Резолютивная часть решения объявлена 14.12.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15.12.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:<_> ;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "ЧОП "ВОСТОК" (далее - Заявитель; ООО "ЧОП "ВОСТОК") <_>,
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека" (далее - Заказчик) ходатайство от 13.12.2023 г. о рассмотрении обращения в отсутствии Заказчика;
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЧОП "ВОСТОК" (далее - Участник закупки) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам электронного аукциона "Оказание охранных услуг", извещение N0334100010623000252 (далее - электронный аукцион), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратив
шими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 13 декабря 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЧОП "ВОСТОК".
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "ЧОП "ВОСТОК" в предусмотренные Федеральным законом N44-ФЗ сроки не представлено обеспечение исполнения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения Контракта и направлении рассматриваемого обращения о включении информации в Реестр.
ООО "ЧОП "ВОСТОК" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам запроса котировок с приложением подтверждающих документов, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России. Согласно представленным пояснениям, у общества отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта.
Комиссия, изучив изложенные обстоятельства, а также представленные участником закупки документы, приходит к выводу об отсутствии у ООО "ЧОП "ВОСТОК" умысла в уклонении от подписания проекта контракта.
Из материалов дела также следует, что ООО "ЧОП "ВОСТОК" предпринимались действия, направленные на заключение контракта по итогам электронного аукциона и свидетельствующие о заинтересованности участника закупки в заключении такого контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчиком 20 ноября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение о проведении электронного аукциона N0334100010623000252 "Оказание охранных услуг" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 965 031 рублей 04 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 28 ноября 2023 года.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 29.11.2023 NИЭА1 поступила одна заявка.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.11.2023 NИЭА1 размещен заказчиком в Единой информационной системе 29 ноября 2023 года
Согласно материалам дела проект контракта направлен заказчиком победителю 01 декабря 2023 года.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 2 части 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 01 декабря 2023 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его Обществом.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее одного рабочего дня, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 96 Федерального закона N44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (часть 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N44-ФЗ, обществу необходимо было подписать представленный проект контракта и разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в форме независимой гарантии или платежного поручения, подтверждающего внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, в срок до 08 декабря 2023 года.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частью 2 статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ установлены требования к условиям банковской гарантии.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ независимая гарантия должна быть безотзывной и должна также содержать отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании части 5 статьи 96 Федерального закона N44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что ООО "ЧОП "ВОСТОК" 07 декабря 2023 года подписало проект контракта и в качестве обеспечения исполнения государственного контракта представлена независимая гарантия NГ7-0151-23-776 от 04.12.2023 г. на сумму 148 251 рублей 55 копеек (сто сорок восемь тысяч двести пятьдесят один рубль 55 копеек) рублей, выданная Публичным акционерным обществом Социальный коммерческий банк Приморья "Примсоцбанк" (далее - Гарантия).
В соответствии с частью 7 статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ в случае отказа в принятии независимой гарантии Заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
11 декабря 2023 года Заказчик посредством электронной почты направил Обществу уведомление об отказе в принятии независимой банковской гарантии.
Причиной отказа в принятии банковской гарантии является отсутствие в банковской гарантии отлагательного условия, предусмотренного пунктом 6 части 2 статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ.
Термин "отлагательное условие" подразумевает, что договор или отдельные его пункты вступят в силу при наступлении или проявлении условий, прописанных в соответствующем разделе. То есть, договор, в котором присутствует отлагательное условие, даже после подписания вступает в действие не сразу, и (или) не полностью, а только в случае наступления соответствующей ситуации.
Согласно статьи 157 ГК РФ сделка будет считаться совершенной с отлагательным условием в том случае, когда обе стороны ставят возникновение определенных обязанностей или прав в зависимости от определенного, заранее оговоренного обстоятельства. Время наступление этого обстоятельства нельзя предсказать, а также наступит оно или нет.
Довод Общества о том, что отлагательное условие содержится в пункте 1 Банковской гарантии является необоснованным поскольку указанный пункт определяет условие, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, ООО "ЧОП "ВОСТОК" является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ, так как им не предоставлено в установленные сроки обеспечение исполнения контракта.
Заказчиком 11 декабря 2023 года размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.12.2023 NППУ20_1, согласно которому Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта в связи с несоответствием независимой гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, а именно представленная независимая гарантия не содержит обязательного отлагательного условия, предусмотренного пунктом 6 части 2 статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ.
Таким образом, поскольку победитель закупки ООО "ЧОП "ВОСТОК", с которым заключается контракт, не представил надлежащее обеспечение исполнения контракта в полном объеме в срок, установленный для заключения контракта, Заказчик разместил Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.12.2023 NППУ20_1.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 24 марта 2016 года N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняет, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; что, если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Таким образом, участник закупки принимая участие в закупке, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае непредставления обоснования предлагаемой цены контракта.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения информации в отношении ООО "ЧОП "ВОСТОК" в Реестр, поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
Из пояснений Общества следует, что у него присутствовало намерение заключить контракт и исполнить его в полном объеме.
На заседании Комиссии УФАС представитель Общества пояснил, что ООО "ЧОП "ВОСТОК" не имело намерения уклониться от заключения контракта. В предусмотренный Федеральным законом N44-ФЗ срок Обществом был размещен подписанный с его стороны проект контракта, а также в качестве обеспечения исполнения контракта представлена независимая гарантия NГ7-0151-23-776 от 04.12.2023 г. на сумму 148 251 рублей 55 копеек (сто сорок восемь тысяч двести пятьдесят один рубль 55 копеек) рублей, выданная Публичным акционерным обществом Социальный коммерческий банк Приморья "Примсоцбанк".
Учитывая изложенное, Комиссия Иркутского УФАС России полагает, что ООО "ЧОП "ВОСТОК" имело заинтересованность в заключении контракта и не имело намерения уклониться от заключения контракта.
Кроме того, Комиссия Иркутского УФАС России считает, что санкция в отношении ООО "ЧОП "ВОСТОК" в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных доказательств умышленного недобросовестного поведения Общества.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих намерение ООО "ЧОП "ВОСТОК" отказаться от заключения контракта и недобросовестности его поведения.
На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "ЧОП "ВОСТОК" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЧОП "ВОСТОК" (<_>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа и учредителе Общества с ограниченной ответственностью "ЧОП "ВОСТОК" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2023