Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в присутствии представителей от:
- заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" - Иванов А.А. представитель по доверенности от 13.12.2023 N76/2023; Лоханова А.В. представитель по доверенности от 02.10.2023 N65/2023; Ажиркова В.Н. представитель по доверенности от 13.12.2023 N74/2023; Пакулова И.В. представитель по доведенности от 13.12.2023 N 73/2023,
- уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края - представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
- участника закупки - ООО "Эвриал" - Смирнова М.А. представитель по доверенности от 08.12.2023 NЭЛ 03-12/23,
рассмотрев материалы дела N 7-3/719 по обращению заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - Обществе с ограниченной ответственностью "Эвриал" (ИНН 5012061335) (далее также - ООО "Эвриал", Подрядчик), генеральном директоре Конькове Е.В. (ИНН 422204362711), учредителях Общества Вязникове Е.И. (ИНН 422205684158) и Гладыше А.И. (ИНН 422206196604) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 03.09.2020 N 0122200002520004723-АН (реестровый номер контракта 22721093076 20 000106) на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Крытый футбольный манеж в г. Хабаровске", заключенного по результатам аукциона в электронной форме (извещение N 0122200002520004723 от 24.07.2020) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ООО "Эвриал",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
В ходе внеплановой проверки установлено, что уполномоченным органом для заказчика проведен аукцион на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Крытый футбольный манеж в г. Хабаровске".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 551 387 578, 55 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0122200002520004723 от 04.08.2020 заявка участника ООО "Эвриал" признана соответствующей, аукцион признан несостоявшимся.
19.08.2020 Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края (исх. N СК-12.3.61-12311) по результатам проведения внеплановой проверки согласовывает заключение контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Крытый футбольный манеж в г. Хабаровске" с единственным подрядчиком ООО "Эвриал" по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта).
03.09.2020 между ООО "Эвриал" и ПАО "Промсвязьбанк" заключен договор банковского сопровождения контракта.
Контракт N0122200002520004723-АН (далее - Контракт) между КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" (далее - Заказчик) и ООО "Эвриал" (далее - Подрядчик) заключен 03.09.2020 по результатам проведения электронного аукциона N0122200002520004723.
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является: Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Крытый футбольный манеж в г. Хабаровске" (далее - Работы, объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение 4), а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Объем выполняемых Работ: в соответствии с Технической частью (п. 1.2 контракта).
Согласно п. 1.3 контракта при исполнении контракта по согласованию Заказчика с Подрядчиком допускается выполнение работы, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 551 387 578, 55 рублей (п. 2.1 Контракта).
Цена контракта по годам:
2020 год - 162 034 091,87 рублей (что не более 162 034 091,87 рублей).
2021 год - 106 741 326,68 рублей (что не более 106 741 326,68 рублей).
2022 год - 282 612 160,00 рублей (что не более 282 612 160,00 рублей).
Пунктом 3.2 контракта установлено, что оплата Работ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на отдельный счет Подрядчика, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, в следующем порядке:
Аванс в размере 11,97 % от цены контракта (100,00% от цены 1 этапа, но не более 66 000 000,00 руб.), выплачивается в течение 30 дней с даты заключения контракта на основании счета предоставленного Подрядчиком;
Аванс в размере 17,42 % от цены контракта (100,00% от цены 2 этапа, но не более 96 034 091,87 руб.) выплачивается до 31.12.2020 года, на основании счета, предоставленного Подрядчиком.
Погашение суммы произведенного авансового платежа, принимается к зачету в соответствии с Графиком производства работ (Приложение к Технической части).
Оплата Работ (в том числе в случае досрочного выполнения Работ) осуществляется на основании выставленного Подрядчиком счета, счета-фактуры (при наличии) в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) по каждому этапу контракта (не более 99,67 % от стоимости работ по контракту).
Окончательный расчет с Подрядчиком, оставшиеся 10 % от цены последнего 17 этапа (0,33 % от цены контракта) производится Заказчиком с учетом ранее перечисленных Подрядчику денежных средств в течение 30 дней после приемки всех предусмотренных контрактом работ на основании подписанного Сторонами акта приемки объекта капитального строительства и заключения органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Расчет осуществляется по каждому этапу.
Согласно п. 4.1.1 контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта.
В соответствии с п. 4.2.1 Заказчик обязан подготовить и передать Подрядчику площадку для строительства, а также передать следующую документацию: материалы инженерных изысканий, проектную документацию, утвержденную в установленном порядке, допущенную Заказчиком к производству работ рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ, копию разрешения на строительство.
Обязанности Подрядчика установлены в п. 4.4 контракта:
- 4.4.1 принять на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта капитального строительства "Крытый футбольный манеж в г. Хабаровске" (далее - объект) в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением 4 к контракту и его неотъемлемой частью.
- 4.4.9 выполнить Работы, предусмотренные по настоящему контракту, в соответствии с Технической частью.
- 4.4.10 обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией.
- 4.4.15 обеспечить поставку необходимых для строительства материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение.
- 4.4.20 извещать Заказчика не позднее чем за 3 рабочих дня в письменной форме о выполнении скрытых работ, которые должны быть освидетельствованы, не позднее чем за 10 рабочих дней - о готовности к сдаче ответственных конструкций. Приступать к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком указанных работ, подписания актов приемки ответственных конструкций, актов освидетельствования скрытых работ.
- 4.4.25 письменно в трехдневный срок уведомлять Заказчика об обстоятельствах, замедляющих ход Работ, либо делающих их выполнение невозможным, о неблагоприятных для Заказчика последствиях выполнения его указаний, о способе исполнения Работ или иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут ухудшить результат выполняемой Работы.
4.4.26 приостановить выполнение Работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение одного рабочего дня после приостановки выполнения Работ.
В соответствии с п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ: Начало выполнения Работ: с 01.09.2020 года. Окончание Работ: не позднее 10.11.2022 года. Работы выполняются поэтапно в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ.
Из п. 5.2 контракта следует, что место выполнения Работ: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Хабаровск, примерно в 335 метров по направлению на юго-запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Кабельная, д. N 9.
Условия выполнения Работ: В соответствии с Технической частью (п. 5.3 контракта).
Порядок сдачи и приемки работ установлен в разделе 6 контракта.
Согласно п. 6.1 контракта результатом выполненных по настоящему контракту Работ является построенный объект капитального строительства, указанный в пункте 1.1 настоящего контракта, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6.2 контракта установлено, что приемка выполненных работ по объекту производится Заказчиком поэтапно, по каждому выполненному этапу Работ, в соответствии со сроками выполнения этапов Работ, установленными контрактом.
Так согласно п. 6.3 контракта, приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 10.1 контракта).
Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту (п. 12.1 контракта).
Согласно п. 14.1 контракта, настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 14.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- 14.2.1. В случае просрочки выполнения Работ, в том числе по отдельному этапу выполнения работ в соответствии с установленными контрактом сроками, более чем на 30 дней.
- 14.2.2. В случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствует требованиям, установленным в п. 4.4.39 настоящего контракта.
- 14.2.3. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно п. 14.4 контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно Технической части Приложение N1 к контракту:
- Результатом закупки являются Работы, выполнение в объеме, указанном в Сметной документации, Ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ в соответствии с проектной документацией, настоящей Технической частью, с надлежащим качеством.
- Результат Работ должен соответствовать нормативам, установленным в разделе "Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки" Технической части.
- Результатом выполненных работ является построенный объект капитального строительства в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
09.09.2020 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение к контракту N1 о внесении изменений в раздел 17 контракта (место нахождение и банковские реквизиты сторон).
13.01.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение к контракту N2 о внесении изменений в раздел 17 контракта (место нахождение и банковские реквизиты сторон).
27.12.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение к контракту N3 о внесении изменений:
- в п. 2.1 контракта установив и изменив цену контракта: 578 036 327, 71 рублей цену контракта по годам: 2020 год - 162 034 091, 87 рублей, 2022 год - 411 002 235, 84 рублей, 2023 год - 5 000 000, 00 рублей;
- в п. 3.2 контракта о размере и сроках выплаты аванса;
- в п. 5.1 контракта, установив срок выполнения работ с 01.09.2020, окончание работ не позднее 30.11.2024, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ.
Проанализировав представленные Заказчиком и Поставщиком документы, а также информацию, размещенную в ЕИС, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, согласно п. 5.1 контракта срок выполнения работ с 01.09.2020, срок окончания работ не позднее 10.11.2022. Указанный срок окончания работ продлен Заказчиком дополнительным соглашением N 3 к контракту - не позднее 30.11.2024.
24.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение размещено Заказчиком в ЕИС 24.11.2023. Из решения об одностороннем отказе следует, что с учетом условий контракта, работы выполняются поэтапно согласно Графику работ и предъявляются к приемке оплате. В соответствии с графиком работ с июля по октябрь 2023 года осуществляется выполнение работ по 26-29 этапу, строительный объем на сумму 47 005 286, 04 рублей. Фактически работ выполнено на сумму 0,00 рублей, сдача работ по 26-29 этапу Подрядчиком не производилась. За весь период исполнения контракта, Подрядчиком выполнены работы на сумму 90 198 540, 86 рублей, что составило 15 % от общего объема работ.
Контракт расторгнут 05.12.2023 по информации ЕИС.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (24.11.2023).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта (05.12.2023).
По состоянию на 24.11.2023, 05.12.2023 работы по контракту не завершены.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Также в ходе проведения проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Из пояснений Заказчика следует, что между КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" 03.09.2020 заключен государственный контракт N0122200002520004723-АН на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Крытый футбольный манеж в г. Хабаровске".
Пунктом 2.1 Контракта, с учетом заключенного к нему дополнительного соглашения N 3 от 27.12.2022, цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения государственного и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по государственному контракту и составляет 578 036 327,71 руб. Срок окончания выполнения работ не позднее 30.11.2024.
По состоянию на 11.12.2023 с момента заключения контракта всего принято и оплачено работ на общую сумму 90 198 540,86 рублей, что составляет 15,6% от общего объема работ. Таким образом, допущено существенное нарушение сроков выполнения работ.
C момента заключения контракта, Подрядчик был обеспечен проектной и рабочей документацией, а также финансированием на выполнение работ, что позволяло осуществлять строительство без остановки работ до настоящего времени. В адрес Заказчика со стороны Подрядчика в течение года поступали письма, о том что Подрядчик не может производить строительно-монтажные работы по монтажу металлоконструкций по разделам КМ1 и КМ2, денежных средств предусмотренных контрактом недостаточно, а также существует необходимость корректировки рабочей документации.
Заказчик со своей стороны в ответ на письма Подрядчика сообщал, что не видит необходимости в приостановке работ, кроме того Подрядчик обеспечен финансированием, в том числе включая аванс, который до настоящего времени не отработан в полном размере.
Подрядчик по необоснованным причинам не выполнял работы с 15.11.2021, по устройству фундаментов здания АБК и последующего монтажа металлоконструкций ссылаясь на вышеуказанные причины (корректировка рабочей документации, отсутствие денежных средств). К монтажу здания АБК (раздел КМ2) Подрядчик приступил в мае 2023 года и завершил их в полном объеме в июле 2023 года.
Также необходимо отметить, что Подрядчик письмом N1167 от 27.07.2023 уведомил Заказчика о согласовании фрагмента монтажа металлоконструкций (раздел КМ1) и графика освоения денежных средств с учетом ранее доведенных лимитов в размере 578 036 327,71 руб. Таким образом, Подрядчик подтвердил готовность, а главное возможность, монтажа металлоконструкций по ранее выданной проектной и рабочей документации, хотя ранее уверял Заказчика в невозможности выполнения данных работ без увеличения стоимости и корректировки проекта.
Кроме того, в обязанность Подрядчика по условиям контракта входит разработка раздела КМД, который разрабатывается на основании раздела КМ. Несмотря на то, что Заказчик передал Подрядчику раздел КМ в первой половине 2022, Подрядчик разработал раздел КМД только спустя год в июле 2023 года.
Таким образом, очевидно что препятствий, причин мешающих Подрядчику приступить к производству работ в 2021 году по монтажу металлоконструкций здания АБК (раздел КМ2), а также металлоконструкций основного корпуса по разделу КМ1 у Подрядчика не было.
В связи с чем, Протоколом N6 заседания координационного штаба по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения государственного Контракта N0122200002520004723-АН от 03.09.2020.
Расторжение контракта произведено заказчиком в соответствии с разделом 14 Контракта.
Также в адрес Подрядчика Заказчиком направлялись претензии с требованием об уплате неустойки по контракту (от 17.08.2023 N03-07-4918, от 21.11.2023 N03-07-6848).
В ходе проведения внеплановой проверки от ООО "Эвриал" в адрес Хабаровского УФАС России поступили письменные пояснения (исх. от 08.12.2023, вх. от 11.12.2023 N20308-ЭП/23; исх. от 12.12.2023, вх. от 12.12.2023 N 20513/23; исх. от 12.12.2023, вх. от 13.12.2023 N20592/23; исх. от 13.12.2023, вх. от 13.12.2023 N20647/23), согласно которым Общество не уклонялось от исполнения контракта, действия Заказчика привели к невозможности исполнить контракт, в связи с не своевременным предоставлением рабочей документации, необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию.
Из пояснений ООО "Эвриал" следует, что Общество не согласно с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, вины в просрочке выполнения работ не признает, в связи с чем ООО "Эвриал" подано исковое заявление о признании решения Заказчика об одностороннем отказе незаконным и понуждении заключить дополнительное соглашение об увеличении объема и стоимости работ (дело А73-19260/2023 в Арбитражном суде Хабаровского края). Представитель Общества также подтвердил готовность ООО "Эвриал" продолжить выполнение работ по контракту.
В виду невозможности продолжения выполнения работ ООО "Эвриал" направлял уведомления Заказчику о необходимости заключения дополнительного соглашения по изменению объемов работ и стоимости контракта.
Подрядчик неоднократно, в соответствии с п. 4.4.25 контракта уведомлял Заказчика об обстоятельствах, замедляющих ход строительства и делающих невозможным выполнение работ в срок из-за отсутствия рабочей документации, что подтверждается уведомлением об остановке работ от 09.04.2021 исх. N397.
Невозможность выполнить условия контракта Подрядчиком обусловлено исключительно действиями (бездействием Заказчика), а именно, не исполнение встречных обязательств по контракту по передаче рабочей документации в производство работ и финансированию строительства работ в соответствии с графиком производством работ.
Комиссия Хабаровского УФАС России, отмечает следующее:
В результате изучения материалов дела N7-3/719, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил Постановления N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Только по результатам рассмотрения всех требующих подтверждения/опровержения вопросов, антимонопольный орган принимает решение, учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является для последних мерой ответственности (санкцией), влекущей длительные негативные последствия.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Вместе с тем, п. 15 правил Постановления N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Законодательство о регулируемых закупках не содержит безусловной обязанности контролирующего органа (ФАС России) включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков, должен не только разрешить вопрос о наличии формальных оснований для включения в реестр, но и установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения, а не ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями контракта (п. 5.1 контракта) срок завершения работ не позднее 30.11.2024.
Вместе с тем, как установлено в ходе проведения проверки, Заказчиком принято решение о расторжении контракта 24.11.2023 и контракт расторгнут 05.12.2023, то есть раньше срока отведенного на выполнение работ.
Таким образом, Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения Подрядчиком условий контракта, что является основанием об отказе во включении сведений об ООО "Эвриал" (ИНН 5012061335), генеральном директоре Конькове Е.В. (ИНН 422204362711), учредителях Общества Вязникове Е.И. (ИНН 422205684158) и Гладыше А.И. (ИНН 422206196604) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края", в отношении ООО "Эвриал" (ИНН 5012061335), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 декабря 2023 г. N РНП-27-486
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2023