком направлен ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, помимо прочего, в нем указано, что подрядчик своевременно приступил к выполнению работ, но в ходе их производства столкнулся с обстоятельствами, о которых был уведомлен заказчик (дата уведомления подрядчиком не указана). В частности при взятии проб почвы и гуммированного остатка оказалось, что класс грунта на территории скотомагильников IV категории (состоит из ломовой глины с высокой плотностью, плотной глины, жирной глины и суглинком). Для работы по бурению скважин в почве указанного класса используется буровая установка. У подрядчика имеется буровая установка КВ 30/150 (Германия), вышедшая из строя 28.10.2023 (пришел в негодность двойной радикально-поршневой насос). Поиск и покупка запчастей занимает продолжительное время. Исходя из того, что осуществляется ремонт необходимого оборудования ИП Товпеко И.Д. просил отменить решение об одностороннем отказе, продлить срок выполнения работ до 20.01.2024.
30.11.2023 (исх. N 637) заказчик направил требование об уплате неустойки по контракту.
30.11.2023 (исх. N 638) заказчик направил ответ подрядчику о том, что:
- подрядчиком нарушены сроки, предусмотренные пунктом 1.4 контракта,
- подрядчик имеет возможность самостоятельно определить класс сложности грунта для определения средств отбора проб, экспертиза класса сложности грунта заказчиком не осуществляется,
- оснований для отмены решения об одностороннем отказе нет, так как подрядчиком не устранены послужившие основанием его принятия нарушения.
Также заказчиком указано на то, что:
- 27.10.2023 для отбора проб почвы подрядчиком использовался мотобур, оснащенный бензиновым двигателем, а также шнековые буры для земляных работ, которые по просьбе подрядчика находились по состоянию на 30.11.2023 на хранении в Азовской ветеринарной лечебнице БУ "Таврическая ОМСББЖ" в технически исправном состоянии,
- 31.10.2023 для отбора проб почвы подрядчиком использовалась бурильно-крановая машина (отечественного производства) на базе автомобиля ГАЗ-66, которая отработала без поломок в установленный техническим заданием режим времени.
Работы не были выполнены в полном объеме.
Поскольку работы ИП Товпеко И.Д. не были выполнены в полном объеме 21.11.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 21.11.2023 было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Датой поступления предпринимателю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550307827423000022) признается 21.11.2023 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
Учитывая императивные требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, а также положения ГК РФ об исчислении сроков, предприниматель с момента надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении имело право на устранение допущенных нарушений в период с 22.11.2023 по 01.12.2023 включительно.
Информация о расторжении контракта размещена 05.12.2023.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 06.12.2023.
Также Омским УФАС России 06.12.2023 (исх. N ТШ/7612/23) в адрес предпринимателя было направлено уведомление с предложением о представлении письменных объяснений на обращение заказчика о включении информации в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 12.12.2023 в 14:30 час. (по омскому времени) настоящего обращения заказчика.
Содержание предоставленных (вх. N 11613-ЭП/23 от 11.12.2023) в Омское УФАС России пояснений сводится к следующему - в ходе работ подрядчиком обнаружено, что класс грунта на территории скотомагильников относится к IV категории и для работы по бурению скважин в почве указанного класса должна использоваться буровая установка. Имеющаяся у подрядчика буровая установка КВ 30/150 (Германия) вышла из строя 28.10.2023. В подтверждение факта ремонта оборудования приложен акт приема-передачи оборудования в ремонт 28.10.2023 в 15.00 в ООО "ЗЕНИТ" и платежное поручение N 381 от 28.10.2023 об оплате ООО "ЗЕНИТ" 8500 руб. за услуги по диагностике оборудования.
Комиссия отмечает, что уведомление заказчика о невозможности взять грунт на конкретных точках их забора до окончания срока исполнения контракта не осуществлялось, заказчик был извещен о данных обстоятельствах за пределами срока выполнения работ - только 02.11.2023.
Документальных доказательств невозможности взятия пробы (в том числе фиксирующих к какому классу грунта относится почва в местах забора проб) имеющимся в распоряжении у подрядчика оборудованием и техникой, отсутствия возможности арендовать необходимую технику и оборудование в материалы дела не предоставлено. В адрес заказчика такие документы также не направлялись.
Комиссия в целом скептически относится к данным доводам предпринимателя, так как возможность взятия 8 проб у подрядчика имелась.
Помимо указанного пунктом 4.3.5 контракта предусмотрено право подрядчика привлечь для выполнения работ по настоящему контракту субподрядчиков.
В связи с указанным Комиссия полагает, что приведенные обществом доводы не могут быть признаны обоснованными. В равной степени указанные обстоятельства, по убеждению Комиссии, не являются сопоставимыми с обстоятельствами, ссылка на которые содержится в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск.
Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об исполнении государственного и муниципального заказа и заключая соответствующий контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законом о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта с ним как лицом, осуществляющим выполнение государственного или муниципального заказа.
Подрядчик не обеспечил соблюдение прав заказчика относительно срока исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта.
Подписав контракт, подрядчик приобрел ряд публично-правовых обязанностей, недолжное исполнение которых влечет заранее предвидимые санкции. Поэтому степень заботливости при исполнении этих обязанностей с учетом возможных последствий следует считать собственным предпринимательским риском. Доказательств воздействия на подрядчика непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (статья 401 ГК РФ) в антимонопольный орган не представлено.
В настоящем случае небрежность, допущенная подрядчиком, привела к невозможности надлежащего исполнения контракта в установленные сроки, что в свою очередь повлекло наложение на него санкции за его недобросовестное поведение.
Предпринимателем не представлено доказательств о наличии каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы, не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту.
Из установленной Комиссией хронологии событий исполнения контракта, представленными в материалы дела документами подтверждается, что подрядчиком действительно было нарушено существенное условие контракта о конечном сроке выполнения работ, поскольку по условиям контракта он подлежал исполнению в срок не позднее 01.11.2023, при этом работы не были выполнены в полном объеме.
Предпринимателем также не реализовано право на устранение нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в регламентированный законом срок.
При рассмотрении настоящего обращения заказчика доказательств выполнения работ также не представлено.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В данном случае подрядчиком не доказано нарушение заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтвержден факт существенного нарушений условий контракта; подрядчиком не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В данном случае характер допущенного предпринимателем нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых подрядчиком обязательств по контракту; избранная модель поведения обществом, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в Реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию об индивидуальном предпринимателе Товпеко Иване Дмитриевиче (ИНН 325200189917).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 декабря 2023 г. N 055/10/104-1335/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2023
Решением Арбитражного суда Омской области от 8 июля 2024 г. по делу N А46-3632/2024, оставленным без изменения Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2024 г. N 08АП-8721/24 и Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2024 г. N Ф04-5802/2024 настоящее решение признано незаконным